Йога: философия, наука и искусство. Цели и задачи практики йоги. Возможные противопоказания к практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Противопоказания к выполнению перевернутых асан.

Общие противопоказания

Все перевернутые асаны противопоказаны при гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, заболеваниях сердца. Также выполнение перевернутых асан не рекомендуется, если у практикующего были травмы позвоночника, есть боли в спине, шее, либо ощущается дискомфорт в области горла, щитовидной железы. Девушкам и женщинам во время менструаций не следует выполнять перевернутые асаны. Приступать к этим упражнениям нужно очень осторожно, лишь постепенно увеличивая время их выполнения.

4. Асаны, вопросы по таблице.

Билет 22

1. Характерные особенности разных стилей комплекса Сурья Намаскар (Шивананда, Сатьянанда, Паттабхи Джойс). Сурья-намаскара - определённая последовательность асан. Комплекс может рассматриваться как ритуал поклонении Сурье, индуистскому богу Солнца. Также, кроме асан, комплекс Сурья-намаскара включает в себя пранаямы, мантры и медитацию. Существует похожий комплекс поклонения луне - "Чандра-намаскара".

Сурья-намаскара — очень известная техника в йоге, один из наиболее употребляемых методов для поддержания здоровья и энергичной активной жизни. Комплекс считается сильным аэробным элементом при занятиях йогой, при его выполнении используется 34% максимального кислородного резерва.

К физической части практики относится последовательное выполнение 12 связанных между собой асан. Каждая асана сопровождается или выдохом, или вдохом (только на 6-й асане дыхание задерживается). Полный комплекс Сурья-намаскара насчитывает 24 асаны, то есть по 12 асан в каждой половине, которые различаются лишь положением первой выдвигаемой ноги.

Сурья Намаскар, означающая «приветствие солнцу», может рассматриваться как форма поклонения Солнцу и всему, что оно воспроизводит на микро и макроскопическом уровне. В терминах Йоги это показывает, что Сурья Намаскар пробуждает солнечный аспект человеческой природы и передает эту жизненную энергию для развития высшего знания. Сурья Намаскар — комбинация физических упражнений, Йога Асаны, Пранайамы, солнечной ванны и молитвы, обращенной к Солнцу. Как система омоложения души, она несравненна и в индийской традиции входит в регулярную практику вознесения молитв и поклонения последователей Ведической традиции. Согласно священным писаниям, один раз совершив поклонение Солнцу, человек достигает результата благочестивой деятельности, подобно пожертвованию коров. Оказывая почтение Солнцу многие болезни и препятствия, вызванные плохим положением Солнца в гороскопе, нейтрализуются. Один цикл упражнений Сурья Намаскар — намного эффективней, чем неделя занятий обычными физическими упражнениями.

Эта классическая методика хатха-йоги, разработанная йога-практиком Свами Шиванандой. Шивананда-йога основана на пяти принципах: правильные упражнения, правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание, правильное понимание (изучение священных писаний и медитации). Практика включает в себя тренировку тела, изучение священных писаний, безкорыстный труд, служение миру, собранность ума. В данном стиле йоги не приветствуется строгий аскетизм. Этот стиль йоги относится к тем направлениям, где есть четкая последовательность асан, повторяемая на каждом занятии. Практики начинаются с комплекса Приветствия Солнцу – Сурья Намаскар, после проводятся статические асаны, состоящие из 12 базовых асан, которые идут в определенном порядке. В процессе освоения добавляются их усложненные варианты. Практика включает в себя пранаямы, медитации и пение мантр.

Свами Сатьянанда Сарасвати Парамахамса(24 декабря 1923 — 5 декабря 2009) — йогин, мастер йоги и тантры, широко признанный как в Индии так и на западе. Является учеником Свами Шивананды.

Автор более 80 книг, среди которых наиболее известны "Коментарии к Йога-сутра Патанджали «Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха», «Древние Тантрические Техники Йоги и Крии» и др. Его книги содержат наиболее точные и систематизированные данные о классических практиках йоги и тантры, пользуются большим авторитетом у практикующих по всему миру.

Следует отметить также "Кундалини Тантру" и "Древние тантрические техники Йоги и Крийи" Свами Сатьянанды, "Хатха Йога Прадипику" с комментариями австралийской ученицы Сатьянанды - Свами Муктибодхананды Сарасвати.

