Тезисы лекций:
1. Цели государственного управления.
Цель – это описание желаемого результата. Любое социальное управление предполагает постановку определенных целей, т.е. целеполагание. Тем более это касается государственного управления, где сложный и многоуровневый тип управленческих действий предполагает четкую и хорошо структурированную систему целей.
По источнику возникновения и содержания, (ниспадающей от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:
- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
- социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
- духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с ведением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;
- экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
- производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;
- организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;
- деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;
- информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;
- разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.
“Древо” целей государственного управления:
а) стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием;
б) стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие в крупные блоки действий по достижению первых;
в) тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей.
2.Функциигосударственногоуправления.
Функции государственного управления – это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект. По существу это основные направления практической, повседневной деятельности государственных органов, направленных на осуществление общественных функций государства. Функции государственных органов всегда производны и состоят в том, чтобы исполнять общие задачи государства, определяемые высшими правительственными или политическими органами.
Функции государственного управления – это самостоятельные и относительно обособленные виды государственных действий. Важно отметить, что функции сами определяются потребностями и целями государственного управления, но первичны по отношению к организационным элементам. Окончательная реализация функции или утрата ее актуальности ведет к ликвидации или перепрофилированию соответствующего институционального образования.
Виды функций выделяют по самым разным основаниям: А. По направленности и месту воздействия:
1. Внутренние, где управление осуществляется внутри самой управляющей системы.
2. Внешние – непосредственное воздействие государственных органов на общественные процессы, т.е. управляемые системы.
Б. По содержанию, характеру и объему воздействия:
1. Общие (внутренние и внешние) – организация, планирование, прогнозирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль, мотивация. Они присутствуют в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами.
2. Внешние специфические функции, т.е. воздействия в разных сферах государственного управления на внешние объекты – финансирование, налогообложение, регулирование труда и заработной платы, кредитование, государственный заказ (в экономической сфере); охрана прав и свобод граждан, борьба с преступностью, забота о здоровье людей, обеспечение среднего образования, защита от внешнего нападения (в социальной сфере) и т.д.
3. Внутренние специфические функции государственных органов – обеспечение законности государственного управления, подготовка государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение государственного управления и др.
В. По предмету (сфере общественной жизни):
1. Функции государственного управления в политической сфере. 2. Функции государственного управления в экономической сфере. 3. Функции государственного управления в социальной сфере.
4. Функции государственного управления в духовной сфере.
Можно выделить также содержательные и формальные (процессуальные) стороны функций, отвечающие соответственно на вопросы: что делают органы государственного управления и в какой форме они это делают?
С точки зрения конкретных форм (видов) деятельности к функциям государственной службы (процессуальным функциям) можно отнести:
– информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации;
– прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
– планирование – определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления;
– организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессу;
– учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы.
Необходимо помнить, что функции государственного управления могут быть общими и специфическими. Первые характерны для государственных органов в целом, для всех их видов, специфические функции отражают особенности деятельности как конкретных государственных органов, так и особых видов (например, военизированные и гражданские органы).
Таким образом, управленческие функции государственных органов образуют сложную и многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Функциональная структура предполагает создание соответствующей организационной структуры государственного управления, где каждый орган в рамках своих полномочий призван выполнять соответствующие функции государственного управления.
3. Методы управления в деятельности государственных органов.
Методы государственного управления – это приемы, средства, способы воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей. Способы воздействия на управляемых многообразны: а) прямое (непосредственное) воздействие, основанное как на авторитете субъекта власти, так и на внешнем принуждении; б) воздействие через мотивы и потребности – стимулирование желаемого поведения и деятельности; в) через систему ценностей – информацию, воспитание, обучение; г) через окружающую социальную среду – изменение условий труда, статуса организации; изменение организации кооперирования деятельности людей. Каждый из них осуществляется своими средствами. Отсюда и группировка методов управления.
В зависимости от средств управляющего воздействия различаются методы: административно-правовые, организационные, политические, экономические, социальные, информационные, идеологические и социально-психологические. Возможны иные типологии. По характеру воздействия: демократические, авторитарные, принудительные, манипуляционные, мобилизационные, партисипативные. По результатам воздействия : революционные и реформаторские, инновационные и консерваторские.
План семинарского занятия:
1. Цели государственного управления. Виды целей.
2. Законы и принципы государственного управления.
3. Методы государственного управления: понятие роль, виды.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Цели государственного управления. Виды целей. Понятие и виды функций государственного управления. Внешние и внутренние функции. Общие и частные функции государственного управления.
Методы государственного управления: понятие, роль, виды. Прямые и косвенные методы. Государственная управленческая деятельность: понятие, формы, методы и стадии.
Управленческие технологии в государственной деятельности. Государственное управление как процесс принятия и исполнения решений.
Стиль государственного управления. Типы государственного управления: авторитарный, демократический.
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к зачету – всего 2 часа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.