Если вы страдете от жары — либо взволнованы, огорчены, рассержены, 10-15 охлаждающих дыханий возвращают контроль надо собой и приятное спокойствие. Эти пранаямы помогают и после активной «работы головой»:
1.Шитали-пранама. Сев в доступную и удобную вам медитативную позу, закройте глаза и расслабьте все тело, отпустите все мысли. Открыв рот, вытяните язык как можно дальше, без перенапряжения, затем сверните его «трубочкой».Вдохните замедленно, мягко и полностью контролируемо через язык «трубочкой». Закончив вдох, верните язык в исходное положение во рту и закройте рот, выдохните через нос. Обычно выполняется 10-15 таких дыхательных циклов, на фоне Полного йоговского дыхания. В жару можно выполнять до 60 циклов. Научившись выполнять эту технику, можно усилить ее, применяя КОРОТКУЮ задержку дыхания после вдоха в течение нескольких секунд
2.Ситкари-пранаяма.Сидя в удобной медитативной позе, закройте глаза и расслабьте тело и ум. Сомкните зубы без напряжения и покажите их («голливудская улыбка»). Кончик языка прижат к верхней части неба (Кхечари-мудра) или же расслаблен плоско во рту. Сделайте глубокий и медленный вдох (Полное йоговское дыхание, опять же) через зубы. Вдохнув, сомкните губы. Выдохните через нос «Полным йоговским». Это один цикл — надо сделать 10-15 циклов, и до 60 максимум, если на улице сильная жара.
Феномен «охлаждающих» пранаям интереснее всего потому, что кроме упомянутых выше двух типов жара:повышенная температура воздуха, гнев, есть еще один тип жара, знакомый йогам — это так называемый «огонь Тапаса», или «жар аскезы», проще говоря — тепло, образующее в ходе йогической практики, когда некоторые физически не сложные упражнения йоги, и в том числе дыхательные, которые выполняются сидя, в статичной «медитативной» позе, сильно разогревают тело. Некоторые пранаямы — особенно Бхастрика и Капалабхати, Сурья Бхеда, Нади Шодхана, а так же в меньшей степени Анулом-Вилом и Уджайи — нагнетают в теле сильное тепло («огонь Тапаса»), с которым организму еще надо как-то справиться. Есть мнение, что этот огонь при неправильной практике «сушит» суставы и все тело в целом. Но после активно согревающих пранаям, особенно Бхастрики и Капалабхати, необходимо сделать — для баланса — охлаждающую пранаяму. Но разумно будет уделить вполовину меньше времени, чем основной, согревающей, пранаяме. Получается, что охлаждающие пранаямы нужны не только в редкую в Средней полосе жару, но и фактически, каждый день. Стоит отметить, что в ряде текстов по йоге прямо утверждается, что эти пранаямы не стоит делать в холодное время года. Наконец, четвертый тип огня, который также понижают охлаждающие пранаямы — это «огонь» зрения. По данным йоги и Аюрведы, зрение осуществляется с помощью элемента Огня (Агни, ударение на первом слоге) в организме, и до известной степени зрение — это «горение». После длительной работы на компьютере или долго чтения, Шиткари или Шитали-пранаямы также дают заметный отдых и «отдохновение» глазам.
4. Асаны, вопросы по таблице.
Матси Асана.
1Сесть в Падмасану,опираясь на локти, вытягивая позвоночник от копчика к макушке, отклонить спину назад, положив затылок на пол.
2Взяться руками за кончики стоп (или за большие пальцы стоп) и, сжимая руки в локтях, прогнуть спину, поднимая грудную клетку как можно выше, поставить макушку на пол.
3Оставаться в позе 30—60 секунд (со временем увеличивая продолжительность выполнения), затем выпрямить спину, осторожно поднять корпус, сменить перекрестье ног и повторить упражнение.
НЕПРАВИЛЬНО
Не открывайте рот.
КАК ОБЛЕГЧИТЬ
КАК УГЛУБИТЬ
ЭФФЕКТ
Матсиасана относится к позам йоги, активизирующим щитовидную и паращитовидные железы и всю эндокринную систему. Также она благотворно влияет на почки и надпочечники. Матсиасана раскрепощает бёдра, расслабляет мышцы брюшной полости, грудной клетки и гортани, укрепляет мышцы верхней части спины, шеи и плеч, увеличивает полезный объем легких. Распределяет энергию по передней поверхности тела, активизируя пупочный, сердечный и горловой энергетические центры (чакты: Манипура, Анахата и Вишуддха).
