Методические приемы и правила организации режимных процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Показатели правильно составленного режима:

1.Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2.Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3.Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4.У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5.Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится. Сложным моментом в организации режима дня детей раннего возраста как в условиях семьи, так и в условиях детского учреждения является перевод детей на новый ре­жим. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Перевод на новый режим должен осуществляться постепенно. Сначала сокращается длительность сна и увеличивается длительность бодрствования внутри старого режима, а затем сокраща­ется количество дневных снов, но увеличивается их дли­тельность. Перевод детей на один дневной сон осуществ­ляется после 1 года 6 месяцев.

Таким образом, режим дня играет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе. Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны д/сада и семьи поможет вам вырастить детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.

32. Назовите виды самостоятельной деятельности детей 2-ого года жизни. Сформулируйте условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей, пояснив их. Аргументируйте необходимость формирования положительных взаимоотношений в игре. Спрогнозируйте результативность правильно организованной самостоятельной деятельности детей.

На 2-ом г.ж. наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей К ним относятся:

1. Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.

2. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется в рассматривании окружающего, затем наблюдении, рассматривании картинок, книг.

3. Действия с предметами – следующий вид самостоятельной деятельности ребенка(пирамидками, вкладышами, бочонками и т.д.)

4. Во втором полугодии 2-го г.ж. у ребенка наблюдается предметно-игровые условные действия с игрушками – куклой, собачкой, зайчонком и т.д.

5. Во время сам. дея-ти малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми.

6. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру, практическая деятельности (действия ребенка в процессе кормления, туалета, одевания).

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.

Чтобы правильно организовать сам. дея-ть детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов.

Условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей.

Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации(тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.

В самостоятельной деятельности большое место занимают предметные действия с игрушками. Руководство воспитателя направлено на формирование игры как деятельности. Зворыгина Е.В. предлагает комплексный метод руководства, который включает следующие компоненты: 1. Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей (дети приобретают опыт использования предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам.) 2. Использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей (Взрослый помогает: организует показы-инсценировки с игрушками(кормление, укладывание спать и т.д). 3. Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реалистические, условные, игрушки-заместители).

При формировании взаимоотношений в игре задача вос-ля заключается в предупреждении конфликтов, в привитии положительных форм общения. Возможность конфликтов обусловлена особенностями возраста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание; игрушка в руках сверстника всегда привлекательна; иногда проявляется интерес к внешности сверстника. В-ль учит детей играть рядом, заниматься с игрушкой и не мешать сверстнику, который рядом, игрушки отнимать нельзя. Для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности необходимо: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отношению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве; введение правил (не мешать когда играет другой). Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми. Ребенок учится выполнять определенные требования: собирать игрушки и раскладывать по местам, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя», «можно».

ККР

На 2-ом году жизни наблюдаются определённые виды самостоятельной игровой деятельности детей. К ним относятся:
    1. Игры связанные с движением: с мячом, игрушками-двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с неё.
    2. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется в рассматривании окружающего, затем наблюдении, рассматривании картинок, книг.
    3. Действие с предметами - следующий вид самостоятельной деятельности ребёнка (пирамидками, вкладышами, бочонками и т.д.)
     4. Во втором полугодии 2-го года жизни у ребёнка наблюдается предметно-игровые условные действия с игрушками - куклой, бабочкой, зайчонком и т.д.
     5. Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми
    6. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру, практическая деятельность (действия ребёнка в процессе кормления, туалета, одевания)

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребёнок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допускать переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребёнка.
Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, необходимо продумать и создать в группе условия для осуществления самостоятельной деятельности детей.
  1. Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты (столики, диванчики, горка, стол-барьер ставятся недалеко друг от друга) .
В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребёнка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям , как с ними играть ( в коляске сидит зайчик- его можно катать, кукла сидит за столом- её можно кормить, в кроватке лежит кукла- её можно покачать и т.д.)
2. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах, на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребёнок самостоятельно мог взять и поставить игрушки.
3. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. ( Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер, около которого малыши не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи, каталки).
4. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу.
5. Дети любят переносить предметы , действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, сумочки, ведёрки, в которых они смогут переносить кубики, шарики и т.д.
6. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике.
7. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется (настенные картины, панно и т.д.)
8. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации ( медведь в коляске, тарелка рядом с собачкой)
9. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. Мебель крупных размеров, куклы больших и средних размеров, посуда, игрушечная газовая плита, кроватка и т.д.
10. Детям предлагаются предметы ряжения (цветные платочки, бусы, фартучки, юбочки, гребешки) имеется зеркало, вешалаки, сундучок.
11. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застёгиванию, завязыванию, шнуровке.

