Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В возрасте 2-3 месяцев: захватывает всей кистью руки мелкие игрушки, в положении на животе - поднимает голову, верхнюю часть туловища, опираясь на руки, удерживает туловище (скоординированы движения мышц верхних конечностей). Формируется цветоощущение, начинает реагировать на яркие цвета. Отчетливо выражен условный рефлекс на время кормления.

В возрасте 4-5 месяцев, переворачивается со спины на живот и обратно (формируются координированные движения мышц спины). Ребенок подвижен, активен, поворачивает голову на звуки, берет игрушки, ощупывает предметы, узнает близких, гулит.

В возрасте 6-7 месяцев: самостоятельно сидит (формируются координированные движения мышц нижних конечностей). Движения рук целенаправленны, сам хватает игрушки, тянет их в рот, бросает. Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов. Эмоциональные, мимические и голосовые реакции становятся более активными. Начинает произносить отдельные слоги. Хорошо ест с ложечки, сам открывает рот при ее приближении.

В возрасте 7-8 месяцев: ползает, из положения сидя, придерживаясь, встает на ноги, самостоятельно тянет бутылочку в рот, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В возрасте 9-10 месяцев: сам встает, сам садится, начинает стоять при поддержке.

В возрасте 12-14 месяцев: самостоятельно ходит, приседает, чтобы взять игрушку, влезает и спускается по ступенькам. Подвижен, активен, общителен, игровыми методами знакомится с окружающим миром. Знает названия частей тела и многих предметов. Хорошо различает звуки, запахи, слушает музыку, самостоятельно ест ложкой.

Формирование речи является этапом развития личности. Развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и включает несколько этапов: подготовительный этап - развития гуления и лепета с 2-4 месяцев; этап возникновения сенсорной речи - способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, в 7-8 месяцев на вопрос: где? он отыскивает глазами нужный предмет; этап возникновения моторной речи - произносит отдельные слоги и слова. Словарный запас ребенка к концу 1-го года составляет 10 слов. К 2 годам словарный запас расширяется до 200 слов.

В возрасте 2--3-х лет: заканчивается дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов, повышается как физическая, так и нервно-психическая работоспособность.

Быстрее формируются условные рефлексы, движения становятся более четкими и целенаправленными. Научившись ходить, он проводит в движении все время бодрствования. Совершенствуются эмоциональные переживания - начинает улавливать интонации в голосе взрослых. Общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Редко испытывает чувство страха. Хорошо ориентируется в окружающей обстановке, знает, где находятся его вещи, привыкает к установленному для него порядку. Ребенок переполнен массой впечатлений от окружающего мира, которые еще не может сам анализировать и, поэтому прибегает к помощи взрослых (период первых вопросов). Особенно бурно и интенсивно растет словарный запас.

Контроль за развитием детей – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

Дайте определение понятию «дошкольное детство». Раскройте особенности физической, познавательной сфер развития дошкольников. Обоснуйте значение и важность данного этапа жизни в формировании личности ребенка. Интерпретируйте суждение «Читать - раньше, чем ходить», выскажите свою точку зрения на данное суждение.

Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

Психические новообразования

Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

Детские страхи дошкольников

Первые детские (возрастные) страхи возникают еще в возрасте до 1 года. Но именно в дошкольном возрасте у многих детей появляется много новых детских страхов. Например, в возрасте 3 — 5 лет ребенок боится темноты, одиночества и замкнутого пространства[3]. В возрасте 5 — 6 лет многие дети начинают бояться умереть[4]. Этот страх намного слабее у детей, которые верят в загробную жизнь[5]. А. И. Захаров отмечал, что страх смерти по данным корреляционного анализа связан со целым рядом других детских страхов (нападения, темноты, сказочных персонажей и других)[6]. Впрочем, исследование, проведенное в белорусском Витебске показало, что страх смерти наиболее распространен не у дошкольников, а у младших школьников[7]. Обычно детский страх проходит в течение 3 — 4 недель[3]. В старшем дошкольном возрасте, как показало витебское исследование (были опрошены 40 детей в возрасте 5 — 7 лет, посещающие детский сад) наиболее часто встречаются страхи животных, темноты, чудовищ и сказочных персонажей, неожиданных и резких звуков, пожаров[7]. Для устранения детских страхов применяют различные методы психологической коррекции: арт-терапия, сказкотерапия и другие[8].

