Тема 5. Государство как субъект управления общественными процессами. Органы государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекций:

1. Государство как субъект управления общественными процессами. Типология государств.

Под государством обычно понимается публичная и нормативно-выраженная властная сила общества. По поводу места и роли государства в обществе, а также пределов его регулирующего, управляющего воздействия споры не утихают в течение двух последних

тысячелетий. И сегодня в России существуют различные подходы к определению роли государства – либеральная, марксистская, державная и другие.

Позиция современных либералов сводится к уменьшению степени и возможностей государства и государственного управления в развитии общества. Приоритет отдается внутренней, собственной активности человека, его предприимчивости, творчеству, свободе. Приверженцы марксистской теории государства исходят из принципов классовой природы государства и неизбежности его отмирания. Однако при этом допускается довольно широкое вмешательство государства в систему современных общественных отношений. Наконец, государственники пытаются использовать государственный рычаг как основной фактор поступательного движения общества, вернуть государству его былое величие. Очевидно, что в ближайшие годы следует ожидать роста влияния государства уже в силу кризисной ситуации в российском обществе.

Характерные черты государства как субъекта государственного управления:

– Системность

– Целостный характер

– Всеобщий характер

– Иерархичность

– Властный характер (принуждение)

– Исторический характер

– Легитимность, причем и само государство ограничено законом

– Многообразие форм и типов государств

Типология государств чрезвычайно многообразна, и это также существенно влияет на особенности функционирования государственного управления.

2. Органы государственного управления: понятие, виды, структура.

Государственный орган – организационно и структурно обособленная часть государственного механизма, учрежденная в установленном порядке и наделенная Конституцией государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти. К государственным органам относятся субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие государственно-управленческую деятельность.

Государственный орган обладает рядом признаков.

1. Прежде всего, необходимо отметить, что государственный орган обладает государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия государственного органа выражаются в том, что он в рамках своей компетенции принимает решения и обеспечивает их исполнение, формулирует предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц, организаций и учреждений, на которых распространяется его власть. Государственный орган производит управленческие решения и действия и тем самым принципиально отличается от государственных предприятий и учреждений, производящих соответственно материальные продукты или услуги.

2. Государственный орган отличается тем, что он организуется, учреждается в определенном государством порядке. Этот порядок закреплен в Конституции, законах и подзаконных правовых нормативных актах.

3. Государственный орган обладает определенной (специальной) компетенцией. Компетенция – это круг вопросов, которые правомочен разрешать государственный орган, в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.

4. Государственный орган действует, применяя определенные юридическими актами формы и методы в особой, установленной государством сфере деятельности (исполнительной, законодательной, судебной и других).

5. Государственный орган – это организованный коллектив профессиональных работников, поэтому деятельность государственных служащих определяется не только нормативными правовыми актами, но и нормами профессиональной этики, которые регулируют отношения работников государственного органа друг с другом, а также с обращающимися в государственный орган гражданами.

План семинарского занятия:

3. Государство как субъект управления общественными процессами. 4. Особенности российского государства как субъекта управления. 5. Система органов государственного управления в РФ и в РБ.

Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения:

Государство как субъект управления. Власть как главное орудие государственного управления.

Общественные функции государства. Государственная политика в гражданском обществе. Государственные организации: предприятия, учреждения органы. Понятие и особенности

государственного органа и государственной должности. Нормативно-правовое обеспечение государственных органов. Организационная структура государственного органа и ее взаимосвязь с функциональной структурой. Типология государственных органов. Характеристика и анализ деятельности государственного органа.

Персонал органов государственного управления: структура, подбор, оценка и подготовка. Кадровое обеспечение государственной службы. Управленческая культура работников государственного аппарата и граждан.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.