Овладения связной речью - важная составляющая общей речевой культуры дошкольника. М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженская, Л. А. Пеневська и др. в своих исследованиях подробно освещают вопросы формирования связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Ученые указывают на то, что уже в 2-3 года у детей появляются элементы монологической речи.
Работа по развитию связной речи в младшей группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) должно происходить на уровне импрессивного и экспрессивной речи путем отработки как отдельных предложений, так и текстов [6].
Для общения с дошкольниками с ОНР целесообразно использовать не только занятия, но и режимные моменты (одевание, прогулки, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), наблюдение за окружающей (деятельностью людей, явлениями природы и т.д.), специально создавать ситуации общения во время игр в игровом уголке. Даже если ребенок еще не говорит, учитель-логопед обращается к ней, задает вопросы, а затем делает паузу и отвечает на вопросы сам.
Расширение понимания связной речи на уровне предложений происходит путем выполнения одно- и двусложных инструкций, проведение специальных игр и упражнений, в которых дети замечают ошибки в деформированных синтаксических конструкциях с опорой на наглядность.
Целесообразно обращаться к детям с вопросами с целью уточнения правильности сказанного, когда учитель-логопед сам спрашивает и сам отвечает (например, это мишка Да, это мишка. Мишка сидит на кровати Нет, мишка лежит на кровати). Таким образом осуществляется формирование слухового и смыслового контроля на синтаксическом уровне, уточнение смысловых связей между словами в предложении [7, с.210].
Расширение понимания связной речи на уровне текста происходит путем наблюдения за предметами, при рассмотрении картин, при просмотре простых инсценировок настольного, кукольного театра, принятия посильного участия в праздниках и развлечениях группы.
Таким образом осуществляется формирование у детей слуховой и зрительной внимания, развитие смыслового контроля путем выработки умения внимательно слушать рассказы сказок, чтение художественных произведений, рассматривать иллюстрации, понимать рассказ педагога по картине [3, с.55].
Использование в процессе занятий стихов и рифмованных загадок своим ритмичным повторением обеспечивает внутреннюю организацию текста. Поэтому будет полезным совмещать стихотворные миниатюры с мелодией, ритмичными, повторяющимися движениями, ведь они помогают лучше воспринять, понять и запомнить текст. Все это выступает эффективным стимулятором в развитии активной речи младших дошкольников с ОНР.
Стоит отметить, что для лучшего усвоения содержания произведения детьми сказка рассказывается, а рассказ читается педагогом 2 раза, а потешки - 3-4 раза. Читая текст, целесообразно эмоционально обыграть его, используя иллюстративный материал, игрушки или другие предметы. Не следует читать детям много стихотворных текстов одновременно. Целесообразно знакомить с ними детей постепенно, отмечать такие стихи, которые понравились им больше всего.
Речь ребенка развивается в процессе общения путем имитации, заимствования речи взрослых, опоры на реальные предмет или картинку. Дети полностью подражают речи людей, которые их окружают. Именно поэтому, чтобы коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР происходила эффективно, речь педагогов, логопедов и родителей должно быть [5, с.80]:
- правильной - без речевых нарушений и "сюсюканье";
- разборчивой - с четким произнесением слов, с выделением ударного слога;
- простой - насыщенный простыми фразами из 2-4 слов;
- повторяющейся - с многократным использованием одних и тех же слов в течение определенного времени;
- разноцветной - с использованием различной интонации, пауз, силы голоса, изменения темпа;
- живой - сопровождаться выразительной мимикой и (при необходимости) жестами [5, с.82].
Основными задачами на этом этапе является преодоление речевого негативизма дошкольников и выработки у них речевой активности. Дети дошкольного возраста с ОНР нуждаются в общении значительно выше, чем тот уровень речевого развития, на котором они находятся.
Отсутствие речевых средств к порождению собственных высказываний вызывает у детей негативизм, поэтому учитель-логопед в тесном сотрудничестве с родителями и другими педагогами дошкольного учебного заведения должен приложить максимум усилий, чтобы дошкольник поверил в свои силы на пути овладения речью.
Развитие связной экспрессивной речью на уровне предложения происходит путем договариваний за взрослым слов и словосочетаний в стихотворных или песенных текстах, ответов на вопросы взрослых, выполнение одно- и двусложных инструкций под комментированием своих действий, самостоятельной постановки вопросов с обязательным использованием вопросительной интонации [56].
