Анализ динамики и структуры товарооборота
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основным показателем деятельности торгового предприятии является объем товарообо- рота. Товарооборот ‒ это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период: может вы- ражаться как в текущих, так и в сопоставимых пенах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

Для оценки динамики необходимо на основании данных об объеме товарооборота за по- следние 3‒5 лет рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста. При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного года.

Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров. После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, а какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо установить основные факторы изменения товарообо- рота.

Его величину можно представить в виде произведения двух факторов:

 

ТО = S qi ∙ pi,                                                  (2.1)

где q ‒ физическая масса (количество) проданных товаров; р ‒ уровень цен на товары.

Расчет их влияния можно произвести способом абсолютных разниц.

Увеличение объема товарооборота по одним товарным группам и уменьшение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других ‒ уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек об- ращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие из- менения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответ- ствующие выводы.

Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить, насколько ритмично работает торговое предприятие. Для оценки равномерности развития товарооборота определяется коэффициент равномерности ( K p ):


 

где


K p = 100 - K В ,

K В ‒ коэффициент вариации или неравномерности.

K  = К0       ´100,

В               X


(2.2)

 

(2.3)


где К0 – среднее квадратическое отклонение, показывающее варьирование процента выполне- ния плана по розничному товарообороту за месяц или квартал от среднего процента выполнения плана за год.

 


К0  =                    ;


 

(2.4)


 

где X


‒процент выполнения плана по розничному товарообороты за год;


x – процент выполнения плана по розничному товарообороту за каждый месяц или квартал; n – число месяцев или кварталов изученного периода.

После этого определяют факторы изменения физического объема товарооборота, которые можно объединить в три группы:

а) уровень товарного обеспечения торгового процесса;

б) обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их ис- пользования;

в) состояние материально‒технической базы торговли и интенсивность ее использования.

 










Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.