Задачи педагогической практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(Преддипломная практика )

 

44.03.01 Педагогическое образование

Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Симферополь 2014 г.

 

Раздел 1. «Общие положения» (пояснительная записка)

1.1.Цели и задачи составления программы практики

Цели педагогической практики - углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки; обеспечить всестороннее и последовательное овладение студентами основными видами профессионально-педагогической деятельности, сформировать личность современного учителя начальных классов.

Раздел 2. «Цели и виды практики»

Производственная практика проводится на базе учреждений, соответствующих виду практики и требованиям ФГОС. В ходе этой практики студентам предоставляется возможность реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также целенаправленной подготовки и проведения цикла занятий (уроков) по одной из профильных дисциплин направления в образовательного учреждения. Кроме того, студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности.

 

Раздел 3. «Организация практики»

3.1. Базы практики и рабочие места студентов.

Базой педагогической практики являются общеобразовательные учреждения г. Армавира, располагающие достаточной материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами, способными выполнять обязанности наставников. Для прохождения производственной практики в начальной школе в качестве базы выступает МБОУ «ОКЛ», МБОУ «Школа № 2», МБОУ «Чистенская школа-лицей» МБОУ «Школа № 38», «МБОУ «Школа № 15», МБОУ «Школа № 4» г. Симферополя.

 

3.2. Руководство практикой:

Обязанности методиста

· Методист руководит всеми видами учебно-воспитательной практики по своему предмету, совместно с групповым руководителем составляет график зачетных уроков, внеклассных занятий, график посещения уроков студентов.

· Оказывает студентам помощь в подготовке зачетных уроков, проводит их анализ и оценку.

· Учит студентов наблюдать, обобщать опыт учителей, собирать фактический материал для написания курсовой, выпускной квалификационной работ.

· Проводит консультации студентов во время установочной конференции, в период подготовки и проведения пробных и зачетных уроков, внеклассных занятий.

· Анализирует и оценивает конспекты зачетных уроков студентов. Лучшие из них передает для оформления выставки и использования в учебных целях.

· Совместно с руководителем участвует в аттестации студентов.

· Пишет отчет о педагогической практике и сдает его руководителю практики.

 

Подведение итогов практики

На итоговом совещании в общеобразовательном учреждении выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры.

       По итогам практики (учебной или производственной) студенту выставляется в зачетную книжку и в экзаменационную ведомость дифференцированный зачет. Практика оценивается по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Итоги всех видов практики подводятся на итоговой конференции, участниками которой являются представители деканата, заведующий выпускающей кафедры, групповые руководители, преподаватели-методисты, представители образовательных учреждений, на базе которых проводилась практика

           

Итоговая конференция на факультете проводится через 1-2 недели по окончании практики. К итоговой конференции каждый студент готовит отчетные документы:

- дневник–план профессионально-педагогической деятельности в условиях производственной практики;

- приложения к реализованному плану (конспекты и анализы уроков и внеурочной деятельности);

- отчет-самоанализ о результатах профессионально-педагогической деятельности в условиях производственной практики;

общие выступления о процессе прохождения практики с указанием на возникшие трудности и пути их решения; с предложениями совершенствования организации и содержания практики;

- нетрадиционное представление студентами личностно-профессиональных достижений в ходе практики (газета, видеоматериалы, театрализация и т.д.).

 

Критериями оценки деятельности студентов по итогам производственной практики являются:

I. Уровень профессионально – педагогических умений.

II. Проявление профессионально-педагогических умений.

III. Качество выполнения всех заданий практики.

IV. Уровень проявления творчества.

V. Уровень педагогического анализа и рефлексии.

VI. Качество отчетной документации и своевременность ее предоставления.


Критерии Оценка I II III IV V VI
Отлично выше среднего, высокий проявил все названные качества хорошее и отличное творческо-репродуктивный и творческий Достаточно высокий Аккуратное, отвечает требованиям, сдана своевременно
Хорошо средний Недостаточная самостоятельность, инициативность.  В большинстве случаев хорошее качество Репродуктивно - творческий Достаточный Отвечает требованиям, сдана своевременно
Удовлетворительно Ниже среднего Не проявил в достаточной мере названные качества В большинстве случаев удовлетворительное Репродуктивный Допустимый Отвечает не всем требованиям
Неудов-летвори-тельно Ниже среднего Не проявил названные качества Неудовлетворительное, удовлетворительное Эмпирический, репродуктивный Низкий или допустимый Не отвечает требованиям, сдана несво-евременно

