На факультете осуществляется процедура допуска студентов к педагогической практике. В экспертную комиссию входят декан факультета, заведующий кафедрой педагогики и технологий дошкольного и начального образования, факультетский руководитель практики, групповые руководители.
К допуску каждый студент готовит методический портфель, который содержит:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- методический анализ УМК для начальной школы альтернативных систем обучения;
- диагностические методики, позволяющие изучить уровень обученности и развития детей;
- картотеку проблемных ситуаций (не менее 10 ситуаций), подвижных игр, дидактических игр (не менее 10 игр каждого вида);
- разработки КТД для младших школьников;
- методический и дидактический материал: альбомы загадок, пословиц и примет; тексты детских стихотворений и песен; паспорта растений и животных экологических пространств школы.
Контроль за прохождением учебной и производственной практик осуществляется деканатом, выпускающей кафедрой педагогики и технологий дошкольного и начального образования» и непосредственно ее руководителями (факультетским, групповым, преподавателем –методистом.
Формы контроля:
· Наблюдение за педагогической деятельностью студента
· Проверка документации
· Беседа
· Контроль за соблюдением трудовой дисциплины
· Промежуточная аттестация
· Итоговая аттестация
Подведение итогов практики
На итоговом совещании в общеобразовательном учреждении выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры.
По итогам практики (учебной или производственной) студенту выставляется в зачетную книжку и в экзаменационную ведомость дифференцированный зачет. Практика оценивается по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Итоги всех видов практики подводятся на итоговой конференции, участниками которой являются представители деканата, заведующий выпускающей кафедры, групповые руководители, преподаватели-методисты, представители образовательных учреждений, на базе которых проводилась практика
Итоговая конференция на факультете проводится через 1-2 недели по окончании практики. К итоговой конференции каждый студент готовит отчетные документы:
- дневник–план профессионально-педагогической деятельности в условиях производственной практики;
- приложения к реализованному плану (конспекты и анализы уроков и внеурочной деятельности);
- отчет-самоанализ о результатах профессионально-педагогической деятельности в условиях производственной практики;
общие выступления о процессе прохождения практики с указанием на возникшие трудности и пути их решения; с предложениями совершенствования организации и содержания практики;
- нетрадиционное представление студентами личностно-профессиональных достижений в ходе практики (газета, видеоматериалы, театрализация и т.д.).
Критериями оценки деятельности студентов по итогам производственной практики являются:
I. Уровень профессионально – педагогических умений.
II. Проявление профессионально-педагогических умений.
III. Качество выполнения всех заданий практики.
IV. Уровень проявления творчества.
V. Уровень педагогического анализа и рефлексии.
VI. Качество отчетной документации и своевременность ее предоставления.
Критерии Оценка | I | II | III | IV | V | VI |
Отлично | выше среднего, высокий | проявил все названные качества | хорошее и отличное | творческо-репродуктивный и творческий | Достаточно высокий | Аккуратное, отвечает требованиям, сдана своевременно |
Хорошо | средний | Недостаточная самостоятельность, инициативность. | В большинстве случаев хорошее качество | Репродуктивно - творческий | Достаточный | Отвечает требованиям, сдана своевременно |
Удовлетворительно | Ниже среднего | Не проявил в достаточной мере названные качества | В большинстве случаев удовлетворительное | Репродуктивный | Допустимый | Отвечает не всем требованиям |
Неудов-летвори-тельно | Ниже среднего | Не проявил названные качества | Неудовлетворительное, удовлетворительное | Эмпирический, репродуктивный | Низкий или допустимый | Не отвечает требованиям, сдана несво-евременно |
Раздел 4. «Содержание и этапы практики»
4.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурными (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);
– способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
– умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
– готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
б) профессиональными (ПК):
– общепрофессиональными (ОПК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
− способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
– в области педагогической деятельности:
– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3);
– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
– в области культурно-просветительской деятельности:
– способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
а) общекультурными (ОК-В):
– способен понимать значение эстетики, видеть и отличать красивое от безобразного, а также готов к эстетизации образовательной среды (ОК-В-1);
– способен понимать значение здорового образа жизни, готов к выполнению действий, направленных на обеспечение здоровьесберегающей среды (ОК-В-2);
– способен понимать сущность и значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды (ОК-В-3);
б) профессиональные (ПК-В):
– общепрофессиональные (ОПК):
(определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»)
– в области педагогической деятельности:
– осознает сущность и место начального образования в целостном образовательном процессе (ПК-В-1);
– понимает важность саморазвития, способен к постоянному самосовершенствованию на основе рефлексии, изучения и анализа достижений теории и практики начального образования в современном мире (ПК-В-2);
– понимает творческий характер педагогической деятельности и готов к реализации в ней собственного творческого потенциала (ПК-В-3).
