Тема 1. Система государственного и муниципального управления как наука и учебная дисциплина
Тезисы лекций:
1. Общая характеристика теории государственного управления.
Общественное мнение, сложившееся в последнее время вокруг государства и его институтов, весьма противоречиво. Однако остается неизменным его отношение к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов, и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, и, в первую очередь, с позиций теории государственного управления. На Западе эту теорию иногда называют административной наукой, административным управлением. У нас эта сравнительно новая отрасль управленческого знания больше известна как система государственного управления.
Объектом теории государственного управления являются связи, процессы и закономерности, возникающие в системе отношений государства (в лице государственных органов) и общества.
Предмет теории государственного управления - управленческие связи, процессы и закономерности, возникающие в этой системе отношений. Таким образом, здесь рассматривается деятельность государства по организации, регулированию, координации деятельности общества, то есть управленческая деятельность государственных органов.
Следует подчеркнуть, что теория государственного управления является междисциплинарной наукой. Это научное направление возникло на пересечении теории политики и менеджмента (при ведущей роли политологии); впоследствии во многом использовались достижения других социальных наук – психологии, философии, социологии, истории, социальной литературы. Следует подчеркнуть, что система государственного управления входит в блок управленческих дисциплин (вместе с социальным управлением, муниципальным управлением и т.д.), наиболее тесно взаимодействуя с правовыми и социально-политическими науками.
Наиболее близка к науке административного управления наука административного права, поскольку обе занимаются одной и той же областью деятельности – государственным администрированием. Но теория государственного управления стремится раскрыть объективно существующие закономерности в области административной деятельности, чтобы повысить ее эффективность, в то время как предметом науки административного права в значительной мере является преобразование этих рекомендаций в действующие юридические нормативы.
Необходимо остановиться также на взаимосвязи теории государственного управления с теорией управления и, в частности, с теорией организации. Теория организации занимается вопросами эффективного функционирования социальных систем и управления ими. Поскольку одной из областей этой деятельности является работа управленческого персонала, то теория организации занимается в определенном смысле и работой персонала органов государственного управления.
Какую роль играет теория государственного управления в современном обществе? Она выполняет следующие основные функции:
познавательная – объяснение сторон, механизма, причин государственного управления;
мировоззренческая – формирование определенного отношения граждан к тем или иным аспектам государственно-управленческого процесса;
регулятивная – разработка приемов, программ, предложений по совершенствованию системы государственного управления;
прогностическая – определение перспектив и тенденций развития государственного управления.
2. Направления и школы в науке государственного управления. Выделяют различные направления в науке государственного управления.
1) Структурно-институциональное направление. Предметом многочисленных исследований в данной области служит организация государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном.
2) Социологическое и социально-психологическое (кадровое) направление. Исследования административной среды носят, прежде всего, социологический характер, но не ограничиваются этим. Практически речь идёт об изучении некоего набора моделей коллективного или индивидуального поведения управленческого персонала.
3) Организационно-технологическое направление. Здесь изучаются проблемы, связанные с техникой государственного администрирования, и ориентирующиеся на “административный менеджмент”. Они включают конкретные методы, приемы, технологии административной деятельности, ведущие к повышению эффективности работы аппарата, разработку теории принятия государственных решений, методов административно-государственного управления в кризисных и конфликтных ситуациях, технологии взаимоотношений государственной администрации и средств массовой информации.
В зависимости от избранных критериев можно выделить следующие школы теории государственного управления:
1. Методологические позиции исследователей. Здесь могут быть такие школы как: марксистская школа государственного управления, либеральная школа, державная школа государственного управления, и их разновидности.
2. Школы как исторические этапы развития науки государственного управления.
3. Культурно-национальные критерии: американская школа, европейская, японская, российская школы государственного управления и другие.
3. Категории, законы и методы теории государственного управления.
Любая наука предполагает выявление и анализ собственного категориального аппарата и закономерностей. Существуют категории и законы государственного управления.
Категории - это понятия, слова, с помощью которых наука раскрывает свой предмет. Категориальный аппарат науки государственного управления достаточно велик. К основным категориям относят такие как «государство», «государственное управление», «управление», «государственные органы», «методы государственного управления», «принципы государственного управления» и т.д. Бесконечное многообразие категорий можно группировать как по уровню обобщения (общие и частные), так и по содержанию (категории, характеризующие субъекты государственного управления, объекты государственного управления, процесс государственного управления и т.д.). Перечень базовых категорий дается в оглавлении учебного пособия, в перечне экзаменационных вопросов, в рабочей программе курса.