Раздел 4. «Содержание и этапы практики»

4.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурными (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

– способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

– умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

– общепрофессиональными (ОПК):

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

− способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

– в области педагогической деятельности:

– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3);

– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

– в области культурно-просветительской деятельности:

– способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

а) общекультурными (ОК-В):

– способен понимать значение эстетики, видеть и отличать красивое от безобразного, а также готов к эстетизации образовательной среды (ОК-В-1);

– способен понимать значение здорового образа жизни, готов к выполнению действий, направленных на обеспечение здоровьесберегающей среды (ОК-В-2);

– способен понимать сущность и значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды (ОК-В-3);

б) профессиональные (ПК-В):

–   общепрофессиональные (ОПК):

(определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»)

–   в области педагогической деятельности:

– осознает сущность и место начального образования в целостном образовательном процессе (ПК-В-1);

– понимает важность саморазвития, способен к постоянному самосовершенствованию на основе рефлексии, изучения и анализа достижений теории и практики начального образования в современном мире (ПК-В-2);

– понимает творческий характер педагогической деятельности и готов к реализации в ней собственного творческого потенциала (ПК-В-3).

– способен ориентироваться во множестве педагогических технологий, значимых для системы начального образования, самостоятельно делать выбор исходя из характера стоящей педагогической задачи (ПК-В-4);

– способен понимать сущность и место воспитания в структуре педагогического процесса начальной школы, самостоятельно осуществлять воспитательную работу в учреждении начального образования (ПК-В-5);

– осознает самоценность возрастных периодов детского развития, способен к реализации преемственности образования детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов (ПК-В-6);

– владеет психолого-педагогическими теориями обучения младших школьников и понимает их специфику в контексте начального образования (ПК-В-7);

– владеет теоретическими основами и технологиями начального художественно-эстетического, языкового, литературного, математического, естественно-научного образования (ПК-В- 8, 9, 10, 11, 12);

 

в) специальными (СК):

 – способность применять подходы и методы развития образного и логического мышления, предметных умений и навыков, необходимых для успешного формирования первоначальных представлений математике, воспитание интереса к ней и стремления использовать математические знания в повседневной жизни у младших школьников (СК-1);

– готовность к творческой педагогической деятельности, способность выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения предметно-практической деятельности, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, творческую активность, самостоятельность и познавательный интерес детей младшего школьного возраста (СК-2);

– готовность к формированию у детей младшего школьного возраста: эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; эстетического отношения к искусству слова; совершенствованию всех видов речевой деятельности; читательского кругозора, интереса к чтению, книге, и общению с миром художественной литературы (СК-3);

– способность донести первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике, правилам правописания русского языка учащимся начальных классов, отбирать средства языка в соответствии с условиями общения (СК-4);

– способность самостоятельно выделить психологическую проблему или ситуацию и подобрать коррекционно-развивающие средства, строить систему взаимодействия со смежными специалистами в решении проблем ребенка, формировать психологическую систему учебной деятельности и ее компоненты (СК-5);

– способность к исследованию социального опыта людей в философии, религии, искусстве, праве, специфических норм и законов, готовность применять личностные качества руководителя класса и образовательного учреждения (СК-6);

– готовность формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, их познавательные интересы и способности, расширять чувственный опыт и практическую деятельность школьников, развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, осваивать различные способы получения информации, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (СК-7).

