Тема 9. Сущность, принципы и основы местного самоуправления в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекций:

Местное самоуправление – это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории и с учетом развития всего общества.

Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно организационно обособленно от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих, как бы «продолжает» их деятельность на местах.

Основы местного самоуправления можно определить как совокупность важнейших базовых элементов, которые находятся в тесном взаимодействии и развитии и составляют фундамент местного самоуправления. Без этих элементов местное самоуправление в принципе невозможно. К ним относятся демографическая, территориальная, экономическая, правовая и организационная основы.

Из этого следует, что основы местного самоуправления составляют человек (сообщество граждан), территория, экономика, право, организация (и как институт, и как процесс).

Под системой местного самоуправления следует понимать совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации власть, решает вопросы местного значения, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций (см. схему № 8).

Таким образом, к элементам системы местного самоуправления относятся местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования; сходы граждан; митинги, демонстрации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления; муниципальная служба; территориальное общественное самоуправление и т.д.

Местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан являются такими формами прямого волеизъявления граждан, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования.

К числу форм прямого волеизъявления граждан, позволяющих выявить общественное мнение, законодательство Российской Федерации относит: правотворческую инициативу граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления, публичные слушания, опрос граждан, собрание граждан, конференция граждан.

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление через выборные и другие органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Население муниципального образования самостоятельно в выборе структуры органов местного самоуправления. Законодательство Российской Федерации определяет только общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления:

демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления;

разделение властей;

самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

территориальная организация органов местного самоуправления.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения; или иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которых:

 осуществляется местное самоуправление,

 имеются муниципальная собственность,  принимается местный бюджет,

 функционируют выборные органы местного самоуправления.

Муниципальное образование является основным звеном местного самоуправления. Территории муниципальных образований устанавливаются субъектами Российской Федерации, с учетом исторических и иных местных традиций.

План семинарского занятия 1. Понятие и сущность муниципального управления.

2. Основы местного самоуправления в Российской Федерации. 3. Принципы муниципального управления.

Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Понятие и сущность муниципального управления. Основы местного самоуправления. Принципы местного управления.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.

 
Тема 10. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Тезисы лекций:

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих роль, место и деятельность местного самоуправления в общей системе управления обществом.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы. Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним

относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и т. д.).

Особая роль в данной группе правовых актов принадлежит базовому рамочному Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятому в августе 1995 года и радикально обновленному в октябре 2003 года.

Реализация положений этого закона (а он вступает в силу с 1 января 2006 года) потребует серьезной реформы местного самоуправления во всех субъектах РФ, в том числе в Республике Башкортостан.

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. В Республике Башкортостан это такие акты, как Законы РБ “О местном государственном управлении в Республике Башкортостан” 1994 г. (в настоящее время отменен), “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан” (1994, 1998, 2005 гг.), “О местном референдуме в РБ” 1996 г., “О сходах (собраниях) граждан в РБ” 1997 г., “О территориальном общественном самоуправлении в РБ” 1999 г., “О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета в РБ” 1998 г., “О муниципальной службе в РБ” 2000 г., “Об установлении границ муниципальных образований в РБ” (2001,2002, 2004 гг.) и другие.

Третью группу составляют муниципальные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

План семинарского занятия

1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления

2. Конституция РФ, федеральное законодательство о местном самоуправлении

3. Законодательство РБ о местном государственном управлении и местном самоуправлении

4. Устав муниципального образования

5. Роль и значение устава муниципального образования в обеспечении реального народовластия на местах.

Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России и в РБ.

Устав муниципального образования. Процедура принятия и регистрации устава. Структура и основные положения устава. Роль и значение устава муниципального образования в обеспечении реального народовластия на местах.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 1 час.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.