ПОКАЗАНИЯ
Нарушения осанки, астма, воспаление легких, туберкулез, бронхит и его последствия, заболевания верхних дыхательных путей. Заболевания органов брюшной полости, нарушения пищеварения. При запоре следует выполнять Матсиасану, предварительно выпив три стакана воды.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Гиперфункция щитовидной железы, заболевания и травмы позвоночника (особенно шейного отдела), травмы коленей, высокое и низкое кровяное давление, мигрень, бессонница.
БИЛЕТ № 24
1. Сурья Намаскар: определение, значение, основные виды.
Комплекс упражнений «Сурья намаскар» (приветствие солнцу) является одной из самых популярных и основных техник. В тоже время этот комплекс упражнений достаточно простой и при этом чрезвычайно эффективный. «Сурья намаскар» содержит в себе «полную» садхану (практика йоги): асаны (упражнения), пранаяму (работа с праной через дыхание) и медитацию, как необходимое состояние при выполнении комплекса.
Сурья намаскар растягивает, массирует, стимулирует и тонизирует все самые главные мышцы и органы тела. Помимо прочего, эта техника является самодостаточной духовной практикой при условии ее медитативного созерцательного выполнения.
Техника представляет собой серию из 12 асан, в которых совершаются поочередные наклоны вперед и назад, сгибающие и вытягивающие позвоночник и другие части тела. Если Вы находите свое тело недостаточно гибким, мускулы слишком напряженными и жесткими, то Вам следует начать выполнение комплекса в медленном неторопливом ритме, с максимально возможным расслаблением в каждом новом положении тела. Данный комплекс, также, является одним из самых эффективных методов повышения гибкости тела.
Овладение комплексом осуществляется постепенно. Сначала Вы прорабатываете каждую асану отдельно, затем, приступая к их выполнению в комплексе, Вы синхронизируете дыхание с каждой новой позицией. Принцип дыхания в Сурья намаскар состоит в том, что вдох выполняется при прогибе назад, когда грудная клетка расширяется, а выдох при наклонах, во время сжатия брюшной полости.
Приступая к практике, мы становимся прямо, стопы вместе, руки свободно опущены, глаза закрыты.
1. Пранамасана(молитвенная поза)
Стоя выполняем жест «намастэ» – руки сложенные ладонями вместе, располагаются возле груди. Обращаемся по направлению к солнцу, и мысленно его приветствуем. Глаза закрыты, тело расслаблено, стопы вместе, или слегка расставлены. Успокаиваясь, осознаем все внутренние движения, дыхание, биение сердца, можно попробовать ощутить все тело в целом, как единый поток бытия, по крайней мере, полминуты.
2. Хаста Уттанасана (поза с поднятыми руками)
С вдохом поднимаем обе руки вверх над головой. В конечном положении руки выпрямлены в локтях и параллельны друг другу; ладони обращены вперед. Спина прогибается. Вдох происходит по ходу принятия этого положения. Голова вытягивается назад, без лишнего напряжения. Внимание направляется на область позвоночника.
3. Падахастасана (поза «голова к ногам»)
На выдохе плавно опускаемся, прогибаясь таким образом, чтобы, если позволяет растяжка, Вы смогли положить ладони на пол перед ступнями, или обхватить ноги руками, а голову прислонить к коленям. В оригинальном описании этой асаны ноги сгибать не рекомендуют. Их можно держать немного согнутыми во избежание чрезмерной нагрузки на колени. Движение туловища к ногам выполняется, без рывков и без лишнего напряжения. Прогиб осуществляется, от бедер, спина, по возможности остается выпрямленной. Если у Вас негибкая спина и сложно прийти к идеальному выполнению ассаны, когда лоб свободно касается коленей, Вам следует следить за наличием ощущения умеренного натяжения по всей задней поверхности тела: от пальцев ног до головы, не слишком усердствуя, чтобы не получить растяжение.Если получается достать руками до пола, они удерживаются там вплоть до 10-го положения. Внимание фиксируется на области таза в точке натяжения мускул спины и ног.
4. Ашва Санчаланасана (поза всадника)
На вдохе вытягиваем правую ногу назад вдоль пола насколько это возможно, одновременно сгибая левую ногу в колене. Левая ступня и руки при этом остаются на месте. Ладони, или кончики пальцев касаются пола для сохранения равновесия, руки в локтях выпрямлены. Взгляд направлен вверх. При правильном выполнении асаны, появляется ощущение натяжения от бедра и вверх вдоль передней стороны туловища до головы. Внимание фиксируется на межбровье. Во избежание чрезмерной нагрузки на коленный сустав можно в этом положении хотя бы частично опираться на руки.
