Конституционный, судопроизводственный (ст. 48 Конституции, ст. 6 Конвенция о защите прав человека и основных свобод и ст. 6 УПК).
Когда был разыскной процесс, обвиняемый был не субъект, а объект. Разыскной пишется через А, пруф: http://gramota.ru/class/istiny/istiny_2_razysknoj/
Этот принцип означает, что обвиняемый – полноправный субъект процесса.
1) Может лично, сам защищаться от обвинения
2) Право пользоваться помощью защитника-профессионала, наделенного правами по защите.
3) Обязанности суда, прокурора, следователя разъяснить права и обеспечить возможность их осуществления. Обвиняемый вправе давать показания, но допросить сам себя не может. Значит, у следователя есть обязанность рассматривать ходатайства. На любое право обвиняемого и защитника должна быть обязанность должностных лиц обеспечить ему это право.
Лекция от 23 октября. Правосудие и суды, его осуществляющие.
Можно идти по органам, а можно по полномочиям судебной власти. По органам проще.
Эта тема намекает нам, что есть суды, которые правосудие не осуществляют – конституционные суды, которые осуществляют конституционный контроль, а не правосудие.
Судебная система и судебные инстанции
1.1. Понятие и правовые основы организации судебной системы
1.2. Структура судебной системы (за лето прошла реформа, так что готовимся по ФЗ – надо знать о существовании Кассационного военного суда, кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции)
1.3. Понятие и виды судебных инстанций
Суды общей юрисдикции
3. Специализированные суды, осуществляющие правосудие (Конституционный контроль правосудием не является)
Литература
· «Курс уголовного процесса», Леонид Витальевич Головко Нас интересует глава о пересмотре дел по уголовным делам. Есть полная версия в К+ и во «Взаимпомощи Юрфака МГУ»
· Правосудие в современном мире, Хабриев и Лебедев. Москва, 2018 год. Первое издание точно есть в Гаранте.
· Судебная система европейских стран. Справочник. Москва, 2002 год. Устаревшая местами книжка о судебных системах европейских стран.
Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией (дефиниция из учебника). Это не просто суды, а множественность судов, которая упорядочена.
· Статья 71, пункт о) Конституции – судоустройство находится в исключительном ведении федерации, такой вот уровень нормативного регулирования.
· Ст. 118 Конституции: Судебная система устанавливается Конституцией и ФКЗ
· Ч.3, ст.128 Конституции говорит, что полномочия федеральных судов
устанавливаются федеральным конституционным законом. Единственное число («закон») не означает, что ФКЗ должен быть один (как до революции и в Советский период, когда был один закон о судебной системе.
Нормативные акты о судебной системе.
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Принятие ФКЗ требовало квалифицированного большинства в ГД, которого не было в начале 1990-х ни у одной из партий. Некоторые республики пытались назначить судей районных судов самостоятельно, но ВС все эти решения отменил. Первый ФКЗ о судебной системе – это ФКЗ О Конституционном суде 1994 года. Потому что он ближе всего отражал политические компромиссы. Последующие поправки потихоньку отменяли компромиссы.
3. ФКЗ об арбитражный судах 1995 года. Было два звена – Арбитражные суды субъектов и Высший Арбитражный суд. Апелляция в самом арбитражном суде субъекта.
4. ФКЗ о судебной системе 1996 г.– была битва за то, кому отдать районные суды – и это федеральные. Субъекты возмущались, ведь написано в Конституции «республики (государства)», значит, у них должны быть все признаки государства, в том числе и свои суды. И тогда им дали мировых судей. Мировые судьи нужны были для того, чтобы подсластить пилюлю республикам
5. Большинства ГД для ФКЗ о мировых судьях не собрать, да и Москва не будет нарезать судебные участки для мировых судей, поэтому в ФКЗ О судебной указали, что о достаточно ФЗ О мировых судьях (не ФКЗ)
6. ФКЗ О военных судах 1999 г.
7. ФКЗ О судах общей юрисдикции 2011 г. Что раньше мешало – непонятно.
8. ФКЗ О Верховном Суде 2014 г. Верховный суд по реформе 2014-го года
перестал быть судом общей юрисдикции, потому что он возглавляет все ветви судебной системы.
9. ФЗ Об Арбитражных заседателях 2001 г. Эксперимент, который экспериментом и остался (см. предыдущую лекцию)
10. ФЗ О Присяжных заседателях 2004 г. Это вынужденная мера.
Все эти законы нужно знать и на них ссылаться. Ответ «так написано в учебнике» – это не ответ.
По причинам политического характера не удалось сохранить традицию о том, чтобы иметь один закон о судоустройстве.