 

– способен называть и интерпретировать отдельные нормативные документы обеспечения начального образования, а также в своей практической деятельности соотносить собственные действия с законодательными и нормативными документами начального образования и руководствоваться ими (ПК-В-13);

– имеет представление о норме в развитии личности младшего школьника, способен выявлять недостатки личностного развития и девиации в поведении детей данного возраста, готов к сотрудничеству со специалистами в коррекционной и консультативной деятельности (ПК-В-14);

– способен организовать учебную деятельность обучающихся с учетом специфики начального образования (ПК-В-15);

– способен осуществлять учебно-воспитательный процесс в многонациональных, мультикультурных, билингвальных, малокомплектных начальных школах (ПК-В-16);

– владеет технологиями оценки учебных достижений школьников с учетом траектории индивидуального развития каждого ученика (ПК-В-17);

– готов к исследовательской деятельности в области начального образования (ПК-В-18);

 

4.2. Этапы прохождения практики.

Педагогическая (методическая) практика на 5 курсе делится на два этапа:

       1 этап – подготовительный (одна неделя)

       II этап – основной (три недели)

       1 этап (первая неделя) включает следующие виды деятельности студента-практиканта:

       - посещение всех уроков учителя-наставника;

       - знакомство с классом;

       - знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихся;

       - составление индивидуального плана работы на весь период практики (график пробных уроков, внеклассных мероприятий, проверку тетрадей, посещение уроков учителей и сокурсников, участие в анализе уроков, дополнительная работа с отдельными учениками и пр.);

       - ознакомление с содержанием кабинета, фондом школьной библиотеки;

       - изучение тематических и поурочных планов учителя-наставника;

       - ознакомление с особенностями ведения классного журнала и дневников учащихся;

- изготовление наглядных пособий;

       - оказание помощи учителю-наставнику в подготовке и проведении уроков;

       - составление тематического планирования уроков на весь период методической практики;

       - изучение и подбор методических материалов к запланированным урокам.

       К концу первой недели составляется расписание пробных уроков и внеклассных мероприятий с указанием номера кабинета и времени их проведения. Расписание обязательно согласуется с факультетским руководителем (ответственные – старосты по школам).

АНАЛИЗ УРОКА, ПОСЕЩЕННОГО СТУДЕНТОМ-ПРАКТИКАНТОМ

Учебный предмет:
Цель посещения: 
Дата:
Класс, учитель: 
Тема урока:
Тип урока:
Цель урока:
Формируемые УУД:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:

Аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения студента-практиканта
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
Содержание урока
Методы обучения
Формы обучения
Результативность урока
Практическая направленность урока
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Эффективность использования технических средств обучения (далее – ТСО) и ИКТ на уроке
Структура урока
Педагогический стиль
Гигиенические требования

Выводы ____________________________________________________

Внеурочная деятельность

Направления деятельности Формы реализации Виды деятельности учащихся Кол-во часов в неделю Спортивно-оздоровительное       Духовно-нравственное       Социальное       Общеинтеллектуальное       Общекультурное      

2. Выберите одно направление внеурочной деятельности. Подготовьте, проведите и проанализируйте мероприятие (занятие) внеурочной деятельности (кружок, факультатив, коллективно-творческое дело, воспитательное мероприятие).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1. Ф.И.О. студента, курс.

2. Место прохождения педагогической практики (город, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя).

3. Условия для проведения учебно-воспитательной работы с классом.

4. Анализ самостоятельной работы с классом. Трудности при планировании учебного материала. Использование в работе опыта учителей - новаторов, лучших учителей школы, нестандартных методик и пр.

5. Анализ самостоятельной учебной работы в качестве учителя.

6. Работа с родителями учащихся класса.

7. Организация внеклассной работы по предмету.

8. Умения, приобретенные практикантом по организации досуга и работы детского коллектива.

9. Успехи и трудности в проведении педагогической практики, предложения по улучшению ее организации.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Характеристика студента-практиканта должна обязательно содержать ответы на следующие вопросы:

1. В какой степени студенту академии свойственна любовь к своему педагогическому делу; каково умение формировать детский коллектив, заинтересовать детей учебным трудом, способность понимать учащихся, воздействовать на их чувства; какова способность к творчеству, к педагогической работе?

2. Уровень методической и психолого-педагогической подготовки студента-практиканта. Формы и методы обучения, используемые в деятельности, умение владеть классом. Применение технических средств обучения и средств наглядности. Изготовление дидактических материалов и наглядных пособий. Проведение внеклассной работы с младшими школьниками.