5. Парватасана(поза горы)Ардха Мукхва Шванасана
На выдохе левую ногу перемещаем назад, и ставим около правой, ноги держим параллельно друг другу, носки располагаются рядом вплоть до принятия 8-й асаны. Одновременно с этим, поднимаются ягодицы, и голова опускается между руками, отгибаясь вперед в сторону ног, так, чтобы по возможности, взгляд был направлен на колени. Пятки тянутся к полу, вызывая легкое натяжение в поджилках мускулов. Тело при этом образует треугольник. Внимание фиксируется на области шеи.
6. Аштанга Намаскара (поклонение с восемью точками)
Эта форма называется так, потому что в конечном положении пола касаются восемь точек. На задержке дыхания от выдоха предыдущего положения сгибаем колени и опускаем их на пол, затем, также на пол опускаем грудь и подбородок, удерживая ягодицы приподнятыми. Пола касаются: руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног. Внимание фиксируется на мышцах спины.
Существует менее эффективный, но более простой способ выполнения этой связки между шестой и седьмой асаной без остановки, когда Вы, также, на задержке дыхания волной, словно кошка вытекаете между руками.
7. Бхуджангасана(поза змеи)
На вдохе опускаем бедра, одновременно проталкивая руками грудную клетку вперед и вверх, прогибая позвоночник дугой. Голова прогибается назад лицом вверх. Ноги и бедра остаются на полу. Руки удерживают туловище. При переходе из предыдущей асаны, местоположение рук и ступней не меняется. Внимание фиксируется у основания позвоночника, в том месте, где возникает ощущение натяжения от вытягивания туловища вперед.
8. Парватасана(поза горы)
На выдохе, сохраняя руки и ноги выпрямленными, принимаем снова позу горы.
9. Ашва Санчаланасана (поза всадника)
На вдохе переносим левую ногу вперед, поместив левую стопу между руками. Одновременно с этим правая нога выталкивает таз вперед, и мы снова переходим к позе всадника.
10. Падахастасана(поза «голова к ногам»)
На выдохе переносим правую ногу вперед и ставим правую ступню рядом с левой. Ноги выпрямляются, туловище прогибается вперед. Это упражнение является повторением третьего, описанного выше.
11. Хаста Уттанасана (поза с поднятыми руками)
На вдохе поднимаем торс и вытягиваем руки над головой. Это упражнение повторяет второе в комплексе.
12. Пранамасана(молитвенная поза)
Тело выпрямляется и принимает исходное положение, как в самой первой позе.
Эта серия упражнения является половиной одного круга Сурья намаскар. Чтобы совершить полный круг, выполняем упражнения в той же последовательности, с тем небольшим изменением, что в 4-й и 9-й асане ноги меняются местами.
В идеале весь комплекс выполняется в непрерывном плавном потоке. Каждая асана сменяется под новое движение дыхания, исключая 6-е упражнение аштанга намаскара (поклонение с восемью точками), которое выполняется на задержке дыхания. Допускается выполнения комплекса с задержкой и расслаблением в каждом новом положении, тогда допускаются дополнительные циклы дыхания во время каждой новой асаны.
Если Вы ощущаете заметную усталость уже после первой половины круга, следует отдохнуть, выполняется несколько полных вдохов и выдохов.
Каждая асана выполняется расслабленно, свободно с минимально возможным напряжением. Используются только те мышцы, которые необходимы для поддержания текущей позы. При расслаблении мышц, растяжка происходит более эффективно, с приятным легким натяжением.
Что касается количества кругов в Сурья намаскар, то это зависит от Вашей индивидуальной физической формы. Здоровый человек должен делать не менее 12-и кругов за один раз. Начинающим можно выполнять по 4 круга. Можно установить лимит по времени 5-15 минут. Иногда рекомендуется выполнять 6 кругов быстро, совмещая с дыханием, и 6 «медленных» кругов. После завершения занятия необходимо несколько минут расслабления в шавасане.
Что касается ограничений по здоровью, Сурья намаскар не рекомендуется людям с повышенным кровяным давлением, с коронарной и артериальной недостаточностью, параличом, грыжей, туберкулезом, серьезными проблемами позвоночника, при больных суставах и беременным женщинам.
Наилучшее время для практики – восход солнца, или раннее утро – наиболее спокойное время дня, когда атмосфера наполнена ультрафиолетом столь важным для тела.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.