– способен ориентироваться во множестве педагогических технологий, значимых для системы начального образования, самостоятельно делать выбор исходя из характера стоящей педагогической задачи (ПК-В-4);
– способен понимать сущность и место воспитания в структуре педагогического процесса начальной школы, самостоятельно осуществлять воспитательную работу в учреждении начального образования (ПК-В-5);
– осознает самоценность возрастных периодов детского развития, способен к реализации преемственности образования детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов (ПК-В-6);
– владеет психолого-педагогическими теориями обучения младших школьников и понимает их специфику в контексте начального образования (ПК-В-7);
– владеет теоретическими основами и технологиями начального художественно-эстетического, языкового, литературного, математического, естественно-научного образования (ПК-В- 8, 9, 10, 11, 12);
в) специальными (СК):
– способность применять подходы и методы развития образного и логического мышления, предметных умений и навыков, необходимых для успешного формирования первоначальных представлений математике, воспитание интереса к ней и стремления использовать математические знания в повседневной жизни у младших школьников (СК-1);
– готовность к творческой педагогической деятельности, способность выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения предметно-практической деятельности, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, творческую активность, самостоятельность и познавательный интерес детей младшего школьного возраста (СК-2);
– готовность к формированию у детей младшего школьного возраста: эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; эстетического отношения к искусству слова; совершенствованию всех видов речевой деятельности; читательского кругозора, интереса к чтению, книге, и общению с миром художественной литературы (СК-3);
– способность донести первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике, правилам правописания русского языка учащимся начальных классов, отбирать средства языка в соответствии с условиями общения (СК-4);
– способность самостоятельно выделить психологическую проблему или ситуацию и подобрать коррекционно-развивающие средства, строить систему взаимодействия со смежными специалистами в решении проблем ребенка, формировать психологическую систему учебной деятельности и ее компоненты (СК-5);
– способность к исследованию социального опыта людей в философии, религии, искусстве, праве, специфических норм и законов, готовность применять личностные качества руководителя класса и образовательного учреждения (СК-6);
– готовность формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, их познавательные интересы и способности, расширять чувственный опыт и практическую деятельность школьников, развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, осваивать различные способы получения информации, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (СК-7).
– способен называть и интерпретировать отдельные нормативные документы обеспечения начального образования, а также в своей практической деятельности соотносить собственные действия с законодательными и нормативными документами начального образования и руководствоваться ими (ПК-В-13);
– имеет представление о норме в развитии личности младшего школьника, способен выявлять недостатки личностного развития и девиации в поведении детей данного возраста, готов к сотрудничеству со специалистами в коррекционной и консультативной деятельности (ПК-В-14);
– способен организовать учебную деятельность обучающихся с учетом специфики начального образования (ПК-В-15);
– способен осуществлять учебно-воспитательный процесс в многонациональных, мультикультурных, билингвальных, малокомплектных начальных школах (ПК-В-16);
– владеет технологиями оценки учебных достижений школьников с учетом траектории индивидуального развития каждого ученика (ПК-В-17);
– готов к исследовательской деятельности в области начального образования (ПК-В-18);
4.2. Этапы прохождения практики.
Педагогическая (методическая) практика на 5 курсе делится на два этапа:
1 этап – подготовительный (одна неделя)
II этап – основной (три недели)
1 этап (первая неделя) включает следующие виды деятельности студента-практиканта:
- посещение всех уроков учителя-наставника;
- знакомство с классом;
- знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихся;
- составление индивидуального плана работы на весь период практики (график пробных уроков, внеклассных мероприятий, проверку тетрадей, посещение уроков учителей и сокурсников, участие в анализе уроков, дополнительная работа с отдельными учениками и пр.);
- ознакомление с содержанием кабинета, фондом школьной библиотеки;
- изучение тематических и поурочных планов учителя-наставника;
- ознакомление с особенностями ведения классного журнала и дневников учащихся;
- изготовление наглядных пособий;
- оказание помощи учителю-наставнику в подготовке и проведении уроков;
- составление тематического планирования уроков на весь период методической практики;
- изучение и подбор методических материалов к запланированным урокам.
К концу первой недели составляется расписание пробных уроков и внеклассных мероприятий с указанием номера кабинета и времени их проведения. Расписание обязательно согласуется с факультетским руководителем (ответственные – старосты по школам).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 207.