Для оценки работы подвижного состава грузового автотранспорта используется система частных и обобщающих показателей, характеризующих качество работы подвижного состава.
Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить степень использова- ния подвижного состава. Данные показатели являются первичными характеристиками транс- портного процесса, позволяют оценить отдельные стороны работы подвижного состава с точки зрения времени его работы, пробега, грузоподъемности скорости движения, технической готов- ности и т.д. Это в свою очередь является частью обобщающих технико-эксплуатационных пока- зателей, таких как объем перевозок и грузооборот, себестоимость перевозок, позволяющих оце- нить конечные результаты работы подвижного состава.
Частные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава подразделя- ются на две группы: экстенсивные и интенсивные.
К экстенсивным частным технико-эксплуатационным показателям относятся:
а) коэффициент выхода на линию (Квл) или коэффициент использования подвижного состава в работе:
Квл=
количество авто-дней отработанных подвижным составом
количество авто-дней нахождения в организации , (4.1)
Коэффициент рассчитывается для оценки степени использования подвижного состава на протяжении отчетного периода. Чем больше отработано дней подвижного состава на протяжении отчетного периода, тем выше уровень данного показателя, и наоборот.
б) коэффициент технической готовности подвижного состава (Ктг):
количество авто- авто-дни
Кт.г.=
(дней нахождения в организации) - (в ремонте) - (авто-дни на ТО) количество авто-дней нахождения в организации , (4.2)
Данный коэффициент характеризует техническое состояние подвижного состава и воз- можность его использования для транспортной работы. Как видно из расчета значение коэффи- циента технической готовности зависит от продолжительности простоев при ремонте и техниче- ском обслуживании.
в) среднесуточная продолжительность пребывания подвижного состава в наряде
(Тн):
количество авто-часов пребывания в наряде
П= количество отработанных авто-дней подвижным составом , (4.3)
Данный показатель отражает степень использования времени в течение рабочего дня. Однако, рассмотренные выше показатели не раскрывают сущность результатов использо-
вания подвижного состава в процессе рабочего дня. Часть времени в течение рабочего дня подвиж- ной состав может простаивать под погрузкой-разгрузкой, могут возникать простои из-за отсут- ствия работы, неподготовленности грузов к перевозке, неукомплектованности штатов водителями и экспедиторами, необеспеченности горюче-смазочными материалами, запасными частями и др. Сокращение таких простоев является важным средством повышения уровня использования по- движного состава автотранспортных организаций.
а) среднее расстояние перевозок ( Р п ) − характеризует среднее перемещение 1 тонны
груза:
̅Р̅̅̅= Общий объем грузооборота, т/км
(4.4)
п Общий объем перевозок, т
б) средний пробег с грузом за 1 ездку (̅Р̅̅п̅г̅) − характеризует среднее расстояние, на ко- торое перемещается подвижный состав с грузом при работе на линии за одну ездку:
̅Р̅̅̅̅= Пробег автомобиля с грузом, км
(4.5)
пг Общее число поездок
Между данными показателями прослеживаются следующие взаимосвязи: при работе на
дальних расстояниях наблюдается следующие неравенство
Р пг
< Р п , и наоборот, при работе на
коротких расстояниях
Р пг
> Р п .
в) коэффициент использования рабочего времени (Крв) подвижного состава:
Время нахождения подвижного состава в пробеге, час
Крв=
Время нахождения подвижного состава в наряде, час (4.6)
г) коэффициент использования пробега подвижного состава (Кпр). Общий пробег ав- томобиля состоит из трех составных частей: нулевого пробега, производительного (с грузом) пробега и порожнего (без груза) пробега. Коэффициент пробега грузовых автомобилей (сдель- ных) определяется:
Кпр=
Пробег автомобиля с грузом, км
Общий пробег автомобилей, км (4.7)
Для повременных грузовых автомобилей коэффициент использования пробега не опреде- ляется.
На величину коэффициента использования пробега оказывают влияние территориальное положение (грузоотправитель-грузополучатель), схема и организация маршрутов, структура парка подвижного состава и др. Увеличение коэффициента пробега за счет сокращения нулевых и порожних пробегов в значительной степени зависит от качества оперативного планирования и руководства транспортным процессом.
Существенное значение для повышения эффективности работы подвижного состава в транспортных организациях имеет полнота их загруженности, в результате несоответствия за- груженности мощности подвижного состава ухудшается его использование. Для характеристики данного явления рассчитывают:
д) коэффициент использования грузоподъемности (Кгр ):
Средняя загруженность единицы подвижного состава, тонн
Кгр=
Средняя грузоподъемность единицы подвижного состава, тонн (4.8)
Для определения средней загруженности единицы подвижного состава необходимо об- щий объем грузооборота, выраженного в тонно-километрах, разделить на пробег подвижного со- става с грузом.
Грузоподъемность единицы подвижного состава определяется по формуле:
Г = åГА ´ Ч А , (4.9)
åЧ А
Ч А - среднесписочное число автомобилей (автопоездов).
Эффективность использования подвижного состава зависит от скорости их движения.
е) средняя скорость движения автомобиля − это расстояние в километрах, пройденное автомобилем в среднем в единицу времени (час).
Для сдельных грузовых автомобилей различают техническую и эксплуатационную ско- рость, для повременных - эксплуатационную.
Средняя техническая скорость - это количество километров пробега за 1 час движения автомобиля (̅С̅̅т):
̅С̅̅= Общий пробег подвижного состава
(4.10)
т Время нахождения подвижного состава в пробеге
Средняя эксплуатационная скорость - это количество километров пробега за 1 час нахождения автомобиля в наряде (̅С̅̅э):
̅С̅̅= Общий пробег подвижного состава
(4.11)
э Время нахождения подвижного состава в наряде
Для обобщающей характеристики работы подвижного состава используют показатели производительности подвижного состава - среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выра- ботки, характеризующие объем грузооборота в тонно-километрах в расчете на единицу подвиж- ного состава за год, день, час.
Однако данные показатели являются несопоставимыми, так как не учитывают среднюю грузоподъемность подвижного состава. Более точно уровень производительности грузовых ав- томобилей (повременных и сдельных) характеризуют показатели производительность в тонно- километрах:
- на один автомобиле-тонно-час наряда:
̅С̅̅Ч̅̅В̅= Объем грузооборота, т/км Количество автомобиле-тонно-часов наряда
(4.12)
Количество автомобиле-тонно-часов наряда определяется как произведение времени нахождения автомобилей в наряде и средней грузоподъемности одного автомобиля.
- на один автомобиле-тонно-денъ работы:
̅С̅̅Д̅̅В̅= Объем грузооборота, т/км Количество автомобиле-тонно-дней работы
(4.13)
Количество автомобиле-тонно-дней работы определяется как произведение количества автомобиле-дней работы и средней грузоподъемности одного автомобиля.
- на одну списочную автомобиле-тонну:
̅С̅̅Г̅̅В̅= Объем грузооборота, т/км Количество автомобиле-тонн
(4.14)
Количество автомобиле-тонн определяют как произведение списочного количества авто- мобилей и средней грузоподъемности одного автомобиля.
Каждый из этих показателей имеет самостоятельное значение, отражая влияние различ- ных факторов на каждый результат работы автотранспортных предприятий.
В процессе анализа необходимо изучить динамику технико-эксплуатационных показате- лей, выполнение плана по их уровню, установить причины изменений и резервы увеличения объ- ема перевозок и грузооборота.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.