Тема 2. Государственное управление как профессиональная деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекций:

1. Государственное управление: понятие, основные черты.

Наиболее общее определение управления можно сформулировать следующим образом: управление – это функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.

Управление как социальный институт представляет собой целеполагающее (сознательное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, фирмы, предприятия и т.д.). Существуют различные виды управления в обществе: военное, семейное, социальное, политическое, государственное, муниципальное и другие.

Государственное управление выделяется из управления вообще на основе характера и объема охватываемых управлением общественных явлений и на основе специфики субъекта управления. Государственное управление – это практическая деятельность государственных органов по реализации интересов государства, направленная на упорядочение, сохранение и развитие общества. По своей сути государственное управление – это функция общества, осуществляемая специальной подсистемой (государственными органами) и направленная на обеспечение выживания и развития общества посредством организации, координации, взаимодействия всех социальных подсистем (промышленность, сельское хозяйство,

здравоохранение, образование, наука и т.п.) как между собой, так и с внешней средой (другими обществами).

Субъект государственного управления – государство в лице своих органов управления, объект – общественная жизнедеятельность людей, общая цель - упорядочение, сохранение и развитие общества.

Государственно-управленческая деятельность – это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Органы государственного управления – субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д.

Особенности государственного управления (в определенных случаях они выступают как закономерности его функционирования):

1. Монополия на легитимное принуждение означает наличие властной силы государственного управления, которая обусловлена правом, легитимна, а реализуется через силу государственного аппарата, обладающего также и средствами принуждения. Никакая другая управляющая подсистема в обществе не обладает такими правами.

2. Государственное управление носит публичный характер, т.е. распространяется на всех людей, на все общество. Директор управляет своими рабочими, партийный лидер – членами своей партии и только государство управляет народом в целом. Правда, в определенной мере публичный характер управления присущ также и органам местного самоуправления

3. Государственное управление является универсальным, комплексным, системным. Без этого свойства, обусловленного особенностями самого государства, государственное управление не будет иметь необходимой координации, согласованности, целенаправленности и, следовательно, рациональности и эффективности. Универсальность понимается не в том смысле, что государство вмешивается во все поступки людей, а в том, что оно устанавливает основные типовые правила поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. Нет ни одного вида человеческой активности, которое государство так или иначе бы не регламентировало.

4. Объектно-субъектный характер государственного управления. Система государственного управления основывается на объективных законах общественного развития – и в этом смысле объективна, независима от воли и сознания человека. Но реализуется эта система через людей, их деятельность, мотивы, цели – и потому субъектна и субъективна. Как правило, эффективное государственное управление совпадает с логикой, законами исторического развития.

2. Менеджмент и государственное управление в условиях рынка.

Как соотносятся менеджмент и государственное управление в условиях рынка?

Понятие “менеджмент” сегодня прочно вошло в наш лексикон, а подготовка дипломированных менеджеров осуществляется уже поточным методом. Однако понимание и трактовка этого термина до сих пор весьма различна. В некоторых случаях имеет место “производственно-коммерческий” уклон, где менеджмент рассматривается как система организации производства и реализации продукции в целях получения прибыли. Многие понимают менеджмент как умение добиваться поставленных целей, используя других людей. Иногда в состав менеджмента включают целый шлейф различных отраслей знания: маркетинг, финансы (финансовый менеджмент), цены и ценообразование, материально-техническое снабжение, управление технологическими процессами и т. д.

Исторически многообразие подходов вполне оправдано, но в настоящее время они несостоятельны. По нашему мнению, менеджмент – это современный этап социального управления. Если под социальным управлением понимать целенаправленную деятельность человека по координации, упорядочению и развитию элементов в различных системах, то, с точки зрения объекта управления, можно отметить три вида – социальное управление (в узком смысле слова), техническое управление и биологическое управление. Социальное управление в данном случае – один из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и т.п.) в системе “человек-человек”. Не следует отождествлять социальное управление и социальный менеджмент, так как последнее есть управление в социальной сфере, то есть управление социальными (некоммерческими, неэкономическими и т.п.) организациями.

Поскольку речь в данном случае идет об отношениях между социальными объектами, то это социальные отношения. Управленческие отношения - лишь часть этих отношений, отражающая не только властные, субординационные связи в организациях и институтах, но и отношения по поводу координации, взаимодействия, регулирования элементов, подразделений этих организаций.. Соответственно с развитием социальных отношений изменяются и отношения между субъектом и объектом управления. Не вдаваясь здесь в историю (этапы, масштабы) этих преобразований, отметим лишь, что менеджмент – это этап управленческих отношений, управленческой деятельности, характерный для современного рыночного общества.

Чем менеджмент качественно отличается от предыдущих этапов социального управления? Иногда в качестве принципиальной особенности называют научность управления. Думается, что это не совсем верно: научным, т.е. основанном на анализе, выявлении объективных закономерностей, было управление и в Советском Союзе. Менеджмент, по нашему мнению, отличает наличие партнерских, “рыночных” отношений между объектом и субъектом управления, где каждая сторона на добровольной и взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом. Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к личности, а не как к элементу, “винтику” организации. В целом такое было невозможным в прежних управленческих (административно-командных) системах, где царила личная, а иногда просто рабская, зависимость подчиненных от руководителей.

Первоначально, как известно, менеджмент возникает в сфере производства и коммерции. Однако сегодня новый тип управленческих отношений активно распространяется во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и других.

Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, т.е. как государственный менеджмент. По существу это экстраполяция современного управления на сферу государственных отношений и связей.

Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления:

а) новым типом, иными принципами управленческих отношений;

б) использованием современных технологий управления,

в) научностью, прагматизмом, учетом эффективности управления;

г) наличием профессионально подготовленного аппарата (кадров).

Специфика государственного менеджмента по отношению к общему менеджменту проявляется в наличии:

а) условий и содержания управленческой деятельности;

б) особых методов управления (принуждение);

в) целей государственного управления;

г) собственных критериев оценки эффективности.

План семинарского занятия:

1.Государственное управление: понятие, основные черты.

2.Менеджмент и государственное управление.

3.Правовое обеспечение государственного управления.

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Государственное управление: понятие, основные черты. Государственное управление как система управленческих отношений.

Менеджмент и государственное управление в условиях рынка.

Понятие принципа в государственном управлении. Виды принципов государственного управления. Общесистемные методологические принципы государственного управления. Свобода и ответственность в государственном управлении.

Обеспечение как наделение государственных органов соответствующими ресурсами. Виды обеспечения, их характеристика и анализ.

Правовое обеспечение. Законность в государственном управлении.

Информационное обеспечение государственного управления. Информационная система государственного управления.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к зачету – всего 1 час.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 327.