3. Знание возрастных особенностей детей, умение использовать данные знания на практике.

4. Умение проводить психолого-педагогический анализ уроков и внеклассных мероприятий, а также самоанализ педагогической деятельности. Рост умений и навыков в период практики.

5. Участие в общественных делах.

6. Участие в методической и исследовательской работе, заседаниях педагогического и методического советов.

7. Отношения с учащимися, коллегами, руководителями школ.

8. Круг интересов, общая культура.

9. Рекомендуемая оценка педагогической практики студента-практиканта.

 

Характеристика дается и заверяется руководителем учреждения – директором школы. В ней указывается номер протокола и дата проведения педсовета, на котором обсуждалась данная характеристика.

Примечание: характеристика пишется на отдельных листах бумаги.

 Формат–А4.

 



Оформление результатов практики и формы отчетности.

Студентами 4 курса должно быть посещено не менее 40 уроков и проведено 7 уроков и 1 внеклассное мероприятие.

 

       По окончании практики студент-практикант обязан в установленные сроки сдать на кафедру отчетную документацию о прохождении практики:

 

1. Дневник студента-практиканта.

2. Отчет о педагогической практике (примерная схема отчета прилагается).

3. Конспекты зачетных уроков, подписанные учителем и методистом.

4. Конспект внеклассного мероприятия, подписанный учителем и методистом по педагогике.

5. Характеристика с отметкой за педпрактику, подписанная учителем и заверенная директором школы.

6. Отчет научному руководителю ВКР о ходе опытно-экспериментального исследования.

7. Презентации о прохождении педагогической производственной практики, фотографии для альбома.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

1. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 2004.

2. Блонский П.П. Педология. - М., 2000.

3. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002

4. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002.

5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела. - М.: Пед. общество России, 2001.

6. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2001.

7. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М, 2002.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2005.

9. Закон РФ «Об образовании». - М., 2005.

10. Землянская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе их экономической подготовки. - М: Изд-во Ml И У, 2006.

11. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева и др. - М.,2003.

12. Козлова С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка. -М,2003.

13. Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей. -СПб,2000.

14. Латышина Д.И. История педагогики. - М, 2004.

15. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

16. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: «РОСТ СКРИН», 1997.

17. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.

18. Муссалитина Е.В. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.- М., 2003.

19. Муссалитина Е.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: диагностика и рекомендации. - М., 2005.

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2004, с. 7-31, с. 363-418

21. Педагогическая практика в начальной школе / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М. , 2000. – 1176 с.

22. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству.

23. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2002.

24. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику. - М., 2005 .

25. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шеянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997.

26. Страунинг A.M. Задачи вокруг нас. Как знакомить детей с окружающим миром: Уч.-метод. пособие. - Обнинск,2000 (серия «ТРИЗ - дошкольникам и младшим школьникам»).

27. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., 2000.

28. Фридман М.М. Психология воспитания младших школьников. - М., 2001.

29. Школьный летний лагерь / Авт.- сост. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. - М.: ВАШ, 2004.

б) дополнительная литература:

1. Айзман Р.И., Айзман Л.И., Забрамская СА. Подготовка ребенка к школе. -Томск, 1991.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.

4. Баранов СП. Чувственный образ в обучении младших школьников. - М., 1967.

5. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.-М., 1995.

6. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. /Под ред. Н.Ф.Виноградовой и Л.Е.Журовой. - М., 1998.

7. Бугрименко Е.Л., Венгер Л.Л. Готовность детей у школе. - Томск, 1992.

8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. - М., 1986.

9. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна: Россия. - М., 2003 (серия «Скоро в школу»).

10. Выгонов В.В. Воздушные змеи. Летающие модели оригами. Самолеты. -М.: Издательский дом МСП, 2004.

11. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. - М.: Издательский дом МСП, 2005.

12. Выгонов В.В., Захарова И.В., Галямова Э.М. Аппликация. - М.: Издательский дом МСП, 2006.

13. Горелова Е.Р., Пирожкова М.Г. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 1. - М., 2003.

