Для пребывания детей на свежем воздухе от водится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное па прогулки, должно строго соблюдаться.
Участок детского сада и его оборудование.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движе ний: заборчики для лазанья, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Подготовка детей к прогулке.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание деятельности детей на прогулке.
Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессю жетные народные игры с предметами, такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортив ных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения, проводятся и физкультурные праздники.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из пего разные сооружения. Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям.
Окружающая жизнь и природа дает возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Содержание деятельности детей на прогулке.
Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Прогулка состоит из 5 частей:
Наблюдение
Трудовая деятельность
Подвижные игры
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессю жетные народные игры с предметами, такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортив ных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения, проводятся и физкультурные праздники. Летом — это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из пего разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дает возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Опыты с Солнцем:
«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно
долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
" Как появляются солнечные зайчики? "
" Как появляется тень? "
«Солнце высушивает предметы и песок»
ККР
Прогулка-это режимный момент , в процессе которого решаются оздоровительные, воспитательные задачи. Содержание и методика организации деятельности детей на прогулке Важным элементом образовательного процесса учреждений дошкольного образования являются прогулки с детьми раннего и дошкольного возраста. Прогулка – обязательный компонент режима дня, который даёт ребенку разрядку, снимает напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создаёт у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в разных видах деятельности. Основная задача воспитателя при планировании и проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной, дифференцированной и интересной для воспитанников деятельности, способствующей сохранению и укреплению их здоровья. Педагогу необходимо регулировать двигательную активность, распределять физическую нагрузку во время прогулки, что положительно скажется на общем состоянии здоровья. Во время пребывания на групповом участке либо на территории дошкольного учреждения дети получают новые впечатления и представления о ближайшем окружении. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи и устанавливают элементарную зависимость между различными явлениями. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления о природной среде, мыслительную деятельность и воображение детей. Прогулки дают возможность решать задачи физического, познавательного, речевого, эстетического, социально-нравственного и личностного развития детей. В разнообразных видах деятельности появляется возможность осуществлять закаливание детей в естественных условиях, оптимизировать двигательную активность детей, увеличивать объём и интенсивность физической нагрузки. Естественная природная среда подталкивает ребенка к её изучению, включаясь в разнообразные виды и способы её исследования. С привлечением детей к посильному участию в труде по уходу за природными объектами у них активизируется познавательный интерес, развивается эстетический вкус, воспитывается бережное и заботливое отношение к природному окружению.
Значение прогулки как средства воспитания Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступ ным средством закаливания детского организма. Она способ ствует повышению его выносливости и устойчивости к неблаго приятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усили вают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают ап петит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, стано вятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, под мечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и вообра жение детей. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Таким образом, правильно организованные и продуманные про гулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
49. Назовите структурные компоненты прогулки. Раскройте содержание и охарактеризуйте методику организации познавательно-практической, индивидуальной работы с детьми на прогулке. Составьте требования к участку учреждения дошкольного образования и его оборудованию. Интерпретируйте смысл педагогической ситуации «Прогулка. Воспитатели двух групп оживленно что-то обсуждают. Дети бегают по участку: вспотели, развеселились. И только когда кто-то из детей упал и заплакал, взрослые обратили на них внимание. Не потратив времени на выяснение, кто прав, а кто виноват, педагоги прочитали детям нотацию и наказали всех, посадив на скамейку, чтобы ребята успокоились.» Как сделать прогулку интересной для детей и не утомительной для взрослых?
Прогулка состоит из 5 частей:
Наблюдение
Трудовая деятельность
Подвижные игры
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Выделяют5 условий
1. Гигиена помещения, участка и оборудования
2. Режим жизни ребенка в детском саду
3. Рациональное питание как условие воспитания здорового ребенка
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков
5. Воспитание психологически здорового ребенка
1. Гигиена помещения, участка и оборудования УДО
Помещение:
Ø Определенная площадь групповой комнаты (на одного ребенка – 4м2);
Ø Гигиеническая, легко подвергающаяся чистке отделка помещения (светлая и теплая окраска стен);
Ø Освещение: естественное (площадь окон должна составлять 1/5 площади пола); искусственное чистые окна, светлые шторы;
Ø Соответствие мебели росту детей (должны быть 3 размера мебели прочной, устойчивой, безопасной, отсутствие загромождённый в группах);
Ø Порядок и чистота в помещении при регулярной уборке
Участок:
Ø Размер участка не менее 180 м2;
Ø Удаленность от проезжей части дороги не менее 25м;
Ø Наличие групповых участков, наличие навесов, веранд, стола и скамеек;
Ø Должно быть оборудование для развития основных движений, песочный ящик, приспособления для игр с водой, наличие физкультурной площадки, огороды;
Ø Прочность и устойчивость оборудования;
Ø Озеленение участка (зеленые перегородки между участками);
Ø Поддержание чистоты и порядка.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 455.