Существование в сознании педагогов или родителей таких стереотипов может существенно осложнять процесс включения ребенка с особенностями в среду нормально развивающихся сверстников. Любой социальный стереотип как мнение об объекте формирует особое отношение к этому объекту, практически всегда оно негативное, предвзятое. В свою очередь, такое отношение находит отражение в действиях по ущемлению прав, т.е. дискриминации носителя стереотипа.
Поэтому родители отказываются отдавать своего ребенка в группу или класс интегрированного обучения и воспитания (например, опасаясь причинения ущерба своему ребенку), обычные педагоги практически не обращают внимания на ребенка с ОПФР (его все-равно практически невозможно научить). Негативное отношение перенимают дети, и ребенок с ОПФР сталкивается с непринятием, оказывается изолированным в коллективе.
Коротко перечислим основные интерактивные методы педагогического взаимодействия, которые можно использовать в работе по разрушению стереотипов:
* создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации («коммуникативная атака»);
* организация обмена деятельностями (сочетание индивидуальной и групповой совместной работы);
* организация смыслотворчества (создание участниками процесса нового содержания педагогического процесса);
* организация мыследеятельности (способствуют мобилизации творческого потенциала, развитию положительной мотивации, стимулируют активную мыслительную деятельность);
* организация рефлексивной деятельности (самоанализ и самооценка своей деятельности);
* интегративные игры (интегрируются все ведущие функции интерактивных методов.
В работе с родителями учитель совместно с учителем-дефектологом может использовать как традиционные формы:
- общеклассные родительские собрания и конференции,
- групповые и индивидуальные консультации,
- посещения на дому,
- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий,
- оформление стендового материала и др.
нетрадиционные формы, реализуемые в различных форматах:
- круглые столы,
- семинары, тренинги,
- анализ ситуаций,
- подготовка и распространение буклетов,
- организация работы «Школы для родителей», «Родительского клуба»,
- творческие лаборатории родителей,
- педагогическая мастерская,
- имитационные формы (организационно-деятельностная игра, ролевая игра),
- социальный интерактивный театр (СИТ),
- конкурсы, проведение совместных занятий (ребёнок, педагог, родитель (законный представитель) и др.
Важно сформировать представление о собственном ребёнке как о самоценной личности, имеющей своё собственное, отличное от других, восприятие окружающей действительности.
Выбор формы работы обусловливается рядом факторов, самыми значимыми из которых являются: цель (то, чего хочется достичь: информированность родителей по определенным вопросам; изменение отношения, изменение поведения, овладение определёнными компетенциями и т. д.) и содержание (то, что является сущностью задачи)
Методы работы педагога с родителями могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Педагогу следует использовать различные методы:
1) беседы, лектории для родителей с разнообразной тематикой («Дружба детей: как создавать и сохранять дружеские отношения», «Каждый имеет право быть разным», «Инклюзия: что это такое?» и др.);
2) фото-/видеофрагменты уроков, праздников, проведения досуга в целях детального разбора определённых форм и методов воспитания и обучения детей; обмен опытом успешного семейного воспитания;
3) ответы на вопросы родителей;
4) подбор литературы и других материалов (кино и видео) по запросу родителей;
5) анализ историй успеха людей с инвалидностью;
6) привлечение представителей общественных организаций и объединений («Откровение», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ), «Особый мир», «Дети. Аутизм. Родители» и др.);
7) привлечение лиц с инвалидностью в качестве экспертов в проведении просветительской и информационной работы;
8) привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
9) разработка памяток по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка;
10) игры-соревнования, походы, экскурсии и т. д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 669.