Первый критерий. Территориальная организация судебной системы. в рамках территориальной организации судебной системы есть три доктринальных подхода (зависят от устройства государства).
1. Единство судебной системы – характерно для унитарных государств.
2. Дуализм судебной системы – сложный термин, используется в двух значениях. С точки зрения государственного устройства означает, что параллельно в каждом субъекте федерации есть своя судебная система (США). Дуализм имеет другое значение: наличие отдельных судов общей юрисдикции и судов административной юрисдикции. Административных судов у нас нет, а у французов есть. Это отдельные ветви. С нашей точки зрения административные суды – это не совсем суды, они автономны и их правильнее даже к исполнительной власти относить
(«Суд и государство» Л.В. Головко)
3. Смешанная судебная система. Есть судебная система субъекта, есть федеральная, но они друг с другом связаны: решение суда субъекта обжалуются в федеральном суде.
В законе в третьей статье написано, что система единая (с точки зрения законодателя так и есть), но с точки зрения доктрины система у нас смешанная.
Предметная юрисдикция.
С точки зрения компетенции есть два вида судов:
1) Суды общей юрисдикции
2) Суды специализированные. Суды общей юрисдикции – гражданские и уголовные дела в одних судах. Специализированные суды нужны затем, что у судей должны быть особые навыки или особые процедуры:
– Конституционный суд (с точки зрения доктрины это типичный специализированный суд)
– Военные суды (в большинстве государств они есть). Они создаются потому, что армия не стоит на месте, она переезжает, и суды вместе с ними – если ведутся боевые действия. С точки зрения доктрины они специализированные, но по нашим законам – нет.
– Суды по экономическим спорам. Арбитражные суды. В других странах могут называться хозяйственными, коммерческими или торговыми. Отдельные патентные суды.
– Группа судов, выделяемых по критерию незащищенности одной и сторон. Например, судятся между собой работник и работодатель. Работнику нужна особая поддержка.
– Суды по семейным спорам. Нужны психологические знания и ускоренная процедура.
– Ювенальная юстиция, которую у нас так не любят. Это разрушение традиционных ценностей, как некоторые говорят, и не хватало чтобы дети по судам шлялись.
– Суды по экономическим преступлениям
– Суды по делам о терроризме
– Суды для рассмотрения преступлений высших должностных лиц
Это все доктрина. А как в законе?
Пункт 3 статьи 4 ФКЗ О судебной системе: к федеральным судам относятся КС РФ (нам ничто не мешает называть его специализированным судом), ВС РФ, Кассационные и апелляционные СОЮ, районные, мировые и областные.
По Закону о судебной системе к СОЮ относятся военные суды, но с точки зрения доктрины это неверно.
Подсистема Арбитражных судов.
С точки зрения закона существует один только специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам. У нас – расхождение между доктриной и законом.
Попытки создания специализированных судов.
– В 2000 году внесли поправки о создании Административных судов. Отклонили в 2013-м году (эту тему с Административными судами любит ВС РФ)
– Внесли законопроект о создании ювенальных судов. Авторы испугались и сами отозвали законопроект. На данный момент предпосылок для создания специализированных судов у нас не наблюдается.
Судебное звено – это суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе (термин из науки судоустройства).
Когда не было апелляционных и кассационных СОЮ, была четкая трехзвенная структура. С.В. предлагает теперь для удобства называть звенья цифрами (разделены цветом). Первое, второе, третье, четвертое и пятое звено – ВС РФ. Пять звеньев. Третье и четвертое звено – новые. Созданы по закону июля 2018 года, будут работать к 1 октября 2019 (уже даже председателей некоторых назначили).
Мировые судьи не относятся к звеньям. Потому что мировой судья один. Также отдельно стоят Конституционные (уставные) суды субъектов и КС РФ – между ними нет никакой связи и подчинения. Поэтому они иногда относятся к звеньям.
Судебная инстанция – это определенные полномочия по рассмотрению дел. Звено – судоустройственное понятие. А инстанция – это понятие судопроизводства, и оно описывает, какими полномочиями наделен суд. Одно и то же звено может выполнять функции разных инстанций, и одна и та же инстанция у нас распределяется по разным звеньям. Кассационный суд, апелляционный суд – мы не можем их так называть, потому что районный суд может быть апелляционным, а может рассматривать дела по первой инстанции.
Между звеном и инстанцией прямой зависимости нет.
Какие бывают судебные решения?
· Фактическая сторона: по отношению к основному вопросу (итоговое или промежуточное);
· Фактическая сторона: по степени установления фактических обстоятельств дела (окончательное или неокончательное);
· Юридическая сторона: по обязательности (вступившее в силу или не вступившее в силу);
· Юридическая сторона: по участию ответчика/обвиняемого (очное или заочное).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 431.