Дифференцированная работа над задачами нового вида
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 1 по 6 классы дифференциацию лучше осуществлять как уровневую, основанием ее будут уровни подготовки к обучению, школьный зрелости, развития достигнутых результатов. Особенностью уровненной дифференциацию является то, что она осуществляется по единой программе : дифференцируется не объём учебного и материала, а уровень требований к его усвоению.

Существенно необходимой формой дифференциации образования остается внутренняя дифференциация, представляющая собой совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе выделения различных уровней учебных требований. При этом предусматривается планирование последовательного достижения школьниками различных уровней усвоения знаний при обязательном овладении всеми образовательными стадиями.

Внутренняя дифференциация - необходимая черта процесса обучения во всех классах, всех типов учебных заведений. Это всегда гибкая, чуткая дифференциация мобильно и оперативно реагирующая на все изменения уровня развития ученика, ориентированная на зону его ближайшего развития.

Нередко внутренняя дифференциация - это индивидуальная работа с учеником (и не только слабым, но и одаренным).

Методические пути дифференциации обучения должны быть ориентированы на следующие условия:

1) . Сочетание подхода с коллективным характером обучения.

2) . Уровень обязательной подготовке должен быть открытым, т.е. известным всем субъектам учебного процесса, т.к. знания обязательных минимальных требований служит ориентиром, средством оценки своих возможностей, помогает осознать свой результат в достижении более высоких уровней.

3) . Учебный процесс не может и не должен быть ограничен обязательными требованиями к результатам, причём, ни для каких учащихся, даже самых слабых.

4) . Четвёртым и очень важным условием дифференциации обучение является организация контроля и оценивания учебной подготовки учащихся.

Школьная оценка сегодня мало информативна и для ученика, и для учителя. Оценка должна соответствовать понятию результата обучения (ученика) на том или ином его этапе. Ученика можно и нужно сравнивать только самого с собой, результат должен заключатся в соотношении уровней развития, обученности. Школьная оценка должна фиксировать такой важнейший показатель, как мера сахмостоятельности продуктивности, гибкости инициативности критичности, мышления.

Учитель должен выявить и отразить в оценке, не только какими умениями овладел учащийся, но и какие приёмы умственной деятельности он использует (насколько они рациональны, продуктивны, экономичны, оригинальны). (Г.Тушина, зам. Директора, Кемеровский областной ИУУ. п. 7 1992 г.,стр. 1-2).

Дифференцированный подход в обучении математике в начальной школе.

Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельно выполнять практические задания. В процессе обучения математике крайне важно учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень, их подготовки, особенности внимания, мышления.

 

занятия и упражнения для работы при знакомстве с алгоритмом.

Решения квадратного уравнения по формулам

 

. Важна и необходима дифференцированная работа при обучении решению задач. Рассмотрим дифференцированную работу над задачами с использованием дополнительных заданий. Он исключает деления класса на группы. Не требуется использования различной степени трудности карточек, которые делают процесс учебного труда на уроке трудно управляемы. В основе этой работы лежит идея о том, что каждый ученик способен отыскать самостоятельный путь решения на разном этапе над задачей.

Будем называть задачу из стабильного ученика, которую нужно решать на уроке, основным заданием, а преобразование этой задачи заданиями дополнительными.

Дополнительные задания отвечают теме и цели урока, т. к. представляют собой творческую переработку задачи из учебника Это могут бьггь обратные задачи, задачи на установления новых связей между величинами Дополнительные задания должны содержать практический, жизненно важные материалы. С этой целью подбираются для составления задач данные о трудовой деятельности людей в различных отраслях хозяйства При составлении задач практического характера используются нормативы, данные из справочников, материалы краеведения. Важно, чтобы используемые факты были научно достоверными, имели познавательное и воспитательное значение. Дополнительные задания должны быть точно сформулированы и посильны детям для самостоятельной работы решения. Их нужно заранее написать на доске таблице , карточке . Дополнительные задания одновременно предлагаются всем учащемся класса. Но к ним каждый приступает только тогда, когда выполнит основное задание. Как правильно, их успевают выполнить дети с хорошим умственным развитием. Дополнительных заданий к задаче можно составить одно, два или три в времени на уроке для выполнения самостоятельной работе.

Важно, чтобы основное задание решили все учащиеся класса. Выполнение дополнительных заданий рассчитано на детей, которые раньше других справятся с заданием.

Перед началом работы учитель объясняет, как записать решение в тетради дополнительных заданий, обращая внимание на форму записи, каллиграфию и аккуратность .Дети обычно спешат выполнить весь объём заданий, не обращая внимания на качество и форму записи, допускают вычислительные ошибки.