Свами Сатьянанда основал несколько организаций, способствующих развитию и изучению йоги, которые также занимаются поддержкой слабо развитых слоёв общества.

Шри Кришна Паттабхи Джойс — мастер йоги, основатель школы аштанга-виньяса-йога. Учителем Паттабхи Джойса был известный йогин Шри Кришнамачарья, у которого Джойс учился около 30 лет. Другими учениками Кришнамачарьи были всемирно известный Б. К. С. Айенгар, основавший позднее свой, статический стиль хатха-йоги, Б. Н. С. Айенгар, возглавляющий свою школу йоги там же, в Майсуре, сын Кришнамачарьи Т. К. В. Десикачар, Индра Дэви, автор известного учебника по пранаяме Андрэ ван Лисбет и другие. Преемником П. Джойса является его внук Шарат (род. 1971), который помогал ему вести семинары и является директором основанной Джойсом Йога-шалы (школы йоги) и Института исследования аштанга-йоги.

Виньясы: определение, виды.

Виньяса – это динамическое движение, которое соединяет статические асаны между собой в ритме дыхания. Все возможные асаны соединяем всевозможными типами движений, сознательно. Нам нужно достичь, чтоб при переходе из асаны в следующую асану все было в слитном потоке, специально контролируемом. Если мы в асане контролируем: форму тела, дыхание, эмоциональное состояние, потоки энергии, наш ум и направление внимания, то если мы из этой формы переходим в такую же другую форму, у нас на уровне всех этих оболочек и качеств происходит динамический переход. Если мы соединим все асаны виньясами между собой, то вся тренировка превратиться в ловушку для внимания.. Это значит, вы полностью контролируете ментальные функции, что нам и нужно.

Виньяса- “Связка“,“второстепенное движение“,"порядок следования,Движение тела, синхронизированное с дыханием.

Основные виньясы.

Простейшие движения в ритме дыхания, например, с вдохом поднять руки или развести руки. Это движения, которые не меняют положения тела в пространстве. Движения, меняющие опорные элементы, например, со стоп на колени или стоя на голове поменять положения рук – это тоже изменение опор.

Главные виньясы, это те, которые меняют направление позвоночника в пространстве с одновременным его изгибанием. При сгибании позвоночника вся периферийная нервная система активизируется. Энергетический эффект от основных виньяс самый сильный.

Методика виньясы заимствована из Тибета, из холодных территорий, там, где нужно греть тело. Сгибая тело, мы его нагреваем, как любой элемент при сгибании.

У тела есть шесть основных положений: Головой вверх, головой в низ, на животе, на спине, на одном боку, на втором боку. На основе этих стартовых положений мы можем гнуть позвоночник и получим основные продольные виньясы.

Существуют различные уровни сложности основных виньяс. Например, в перевернутом положении существует четыре принципиально разные опоры: на плечах, на голове, на предлечьях и на руках.

Основатели и преемственность

1. Шри Рамамохана Брахмачари

2. Шри Тирумалай Кришнамачарья

3. Паттабхи Джойс

4. Индра Дэви

5. Дэвид Свенсон

6. Ричард Фриман

Западные школы (использующие систему виньяс)

1. Аштанга-виньяса йога

2. Дживамукти йога (Jivamukti Yoga)

3. Виньяса флоу (Vinyasa Flow Yoga)

4. Пауэр-виньяса (Power Vinyasa Yoga)

Система виньясы многогранна:

1. Определенное число дыханий и движений для выхода и входа в асану.

2. При синхронизировании движения с дыханием уджджайи и применением мула-бандхи и уддияна-бандхи в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Этот пот очищает и омолаживает мускулы и органы, выводя вредные токсины, В результате в теле чувствуется сила и легкость.

3. Виньяса означает связь между асанами в сериях.

4. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу.

5. Виньяса перестраивает тело между выполнением асаны в разные стороны и после каждой асаны.

6. Когда все внимание уделяется работе на основе правильного подсчета виньясы, практика становится очень сосредоточенной, дыхание ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

По динамическим характеристикам Виньясы делятся:

1. По направлению движения — односторонние (от 1-ой формы тела — ко 2-ой, и затем — к 3-ей, не возвращаясь к первой ) и двухсторонние (от первой формы тела ко второй и обратно — к первой).

