Административное дело - спор между гражданином и государством, когда он обжалует действие решения государства, нарушающего его права (этот спор рассматривается по КАС – Кодексу административного судопроизводства). Две неравные стороны, изначально процесс перекошен в сторону государству (гражданин не может обладать теми же ресурсами, что и государство, поэтому, для установления равенства сторон в процессе нужна отдельная процедура).
Дело об административных правонарушениях – дело, в котором компетентный государственный орган обвиняет физическое или юридическое лицо в совершении деяния, предусмотренное КоАПом. Множество менее тяжких деяний, чем преступления. Административные правонарушения полностью не кодифицированы (множество источников), в отличие от уголовных. Административное правонарушение названо так потому, что исторически рассматривались органами исполнительной власти. А не потому, что посягают на администрацию (там есть правонарушение – мелкое хищение, которое никак не влияет на администрацию).
Состав - всегда единолично.
1) К 20-му веку жизнь технологизируется, количество мелких правонарушений увеличивается, классическая система уголовной юстиции начинает задыхаться к началу 20-го века. Как решать проблему? Два варианта.
1) Остаемся в рамках уголовного права, но вырабатываем определенную классификацию преступлений. Например, французская система: есть уголовные преступления, уголовное правонарушение и уголовный проступок – отличаются исключительно по тяжести наказания, для каждой категории дел положена своя процедура. Правонарушение – полицейский суд (один судья, не полицейский конечно), проступок – коллегия из трех судей, преступление – суд ассизов. Это сильное упрощение уголовного процесса: можно заплатить сразу полицейскому, чтобы не платить судебные пошлины.
2) Другой вариант решения проблемы – немецкий и отечественный. «Мелочь» выводится за пределы уголовного права и помещается в отдельный кодекс, назначаются органы исполнительной власти (те же полицейские) в качестве органа, которые будут рассматривать эти дела при условии обжалования в суд. Внесение того или иного состава в УК – проблема не только правовая, но и идеологическая. Не всегда есть возможность тот или иной состав воткнуть в УК по конъюнктурным соображениям. Тогда законодатель начинает манипулировать составами: а это я не буду преступлением считать, это я в КоАП внесу. Но наказание там связано с лишением свободы, например, административный арест, а по Конституцию у нас любые лишения свободы на срок более 48 часов – только по решению суда. Получается, что административные правонарушения начинают рассматривать судьи – накапливается большое число составов, которые по своей природе – уголовные (уголовный штраф или тот же административный арест в виде 30 суток). Но законодатель понимает, что рассмотрение дела в уголовном процессе дороже, чем в административном, а также вследствие идеологических причин, законодатель не хочет считать правонарушение уголовным, он считает его административным => возникает парадокс: административное правонарушение начинает рассматривать судья. Но ведь как только судья его начинает рассматривать, это уже не административное правонарушение... и вот этим судьей является мировой судья.
Поэтому в РФ проблемы ответственности для юридических лиц просто не существует, так как административная ответственность юридических лиц заменяет уголовную. Это совершенно надуманная проблема. Действительная проблема – чем преступление от административного правонарушения отличается, но это труднее. На Западе уголовная ответственность юридических лиц есть, у нас оттуда и дискуссии – надо ли нам ее вводить.
Если малозначительное административное правонарушение, но подведомственное суду, его будет рассматривать мировой судья. Если дело связано с оспариванием действий государства – то это районный суд, кроме выдачи судебного приказа. Состав мировых судей - всегда единолично.
Районные суды.
Место в судебной системе. Это первое звено федеральных судов ОЮ. Апелляционная инстанция – областной суд; кассационными – Кассационный СОЮ и Верховный суд. Раньше они были основным звеном. Сейчас половину дел забрали мировые судьи.
Компетенция .
Принцип остаточной компетенции первой инстанции (все, что не рассматривают другие суды, рассматривает районный суд). Их компетенция определяется как остаточная, кроме дел об административных правонарушениях, для которых основным судом является мировой судья.