После чтения основного задания в классе найдутся дети, способные его выполнить. С разрешения учителя эти дети начинают работу самостоятельно .С оставшимися детьми учитель продолжает работу над поиском решения задачи. Очевидно, после повторного чтения задачи снова найдутся дети, способные выполнить ее. Учитель дает им такую возможность.

Аналогично учитель подводит к самостоятельной работе группу7 детей после составления краткой записи. Остаётся часть учащихся , которые не могут приступить к решению задачи. Поэтому учитель снова ведёт разбор и составляет план решения задачи, оказывает им помощь. Затем дает время для самостоятельной работы и этой части детей. Таким образом, все дети работают над основным заданием, а те, кто его выполнил, сразу приступают к выполнению самостоятельных заданий, сначала первого, а затем последующих. Объяснение решения

1?

дополнительных задании, если позволит время урока, следует больше заданий Дел активны при проверке, каждому хочется объяснить своё решение, так как каждый поручать тем детям, которые выполнили их правильно. Их объяснения необходимы тем учащимся, которые с этим заданием справиться не успели или не смогли.

При работе над задачей описанным методом каждый ученик работает самостоятельно в меру своих возможностей. На кавдом этапе работы над задачей к самостоятельной работе приступают разные дети, стабильных ipvrni нет. На каждог последующем этапе работы над задачей учителю приходится общаться с меньшим числом детей и поэтому уделять им больше внимания.

На уроке нет сидящих без дела, каждый старается выполнить как можно выполнил его самостоятельно. Дети получают оценки за свой труд в зависимости от качества выполнения задания и его объяснения, получают моральное

удовлетворение от самостоятельности выполнения всех или части предложенных задании.

Почти в каждом классе есть дети сочень слабыми навыками умственной деятельности. Они не всегда могут справиться с основным заданием даже после дополнительного анализа задачи. Постоянно уделять внимание только этим детям учитель не может. В этом случае используются карточки индивидуальной помощи Методика этих карточек описана в литературе. Учитель, сам, составляя такие карточки, учитывает пробелы в знаниях и возможные затруднения каждого ученика.

Практика показывает, что слабоуспевающие дети,используя подобные карточки, решают задачи и могут самостоятельно объяснить ход решения и обосновать выполнения действия.

„ ПРИ Работе над Дополнительными заданиями учителями должен знать ,кго из детей работает самостоятельно ,а кто нуждается в помощи .Для решения этого вопроса используем все те же флажки. Перед началом работы у всех флажки лежат на парте горизонтально. Это значит, что все дети готовы слушать и активно раоотать вместе с учителем.

Если ученик в процессе работы встретит затруднения он снова кладет флажок горизонтально, учитель видит это и своевременно оказывает помощь которая необходима. Ученик кладёт флажок горизонтально при выполнении всего объёма заданий, тем самым показывает, что он сидит без дела.

Практика показывает, что наличие дополнительных заданий дает возможность рационально использовать на уроке время сильных учащихся и у учителя появляется больше возможностей для оказания помощи слабоуспевающим детям. Следует отметить, что дополнительные задания не нарушают логической стройности урока Кроме того, в ходе их выполнения учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, получают дополнительную информацию, проявляют элементы творчества, особенно при решении основного задания разными способами.

 

Особо надо отметить психологическое воздействие флажка-сигнала. Надо

видеть с каким достоинством дети ставят его вертикально, подчеркивая тем самым

свою готовность работать самостоятельно, без помощи учителя. Трудность состоит в

том, что надо уметь составлять к задаче дополнительные задания. Но этот тоуд окупается стократ.Как мы уже говорили выше, главная задача учителя-помочь каждом}' ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. А этого можно достигнуть, осуществляя индивидуальный систематический подход при организации самостоятельной работы учащихся.

Рассмотрим конкретные примеры индивидуализации самостоятельной учебной деятельности учащихся при обучении их решению составных арифметических задач. Эта работа по вариантам. Предлагаемые варианты можно записать на доске, на карточках, можно использовать не все задания данного варианта, а только часть их. При проведении этой работы следует учитывать сформированносгь у того или иного ученика навыка чтения.

Первое задание является общим: «прочитай задачу». Его можно сказать и устно. Как свидетельствует опыт, самостоятельная работа по вариантам, учитывающая индивидуальные особенности учащихся, в среднем занимает 10-13 минут.