2. По количеству повторений — однократные (один цикл от 1-ой формы тела ко 2ой и обратно к 1-вой, а затем — переход к 3-ей) и многократные (повторение нескольких одинаковых циклов подряд от 1-ой формы тела — ко 2-ой и обратно к1-ой).

3. По количеству движущихся элементов — одноэлементные (движение 1-ой руки без изменения формы остальных элементов тела) и групповые (одновременное движение рук, ног и позвоночника).

4. По скорости — быстрые(при движении на макс. скорости без потери качества), медленные (при специально заторможенном движении) и очень медленные (при таком медленном движении, которое со стороны невозможно различить).

По воздействию Виньясы делятся:

1. По воздействию на форму тела — симметричные (при симметричном наклоне из положения стоя — вперед) и асимметричные (например, при поднимании одной ноги из симметричного положения стоя).

2. По отношению к силе противодействия — преодолевающие (поднимание веса тела при отжимании от пола) и уступающие (опускание тела на пол из поднятого положения). В преодолевающей фазе движения мышечная сила доминирует над весом тела, а в уступающей фазе — позволяет доминировать весу тела.

3. По направлению позвоночника в пространстве — без изменения (движение рук или ног с сохранением позвоночника вертикальным) и с изменением (при смене горизонтального положения позвоночника на вертикальное).

4. По воздействию на позвоночник — с деформацией (при прогибе позвоночника назад из прямого положения) и без деформации (при изменении положения позвоночника в пространстве из горизонтального — в вертикальное положение с удерживанием его прямым).

Значение понятия "виньяса"

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса" имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке.

Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения.

В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место.

Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.

Виньяса крама

В 30 и 40-х годах 20 века Гуруджи (Кришнамачарья) учил в йогашале, a так же в других местах, вхождению в асану путем выполнения виньясы. Он учил нас асанам в связке с широко известным Сурья намаскар /приветствие солнца/. Но по сути Сурья намаскар - это и есть асаны. Асана, такая как - Урдхва Хастасана, Уттанасана, Чатуранга Дандасана, Урдхва Мукха Шванасана и Адхо Мукха Шванасана, были соединены различными способами на пути к основной позе.

Для примера, чтобы выполнить Пасчимоттанасану, нужно было выполнить Самастхити, Урдхва Хастасану, Уттанасану, Чатуранга Дандасану, Урдхва Мукха Шванасану, Чатуранга Дандасану, Адхо Мукха Шванасану, Лоласану, Дандасану и наконец, Пасчимоттанасану. Выход из асаны сопровождался зеркальной последовательностью до Самастхити.Сегодня этот способ практики асан в последовательности или виньяса крамашироко известен как "джампингс" /посмотрите рисунок/.

Но он не практикуется на постоянной основе. К тому же, виньяса крама не обязательно быстрые движения с джампингс /прыжками/ Сурья Намаскар. Это можно выполнять и с медленными движениями тоже. К примеру, вам нужно принять Саламба Ширшасану /стойку на голове/ - можно подготовить себя к перевернутому положению путем выполнения последовательности асан - Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Прасарита Падоттанасана/наклон из положения стоя с широко разведенными ногами/, Джану Ширшасана /наклон из положения сидя - голова к колену/, Пасчимоттанасана /складка сидя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/. После того, как время выдержки Ширсасаны подойдет к концу, можно повторить последовательность в обратном порядке.

Этот вид виньясы осознано подводит к Саламба Ширсашане /смотрите рисунок/, подготавливая на физическом и ментальном уровнях.

Путешествие в обратном порядке, после завершения основной асаны, поддерживает ощущение покоя и спокойствия. Помимо этого, подготовительная последовательность помогает тем, кто физически слаб, страдает высоким давлением или проблемой с глазами.

С другой стороны, Адхо Мукха Врикшасана /стойка на руках/, Пинча Маюрасана /стойка на предплечьях/ оживляют нас перед Саламба Ширшасаной/ - смотрите рисунок.

Когда основная асана практикуется с виньяса крамой - это называется сампутана крия - упаковка /смотри рисунок/.



