Формы взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существование в сознании педагогов или родителей таких стереотипов может существенно осложнять процесс включения ребенка с особенностями в среду нормально развивающихся сверстников. Любой социальный стереотип как мнение об объекте формирует особое отношение к этому объекту, практически всегда оно негативное, предвзятое. В свою очередь, такое отношение находит отражение в действиях по ущемлению прав, т.е. дискриминации носителя стереотипа.

Поэтому родители отказываются отдавать своего ребенка в группу или класс интегрированного обучения и воспитания (например, опасаясь причинения ущерба своему ребенку), обычные педагоги практически не обращают внимания на ребенка с ОПФР (его все-равно практически невозможно научить). Негативное отношение перенимают дети, и ребенок с ОПФР сталкивается с непринятием, оказывается изолированным в коллективе.

Коротко перечислим основные интерактивные методы педагогического взаимодействия, которые можно использовать в работе по разрушению стереотипов:

* создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации («коммуникативная атака»);

* организация обмена деятельностями (сочетание индивидуальной и групповой совместной работы);

* организация смыслотворчества (создание участниками процесса нового содержания педагогического процесса);

* организация мыследеятельности (способствуют мобилизации творческого потенциала, развитию положительной мотивации, стимулируют активную мыслительную деятельность);

* организация рефлексивной деятельности (самоанализ и самооценка своей деятельности);

* интегративные игры (интегрируются все ведущие функции интерактивных методов.

В работе с родителями учитель совместно с учителем-дефектологом может использовать как традиционные формы:

-      общеклассные родительские собрания и конференции,

-      групповые и индивидуальные консультации,

-      посещения на дому,

-      проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий,

-      оформление стендового материала и др.

нетрадиционные формы, реализуемые в различных форматах:

-      круглые столы,

-      семинары, тренинги,

-      анализ ситуаций,

-      подготовка и распространение буклетов,

-      организация работы «Школы для родителей», «Родительского клуба»,

-      творческие лаборатории родителей,

-      педагогическая мастерская,

-      имитационные формы (организационно-деятельностная игра, ролевая игра),

-      социальный интерактивный театр (СИТ),

-      конкурсы, проведение совместных занятий (ребёнок, педагог, родитель (законный представитель) и др.

Важно сформировать представление о собственном ребёнке как о самоценной личности, имеющей своё собственное, отличное от других, восприятие окружающей действительности.

Выбор формы работы обусловливается рядом факторов, самыми значимыми из которых являются: цель (то, чего хочется достичь: информированность родителей по определенным вопросам; изменение отношения, изменение поведения, овладение определёнными компетенциями и т. д.) и содержание (то, что является сущностью задачи)

Методы работы педагога с родителями могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Педагогу следует использовать различные методы:

1)    беседы, лектории для родителей с разнообразной тематикой («Дружба детей: как создавать и сохранять дружеские отношения», «Каждый имеет право быть разным», «Инклюзия: что это такое?» и др.);

2)    фото-/видеофрагменты уроков, праздников, проведения досуга в целях детального разбора определённых форм и методов воспитания и обучения детей; обмен опытом успешного семейного воспитания;

3)    ответы на вопросы родителей;

4)    подбор литературы и других материалов (кино и видео) по запросу родителей;

5)    анализ историй успеха людей с инвалидностью;

6)    привлечение представителей общественных организаций и объединений («Откровение», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ), «Особый мир», «Дети. Аутизм. Родители» и др.);

7)    привлечение лиц с инвалидностью в качестве экспертов в проведении просветительской и информационной работы;

8)    привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;

9)    разработка памяток по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка;

10)  игры-соревнования, походы, экскурсии и т. д. 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 665.