Сравнивая содержание заданий всех вариантов, проследим изменение формы и степени, оказываемой учащимся помощи при решении задачи. Наиболее частая ошибка, встречающаяся при решении задач данного вида - пропуск действия. Связана ошибка с внешней схожестью структур простой и составной задач: обе содержат два данных, но в составной задаче одно из данных при решении используется дважды. Задания, предлагаемые в 1 и 2 вариантах, имеют цель предупредить появление подобных ошибок, поэтому их содержание и последовательность направленные действия, что естественно приводит к правильному конечному результату. Помощь, оказываемая слабым и средним учащимся при выполнении краткой записи, позволяет вычислить связь между ними.

Учащиеся, которым мы предлагаем 3 и 4 варианты ,в сила самостоятельно справится с решением, поэтому задание, предлагаемые им , направленные на регулярные процесса решения. Наиболее сильные выполняют задания по

преобразования задачи.

По мере приобретении опыта в решении составных задач вообще данного вида в частности задание каждого варианта можно усложнить . Например задач Маляр покрасил за день 1 Опарт ,а его ученик на 4 парты меньше . Сколько парт всего они покрасили за день.

Усложнения заданий в 1 и 2 вариантах состоит в том, что, во-первых, учащиеся должны, опираясь на схем}7 краткой записи, самостоятельно вычленить данные,входящие в задачу, и правильно выделить главную искомую величину а во- вторых, установив соотношения между действиями .3 и 4 варианты учащиеся решают без помощи наводящих вопросов и схем ,задания в этих вариантах связаны с преобразованием и носят творческий характер.

Сопосгановление и анализ заданий 1 и 2 вариантов свидетельствует о том, что помощь, оказываемая учащимся, изменяется по мере овладения ими умением решать задачи. Этот факт представляется особенно важным, так как на практике индивидуальный подход нередко выражается в том. Что слаоые учащиеся получают более легкие задания, причем отличающиеся по своем}7 содержанию от других заданий. Что ведет нередко к отставанию части

учащихся от общего уровня овладения данным умением. Ещё нужно сказать, что задания предлагаемые на этапе первичного закрепления умения решать задачи данного вида, не будут иметь смысла при решении задач в конце учебного года. Когда мы стремимся сочетать отработку умения решать задачи с развитием творческих способностей и самостоятельности.

При составлении индивидуальных заданий необходимо:

1. Четко сформулировать каждое задание.

2. Вести учет навыков учащихся в решении задач.

3. Изменять формы и степень оказываемой помощи в каждом варианте по мере овладения учащимися умением решать задачи.

^Систематически использовать индивидуальные задания на уроке математики.

В процессе обучения решению задач учащиеся должны научиться не только обосновывать выбор каждого действия, пояснять полученные результаты, давать ответ на вопрос задачи, но и уметь выполнять проверку решения задачи.

В практической работе в школе учителя используют следующие виды проверок: прикидка - установление границ искомого числа, решение задачи другим способом, составление и решение обратной задачи, установление соответствия между числами, полученными в результате и данными в задаче.

Но эта работа, как показывает практика, проводится недостаточно. Работа над задачей заканчивается, как правило, получением ответа и его записью. Проверка решения делается крайне редко. Решение задачи разными способами проводится только тогда, когда в учебнике дано соответствующее указание. Проверить задачу способом прикидки учащиеся затрудняются. В процессе обучения решению задачу учащихся должна выработаться привычка проверят! решённую задачу, уметь использовать различные способы проверок, выбирать из них рациональный. Выбор способа проверки решения задачи зависит как от структуры задачи, так и от цели, которую ставит на уроке учитель.

Самым элементарным способом проверки является прикидка- установление границ искомого числа. Суть этого способа состоит в том, что до решения задачи или после него, устанавливают такое число получится в результате, больше или меньше чем данное в условии. Установление границ искомого числа- прикидку применяют при решении простых задач, не трудных для восприятия.

Для проверки некоторых задач используют графическую иллюстрацию, которую можно рассматривать как графический способ решения задачи, так как она позволяет дать ответ на вопрос задачи , не выполняя действий.(Расстояние между двумя городами 1840 км.) Из двух пунктов, навстречу друг другу вышли два поезда Первый поезд прошел 5/8, второй 3/10 всего пути. Произошла ли встреча этих поездов? Если нет то, на каком расстоянии они находились один от другого?

В данном случае применять другой способ нецелесообразно. Однако для некоторых задач составление и решение обратной задачи является не только целесообразным, но и единственно верным способом проверки.

is

Для проверки решения некоторых задач применяют способ установления соответствия между числами, полученными в результате и данными в задачах.

Этот способ проверки наиболее целесообразен при проверки

задач на пропорциональное деление и нахождения неизвестного по двум

разностям. Но применять его нужно умело и осторожно .

Таким образом, проверка решения задачи дело сложное, нужное и полезное.