На основе использования педагогами межанализаторных связей у дошкольников с ОНР происходит формирование первоэлементов описательного речи. Многочисленные научные исследования показывают, что факторами, которые облегчают и направляют процесс становления связной описательной речи, является наглядность (С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина и др.) и моделирование плана высказывания (Л. С. Выготский).
Детей четвертого года жизни с ОНР знакомят с цветом, формой и величиной предметов и именно на этой основе следует строить работу с отраженного описания. Учитель-логопед спрашивает и сам отвечает, а ребенок повторяет за ним двосливне предложения [49, с.151].
Целесообразно начинать отражен описание на материале хорошо знакомых детям предметов, таких как игрушки. Например: Это мяч. Мяч большой. Мяч круглый. Мяч синий.
Стоит предлагать дошкольникам рассматривать и ощупывать предмет, манипулировать им. Целесообразно также будет рисования данного предмета. Помогая ребенку выбрать краску нужного цвета, провести круговые линии, комментируя совместные действия, педагог способствует закреплению у нее навыков описательного речи на практическом уровне.
Именно благодаря привлечению в учебный процесс всех анализаторов возможен пластический динамичное развитие речи детей в целом.
Для развития связной речи младших дошкольников с ОНР является продуктивным использования на занятиях по изобразительной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют появлению у детей речевой активности. Так, "забыть" положить лист бумаги, кисточка или карандаш, в результате чего ребенок будет вынуждена попросить их, то есть проявить речевую инициативу, обогатить коммуникативную направленность речи [35, с.102].
Необходимо развивать и закреплять желание детей говорить. Для этого нужно поддерживать каждое инициативное словесное обращение дошкольника, превращать его по возможности в разговор, давать словесные поручения, расширять круг потребностей ребенка в общении.
Дети четвертого года жизни с ОНР, используя помощь педагога, с опорой на наглядность и наводящие вопросы учатся составлять простое предложение с одним действующим лицом - сначала распространение, из двух слов, а после его усвоения - распространенное, с прямым дополнением в винительном падеже.
Начиная работу над элементарной фразой, сначала желательно использовать в качестве сказуемого указательные местоимения (Оля здесь. Мама там) и только потом - глаголы в форме повелительного наклонения. Глагол, отрабатывается, целесообразно брать только в одной форме, ибо любая другая его форма воспринимается детьми как совершенно новое слово. На последующих этапах к двусложным предложениям стоит добавлять прямое дополнение.
Значительное внимание на занятиях следует уделять интонации (побудительной, утвердительной, отрицательной или вопросительной), ведь известно, что даже с 6 мес. у детей имеется семантическая значимость интонации и прослеживается разная интонация при произнесении гласных.
Вопросительная интонация с использованием логико-грамматических категорий: Кто? Что делать? Что ты делаешь? Что это? Где? позволяет активизировать речь дошкольников с ОНР и обогатить речевой опыт детей.
Примером такой работы может стать игра-занятие "Стали игрушки все в ряд", в которой учитель-логопед предлагает детям поиграть, раздает им по одной большой карточке лото с изображением трех игрушек, предлагает каждому рассмотреть их и отметить, что на них нарисовано. Педагог помогает детям задавать вопрос: "Кто это? Что это?". Дети называют изображение полными словами.
Когда все дети ответили, учитель-логопед берет одну маленькую карточку, показывает ее всем и спрашивает: "Кто (что) это?". Дети называют: "Это машина".
Учитель-логопед обращается к ребенку, у которого на большой карте есть машина, и спрашивает: "Петя, где у тебя машина?". Ребенок находит и показывает изображение, а учитель-логопед акцентирует: «Вот машина". Ребенок повторяет фразу за учителем-логопедом [30].
Педагог говорит: «Петя, попроси у меня машину. Скажи: дай машину». Ребенок повторяет. Учитель-логопед отдает картинку, говорит: "На машину", - и помогает ему найти и закрыть аналогичное изображение на большой карте. При этом карта выкладывается чистой стороной вверх. Такая же работа проводится поочередно с остальными картинок.
После того, как дети закроют все картинки на своих больших картах, учитель-логопед спрашивает у каждого: "Коля, где у тебя спрятался мячик? Найди мячик ". Каждый ребенок самостоятельно или с помощью педагога находит и переворачивает картинку изображением вверх.
Когда все картинки открыты, учитель-логопед просит ребенка: "Галинка, дай мне куклу". Девочка берет маленькую картинку с изображением куклы, отдает ее, повторяя за учителем-логопедом фразу: «На куклу". Так все дети по очереди отдают свои картинки. В конце занятия учитель-логопед просит каждого ребенка вернуть ему большую карточку.