Физическое развитие

С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно. Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

В нашем современном мире многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, а заниматься этим должен воспитатель. Некоторые родители начинают подготовку к школе, едва их ребенок начинает разговаривать. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства. Дети хотят играть, а их принуждают учить буквы и читать «на скорость». Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное.

Игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. И главное, в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.

Я считаю, надо играть вместе с детьми, поддерживать их в любых начинаниях, трудиться вместе с ними, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

Детство должно запомниться детям как период открытий и познаний мира, период чудесных превращений и бесконечного удивления от новых игр, друзей, предметов, игрушек, книжек, обстановки. Ребенок дошкольного возраста не понимает, что он проживает детство, что детство его рано или поздно закончится – он радуется и огорчается тому, что происходит с ним здесь и сейчас - в этом уникальность детства.

Ответственный и трудный этот этап под названием детство и для педагогов и для родителей! Когда ребенок изо дня в день учится узнавать новое, думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками, правильно использовать предметы, окружающие его, ориентироваться в условиях, созданных для него взрослыми, которые еще должны и оценить и предвидеть, как это повлияет на дальнейшее развитие детей.

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Детство - это сказочный мир. Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке.

В профессиональной деятельности нужно стараться увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

От того, как и чем будет наполнено детство ребенка, кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его, уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития, зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека.

38. Назовите возрастные границы периода дошкольного детства, вид деятельности и новообразования. Раскройте особенности эмоционально-волевой и личностной сфер развития дошкольников. Обоснуйте значение и важность данного этапа жизни в формировании личности ребенка. Интерпретируйте педагогическую ситуацию: «Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры. Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше». Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Дошкольный возраст 3-6 лет Ведущая деятельность - Ролевая игра. Основные новообразования возраста- Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности, психологическая готовность к школе.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полногоизнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой". В нашем современном мире многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, а заниматься этим должен воспитатель. Некоторые родители начинают подготовку к школе, едва их ребенок начинает разговаривать. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства. Дети хотят играть, а их принуждают учить буквы и читать «на скорость». Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное.Игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. И главное, в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.

Я считаю, надо играть вместе с детьми, поддерживать их в любых начинаниях, трудиться вместе с ними, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.Детство должно запомниться детям как период открытий и познаний мира, период чудесных превращений и бесконечного удивления от новых игр, друзей, предметов, игрушек, книжек, обстановки. Ребенок дошкольного возраста не понимает, что он проживает детство, что детство его рано или поздно закончится – он радуется и огорчается тому, что происходит с ним здесь и сейчас - в этом уникальность детства.

Ответственный и трудный этот этап под названием детство и для педагогов и для родителей! Когда ребенок изо дня в день учится узнавать новое, думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками, правильно использовать предметы, окружающие его, ориентироваться в условиях, созданных для него взрослыми, которые еще должны и оценить и предвидеть, как это повлияет на дальнейшее развитие детей.

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Детство - это сказочный мир. Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке.В профессиональной деятельности нужно стараться увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

От того, как и чем будет наполнено детство ребенка, кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его, уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития, зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека.

 

39. Дайте определение понятию «здоровье». Раскройте сущность физического здоровья. Аргументируйте необходимость единства физического, психического и социального здоровья, как условия гармоничного развития личности. Интерпретируйте педагогическую ситуацию, варианты тактики педагога и родителей по отношению к ребенку в описанной ситуации: «Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, из-за боязни, что дочь простудится».

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питания, что при определенных условиях обеспечивает ма­лышу физическое развитие.

Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 344.