Социально-экономические факторы являются определяющими и обусловлены производственными отношениями или у студентов – период обучения в вузе. К ним относятся:
- нормативно-правовые (законодательство о труде и практика государственного и общественного контроля за его соблюдением);
- социально-психологические факторы, которые могут быть охарактеризованы отношением работника к труду или студента к учебной деятельности, получение специальности и ее престижу, психологическим климатом в студенческом коллективе;
- экономические факторы (материальное стимулирование, система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях).
42. Дайте определение понятию «педагогическая валеология». Раскройте сущность задач воспитания здорового ребенка. Охарактеризуйте необходимость оптимальной двигательной активности, гигиенических факторов как необходимых условий воспитания здорового ребенка. Спрогнозируйте рекомендации по организации закаливания детей в учреждении дошкольного образования.
Cегодня валеология является предметом острых дискуссий.
Термин «валеология» (от лат. valeo — здравствовать, быть здоровым; logos — наука) впервые ввел в литературу в 80-х годах нашего столетия российский ученый И. И. Брехман, тем самым обозначив начало нового направления в науке — науки о здоровье.
В дошкольном возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.
Оздоровительные задачиГлавной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание организма детей.
Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: развитию сводов стопы, развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи), научить дышать через нос; охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных);
Образовательные задачи В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не менее важно решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.
Двигательные навыки, сформированные до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения — ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навык правильной осанки, т. е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, освобождение носа, посещение туалета перед занятиями физическими упражнениями, забота о костюме, обуви, поддержание в чистоте игрушек, физкультурных пособий, помещения и т. д.). От этих навыков, привычек во многом зависит здоровье детей.
Дети должны знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью. Объем знаний, относящихся к физическому воспитанию, с возрастом детей расширяется.
Воспитательные задачи В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома.
В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю и т. д.), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость, выдержка и др.).
Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создает наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию.
У детей дошкольного возраста очень важно воспитывать положительные эмоции, обеспечивая бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует поощрять развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки; красоту костюмов, физкультурного инвентаря, всей окружающей обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость по отношению к грубому в действиях, словах, поступках.
В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Кроме того, дети приобретают трудовые навыки по уходу за физкультурным инвентарем: вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, досок, мячей, палок, обручей и др.; очищают лыжи от снега, натирают их мазью, убирают на место, вытирают коньки и убирают их; отряхивают от снега санки; вытирают пыль с велосипеда и т. д.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания. Так же большое влияние уделяется санитарно-гигиеническим условиям, в которых проводится занятия (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы). Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка.
Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
· ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
· многократное умывание в течение дня;
· полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
· дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
· ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
При закаливание воспитанников с использованием естественных природных факторов (воздух, вода, солнечные лучи) необходимо придерживаться выполнения следующих требований:учет индивидуальных особенностей ребенка и состояние здоровья;постепенное увеличение дозировки и силы закаливающего фактора;последовательность процедур;систематичность закаливания;комплексность.
43. Назовите структурные компоненты распорядка дня в учреждении дошкольного образования. Опишите здоровый образ жизни как одно из важных условий формирования здоровья ребенка. Охарактеризуйте обеспечение безопасных и здоровье сберегающих условий в учреждениях дошкольного образования. Смоделируйте вариант упражнений на коррекцию осанки для дошкольников.
Основные компоненты режима дня:
1. Сон
2. Регулярное питание
3. Учебная деятельность
4. Отдых
5. Прогулки
6. Личная гигиена
Правильно организованный режим дня способствует ровному, бодрому настроению, интересу к учебной и творческой деятельности, нормальному развитию ребёнка.
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
· Занятия физкультурой,
· прогулки.
· Рациональное питание,
· соблюдение правил личной гигиены:
· закаливание,
· создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
· постепенность;
· систематичность;
· комплексность;
· учет индивидуальных особенностей.
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.
Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса.
Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
" Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх
сновное упражнение для осанки. Встаньте спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Затылок, ноги, плечи, икры и пятки касаются стены. Постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните немного шею вверх и поднимите плечи. Прочувствуйте состояние всех частей тела, особенно мышц спины и живота. Другими словами, начните программирование своего позвоночного компьютера в положении нормальной осанки. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение 1 мин без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, идите вперед.
44. Назовите задачи утреннего приёма детей в учреждении дошкольного образования. Раскройте содержание и методику организации деятельности в утренний отрезок времени. Аргументируйте необходимость создания условий для развития активности и самостоятельности в утренний отрезок времени. Смоделируйте вариант проведения индивидуальной работы с воспитанником в утренний отрезок времени.
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дис циплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.
Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад. Воспитатель занимает его игрушкой, отвлекает от грустных мыслей, стремится сделать переход из домашней обста новки в детский сад менее болезненным.
Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, не выполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. Воспитателю следует поговорить с такими родителями, убедить их в том, что все это отрицательно действует на малыша, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.
Чтобы быстрее отвлечь ребенка, следует переключить его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными при емами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем- либо интересным и др.
Особого внимания и ласки требуют дети, которые находятся в детском саду круглосуточно.
Прием детей начинается обычно с 7 и длится до 8—8 ч. 30 мин (в зависимости от возраста), но может начинаться и рань ше, с учетом времени начала работы родителей.
Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно. Принимать малышей можно как па воздухе, так и в помещении. При наличии участка в хорошую погоду прием детей в любое время года лучше проводить па свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения.
Но время приема детей следует обратить внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, воспитатель предлагает ребенку принести себя в порядок, помогает ему. Он приучает детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.
С младшей группы воспитатель приучает детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.
Утренний прием в детском саду начинается с профилактиче ского осмотра детей медицинской сестрой или врачом. В случае их отсутствия за состоянием здоровья малышей следит воспитатель. Если воспитатель внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются.
Если у воспитателя возникло подозрение, что ребенок нездо ров, он беседует с родителями, узнает, как малыш спал, не жаловался ли па что-либо, и измеряет ему температуру. Если заболевание у малыша выявилось после ухода родителей, воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, и сообщает о случившемся членам семьи. Если же они по какой-либо причине не могут приехать за ребенком, воспитатель вызывает врача.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой.
Содержание детской деятельности и методика руководства ею.
Воспитатель заранее продумывает, как орга низовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку.
В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные.
В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Младших воспитатель привлекает к уходу за растениями и животными (полить цветы, покормить рыбок), предлагает им переодеть куклу и т. д. Малыши выполняют трудовые поручения под его наблюдением и с его помощью. Старшие дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др.
Вовлекая малышей в различные виды деятельности, воспи татель формирует у них привычку быть занятым.
Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах на участке или в хорошо проветренном помещении (в зависимости от времени года).После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1101.