Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.), основоположник классического эмпиризма, лучше всех выразил новую идею науки и попытался разработать новый, единый для всех учёных, универсальный метод научного познания.
Бэкон – теоретик и провозвестник научно-технической цивилизации. Главная идея его творчества – научно-техническое могущество человечества. Знание – сила, наука может дать человеку всё, что ему необходимо для счастливой жизни. Бэкон первым понял и всесторонне обосновал необходимость централизованной государственной организации деятельности учёных, планирования научных исследований – не только в пределах государства, но и во всемирном масштабе.
Бэкон – основоположник технократизма: наука должна быть основой не только преобразования природы, но и управления обществом, поэтому власть должна принадлежать учёным. Его называют и родоначальником сциентизма: он верил, что наука решит все человеческие проблемы, поскольку корень страданий и зол – не в устройстве общества, а в недостатке знаний.
Первая задача теории науки – обосновать высшее достоинство науки, необходимость её всестороннего развития.
Вторая задача философии науки: чтобы соединить усилия учёных всего мира, необходимо разработать единый всемирный план научно-исследовательских работ. Бэконовская философия науки - это программа, а именно - программа достижения научно-технического могущества человечества.
Третья задача: составить «глобус интеллектуального мира», т. е. сделать обзор всего имеющегося научного знания, оценить его состояние, очертить «белые пятна», наметить наиболее перспективные пути дальнейших исследований.
Четвёртая задача - главная – разработать новый метод получения научного знания, который был бы универсальным в двояком смысле: 1) единым для всех учёных и 2) применимым ко всем объектам.
Философия науки Бэкона имеет прагматическую направленность. В его учении коренным образом изменяется отношение теоретического, практического и технического, впервые рассмотренное Аристотелем. Техническое (сфера «умений и искусств») отныне рассматривается как важнейшая область практической деятельности. Теория лишается своей самостоятельной ценности и понимается как средство, назначение которого – в технической реализации. Система ценностей, связанных с наукой, радикально изменяется. Техническое знание, находившееся в античной и средневековой иерархии внизу, поднимается на самый верх, как конечная цель научного познания. Это - утилитарное понимание науки, кладущее в основу её понимания силу, пользу, власть. Конечная цель науки – не истина, а польза, удовольствие, комфорт.
Бэкон, однако, не был «узким прагматиком», он учил, что эффективная практика возможна исключительно на основе фундаментальной теории. Нет ничего практичнее истинной теории, но достоинство теории не в истинности, а в полезности. Создание фундаментальной науки – единственный путь к человеческому могуществу.
Построить такую науку невозможно теми методами, которые применялись до сих пор. «Органон» Аристотеля (формальная логика) не может привести к этой цели. Методология науки у Бэкона отделяется от логики.
Раньше науку создавали талантливые одиночки, теперь нужен надёжный инструмент многочисленным простым работникам науки. Замысел Бэкона приводит к новом представлению о науке как ремесле, профессии, систематическом и отчасти даже механическом, рутинном производстве знаний. Личные способности не могут заменить повседневной, кропотливой научной работы. Нужен такой инструмент (метод), которым могли бы пользоваться рядовые работники науки. При помощи циркуля каждый может провести идеальную окружность, при помощи хорошего метода каждый может получить новое знание и сделать открытие.
Новый метод предполагает новый взгляд на мир, ставший в эпоху Возрождения однородным. Античный и средневековый Космос был иерархичен: в нём были низшее и высшее, ступени совершенства, и наука должна была изучать наиболее совершенное, высшее бытие, достойное познания. Бэкон радикально изменяет ценностную установку учёного: всё, достойное бытия, достойно и познания. Более того: именно в незаметных мелочах, доступных лишь самому пристальному вниманию, открываюся законы природы. Поэтому необходимо самое тщательное и прилежное наблюдение мельчайших деталей явлений.
Всей предшествующей науке, по мнению Бэкона, недоставало именно внимания к тому, что дано в опыте, надлежащей опоры на факты. Она не располагала надёжным методом установления, упорядочивания и истолкования фактов.
Бэкон читал Аристотеля, и понимал, что факты устанавливаются умом. Поэтому нужно начать с подготовки ума к трудному делу установления надёжных фактов. За многие века дурного употребления умы людей засорились множеством ложных представлений. Необходимо сначала очистить интеллект от «призраков», или «идолов», заслоняющих или искажающих подлинную действительность. Идея предварительного очищения интеллекта, неободимости его приготовления к истинному познанию, была весьма популярной в философии и методологии Нового времени. Эти «призраки» разума Бэкон разделяет на четыре вида: 1) рода, 2) пещеры, 3) площади, 4) театра.
