1. Понятие, значение и классификация принципов
2. Общеправовые принципы
3. Принципы судоустройства
4. Принципы судопроизводства
Понятие, значение и классификация принципов.
Вопросы о дефиниции принципов – словоблудие чистой воды (С.В. Романов).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Принципы организации деятельности судебной власти – основные начала организации суда и иных правоохранительных органов, а также процессуальной деятельности, судопроизводства в конкретный исторический период.
Признаки принципов организации деятельности судебной власти:
1. Основополагающий характер принципа. Статус принципа получают только важнейшие положения (равенство перед законом и судом – это принцип; а норма о том, что суди облачаются в мантии – это не принцип);
2. Признак альтернативности. Начала судоустройства и судопроизводства в конкретный исторический период. В один период этот вопрос решается одним путем, в другой период – другим путем. В петровский период процесс тайный и была презумпция виновности, отсутствие состязательности – в наше время гласный, презумпция невиновности, состязательность. Дихотомия в принципах всегда присутствует.
3. Признак нормативности (нет в презентации). Если общая идея не получила отражение в законе, то этот принцип рассматривается только на научном уровне, а не на законодательном. Законодатель не обязан никому и ничего, он не обязан принципы называть принципы. ГПК, АПК – там будут "основные положения", без упоминания о принципах как таковых. УПК, напротив, целую главу посвятил принципам, но это исключение. Нам самим придется искать статью, содержащую нужный принцип. Мы и системы принципов законодательной не имеем. Набор принципов УПК – неидеален и его оспаривают. Это вопрос доктринальный, закон нам только дает иллюстрацию.
Принципы нужны законодателю (обеспечить согласованность принципов)
Принципы нужны правоприменителю (чтобы толковать закон; применять по аналогии)
Байка о том, что в зале одного суда висел плакат "Говорить по существу, на Конституцию не ссылаться".
Классификации (классификаций очень много):
1. По источнику
– Конституция (ни один принцип, закрепленный в Конституции, де-юро не поменялся)
– Иные
2. По предмету регулирования
– Общеправовые
– Принципы судоустройства (организации судов и иных правоохранительных органов)
– Принципы судопроизводства:
По сфере действия
– межотраслевые (гласность, устность, состязательность и пр)
– отраслевые (уголовный: публичность, презумпция невиновности, обеспечение права обвиняемого на защиту)
Изучение конкретных принципов на следующей лекции. Читать главу 4 учебника. + вот эти акты:
Закон о статусе судей тяжело читать, начать читать заранее. Летом была реформа, которая
Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, в связи чем в ФКЗ О судебной системе и в Законе РФ о Статусе судей прошли изменения, которые вступят в силу с осени 2019-го
Лекция от 9 октября.
Общеправовые принципы.
На первом месте важнейший для нашего курса принцип.
1. Принцип обеспечения права на судебную защиту. Знание принципов избавляет от вас от консультации с текущим законодательством. Знание системы принципов создает о вас впечатление как об эрудированных людях.
Принцип этот общеправовой и конституционный.
– Статьи Конституции 46, 50, 52.
– Международные документы – как минимум Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 6.
– Процессуальные кодексы – во всех процессуальных кодексах в том или ином виде закреплен.
1) Этот принцип – о значении судебной системы для граждан и их объединений.
Все решения и действия госорганов могут быть обжалованы в суд. Казалось бы, что тут необычного? В Советский и досоветский период обжалованы могли быть только решения, про которые написано в законе. В Советское время жаловаться в суде можно было не на все органы – но можно писать в прокуратуру и в КПСС. Отсюда эта традиция и идет.
Сама возможность обжалования любого решения в суде. Речь не идет о суде между двумя организациями или гражданами.
2) Обязанность суда рассмотреть жалобу и вынести законное, обоснованное и справедливое решение.
3) Третья составляющая принципа. Решение суда по результатам обращения в суд – на это решение может быть как минимум однократная проверка вышестоящим судом. Решения органов судебной власти (как и исполнительной) могут быть обжалованы в вышестоящем суде. Право как минимум на однократный пересмотр – важная составляющая этого принципа. В дореволюционном процессе (Русская правда) пересмотр решения – оскорбление суда.
4) Исполнение решения суда. Люди имели на руках судебные постановления и не могли по ним ничего получить, и обращались в ЕСПЧ за компенсацией. Не может быть обеспечено право на судебную защиту, если судебное решение может быть не исполнено. Отсюда следует, что решения суда должны быть в письменной форме.
5) Право обратиться в межгосударственный орган по защите прав человека.
В ЕСПЧ можно писать, проиграв дело в двух инстанциях в РФ.
2. Равенство всех перед законом и судом. Неприкосновенность судей – является исключением из принципа равенства или нет? Одного человека можно на улице задержать, а другого нельзя? Это вызвано не личными особенностями, это следствие профессионального статуса, и с концом этого статуса привилегии заканчиваются. А вот привилегии исконного характера – как у сословий – это уже нарушение принципа равенства.
3. Законность и верховенство права.
Принцип общеправовой и Конституционный (ст. 15 и 120). Можно его найти во всех процессуальных кодексах. Обязательность права это не принцип права, а его признак – зачем выделять принцип, который говорит о том, что есть в дефиниции? Либо, имеется в виду, существовал другой период, когда право было необязательно. В дореволюционных учебниках речь шла о подзаконности судебной власти (а вся власть – от императора).
После революции писать о принципах нет времени. Нужна конструкция – революционное правосознание (по Декрету о суде №2), по которому законы свергнутых правительств разрешалось применять в той части, в которой они не противоречат революционному правосознанию – это правосознание есть отдельный источник права.
Восстановлена прокуратура и революционное правосознание стало опасным источником (для некоторых граждан революционное правосознание стало недостаточным источником). Теперь это социалистическое правосознание: подлежат применению акты нового правительства, а старые уже и не нужны
Т.о., у правоприменителя в первые годы революции было усмотрение, которое затем отменили.
Сейчас усмотрение у него все равно есть, но оно в рамках закона. Вне рамок закона усмотрения быть не может. Усмотрение это не в смысле что хочу, что ворочу, а решение в любом случае мотивируется. В уголовном процессе навскидку можно вспомнить только вердикт присяжных, у которого нет мотивировки, остальные решения мотивируются и это важно для законности. Исторически принцип законности отвечает на вопрос: есть ли у правоприменителя усмотрения.
Соблюдение закона всеми субъектами обязательно.
О том, как решаются коллизии между актами различной силы. Если возникает вопрос о конституционности закона:
– возможность применения обычая
– аналогия закона и аналогия права
Есть ли у судебной власти правотворческие полномочия? Тут как обычно дискуссия. С одной стороны, наша правовая традиция следует за 1) романо-германской системой, по которой "судья уста закона" (Монтескье), и судья в этой системе только применяет право. 2) Англосаксонский подход. Прецедентная система. В настоящее время у них главенствующую роль играет право статутное (акты парламента и правительства).
У нас дискуссия.
Вторая часть принципа – Верховенство права – Совет Европы, в который мы вошли в 96-м году предполагает, что его члены стремятся к построению правового государства, что подразумевает верховенство права. Это тоже понимание законности. В зарубежных учебниках нашу формулировку принципа вы не найдете, а вот
(ст. 6 Конвенции о справедливом судебном разбирательстве)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 297.