В процессе коррекционно-развивающей работы осуществляется формирование диалогической речи путем сообщений вопросов, побуждений, ответов на вопросы педагога по содержанию предметных и несложных сюжетных рисунков. Сначала формируются микродиалог, а затем методически правильно организованная игра становится эффективным средством активизации вербальной коммуникации, что приводит к саморазвитию полноценного диалога [30].
Работа с диалогом охватывает все части речи. Например: Кто это? Это кошка. Какая кошка? Маленькая кошечка. Что делает кошка? Кошка спит.
Обращаясь к детям, целесообразно использовать различные варианты вопросов:
- обобщенные вопросы, в которых не указывается предмет (Ты что-то хочешь?);
- конкретные вопросы (Что тебе дать?);
- вопрос с уточнением (что тебе достать с полки?);
- различные варианты вопросов с постепенной конкретизацией их содержания (Тебе дать коробку Что ты хочешь получить из коробки Что ты получаешь? Что ты получил? Что это?);
- вопрос, предусматривающих выбор (с которой машинкой ты хочешь поиграть, ты хочешь синюю или красную машинку?).
Работа по развитию связной экспрессивной речи на уровне текста требует длительной подготовительной работы. Формирование коммуникативно-речевых навыков дошкольников с ОНР, установление ими социальных связей, накопление социального опыта происходит в непродолжительных подвижных, строительных играх, играх-забавах с другими детьми группы (5-10 мин.), несложных сюжетных действиях с образными игрушками, в которых дети обращаются в вербальной форме к взрослому или иного ребенка с просьбой о помощи или с вопросом.
В процессе коррекционно-развивающей работы у детей четвертого года жизни с ОНР происходит развитие вербальной памяти путем изучения наизусть небольших стихотворений, фрагментов песенок и стишков (1-2 строки) с опорой на наглядность, за демонстрацией отдельных действий. Такие виды работы являются хорошим основанием для овладения навыками составления рассказа по картине.
Дошкольники с ОНР учатся, используя наводящие вопросы педагога, составлять элементарную рассказ по картине (1-2 предложения из 2-3 слов) путем рассмотрения картины, учатся замечать главное и отвечать на вопросы по ее содержанию [33, с.256].
Постановка вопросов - ведущий прием при работе с картиной. Учитель-логопед должен тщательно продумывать вопросы, ведь они должны помочь детям понять общий смысл картины, направлять их внимание на взаимосвязь отдельных деталей, способствовать целенаправленному описания.
Можно использовать при работе с младшими дошкольниками следующие вопросы:
1) ответ на которые подсказывает само содержание картины (что делает девочка?);
2) мобилизующие личный опыт ребенка (чем мальчик моет руки?);
3) в виде ответа-предсказания, выходит за пределы изображенного (Интересно, что он говорит зайчик?) [33, с.58].
Следует отметить, что вопросов к стихам могут быть 1-2, а в сказках их количество не должно превышать 2-3.
В конце учебного года дети четвертого года жизни с ОНР способны составлять связный рассказ с опорой на наглядность с сохранением смыслового структурирования ситуации и правильного порядка слов в предложении на хорошо знакомом материале. Так, с помощью педагога дети способны вспомнить и воспроизвести сказку ( "Курочка Ряба", "Колобок"), не искажая смысла [24].
Итак, работа по формированию связной речи детей с ОНР долговременная и кропотливая и требует от логопеда терпения и настойчивости. Только при сформированности простых, а затем и сложносочиненных и сложноподчиненных предложений возможен полноценное развитие детской речи, что указывает на важность логопедической работы в этом направлении.
Выводы по 1 главе
Из вышесказанного можно сделать вывод, что связная речь представляет собой последовательно и систематически развернутое изложение, осуществляемое в двух основных формах – диалоге и монологе, при этом первостепенной функцией связной речи является коммуникативная. Для того чтобы быть понятым слушателем, связное высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно.
Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Формирование связного высказывания в онтогенезе проходит сложный путь развития, который реализуется в двух направлениях: в овладении языковой действительностью - от слова к связному монологическому высказыванию; в овладении содержательной стороной связного высказывания - от общего смысла к конкретному детализированному представлению. Дети пяти-шести лет владеют основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.
Общее недоразвитие речи как системное речевое нарушение, проявляется у детей в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с аграмматизмами и элементами фонетико-фонематического недоразвития.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.