Аргументируйте необходимость формирования положительных взаимоотношений в игре. Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми: учит не мешать играм друг друга, вызывает интерес к ним, поощряет умение играть рядом впервые совместные игры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязанность к товарищам по группе, сочувствие, помощь, умение делиться любимой вещью. Ребёнок учится выполнять определённые требования: собирать игрушки и раскладывать по местам, возвратить отобранный у другого ребёнка предмет. Дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя», «можно». Таким образом в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включится в игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников по группе.

Показателями правильно и хорошо организованной самостоятельной деятельности детей будут: их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения друг с другом, частые обращения ребёнка к воспитателю по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, которые сопровождают самостоятельную деятельность ребёнка.

33. Назовите условия формирование положительных взаимоотношений между детьми. Раскройте организацию общения между детьми в учреждении дошкольного образования. Охарактеризуйте организацию общение между детьми в учреждении дошкольного образования Смоделируйте методические рекомендации по проведению игр.

В раннем возрасте в сфере общения детей со сверстниками перед педагогами стоят следующие задачи: • создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам;• стимулирование эмоциональных контактов между детьми; • организация разных форм взаимодействия детей.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует ис­пользовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режим­ные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.

В раннем возрасте (около 2 лет) возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка – со сверстниками. Именно эта сфера является пространством этического развития ребенка. Если взрослый долгое время остается для малыша источником любви, защиты и главным условием его существования, то сверстник выступает как равное, но другое существо. Поэтому отношение к сверстнику как к другому открывает широкие возможности для исследования истоков нравственности.

Как показало исследование Л.Н. Галигузовой, в первых формах отношения к сверстнику и первых контактах с ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Причем такое взаимное узнавание и отражение приносят малышам бурные, радостные эмоции.

Общение маленьких детей имеет ярко выраженную специфику, которую однозначно определить достаточно сложно. Дело в том, что контакты малышей резко отличаются как от делового сотрудничества, так и от эмоционального общения со взрослым. В них выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Подражание действиям сверстника может быть средством привлечения к себе внимания и основой для совместных действий. В этих действиях малыши не ограничиваются никакими нормами в проявлении своей инициативы. Они кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают ни на что не похожие звукосочетания и пр. Подобная свобода и нерегламентированность общения маленьких детей позволяет предположить, что сверстник помогает ребенку проявить свое самобытное начало, выразить свою оригинальность.

Помимо весьма специфического содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность: они практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге. Сравнение общения детей в разных ситуациях показало, что наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация «чистого общения», т.е. когда дети находятся один на один друг с другом. Введение же в ситуацию общения игрушки в этом возрасте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с предметами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки. Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается.

Это может свидетельствовать о том, что потребности в предметных действиях и в общении со взрослым являются более сильными для ребенка раннего возраста. Вместе с тем потребность в общении со сверстником уже складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Само содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Это, бесспорно, практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и пр. Но эти действия лишены деловой цели, в отличие от ситуативно-делового общения со взрослым. Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом проявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует инициативность малыша.

Характерно, что в этот период дети весьма слабо и поверхностно реагируют на индивидуальные качества другого ребенка (его внешность, умения, способности и пр.), они как бы не замечают действий и состояний сверстника. Они видят в нем прежде всего отражение самого себя. В то же время присутствие ровесника повышает общую активность и эмоциональность ребенка.

Можно предположить, что эмоционально-практическое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение своей целостности, активности, которое усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих, так и другого ребенка). Их отношение к другому еще не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Все это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребенка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребенок узнает себя в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.