14. Голованова И.Л. Изобразительное творчество. - М.: 1998.

15. Готовность детей к школе. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников.- М., 1992.

16. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. - М., 1998.

17. Егоренкова Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 2000 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»).

18. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. Теоретические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - Л., 1988.

19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

20. Изобразительное искусство и художественный труд. 1кл. (1-3). /Под ред. Б.М. Неменского. -М.: "Просвещение", 1997.

21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

22. Кон И.С Ребенок и общество. - М.,1988.

23. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. - М.: 1986.

24. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

25. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

26. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1988.

27. Непомнящая И.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 1992.

28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика. 1992.-160с.

29. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2001.

30. Павлик К.В. Изобразительная деятельность шестилетних детей // "Начальная школа". - М.: 1987. - № 5.

31. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2001.

32. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству.

33. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. - М.,2004 (комплект «Преемственность»).

34. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1990.

35. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Под. ред. B.C. Кузина. - М.: 1974.

36. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1983 (и позднее).

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

38. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

39. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. - М., 1990.

40. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997 .

42. Слободчикова В.В. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - Томск, 1992.

43. Степанов В. Психология трудных школьников. - М., 1996.

44. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1996.

45. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др. - М.,2003.

46. Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - М., 1996.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Corel Draw – векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах

2. Photoshop – растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.

3. Power Point – программа для создания и проведения презентаций.

4. Paper Folding 3 D – программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.

5. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование».

6. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.

7. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа».

8. http://nsc.1september.ru/ – электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».

9. http://psylist.net/pedagogika/ – сайт, посвященный науке «Педагогика».

10. http://psylist.net/pedagog/ – сайт, посвященный психологии ребенка.

11. http://gramota.ru/ – справочно-информационный портал – русский язык для всех.

12. http://praktika.karelia.ru/ – портал «Виртуальная педпрактика»

13. http://www.origami.ru – сайт, посвященный искусству оригами.

14. http://stranamasterov.ru – сайт, посвященный прикладному творчеству, мастерству во всех его проявлениях и окружающей среде и др.

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(Преддипломная практика )

 

44.03.01 Педагогическое образование

Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Симферополь 2014 г.

 

Раздел 1. «Общие положения» (пояснительная записка)

1.1.Цели и задачи составления программы практики

Цели педагогической практики - углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки; обеспечить всестороннее и последовательное овладение студентами основными видами профессионально-педагогической деятельности, сформировать личность современного учителя начальных классов.

Задачи педагогической практики

углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;

выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;

анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности;

подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей;

подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продленного дня;

отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста.

Данные задачи педагогической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности по ФГОС ВПО, направлению подготовки «Педагогическое образование» и ООП ВПО по профилю подготовки «Начальное образование»:

– педагогическая;

– культурно-просветительская;

– учебно-исследовательская;

и задачами профессиональной деятельности по ФГОС ВПО, направлению подготовки «Педагогическое образование»:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства.

В соответствии с целями и задачами основной образовательной программы по профилю подготовки «Начальное образование» на педагогической практике студентами решаются задачи в области учебно-исследовательской деятельности:

– изучение проблемы в области образования, воспитания или психологии младших школьников, определение вместе с руководителем гипотезы исследования, выбор соответствующих методов ее доказательства;

– анализ, обработка и интерпретация собранной информации по поставленной задаче (гипотезе);

– решение поставленной задачи (гипотезы) и оценка ее результатов;

– представление результатов учебно-исследовательской деятельности.

 

1.2. Нормативные и методические документы, служащие основанием для вуза при организации практики бакалавров

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к уровню подготовки выпускника по производственной практике, с рабочим учебным планом по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование»; календарным графиком учебного процесса, с рекомендациями по разработке программы практики.

 

1.3. Нормативно-методические документы, разработанные в вузе и регламентирующие деятельность студента в период практики, а также виды отчетности студента о прохождении практики

Программа практики разработана с учетом положения о прохождении непрерывной практики в АГПА; отчет о практике оформляется в форме дневника студента по практике (представлен в приложении к программе практики).

