Анализ технико-эксплуатационных показателей работы парка подвижного состава транспортных организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для оценки работы подвижного состава грузового автотранспорта используется система частных и обобщающих показателей, характеризующих качество работы подвижного состава.

Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить степень использова- ния подвижного состава. Данные показатели являются первичными характеристиками транс- портного процесса, позволяют оценить отдельные стороны работы подвижного состава с точки зрения времени его работы, пробега, грузоподъемности скорости движения, технической готов- ности и т.д. Это в свою очередь является частью обобщающих технико-эксплуатационных пока- зателей, таких как объем перевозок и грузооборот, себестоимость перевозок, позволяющих оце- нить конечные результаты работы подвижного состава.

Частные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава подразделя- ются на две группы: экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным частным технико-эксплуатационным показателям относятся:


а) коэффициент выхода на линию (Квл) или коэффициент использования подвижного состава в работе:

 


 

Квл=


количество авто-дней отработанных подвижным составом

количество авто-дней нахождения в организации   ,           (4.1)


 

Коэффициент рассчитывается для оценки степени использования подвижного состава на протяжении отчетного периода. Чем больше отработано дней подвижного состава на протяжении отчетного периода, тем выше уровень данного показателя, и наоборот.

б) коэффициент технической готовности подвижного состава (Ктг):

 

количество авто-                авто-дни


Кт.г.=


(дней нахождения в организации) - (в ремонте) - (авто-дни на ТО) количество авто-дней нахождения в организации                                                 ,  (4.2)


 

Данный коэффициент характеризует техническое состояние подвижного состава и воз- можность его использования для транспортной работы. Как видно из расчета значение коэффи- циента технической готовности зависит от продолжительности простоев при ремонте и техниче- ском обслуживании.

в) среднесуточная продолжительность пребывания подвижного состава в наряде


(Тн):


 

количество авто-часов пребывания в наряде

П= количество отработанных авто-дней подвижным составом ,         (4.3)


 

Данный показатель отражает степень использования времени в течение рабочего дня. Однако, рассмотренные выше показатели не раскрывают сущность результатов использо-

вания подвижного состава в процессе рабочего дня. Часть времени в течение рабочего дня подвиж- ной состав может простаивать под погрузкой-разгрузкой, могут возникать простои из-за отсут- ствия работы, неподготовленности грузов к перевозке, неукомплектованности штатов водителями и экспедиторами, необеспеченности горюче-смазочными материалами, запасными частями и др. Сокращение таких простоев является важным средством повышения уровня использования по- движного состава автотранспортных организаций.

 

Для характеристики степени использования подвижного состава в течение рабочего дня, полноту их загруженности, скорости движения рассчитываются интенсивные частные технико- эксплуатационные показатели:

а) среднее расстояние перевозок ( Р п ) − характеризует среднее перемещение 1 тонны


груза:


 

̅Р̅̅̅=  Общий объем грузооборота, т/км

 


 

 

(4.4)


п         Общий объем перевозок, т

 

б) средний пробег с грузом за 1 ездку (̅Р̅̅п̅г̅) − характеризует среднее расстояние, на ко- торое перемещается подвижный состав с грузом при работе на линии за одну ездку:

 


̅Р̅̅̅̅=  Пробег автомобиля с грузом, км

 


 

(4.5)


пг              Общее число поездок

 

Между данными показателями прослеживаются следующие взаимосвязи: при работе на


дальних расстояниях наблюдается следующие неравенство


Р пг


 

< Р п , и наоборот, при работе на


коротких расстояниях


Р пг


 

> Р п .


в) коэффициент использования рабочего времени рв) подвижного состава:

 

Время нахождения подвижного состава в пробеге, час


Крв=


Время нахождения подвижного состава в наряде, час                   (4.6)


 

г) коэффициент использования пробега подвижного состава (Кпр). Общий пробег ав- томобиля состоит из трех составных частей: нулевого пробега, производительного (с грузом) пробега и порожнего (без груза) пробега. Коэффициент пробега грузовых автомобилей (сдель- ных) определяется:

 


 

Кпр=


Пробег автомобиля с грузом, км

Общий пробег автомобилей, км                                 (4.7)


 

Для повременных грузовых автомобилей коэффициент использования пробега не опреде- ляется.