Она играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Ну и, наконец, дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике.

Домашняя работа - особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одно из главных условий - это доступность домашней работы.

Чаще мы даем классу общее задание. Для одних оно может быть легким, для других трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом, к учебной деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей детей.

Карточки с дифференцированными заданиями следует давать в следующих случаях:

1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;

2) при обобщении темы и подготовке к итоговым работам;

3) при работе над ошибками в контрольных работах.

При этом преследуются следующие цели: закрепление знаний, умений и навьпсов; развитие логического мышления; формирование самостоятельности самоконтроля -

ответственного отношения к учебному труду.

Предлагая дифференцированные домашние задания, надо учитывать

1) способность к учебной деятельности ( быстро ли схватывается учебный материал, глубоко ли его осмысливает);

2) умеет ли выразить свою мысль;

3) познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);

4) организованность в роботе (умеет ли доводить начатое дело до конца);

5) отношение родителей к учёбе ребёнка, к советам учителя.

Основная часть детей в классе получает домашнее задания по учебнику и они

без особого труда справляются с ним. Другие нуждаются в постоянной помощи, они получают в дополнение к заданию учебника карточку - помощницу. Третьи, кому- задание учебника слишком просто, получают карточку с дополнительным заданием, требующим анализа, сравнения, умения сделать вывод. Дифференцированное домашнее задание является логическим продолжением или материалом обобщения на уроке. Ученики каждый раз как бы упражняются в умении доводить

16

самостоятельную работу до логического конца, дети постоянно повышают уровень своих знании. 'F

Современная стратегия начального образования предусматривает

формирование у детей младшего школьного возраста способов мышления.

обеспечивающих высокий уровень интеллектуального развития. Для решения

этой задачи без дифференцированного подхода в образовании не обойтись

Основная задача учителей начальных классов - раскрыть индивидуальность

ученика, помочь ему развиваться, проявиться, обрести устойчивость к

социальным воздействиям. Индивидуализация не результат дифференциации

а наоборот дифференциация способствует индивидуализации обучения

Следует признать , что наиболее важной и приемлемой в наших условиях

является не «внешняя» дифференциация , а «внутренняя». К ней относятся

гибкие, мягкие, ненавязчивые методы, которые использует педагог на уроке <

первых шагов ребенка в школе. Если говорить кратко ,то основное

положение сводится к следующему. Разным ученикам требуется разное

время, разный объем, разные формы и виды работы, чтобы 'овладеть программным материалом.

Условия успешного осуществления дифференцированного подхода в ооучении можно выразить в следующих рекомендациях.

1) Знание индивидуальных особенностей отдельных учащихся

2) Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встречается разные группы учащихся.

3) Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным учащимся.

4) Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся(в идеале каждого ученика).

5) Осуществление оперативной обратной связи.

6) Соблюдение педагогического такта.

Использование дифференцированного обучения в школе - не дань моде а

требование времени. Деятельность учителя должна быть г лубоко осознанной и продуманной.

36. Приемы дифференцированной помощи при самостоятельной работе над задачей.

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

 

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

 

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

 

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная, для3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

 

Приведем пример, как организуется работа над составной арифметической задачей.

 

1этап. Дети знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.

 

2 этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение иллюстрации или модели, например, краткой записи или графической схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.

 

3 этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составляется план решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

 

4 этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

 

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

 

Такой способ в отличии от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

 

Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, б) помощь в виде "подсказок" (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

 

И.И. Аргинская предлагает использовать стимулирующую, направляющую и обучающую помощь.

 

Рассмотрим особенности работы с карточками-помощницами.

 

Учащимся 3-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы либо являются одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно без какой бы то ни было помощи.

 

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

 

образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

 

справочные материалы: теоретическая справка в виде правила; формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.;

 

алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

 

наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

 

дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

 

вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

 

план решения задачи;

 

начало решения или частично выполненное решение.

 

Различные виды помощи часто сочетаются друг с другом при выполнении учеником одного задания.

 

Приведем пример самостоятельной работы над задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.

 

Задача. Дядя Федор с папой поехали в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2дня у него осталось 9 бутербродов?

 

Карточка 1

 

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

 

Карточка 2

 

Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.

 

Карточка 3

 

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.

 

Карточка 4

 

Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:

 

Привезли - ? 15 б. и 13 б.

 

Съел - ?

 

Осталось – 9 б.

 

Карточка 5

 

Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину и сколько он их съел.

 

Карточка 6

 

Воспользуйся схемой и реши задачу:

 

1) □ + □ = □ (б.) – привезли.

 

2) □ * □ = □ (б.)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 720.