Районный суд является и судом апелляционной инстанцией – приговоры, решения, постановления мировых судей, не вступивших в законную силу. Мировой судья рассматривает в одиночку – а пересматриваем за ним районный судья с точно такими же квалификационными требованиями, как у мирового судьи: 25 лет возраст и 5 лет стажа. И в чем тогда у него большая квалифицированность, тем более они могут чуть ли не в одном здании сидеть, в Москве уж точно. Нескольких мировых судей сажают в одном здании («Офис мирового судьи») – экономят на транспорте и на приставах – один пристав всех и охраняет. На одной переноске дел можно миллионы сэкономить, если рядом районный суд. А еще рядышком прокуратура, дела из одно подъезда в другую перенес и порядок.
По реформе июля 2018-го года в районном суде может быть суд присяжных – один судья и шесть присяжных (первое такое дело было в Черемушкинском районном суде). Какие решения принимает районный суд по уголовным делам (на слайде – «а также ряд решений»)? Те самые решения, связанные с ограничением конституционных прав: взять под стражу, дать согласие на производство обыска, наложить арест на имущество, рассмотреть жалобу на действия следователя – это все делает районных суд.
Если по делу вынесено постановление органом исполнительной власти (административное дело) – судебное обжалование в порядке административного судопроизводства осуществляется в районный суд.
Отдельные категории дел об адм. правонарушениях рассматривает районный суд по первой инстанции, например, об административном выдворении за пределы РФ. Чертановский районный суд тратил на это 2-3 минуты на человека в среднем – рассматривали 10-15 человек одновременно, сэкономили и на переводчики – граждане сами себе все переводили, потому что плохо владели языком.
Структуры как таковой районного суда обычно нет: есть председатель, есть судьи районного суда. Судебных коллегий не образуются, как в областных судах. Внутренняя специализация по крайней мере раньше существовала, сейчас уже автоматизированная система назначения дел судьям, раньше традиционно были группы судей, которые рассматривали гражданские дела, уголовные дела, а дальше специализация: могла быть предметной, кто-то убийства слушал, кто-то кражи... либо территориальный признак: улица Ленина одному судье, другая улица – другому.
После введения в действия нового УПК появилось понятие дежурного судьи, т.е. поскольку мы не знаем сколько человек и когда их привезут на продление срока содержания под стражей, как правило, на каждый день есть судья, чтобы рассматривать вот такие дела – в том числе и в выходные дни. Дежурный судья всегда есть, чтобы рассматривать ходатайство об избрании меры пресечения, потому что сроки истекают. И тут, конечно, никакая специализация во внимание не принимается, потому что это было бы нечестно по отношению к судьям-цивилистам: почему это они отдыхают, а судьи-криминалисты работают? Поэтому на должность дежурного судьи – все по очереди выходят в субботу-воскресенье.
Судебный район обычно совпадает с административно-территориальным районом или несколькими административными районами. Внутри этих районов нарезаются участки, и на каждый определяется мировой судья.
Ключевой критерий, по которому определяется участок – численность населения. (по закону о Мировых судьях). Этот критерий критикуется как недостаточный: например, площадь трех вокзалов, мировой судья на этом участке, наверное, самый несчастный человек в Москве, там очень много административных правонарушений. В спальном районе у мирового судьи все хорошо. Судья может часть дел передавать в соседние участки. Ничего другого придумано не было: если нарезать районы не по административным границам, мы просто запутаем граждан.
Областные суды.
Это второе звено федеральных судов общей юрисдикции.
Структура областного суда, кассационного суда, апелляционного суда единая: везде по три коллегии + Президиум, который по реформе июля 2018-го года дела больше рассматривать не будет.
У Президиума только организационные полномочия. Внутри коллегий как правило образуются составы – это постоянно действующие группы судей: образуются на несколько лет по 3-5 судей. Обычно 3.
Общий принцип подсудности областных судов. Первая инстанция:
1) Если дело связано с гостайной, то дело подсудно областному суду.
