Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Моделирование – это посторенние моделей для исследования объектов, процессов, явлений.В моделировании есть два заметно разных пути. Модель может быть похожей копией объекта, выполненной из другого материала, в другом масштабе, с отсутствием деталей. Например, это игрушечный кораблик, самолет и т.д. Модель может отображать реальность более абстрактно – словесным описанием в свободной форме, описанием, формализованным по каким-то правилам, математическими соотношениями и т.д. В прикладных областях различают следующие виды абстрактных моделей:1) традиционное математическое моделирование без какой-либо привязки к техническим средствам информатики.2) Информационные модели и моделирование, имеющие приложения в информационных системах.3) Вербальные (компьютерные) технологии, которые надо делить:• на инструментальное использование базовых универсальных программных средств (текстовых редакторов, СУБД, табличных процессоров и т.д.);
Укрупненная классификация абстрактных моделей (идеальных) такова:1) Вербальные (текстовые) модели. Эти модели используют последовательности предложений на формализованных диалектах естественного языка для описания той или иной области действительности.2) Математические модели. Очень широкий класс знаковых моделей, широко использующие те или иные математические методы.3) Информационные модели. Класс знакомых моделей, описывающие информационные процессы в системах самой разнообразной природы. Цели моделирования:1. Модель нужна для того, чтобы узнать, как устроен конкретный объект, каковы его законы развития и взаимодействие с окружающим миром.2. Модель нужна для того, чтобы научиться управлять объектом и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях.3. Модель нужна для того, чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект. Анализ результатов моделирования.
Конечная цель моделирования — принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. Возможно, вам известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты. В случае совпадения вы сможете принять решение. Основой для выработки решения служат результаты тестирования и экспериментов. Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, допущены ошибки на предыдущих этапах. Это может быть либо слишком упрощенное построение информационной модели, либо неудачный выбор метода или среды моделирования, либо нарушение технологических приемов при построении модели. Если такие ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т. е. возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования. Главное, надо всегда помнить: выявленная ошибка — тоже результат.
5. Тауарларды сату көлеміне жарнама факторлары әсерінің математикалық моделін құру .
Построение математической модели влияния факторов рекламы на
Объемы продаж товара.
Как бы ни совершенствовали рекламу, ни повышали ее качество, ни увеличивали расходы на нее, в конечном счете, все эти усилия сводятся к повышению эффективности этого мощного формирования спроса и вкусов людей.В зависимости от того, какая цель поставлена перед рекламой - конкретная или общая, можно оценить степень ее достижения. Показатель может иметь экономический, неэкономический или смешанный характер.Экономические показатели могут отражать повышение товарооборота, изменение уровня издержек обращения в результате изменения расходов на рекламу, долю расходов на рекламу в расчете на одного покупателя. К экономическим показателям можно также отнести расходы на рекламу за определенный период, по отношению к количеству заказов на услуги за этот же период, рос продажи товаров в единице расходов на рекламу и прочие. Поскольку реклама - двигатель торговли, одной из важнейших характеристик всякого двигателя должен быть его коэффициент полезного действия. В литературе часто используется аналогичная величина - эффект действия рекламы Д, под которой понимают отношение приращения объема покупок товара вследствие ее влияния одним средне статистическим жителем в месяц ?Y (грн./чел. - мес.) к средним месячным затратам В на создание рекламы за период ее действия фр (мес.) на одного жителя (грн./чел. - мес.)
Д= ?Y/В (3.9)
Однако в этой формуле не учтено то важное обстоятельство, что польза от рекламы на самом деле меньше ?Y на величину затрат на ее создание. В связи с этим под эффектом рекламы Э следует понимать:
Э= [?Y- В/В]·100% (3.10)
Для нахождения данной математической зависимости введем ряд вспомогательных величин:
М - материальная возможность населения приобретать рекламируемый товар, отнесенная к одному жителю, грн./чел.;
К - жизненно необходимый минимум среднемесячных затрат среднестатистического жителя, грн./чел. - мес.;
П - затраты того же жителя на другие товары в месяц, грн./чел. - мес.;
З - средний заработок (с учетом пенсий), приходящийся на одного жителя, грн./чел. - мес.
Для получения зависимости Э от определяющих ее величин воспользуемся аналогией с известной из гидравлике задачей о бассейне, снабженной вливной и выливной трубами, где через первую вода поступает в бассейн с постоянной по объему скоростью Y1(м3/с), а через вторую выливается со скоростью Y2, пропорциональной высоте столба жидкости Н (м), наполняющей бассейн:
У2=м·Н (3.11),где м - некоторый коэффициент пропорциональности, зависящий от вязкости жидкости, гидравлического сопротивления системы вылива,м2/с.
В нашей аналогии высоту столба жидкости Н заменим величиной М, скорость наполнения бассейна - разностью (З-К), скорость вылива из него - величиной П. Последняя величина может быть найдена из соотношения, аналогичного (3.11):
П=б·М (3.12) где б - некоторый коэффициент пропорциональности, характеризующий покупательскую способность населения, 1/мес.
Изменение (скорость изменения) величины М за месяц (?М) в соответствии с аналогией, используя (3.12), будет определено из соотношения:
?М=(З-К)-бМ (3.13)
Однако в указанной «гидравлической» аналогии отсутствует учет важного фактора - воздействия рекламы. Этот фактор будет учтен, если представим, что бассейн закрыт герметическим колпаком, под которым искусственно поддерживается давление воздуха выше атмосферного, что, естественно, ускоряет вытекание жидкости из бассейна. Это вытекание примем пропорциональным сумме давления столба жидкости Н и дополнительного, созданного под колпаком ДР. (Под последним будем понимать величину, пропорциональную В). Тогда соотношение (3.12) примет вид:
П=б·(М+еВ) (3.14) где е - некоторый коэффициент пропорциональности, имеющий размерность «мес.», показывающий, на сколько при В, равном единице, возрастает влияние М на приобретение населением товаров группы П в месяц. В результате соотношение (3.13), характеризующее изменение М в единице времени, примет вид:
ДМ=З-К-б·(М+еВ) (3.15)
6. Математикалық моделдеу. Модель обьектілері арасындағы байланыстың құрылуы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.