Понятие классической научной рациональности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исходным материалом для различения типов научной рациональности в отечественной философии науки послужили революции в физике. Классическая рациональность, по мнению акад. В. С. Стёпина, формируется на основе общенаучной рациональности в начале Нового времени, и охватывает собой примерно триста лет в истории науки, XVII-XIX вв. Её характерные черты таковы:

1) в человеке есть разум, который способен как бы «со стороны» познавать мир, существующий сам по себе, независимо от разума;

2) цель научного познания мира – построение чисто объективной картины мира, то есть познание вещей такими, каковы они сами по себе, независимо от нас;

3) поэтому из научного знания (в отличие от иных видов знания) должно быть элиминировано (удалено) всё, что относится к субъекту познания, его свойствам, средствам его познавательной деятельности, познавательным и практическим операциям;

4) главная методологическая проблема для учёного и философа – отношение теории и опыта (фактов), причём теория рассматривается как индуктивное обобщение опыта;

5) есть лишь один, единый для всех наук, правильный научный метод, ведущий к одной-единственной истинной теории относительно данного предмета исследования; можно назвать эти признаки методологическим универсализмом и фундаментализмом.

Такое понимание науки, по мнению В.С.Стёпина и других исследователей, выражает не общую сущность науки и научного мышления, но лишь их особую разновидность, частную модификацию, обусловленную особенностями европейского общества эпохи Возрождения и Нового времени.

Если же опираться не только на историю физики, и не только на Новое время, то следует описать классический идеал научности несколько иначе:

1) мир устроен разумно;

2) жизнь имеет смысл;

3) разум – высшая способность человека;

4) человек может и должен жить разумно, и именно в этом состоит его высшее благо;

5 разум един во всех людях;

6) истина первоначально скрыта, но достижима, мир познаваем;

7) истина – одна для всех людей, она – всеобщая, общезначимая;

8) наука - наиболее совершенное знание, она включает в себя только истину;

9) существуют универсальные, единые для всех наук методы познания истины;

10) разум обладает способностью самосознания:  он способен дать себе полный отчёт в своих собственных действиях;

11) способность разума осознавать и контролировать любое своё действие служит в конечном счёте основанием достоверности знания и признания истинности утверждения;

12) разум – самостоятельная, спонтанная деятельность, а мир - предмет деятельности; любая вещь дана нам в структуре самосознательного, деятельного, контролируемого субъект-объектного отношения;

13) поскольку разум автономен, самостоятелен, то и учёный,  т. е. человек, в котором разум проявляет себя в наиболее полной мере, автономен, самостоятелен и самодостаточен в своих занятиях; содержание научного знания не зависит от факторов, лежащих вне науки;

14) мир – один, разум – един во всех людях, знание о мире – едино, опыт познания и деятельности отдельных людей складывается в единый общечеловеческий опыт;

15) наука познаёт сущность вещей; и единство разума позволяет каждому своим собственным разумом видеть эту общую сущность вещей;

16) существуют абсолютные исходные точки опоры в познании, непосредственные достоверности (в мышлении или чувственном восприятии), имеющие всеобщее, безотносительное значение;

17) философия может и должна быть наукой, причём – высшей наукой, которая даёт первую основу всем другим наукам, объединяет их в одну систему и ставит на службу высшим целям человека.

Этот классический дух проявил себя не только в философии и частных науках, но и в экономике, в политике, в искусстве, в педагогике и т. д. В разных областях культуры молчаливо кладётся в основу представление о человеке как разумном, самостоятельном и свободном  существе, в котором есть «искра Божья», независимая от любых обстоятельств своего горения. Классический дух рисует и образ учёного, как человека, в котором общечеловеческая - разумная - сущность нашла наиболее полное и чистое выражение, как создателя и носителя знания, нужного всем, как обладателя истины, к которой по природе стремится каждый человек.

Этот идеал научности сформировался в эпоху античности и существовал на протяжении двадцати пяти веков. Этому образцу Аристотеля-Евклида следовали Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн, Планк. Вплоть до недавнего времени он был для учёных практически самоочевидным. Сегодня этот идеал подвергается сомнению, критике, разрушению и отрицанию, преимущественно – в философии, в некоторой степени – в конкретных науках.

 

Философия науки Декарта

 

Работы Рене Декарта (1596 - 1650) показывают нераздельное единство философии и науки в эпоху классической рациональности. В отличие от Бэкона, он не доверяет чувственному восприятию, и видит первооснову науки не в отдельных фактах, а в способности разума к самосознанию и самопознанию. Начало науки - рефлексия, интеллектуальная интуиция, математическая дедукция. Рационалистически-математический метод приводит к чисто механистическому пониманию мира.

