Основные проблемы, возникающие при УР, решение которых должна обеспечить интеллектуализация процесса, следующие.
Решения принимаются в весьма противоречивых условиях. С одной стороны, необходимо учитывать в решениях большое числа факторов и данных, с другой — повышать качество принимаемых решений. При этом факторы различаются по значимости и влиянию на качество решения. При принятии решения по УР требуется чёткость и своевременность действий, обоснованность и понимание возможных последствий. Располагая информацией о текущем состоянии объекта и пользуясь хорошо структурированной базой знаний, ЛПР действует методом распознавания ситуаций и их классификации. Автоматически и практически мгновенно на модель накладывается текущая картина и выделяются все её противоречия, достоинства и недостатки; она соотносится с принципиальными решениями, которые давали хорошие результаты в прошлом.
При принятии решения по объекту МТ продолжает доминировать «старая культура» автоматизации, базирующаяся на естественнонаучных и техноцентрических подходах. Она ориентирована на техническое обеспечение административно-командных методов управления. Считается, что любое подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги и прецеденты.
Автоматизированных систем процесса УР МТ практически не существует. Имеющиеся средства автоматизации процесса принятия решений ориентированы на анализ ситуаций и систем, а необходим новый подход — на синтез решений и новых знаний, что возможно только в интеллектуальной системе.
Таким образом, систематизируя некоторые основные подходы, применяемые при управлении риском, но используемые еще на стадиях анализа и оценки риска (по [Гуськов…]):
1. Методы проверочного листа ( Check - List ) и «Что будет, если...?» ( What – It ) относятся к группе качественных методов оценки опасности, основанных на изучении соответствия условий эксплуатации объекта или проекта действующим требованиям промышленной безопасности. Результат методов - перечень вопросов и ответов о соответствии объекта требованиям безопасности и указания по ее обеспечению. Эти методы наиболее просты (особенно при обеспечении их вспомогательными формами, унифицированными бланками, позволяющими на практике проводить анализ и представление результатов), недороги (результаты могут быть получены одним человеком в течение одного дня) и наиболее эффективны при исследовании безопасности хорошо изученных объектов с известной технологией или объектов с незначительным риском крупной аварии.
2. Анализ вида и последствий отказов ( Failure Mode and Ef fects Analysis - FMEA ) применяется также для качественной оценки безопасности технических систем. Существенной чертой этого метода является рассмотрение каждого аппарата (установки, блока, изделия) или составной части системы (элемента) для выявления того, как он стал неисправным (вид и причина отказа) и как этот отказ воздействует на техническую систему (последствия отказа). Метод можно расширить до количественного анализа вида, последствий и критичности отказа ( Failure Mode , Effects and Critical Analysis - FMECA ), который позволяет каждый вид отказа ранжировать с учетом двух составляющих критичности - вероятности (или частоты) и тяжести последствий отказа. Результаты анализа представляются в виде таблиц с перечнем оборудования, вида и причин возможных отказов, частоты, последствий, критичности, средств обнаружения неисправности (сигнализаторы, приборы контроля и т.п.) и рекомендаций по уменьшению опасности.
В табл. 3.2.5.1 приведена рекомендуемая схема показателей (индексов) уровня и критерии критичности по вероятности и тяжести последствий отказа (события).
Таблица 3.2.5.1
Матрица «вероятности тяжесть последствия» (по [Гуськов…])
Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.