К первому виду относятся общечеловеческие несовершенства познавательной способности: ограниченность чувств, их субъективность, склонность разума к упрощению действительности и т. д. Ко второму виду относятся индивидуальные особенности человека, связанные с его личной физической и психической конституцией, условиями его жизни, воспитания, образования, интересов и т. д. Третья разновидность - несовершенства языка, который возник и создавался людьми стихийно, в практике повседневной жизни, и плохо приспособлен к выражению научной истины. Последний вид – это ложные мнения и ложные теории, внушаемые нам окружающим обществом до того, как мы становимся способными критически к ним отнестись. В наше время Бэкон добавил бы неисчислимое множество призраков, порождаемых средствами массовой информации и нередко создаваемых сознательно, именно с целью скрыть от людей подлинную действительность, истинное положение вещей.
Однако ум человеческий, окружённый призраками, всё же подобен зеркалу, способному отобразить всю Вселенную – после надлежащей «полировки». Наука – это изображение действительности – такой, какова она сама по себе, независимо от нас.
После очищения интеллекта необходимо верно направить зеркало ума. Бэкон переориентирует науку: необходимо отвести взгляд от сверхъестественного и направить его на естественное, на природу. Физика – мать всех наук, а не служанка богословия и морали.
Теперь можно переходить к методу верного познания природы. Прежние методы не годятся: они не способны дать новое знание. Логика может лишь упорядочить уже известное. Логика оперирует со знаками (словами) и понятиями, но не обращается к самим вещам. Новый метод должен идти не от слов к словам, а от вещей к словам. Старый метод имеет второстепенное и подчинённое значение.
Суть науки – в применении рационального метода к данным чувственного восприятия. Чувственное восприятие должно быть хорошо организовано, должно быть систематическим, осуществляться по заранее обдуманному плану, руководствоваться идеей. Бэкон называет истинный метод экспериментальной индукцией, или истинной индукцией, противопоставляя её логической индукции Аристотеля.
Научное исследование должно начинаеться с постановки проблемы, существенного вопроса, обращённого к природе, а не к тексту. Затем необходимо самым тщательным образом собрать все относящиеся к делу факты опыта. Далее следует провести анализ собранных фактов, найти их связь и выдвинуть гипотезу (или несколько гипотез) о сущности интересующего нас явления. Эта гипотеза должна быть проверена и уточнена, развита посредством экспериментов. Результатом исследования должно быть установление общего закона, которому подчиняется данное явление. Знание закона природы позволяет, наконец, управляя явлениями (свойствами вещей) делать изобретения, создавать нужные человеку вещи с заранее заданными свойствами.
Центральное место в этой методологии занимают упорядочивание фактов и способы экспериментирования.
Бэкон предлагает, собирая факты, располагать их в таблицах:
Ø присутствия интересующего нас явления (положительные инстанции),
Ø его отсутствия (отрицательные инстанции),
Ø степеней (увеличения и уменьшения данного физического свойства или качества) и сопутствия данному явлению – других явлений.
Таблицы облегчают выдвижение гипотезы, догадки о природе явления.
Бэкон первым разработал теорию эксперимента, как главного способа получения новых фактов опыта и проверки гипотез. Мы уже говорили о философско-мировоззренческих и социокультурны предпосылках появления самой идеи эксперимента как основы науки. Добавим здесь, что обоснование необходимости эксперимента связано с совершенно новым, неаристотелевским представлением о сущности познания. Само познание трактуется отныне не как чувственное восприятие, деятельность ума, сознания, мышления, но как практическая деятельность, более того – как физическая работа, и как такое воздействие на материал природы, который вполне можно назвать насилием над природой и даже её пыткой. Впервые практически-преобразовательная деятельность с материальными предметами (собственно, техническая деятельность) рассматривается как основа познания.
Бэкон впервые систематически описал различные типы возможных экспериментов. Например, он ввёл понятие решающего эксперимента: при наличии двух конкурирующих гипотез необходимо придумать эксперимент, имеющий два взаимоисключающих результата в зависимости от того, какая гипотеза верна. Такой эксперимент действительно нашёл важное применение в науке.
Бэкон был уверен, что число универсальных форм вещей, или фундаментальных законов природы, конечно и невелико. Все они могут и должны быть найдены коллективными усилиями всемирной республики учёных за несколько сотен лет. Их знание и принесёт человечеству практически неограниченное могущество. Наука действительно – истинная натуральная магия, возможности которой далеко превзойдут самые смелые фантазии волшебной магии.
В заключение отметим, что Бэкон в своей новаторской классификации наук называет первой философией учение об аксиомах всех наук, а метафизику вместе с физикой и математикой включает в состав натуральной философии, и вводит понятие прикладной метафизики (это и есть «натуральная магия») наряду с прикладной физикой (механикой). В логику он вводит новый и важнейший раздел – искусство открытия, который мы сейчас называем методологией науки. Важно отметить также, что техническое знание, исключённое Аристотелем из науки, Бэкона включает в неё потому, что техническое отныне рассматривается как прикладное, т. е. как применение теоретического знания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.