2) Категории дел, прямо указанные в законе: четко должно быть написано, какие составы подсудны. Никто не заставляет вас заучивать составы преступлений, обычно говорят: наиболее тяжкие.
3) Гражданские дела: есть исключительная подсудность у Мосгорсуда – он принимает обеспечительные меры по вопросам авторского права в сети Интернет.
Апелляционная инстанция: приговоры, решения, определения и постановления районного суда, не вступившие в законную силу.
Кассация из областных судов ушла по реформе 2018-го года.
Вновь открывшиеся обстоятельства: областные суды пересматривают свои же решения по новым и вновь открывшимся, если это дело гражданское или административное; и новые и вновь открывшиеся по уголовным делам – по приговорам и постановлениям районного суда.
1 судья и 8 присяжных заседателей – по уголовным делам в областных судах.
Полномочия председателя и полномочия заместителей вы сами должны посмотреть по закону о СОЮ. Добавил их в конспект лекции из ст. 29 ФЗ о СОЮ:
Председатель областного суда – назначается на 6 лет Президентом РФ по представлению председателя ВС РФ и при положительной характеристике Высшей квалификационной коллегии судей. Его заместили могут назначаться не более 2-х сроков подряд (тоже на 6 лет), а вот он сам – сколько угодно сроков подряд.
Его функции:
1) организует работу суда и руководит организацией работы его судебных коллегий
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда субъекта, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о
8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда субъекта, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
По реформе созданы 5 апелляционных судов ОЮ.
Рассматривают дела, которые были рассмотрены областными судами по первой инстанции. Апелляционными они являются для областного суда – раньше их рассматривал ВС РФ. Идея в том, чтобы разгрузить ВС РФ, на самом деле это называют «приблизить правосудие к населению» – чтобы не мотаться каждый раз в эту вашу Москву.
Апелляционные суды ОЮ будут выполнять функции двух инстанций:
1) пересмотр в апелляционном порядке решений областного суда, принятых им по первой инстанции.
2) собственные решения по новым и вновь открывшимся (кроме уголовных дел)
По уголовным делам пропуск какой-либо инстанции не влияет на возможность обжалования в последующую. Условно говоря, мировой судья приговор вынес, а вы апелляцию не подали, он вступил в законную силу – в районный суд вы не можете обратиться, но можете обратиться сразу в кассацию – в Апелляционный суд ОЮ (раньше первой кассационной инстанцией был Президиум областного суда).
В остальных видах судопроизводства (гражданское, административное) если вы в апелляцию не обратились, значит, с решением суда вы согласны и в кассации вам делать нечего. Не подали – единственный способ обжаловать решение – доказать, что вы по состоянию здоровья или иным причинам подать на апелляцию, а иначе всё.
Кассационные суд ОЮ:
1) По уголовному делу мировой судья вынес решение. Должна быть подана сначала апелляция в районный суд, и только если она была подана, можно подавать в кассацию в кассационный суд ОЮ.
Мировой судья вынес решение по гражданскому делу, логика такая же, при условии, что была подана апелляция.
2) Районный суд вынес приговор по уголовному делу, апелляция – в областной суд; кассация – в кассационный суд ОЮ.
3) Областной суд вынес решение по первой инстанции, апелляция – в Апелляционный суд общей юрисдикции. А кассация – в Верховный суд РФ, а не в Кассационный СОЮ, потому что он унаследовал полномочия Президиума областного суда – то есть рассматривать кассации по делам, начатым в мировом и районным суде (до реформы). Президиум никогда кассации на решения областного суда по первой инстанции не слушал.
В отличие от Апелляционных, Кассационных судов ОЮ – 9. На них и нагрузка больше, а вот Апелляционные – их только 5, видимо, потому что они нужны только для дел, рассмотренных областными судами по первой инстанции (а это очень небольшой процент дел).
Еще одна бесполезная схема, которая увеличивает вес файла.
.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 902.