Раздел 5. «Методическое сопровождение и обеспечение практики»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Перечень тем и заданий, выносимых на практику:

1. Отбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.

2. Подготовка выступления на методическом объединении учителей начальных классов и на родительском собрании по проблемам обучения, воспитания и развития младших школьников.

3. Изучение учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении:

- истории;

- профиля учебного заведения;

- характеристики учащихся класса;

- взаимоотношений детей в коллективе;

- круга интересов детей;

- индивидуальных особенностей младших школьников;

- условий семейной жизни детей;

- особенностей трудных детей;

- физического здоровья младших школьников;

- системы воспитательной работы учителя начальных классов;

- системы работы воспитателя группы продленного дня;

- технологий индивидуальной работы с детьми;

- различных форм и методов организации коллектива класса.

4. Изучение наиболее типичных конфликтов между детьми в условиях образовательного пространства школы.

5. Изучение опыта работы образовательного учреждения с родителями учащихся.

6. Анализ соответствия учебно-воспитательного процесса школы санитарно-гигиеническим требованиям.

7. Характеристика зависимости работоспособности, успеваемости и поведения учащихся от их здоровья и особенностей развития.

8. Характеристика индивидуального стиля деятельности различных учителей начальных классов.

9. Анализ недельного расписания уроков класса.

10. Изучение приемов стимулирования познавательной активности младших школьников.

11. Разработка разноуровневых и индивидуальных заданий для проверки знаний учащихся по всем предметам начального образования.

12. Оценивание сложности и прогнозирование трудностей усвоения учебного материала урока, темы.

13. Изучение характера общения учителя с отдельными учащимися.

14. Анализ причин, вызывающих снижение познавательного интереса и активности детей.

15. Изучение мотивов учения младших школьников.

16. Изучение культурно-досуговой деятельности детей.

17. Изучение культурно-образовательной среды образовательного учреждения.

18. Описание элементов передового отечественного и мирового педагогического опыта в области педагогики начального образования.

19. Характеристика воспитательной среды образовательного учреждения и класса.

20. Анализ различных учебных книг по основным предметам начального образования, рекомендованных к использованию в работе с детьми младшего школьного возраста.

21. Анализ обучающих программ младших школьников по различным предметам начального образования.

22. Изучение требований к оформлению классного кабинета.

23. Характеристика уровня воспитанности младших школьников.

24. Использование компьютерных программ в начальной школе.

25. Методы диагностики индивидуального развития младших школьников.

26. Изучение направлений работы учителя начальных классов по охране здоровья детей.

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Форма итогового контроля – зачеты и дифференцированный зачет после каждого вида практики.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

1. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 2004.

2. Блонский П.П. Педология. - М., 2000.

3. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002

4. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002.

5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела. - М.: Пед. общество России, 2001.

6. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2001.

7. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М, 2002.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2005.

9. Закон РФ «Об образовании». - М., 2005.

10. Землянская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе их экономической подготовки. - М: Изд-во Ml И У, 2006.

11. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева и др. - М.,2003.

12. Козлова С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка. -М,2003.

13. Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей. -СПб,2000.

14. Латышина Д.И. История педагогики. - М, 2004.

15. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

16. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: «РОСТ СКРИН», 1997.

17. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.

18. Муссалитина Е.В. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.- М., 2003.

19. Муссалитина Е.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: диагностика и рекомендации. - М., 2005.

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2004, с. 7-31, с. 363-418

21. Педагогическая практика в начальной школе / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М. , 2000. – 1176 с.

22. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству.

23. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2002.

24. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику. - М., 2005 .

25. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шеянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997.

26. Страунинг A.M. Задачи вокруг нас. Как знакомить детей с окружающим миром: Уч.-метод. пособие. - Обнинск,2000 (серия «ТРИЗ - дошкольникам и младшим школьникам»).

27. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., 2000.

28. Фридман М.М. Психология воспитания младших школьников. - М., 2001.

29. Школьный летний лагерь / Авт.- сост. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. - М.: ВАШ, 2004.

б) дополнительная литература:

1. Айзман Р.И., Айзман Л.И., Забрамская СА. Подготовка ребенка к школе. -Томск, 1991.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.

4. Баранов СП. Чувственный образ в обучении младших школьников. - М., 1967.

5. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.-М., 1995.

6. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. /Под ред. Н.Ф.Виноградовой и Л.Е.Журовой. - М., 1998.

7. Бугрименко Е.Л., Венгер Л.Л. Готовность детей у школе. - Томск, 1992.

8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. - М., 1986.

9. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна: Россия. - М., 2003 (серия «Скоро в школу»).

10. Выгонов В.В. Воздушные змеи. Летающие модели оригами. Самолеты. -М.: Издательский дом МСП, 2004.

11. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. - М.: Издательский дом МСП, 2005.

12. Выгонов В.В., Захарова И.В., Галямова Э.М. Аппликация. - М.: Издательский дом МСП, 2006.

13. Горелова Е.Р., Пирожкова М.Г. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 1. - М., 2003.

14. Голованова И.Л. Изобразительное творчество. - М.: 1998.

15. Готовность детей к школе. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников.- М., 1992.

16. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. - М., 1998.

17. Егоренкова Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 2000 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»).

18. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. Теоретические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - Л., 1988.

19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

20. Изобразительное искусство и художественный труд. 1кл. (1-3). /Под ред. Б.М. Неменского. -М.: "Просвещение", 1997.

21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

22. Кон И.С Ребенок и общество. - М.,1988.

23. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. - М.: 1986.

24. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

25. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

26. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1988.

27. Непомнящая И.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 1992.

28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика. 1992.-160с.

29. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2001.

30. Павлик К.В. Изобразительная деятельность шестилетних детей // "Начальная школа". - М.: 1987. - № 5.

31. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2001.

32. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству.

33. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. - М.,2004 (комплект «Преемственность»).

34. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1990.

35. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Под. ред. B.C. Кузина. - М.: 1974.

36. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1983 (и позднее).

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

38. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

39. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. - М., 1990.

40. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997 .

42. Слободчикова В.В. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - Томск, 1992.

43. Степанов В. Психология трудных школьников. - М., 1996.

44. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1996.

45. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др. - М.,2003.

46. Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - М., 1996.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Corel Draw – векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах

2. Photoshop – растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.

3. Power Point – программа для создания и проведения презентаций.

4. Paper Folding 3 D – программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.

5. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование».

6. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.

7. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа».

8. http://nsc.1september.ru/ – электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».

9. http://psylist.net/pedagogika/ – сайт, посвященный науке «Педагогика».

10. http://psylist.net/pedagog/ – сайт, посвященный психологии ребенка.

11. http://gramota.ru/ – справочно-информационный портал – русский язык для всех.

12. http://praktika.karelia.ru/ – портал «Виртуальная педпрактика»

13. http://www.origami.ru – сайт, посвященный искусству оригами.

14. http://stranamasterov.ru – сайт, посвященный прикладному творчеству, мастерству во всех его проявлениях и окружающей среде и др.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.