На величину коэффициента использования пробега оказывают влияние территориальное положение (грузоотправитель-грузополучатель), схема и организация маршрутов, структура парка подвижного состава и др. Увеличение коэффициента пробега за счет сокращения нулевых и порожних пробегов в значительной степени зависит от качества оперативного планирования и руководства транспортным процессом.

Существенное значение для повышения эффективности работы подвижного состава в транспортных организациях имеет полнота их загруженности, в результате несоответствия за- груженности мощности подвижного состава ухудшается его использование. Для характеристики данного явления рассчитывают:

д) коэффициент использования грузоподъемности (Кгр ):

 

Средняя загруженность единицы подвижного состава, тонн


Кгр=


Средняя грузоподъемность единицы подвижного состава, тонн        (4.8)


 

Для определения средней загруженности единицы подвижного состава необходимо об- щий объем грузооборота, выраженного в тонно-километрах, разделить на пробег подвижного со- става с грузом.

Грузоподъемность единицы подвижного состава определяется по формуле:

 

Г = åГА  ´ Ч А  ,                                                           (4.9)

åЧ А

 

 

где ГА- грузоподъемность автомобиля (автопоезда);

Ч А - среднесписочное число автомобилей (автопоездов).

Эффективность использования подвижного состава зависит от скорости их движения.

е) средняя скорость движения автомобиля это расстояние в километрах, пройденное автомобилем в среднем в единицу времени (час).

Для сдельных грузовых автомобилей различают техническую и эксплуатационную ско- рость, для повременных - эксплуатационную.

Средняя техническая скорость - это количество километров пробега за 1 час движения автомобиля (̅С̅̅т):

 


̅С̅̅=            Общий пробег подвижного состава


 

(4.10)


т Время нахождения подвижного состава в пробеге


Средняя эксплуатационная скорость - это количество километров пробега за 1 час нахождения автомобиля в наряде (̅С̅̅э):

̅С̅̅=           Общий пробег подвижного состава

 


 

(4.11)


э Время нахождения подвижного состава в наряде

 

Для обобщающей характеристики работы подвижного состава используют показатели производительности подвижного состава - среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выра- ботки, характеризующие объем грузооборота в тонно-километрах в расчете на единицу подвиж- ного состава за год, день, час.

Однако данные показатели являются несопоставимыми, так как не учитывают среднюю грузоподъемность подвижного состава. Более точно уровень производительности грузовых ав- томобилей (повременных и сдельных) характеризуют показатели производительность в тонно- километрах:

- на один автомобиле-тонно-час наряда:


̅С̅̅Ч̅̅В̅=                 Объем грузооборота, т/км Количество автомобиле-тонно-часов наряда


 

(4.12)


 

Количество автомобиле-тонно-часов наряда определяется как произведение времени нахождения автомобилей в наряде и средней грузоподъемности одного автомобиля.

- на один автомобиле-тонно-денъ работы:


̅С̅̅Д̅̅В̅=                 Объем грузооборота, т/км Количество автомобиле-тонно-дней работы


 

(4.13)


 

Количество автомобиле-тонно-дней работы определяется как произведение количества автомобиле-дней работы и средней грузоподъемности одного автомобиля.

- на одну списочную автомобиле-тонну:


̅С̅̅Г̅̅В̅=    Объем грузооборота, т/км Количество автомобиле-тонн


 

(4.14)


 

Количество автомобиле-тонн определяют как произведение списочного количества авто- мобилей и средней грузоподъемности одного автомобиля.

Каждый из этих показателей имеет самостоятельное значение, отражая влияние различ- ных факторов на каждый результат работы автотранспортных предприятий.

В процессе анализа необходимо изучить динамику технико-эксплуатационных показате- лей, выполнение плана по их уровню, установить причины изменений и резервы увеличения объ- ема перевозок и грузооборота.

 




















































Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.