1.4. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата.

Данная практика входит в раздел «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогика» и ООП ВПО по профессионально-образовательной программе «Начальное образование».

Педагогическая практика является обязательным этапом обучения бакалавра педагогического образования и предусматривается учебным планом. Практике предшествует частичное и/или полное изучение следующих дисциплин, разделов и модулей по учебному плану ООП ВПО по профилю подготовки «Начальное образование»:

– «Гуманитарного, социального и экономического цикла»: культурой речи, культурологией. Для прохождения практики студент должен иметь соответствующий определенному этапу прохождения практики уровень владения культурой речи, терминологией, навыками грамотного письма и говорения. Иметь достаточные знания о культурных традициях России и ближнего зарубежья, родного края, общей культурной картины мира, о роли и месте российских культурных деятелей в мировом искусстве.

– «Математического и естественнонаучного цикла»: модуль «Информационные коммуникативные технологии в образовании». При прохождении практики в необходимо владеть современными компьютерными технологиями в обучении детей младшего школьного возраста. Формирование знаний, умений и навыков младших школьников по основным предметам начального образования средствами информационных технологий. Влияние аудиовизуальных технологий на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

– модулями (разделами) базовой части «Профессионального цикла»: «Психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания младших школьников». Использование в практической деятельности знаний историко-педагогических, психолого-педагогических и сравнительно–педагогических исследований проблем образования, о закономерностях психического развития и особенностях их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; применять способы психологического и педагогического изучения обучающихся, построения межличностных отношений в группах разного возраста, способы предупреждения девиантного поведения и правонарушений. Применение на практике знаний тех образовательных программ, которые непосредственно используются данным общеобразовательным учреждением, учебников по данным программам.  Знание особенностей обучения и воспитания младших школьников, владение традиционными и инновационными методами обучения.

Для готовности к прохождению педагогической практики необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате изучения соответствующих дисциплин данному виду практики по педагогике и психологии младшего школьника.

Требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовности студентов к педагогической практике являются знание правовых норм реализации педагогической деятельности и образования, сущность и структуры образовательных процессов, теории и технологии обучения и воспитания ребенка, содержание преподаваемых предметов; умение использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач, ориентироваться в профессиональных источниках информации, учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся, проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, организовывать внеурочную деятельность обучающихся.

Прохождение педагогической практики необходимо в качестве предшествующей и сопутствующей формы учебно-исследовательской работы, а также для приобретения практических навыков и воспитания личностных качеств. Необходимо изучение модулей вариативной части «Профессионального цикла».

– изучение модулей «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» и «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» подразумевает владение методикой преподавания русского языка и практикума по русскому правописанию, что позволяет студентам вести уроки обучения грамоте, русского языка и литературного чтения в начальных классах;

– изучение модуля «Теоретические основы и технологии начального математического образования» позволяет компетентно и обоснованно проводить уроки математики в начальной школе, с учетом современных программ и учебников по данному предмету.

– изучение модуля «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию» позволяет приобрести знания умения, навыки и соответствующие компетенции по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир», использовать современные педагогические технологии для экологического воспитания детей, развития их мировоззрения.

– изучение модуля «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» подразумевает преподавание технологии, изобразительного искусства, а также владеть основами музыкального воспитания, быть компетентным в составлении уроков с использованием музыкальных произведений, с учетом возрастным особенностей детей младшего школьного возраста.

– изучение модулей «Основы психологии младшего школьника» и «Возрастные особенности развития младшего школьника» позволяют студенту ориентироваться в нестандартных ситуациях связанных с воспитание, обучением детей и охраной их здоровья.

Прохождение педагогической практики необходимо в качестве приобретения студентами навыками профессиональной деятельности в областях педагогической, культурно-просветительской и учебно-исследовательской деятельности, для закрепления навыков преподавания предметов начального образования: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка.

1.5. Сроки и продолжительность практики

Практика предусмотрена в 8 семестре с 2 февраля по 1 марта 2015 года, продолжительность практики составляет 4 недели. 6 зачетных единиц (кредитов) получает студент в ходе прохождения практики.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.