5. Оценка возможности повреждения других элементов корпуса платформы.
Решение данной задачи связано с решением задачи 4 (насколько реализовано конструктивное резервирование при проектировании платформы), задачи 2 (о техническом состоянии конструктивных элементов в районе повреждения и зонах возможного появления других повреждений), а также задачи 3 (насколько реально превышение расчетных внешних условий).
Реализация алгоритма по оценке последствий повреждения может быть выполнена путем построения дерева событий.
3.3.5. Методы количественных оценок риска,
рекомендованные РМРС
Целью оценок риска является фокусированное внимание на областях наиболее высоких уровней риска, а также определение факторов, оказывающих на них значительное влияние. Кроме того, целью оценок риска является установление взаимосвязи между режимами МБУ и последствиями аварий для возможности проведения регулируемых мероприятий по снижению риска
В число рассматриваемых аварийных ситуаций должны войти те, которые позволяют определить различные типы рисков (для людей, окружающей среды, конструкций и оборудования)
1. Методы построения деревьев ошибок и событий.
Эти цели оценок риска могут быть достигнуты, в первую очередь, построением, так называемых, деревьев событий (подробнее см. ранее). Дерево событий (распределение рисков) может быть реализовано в виде диаграммного распределения рисков. Структурирование дерева начинается с категорий аварий, диктуемых логикой и имеющимися данными, с целью составления приоритетного списка рисков Деревья ошибок и событий являются демонстрационными «стендами», из которых видно, каким образом инициируются и комбинируются исходные причины, вызывающие аварии, а также их развитие до результатов различной степени урона.
Пример дерева событий для платформы, где в качестве событий используются задачи по анализу риска, приведен на рис. 3.3.5.1.
Может ли данное повреждение быть идентифицировано как принятое во внимание как расчетное при проектировании платформы? |
Отвечало ли техническое состояние конструкции нормативным документам?
Не будут ли превышены допустимые внешние условия для поврежденной платформы?
Не будет ли возможен выход из строя таких систем и устройств как якорная, система динамического позиционирования и пр.?
Не будут ли возможны повреждения других элементов и конструкций платформы?
Комбинированная вероятность Да — последствия аварии минимальны, Нет — риск последствий аварии.
Да
(1)
Да
Да
Нет
(2)
Да
Нет
(3)
Нет
(4)
Нет
(5)
Нет
Риск последствий аварии = (2) + (3) + (4) + (5) + (6).
Рис. 3.3.5.1. Пример дерева событий при аварии платформы
2. Метод HAZOP изучения работоспособности при аварийных ситуациях ( HAZOP — Hazard and Operability Analysis ).
Метод HAZOP может использоваться во время проектирования, модификации и эксплуатации платформы. Результатом анализа является список проблем, которые могут привести к потенциальной аварии или к снижению работоспособности платформы, а также список рекомендуемых изменений, предложений или действий, направленных на улучшение безопасности или работоспособности. Продолжительность работ по реализации этого метода и его эффективность напрямую зависят от размера и сложности платформ и опыта экспертов, которые определяют аварийные ситуации и работоспособность платформы, используя структурную форму анализа типа «Что, если ».
3. Анализ типа неисправностей и их последст вий FMEA (FMEA — Failure Modes, Effects and Availability Analysis).
Метод применяется при определении единичных типов неисправностей, которые могут служить причиной или способствуют возникновению аварии Анализ типа неисправностей и их последствий может применяться вместе с другими способами определения опасностей, как, например, HAZOP .
На стадии проектирования этот метод может использоваться для определения потребностей в дополнительных защитных мерах или в их сокращении Во время модификации платформы FMEA используется для определения ее влияния на существующие конструкции и оборудование Этот метод применяется также во время эксплуатации для определения единичных неисправностей, которые могут привести к значительным по масштабу последствиям Поскольку этот метод субъективен, его исполнение требует как минимум двух экспертов, знающих процессы и оборудование
4. Критический анализ типов неисправностей и их последствий FMECA .
Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.