Предметные качества другого ребенка (его национальность, раса, его имущество, одежда и пр.) при этом не имеют никакого значения. Малыши не замечают, кто его друг – негр или китаец, богатый или бедный, способный или отсталый. Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения, которыми дети легко заражаются друг от друга, создают ощущение единства с равными и равноценными людьми. Именно это чувство общности впоследствии может стать источником и фундаментом такого важнейшего человеческого качества, как нравственность. На этой основе строятся более глубокие человеческие отношения.

Однако в раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный характер. Малыши даже не запоминают имени своего партнера, быстро забывают его, им в принципе все равно, с кем бегать и дурачиться. Кроме того, узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества. Такая объективация подготавливает дальнейший ход развития межличностных отношений.

Общение со сверстниками .Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных действий.

1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза, улыбки, словесные формы общения.

4. Эмоционально окрашенные действия. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

1-й год жизни. Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику категорий 1 и 2, то после 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий.

2-й год жизни. Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. И, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет.

3-й год жизни. На третьем году общение между детьми активизируется. Они уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Помощь взрослого. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес к себе. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

Методические рекомендации по проведению игр

Дети раннего возраста действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечат­лений и непосредственного опыта. Именно поэтому предложенные игры основаны не на объяснениях, не на поощрениях или порица­ниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении игр следует по возможности из­бегать инструкций и нравоучений, даже ссылок на положительные образцы. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее под­держивать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принужде­ния, равные права снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть или не принять в игру. Физический контакт с 96 Лекция 7 другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, бли­зость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в детской компании есть проблемные дети, которые меша­ют другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними. Подойдите к ре­бенку и начните играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет игровую ситуацию, можно переключить его на игру с дру­гими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и т.д.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) за­ставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача взрослого — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к дру­гому. Всё это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно в работе с маленькими детьми. Доброжела­тельность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, ваша эмоциональная выразитель­ность и заразительность — вот главные средства в работе с малень­кими детьми.

Очень важный момент — выбор игры. Предложенные игры пред­ставляют собой специально выстроенную систему, в которой каж­дый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого вида игр предложена их желательная последова­тельность. Поэтому важно придерживаться той последовательно­сти, которая представлена выше. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих видов. Кроме того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые могут вызвать затруднения у вас. Поэтому вы можете выбрать именно те игры каждого этапа, которые соответствуют вашим воз­можностям и интересам ваших детей.97 Формирование общения и партнерских отношений у детей раннего возраста

34. Дайте определение понятию «ведущий вид деятельности». Раскройте сущность ведущего вида деятельности детей раннего возраста. Охарактеризуйте роль ведущего вида деятельности в становлении личности н воспитании социального поведения. Спроектируйте рекомендации для благоприятного формирования ведущего вида деятельности детей раннего возраста.

Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Предметная деятельность является ведущим типом деятельности на протяжении всего периода раннего возраста. Это связано с тем, что для ребенка предметы выступают уже не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Путем простого манипулирования не возможно выявить скрытые свойства предметов. Так, ребенок может сколько угодно открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой о пол, но этим ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен раскрыть, в той или иной форме, ребенку, зачем нужна эта дверца, ложка. (Мухина, 85 г., С. 76)

Развитие предметных действий детально разработал и изучил Д.Б. Эльконин. Анализируя процесс развития предметной деятельности, он исходил из основных 4-х постулатов:

1. Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.

2. На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

3. Принципиальное отличие орудийной деятельности заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, «скрытой» в орудии. В противном случае, с ним не может быть осуществлена та общественная функция, которая в нем заложена.

Орудийное действие – действия, когда один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другой предмет.

4. В орудии в снятом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Возникают цели только в результате осуществления предметного действия. Только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникнет цель – пить из чашки воду. Только после того, как ребенок научается использовать орудие, у него возникает цель, которая ориентирует действия ребенка с предметами.

5. Развитие предметной деятельности происходит вначале так, что первоначально цель ее и предметная ориентация, исполнение и оценка слиты. Каким же образом они расчленяются? Представим это в виде таблицы:




















Дата: 2019-02-02, просмотров: 585.