5.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень тем и заданий, выносимых на практику:
1. Отбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.
2. Подготовка выступления на методическом объединении учителей начальных классов и на родительском собрании по проблемам обучения, воспитания и развития младших школьников.
3. Изучение учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении:
- истории;
- профиля учебного заведения;
- характеристики учащихся класса;
- взаимоотношений детей в коллективе;
- круга интересов детей;
- индивидуальных особенностей младших школьников;
- условий семейной жизни детей;
- особенностей трудных детей;
- физического здоровья младших школьников;
- системы воспитательной работы учителя начальных классов;
- системы работы воспитателя группы продленного дня;
- технологий индивидуальной работы с детьми;
- различных форм и методов организации коллектива класса.
4. Изучение наиболее типичных конфликтов между детьми в условиях образовательного пространства школы.
5. Изучение опыта работы образовательного учреждения с родителями учащихся.
6. Анализ соответствия учебно-воспитательного процесса школы санитарно-гигиеническим требованиям.
7. Характеристика зависимости работоспособности, успеваемости и поведения учащихся от их здоровья и особенностей развития.
8. Характеристика индивидуального стиля деятельности различных учителей начальных классов.
9. Анализ недельного расписания уроков класса.
10. Изучение приемов стимулирования познавательной активности младших школьников.
11. Разработка разноуровневых и индивидуальных заданий для проверки знаний учащихся по всем предметам начального образования.
12. Оценивание сложности и прогнозирование трудностей усвоения учебного материала урока, темы.
13. Изучение характера общения учителя с отдельными учащимися.
14. Анализ причин, вызывающих снижение познавательного интереса и активности детей.
15. Изучение мотивов учения младших школьников.
16. Изучение культурно-досуговой деятельности детей.
17. Изучение культурно-образовательной среды образовательного учреждения.
18. Описание элементов передового отечественного и мирового педагогического опыта в области педагогики начального образования.
19. Характеристика воспитательной среды образовательного учреждения и класса.
20. Анализ различных учебных книг по основным предметам начального образования, рекомендованных к использованию в работе с детьми младшего школьного возраста.
21. Анализ обучающих программ младших школьников по различным предметам начального образования.
22. Изучение требований к оформлению классного кабинета.
23. Характеристика уровня воспитанности младших школьников.
24. Использование компьютерных программ в начальной школе.
25. Методы диагностики индивидуального развития младших школьников.
26. Изучение направлений работы учителя начальных классов по охране здоровья детей.
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Форма итогового контроля – зачеты и дифференцированный зачет после каждого вида практики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:
1. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 2004.
2. Блонский П.П. Педология. - М., 2000.
3. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002
4. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002.
5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела. - М.: Пед. общество России, 2001.
6. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2001.
7. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М, 2002.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2005.
9. Закон РФ «Об образовании». - М., 2005.
10. Землянская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе их экономической подготовки. - М: Изд-во Ml И У, 2006.
11. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева и др. - М.,2003.
12. Козлова С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка. -М,2003.
13. Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей. -СПб,2000.
14. Латышина Д.И. История педагогики. - М, 2004.
15. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: «РОСТ СКРИН», 1997.
17. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.
18. Муссалитина Е.В. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.- М., 2003.
19. Муссалитина Е.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: диагностика и рекомендации. - М., 2005.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2004, с. 7-31, с. 363-418
21. Педагогическая практика в начальной школе / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М. , 2000. – 1176 с.
22. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству.
23. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2002.
24. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику. - М., 2005 .
25. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шеянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997.
26. Страунинг A.M. Задачи вокруг нас. Как знакомить детей с окружающим миром: Уч.-метод. пособие. - Обнинск,2000 (серия «ТРИЗ - дошкольникам и младшим школьникам»).
27. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., 2000.
28. Фридман М.М. Психология воспитания младших школьников. - М., 2001.
29. Школьный летний лагерь / Авт.- сост. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. - М.: ВАШ, 2004.
б) дополнительная литература:
1. Айзман Р.И., Айзман Л.И., Забрамская СА. Подготовка ребенка к школе. -Томск, 1991.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.
4. Баранов СП. Чувственный образ в обучении младших школьников. - М., 1967.
5. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.-М., 1995.
6. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. /Под ред. Н.Ф.Виноградовой и Л.Е.Журовой. - М., 1998.
7. Бугрименко Е.Л., Венгер Л.Л. Готовность детей у школе. - Томск, 1992.
8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. - М., 1986.
9. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна: Россия. - М., 2003 (серия «Скоро в школу»).
10. Выгонов В.В. Воздушные змеи. Летающие модели оригами. Самолеты. -М.: Издательский дом МСП, 2004.
11. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. - М.: Издательский дом МСП, 2005.
12. Выгонов В.В., Захарова И.В., Галямова Э.М. Аппликация. - М.: Издательский дом МСП, 2006.
13. Горелова Е.Р., Пирожкова М.Г. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 1. - М., 2003.
14. Голованова И.Л. Изобразительное творчество. - М.: 1998.
15. Готовность детей к школе. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников.- М., 1992.
16. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. - М., 1998.
17. Егоренкова Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 2000 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»).
18. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. Теоретические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - Л., 1988.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
20. Изобразительное искусство и художественный труд. 1кл. (1-3). /Под ред. Б.М. Неменского. -М.: "Просвещение", 1997.
21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
22. Кон И.С Ребенок и общество. - М.,1988.
23. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. - М.: 1986.
24. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.
25. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
26. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1988.
27. Непомнящая И.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 1992.
28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика. 1992.-160с.
29. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2001.
30. Павлик К.В. Изобразительная деятельность шестилетних детей // "Начальная школа". - М.: 1987. - № 5.
31. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2001.
32. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству.
33. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. - М.,2004 (комплект «Преемственность»).
34. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1990.
35. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Под. ред. B.C. Кузина. - М.: 1974.
36. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1983 (и позднее).
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.
38. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
39. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. - М., 1990.
40. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997 .
42. Слободчикова В.В. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - Томск, 1992.
43. Степанов В. Психология трудных школьников. - М., 1996.
44. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1996.
45. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др. - М.,2003.
46. Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - М., 1996.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Corel Draw – векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах
2. Photoshop – растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.
3. Power Point – программа для создания и проведения презентаций.
4. Paper Folding 3 D – программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.
5. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование».
6. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.
7. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа».
8. http://nsc.1september.ru/ – электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
9. http://psylist.net/pedagogika/ – сайт, посвященный науке «Педагогика».
10. http://psylist.net/pedagog/ – сайт, посвященный психологии ребенка.
11. http://gramota.ru/ – справочно-информационный портал – русский язык для всех.
12. http://praktika.karelia.ru/ – портал «Виртуальная педпрактика»
13. http://www.origami.ru – сайт, посвященный искусству оригами.
14. http://stranamasterov.ru – сайт, посвященный прикладному творчеству, мастерству во всех его проявлениях и окружающей среде и др.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.