Декарт стремился применить математический метод для решения всех научных проблем, и считал науку в целом своего рода универсальной математикой. Метод один, меняется лишь предмет его приложения. В математике он применяется к числам и фигурам, но может быть применён и к любым объектам научного познания.

Декарт сформулировал четыре простых правила своего метода:

Ø интеллектуальная интуиция (очевидность): признавать истинным только то, что представляется моему уму совершенно ясно и отчётливо; заметим: никаких других критериев истинности не существует;

Ø анализ - разделять каждую проблему на возможно более простые части;

Ø синтез – познавать методически, шаг за шагом, продвигаясь от предметов наиболее простых и легко познаваемых к познанию более сложного, так, чтобы каждый шаг и вся цепочка познаний были совершенно ясны, отчётливы и достоверны;

Ø полнота (систематичность) – время от времени необходимо составлять перечни и обзоры сделанного, чтобы ничего не упустить.

Наиболее общие принципы исследования и даже всеобщие законы природы должны быть установлены с самого начала, a priori, найдены разумом в самом себе. Из этого первичного интуитивно-рефлексивного знания можно затем дедуктивно извлечь и построить целую систему мира, обращаясь к опыту для выяснения частностей.

Если мы находим в собственном уме идею, которую с полной очевидностью признаём истинной, то в этой идее мне дана сама вещь, существующая в мире независимо от меня. Если мы мыслим правильно, переходя от одной идеи к другой методически, ясно и отчётливо, по правилам логики, то порядок и связь идей точно воспроизведут порядок и связь вещей. Как и Парменид, Декарт твёрдо убеждён, что истинное бытие – это то, и только то, что мыслится разумом (а не дано в чувственном восприятии, не дано в воображении). Совершенно ясно и отчётливо разумом мыслится только то, что составляет предмет математики. То, что мыслится в математике, и составляет подлинную сущность реальных вещей, данных нам в опыте. В действительности существуют лишь протяжение, фигура и перемещение. Все ощущаемые качественные различия – субъективные, кажущиеся. Все науки могут быть сведены к механике, а механика – к геометрии и алгебре. Даже живое существо – на самом деле машина, автомат. Единственное исключение – человек, в котором есть бестелесная душа.

Высшей наукой Декарт, как и Вольф, считал не математику и физику, а метафизику. Для того, чтобы научно решить её главные проблемы (для Декарта это - Бог, душа, бессмертие) также следует применить указанный метод. Именно в своих метафизических размышлениях Декарт находит высшую аксиому всех наук, обладающую абсолютной достоверностью. Первооснову и источник всякой достоверности вообще Декарт нашёл в самосознании, способности ума (мышления) сознавать своё существование и свои действия, в самодостоверности мышления. Важно отметить, что в поиске абсолютно несомненной истины Декарт применяет скептический метод – абсолютное сомнение, не признающее вообще ничего истинного. Из достоверности существования мышления для самого себя Декарт вывел и первое, главное, правило своего научного метода.

Исходя из абсолютной достоверности существования мыслящего «я» и анализа найденных в нём идей, можно доказать бытие Бога, затем вывести из бытия Бога и других идей души существование природы, а также общие свойства всех природных тел и всеобщие законы природы, и лишь после этого можно перейти к объяснению конкретных физических явлений, привлекая для этого данные опыта.

Для философии науки крайне важно следующее: весь ход рассуждений Декарта показывает: истинная опора классической рационалистической методологии – это признание

Ø радикального отличия души от тела

Ø бытия Бога.

Душа есть вещь мыслящая, но не протяжённая, а тело есть вещь протяжённая, но не мыслящая. Без признания самостоятельного, не зависящего от тела бытия души методология рационализма рушится, так как иначе душа не могла бы спонтанно и самостоятельно (чисто логически) переходить от одной идеи к другой. Для рационалиста идеи – самостоятельная реальность, даже более реальная, чем реальность вещей.

Методология рационализма рушится и без признания бытия Бога, который обеспечивает соответствие свободно движущегося мышления – бытию, существующему вне и независимо от мышления. В конечном счёте идеи соответствуют вещам лишь потому, что у них – один автор, Бог. Лишь божественное происхождение разума обеспечивает и единство разума во всех людях, и соответствие идей разума - природе. Лишь благодаря совершенству Бога возможно и совершенное знание – аподиктические истины. Декарт особо это подчеркнул: если бы Бога не было, то самая ясная и отчётливая идея ума могла бы быть неистинной. Если бы мы не знали, что Бог есть, то никакое знание не могло бы быть достоверным для нас. Даже математика стала бы недостоверной, не могла бы быть наукой.

Для философии науки важно и то, что принципы Декарта неизбежно приводят его к непреодолимому дуализму: он не может объяснить связь души и тела, субъективного (ощущений, качеств) и объективного (свойств тел).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.