Объективные законы управления, в отличие от правовых законов, регулирующих общественные отношения, – это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между управляющей системой и социальной средой, а также между государством в целом и его органами управления. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые
исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях государственного управления.
Арсенал исследовательских средств и инструментов теории административно-государственного управления включает все основные методы научного исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, обобщение. Кроме того, значительную роль играют такие методы как структурный, системный, функциональный, диалектический, исторический, ситуационный и другие. Все они направлены на получение нового знания, но действуют по-разному: если исторический метод позволяет получить новое знание об объекте посредством изучения его прошлого, то диалектический метод помогает понять сущность изучаемого объекта через выявление его базовых внутренних противоречий.
Вышеописанные методы носят общенаучный характер, однако существуют и специфические методы, позволяющие получать главным образом социальную информацию. К ним относятся статистические, экономические, социологические методы. Так, среди социологических методов можно назвать опрос, интервью, анализ документов, социологическое наблюдение и эксперимент. Сложность и многоаспектность государственного администрирования требуют исследования фактов в их совокупности, во взаимообусловленности, поэтому и методы исследования должны применяться системно, в комплексе.
4. Объект, предмет, методы теории муниципального управления.
Объектом теории муниципального управления являются связи, процессы и закономерности, возникающие в сфере решения вопросов местного значения, то есть в сфере самоорганизации местного сообщества.
Предмет теории муниципального управления - управленческие связи, процессы и закономерности, возникающие в этой сфере. Таким образом, здесь рассматривается деятельность населения и создаваемых им органов по организации, регулированию, координации развития местного сообщества.
Следует подчеркнуть, что теория муниципального управления является междисциплинарной наукой. Это научное направление возникло на пересечении теории самоорганизации, народовластия и менеджмента (при ведущей роли политологии и юриспруденции); впоследствии во многом использовались достижения других социальных наук – психологии, философии, социологии, истории, социальной литературы. Следует подчеркнуть, что система муниципального управления входит в блок управленческих дисциплин (вместе с социальным управлением, государственным управлением и т.д.), наиболее тесно взаимодействуя с правовыми и социально-политическими науками.
Наиболее близка к науке муниципального управления наука муниципального права, поскольку обе занимаются одной и той же областью деятельности организацией местного сообщества. Но теория муниципального управления стремится раскрыть объективно существующие закономерности в области управленческой деятельности в муниципальном образовании, чтобы повысить ее эффективность, в то время как предметом науки муниципального права в значительной мере является преобразование этих рекомендаций в действующие юридические нормативы.
Необходимо остановиться также на взаимосвязи теории муниципального управления с теорией управления и, в частности, с теорией организации. Теория организации занимается вопросами эффективного функционирования социальных систем и управления ими. Поскольку одной из областей этой деятельности является работа управленческого персонала, то теория организации занимается в определенном смысле и работой персонала органов муниципального управления.
Какую роль играет теория муниципального управления в современном обществе? Она выполняет следующие основные функции:
– познавательная – объяснение сторон, механизма, причин муниципального управления;
– мировоззренческая – формирование определенного отношения граждан к тем или
иным аспектам местного самоуправления;
– регулятивная – разработка приемов, программ, предложений по совершенствованию системы муниципального управления;
– прогностическая – определение перспектив и тенденций развития муниципального управления.
В России наука муниципального управления получила официальное признание совсем недавно. В годы господства партийной номенклатуры эта наука была попросту не нужна. Она рассматривалась как “буржуазная”, заведомо ложная. Принципы и методы государственного управления в странах Запада интерпретировались преимущественно в негативно-критическом аспекте, что объяснялось общими идеологическими установками прошлых лет.
Самостоятельная работа студентов
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Объект, предмет, методы и функции учебного курса. Государственное управление как сфера деятельности и как наука. Законы, категории и функции теории государственного управления.
Методология и научные школы государственного управления. Этапы становления науки государственного управления.
Объект, предмет, методы и функции учебного курса. Муниципальное управление как институт народовластия. Муниципальное управление как наука и учебная дисциплина. Муниципальное управление как вид профессиональной управленческой деятельности.
Методология и научные школы муниципального управления. Этапы развития теории муниципального управления
2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к зачету – всего 1 час.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.