Висаманьяса крама

В противоположность виньясе, есть понятие - висаманьяса. Висаманьяса - значит расположение в разрозненном или непринятом порядке. В нем асаны из разных категорий соединяются вместе без прерывания потока движений. Для примера, Эка Пада Ширшасана /нога за головой/ и различные вариации, выполненные в потоке, носят название - градхана стхити /завязывание тела в узел/. Эта серия выглядит так: Эка Пада Ширшасана из положения сидя /упавиштха стхити/, Скандасана /наклон или пасчима пратана стхити/, Бхайравасана /лежа на спине или супта стхити/, Кала Бхайравасана или Чакорасана / баланс на руках или пхуджатоласана стхити/, Дурвашасана /стоячая или утиштха стхити/, Ричикасана /уттиштха пасчима пратана стхити/ и так далее - смотрите рисунок.

Смешанную группу асан так же можно назвать как последовательность висаманьяса. К примеру, Тадасана /гора/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Парипурна Навасана /лодка/, Уткатасана /поза стула/, Уштрасана /поза верблюда/, Капотасана /поза голубя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/ и так далее - смотрите рисунок.


3. Основные направления движения позвоночника.

Существуют безопасные и опасные направления подвижности позвоночника. К опасным направлениям движения позвоночника относятся повороты, наклоны в сторону и прогибы назад, а к безопасным – наклоны вперёд и вытяжения.

Безопасные направления движения позвоночника, это наклоны и вытяжения, которые используются в таких асанах, как «Уттанасана», «Пашчимоттанасана» Эти асаны полностью симметричны, мышцы в них напрягаются симметрично, и не возникает перекоса позвонков, а значит опасность смещения отсутствует. Наоборот, при симметричном вытяжении позвоночника, смещённые позвонки, имеют тенденцию становится на место. Внимание: безопасностью при отстройки асан является нахождение таза и плечей в одной плоскости.

Способность выполнять глубокие прогибы, наклоны и повороты зависит от врождённых данных, то есть от высоты межпозвоночного диска, которая определяет амплитуду подвижности одного позвонка относительно другого.

Подход к позвоночнику должен основываться на других принципах, чем к остальным костным структурам, имеющим в своём строении суставы. Используя позвоночник в асанах надо понимать, как, где, куда и с какой амплитудой он может совершать безопасные движения.

Рассмотрим направления движения позвоночника, куда мы можем двигать корпусом.

Мы можем наклоняться вперёд, в стороны, делать прогибы назад и поворачиваться вокруг оси и всё это является подвижностью нашего позвоночника.

Разберём повороты и скрутки .

Поворот, это нормальное, допустимое направление подвижности, без использования инерции и рычагов. Скрутка,это когда применяется инерция (резкие повороты) или рычаги (упор руками или локтями). Позвонки в позвоночнике соединены при помощи шести суставов, расположенных в разных плоскостях. Поэтому позвонки при скручивании не будут поворачиваться друг относительно друга и их пространственное положение искажается, они слегка перекашиваются. При глубокой скрутке создаётся усилие на выталкивание межпозвоночного диска, в свою очередь, соединённый сухожилиями и мышцами с позвонками, он тянет их за собой и происходит смещение позвонков. Аналогичные процессы происходят в позвоночнике при наклонах в стороны. Таким образом, для правильного поворота корпуса нужно использовать те мышцы спины, которые для этого предназначены. Скрутка может присутствовать в практиках, но в том виде, в котором она описана в древних трактатах, таких как "Гхеранда- самхита", "Хатха йога- прадипика".

Рассмотрим теперь прогибы, которые являются менее опасными направлениями подвижности позвоночника, чем скрутки. При правильных прогибах, когда используются только мышцы спины, структура позвоночных сегментов почти не изменяется. В глубоких прогибах с использованием рычагов, ядро диска смещается и начинает тянуть весь позвоночный диск и сам позвонок. Ещё хуже, когда глубокий прогиб сочетается с компрессией дисков, например в "скорпионе". Человек возвращается из прогиба обратно, а диски могут не вернутся на место, и получается подвывих позвонков. Делая прогибы, следует помнить, что самое сильное усилие возникает в поясничном отделе, который и так больше всех остальных отделов позвоночника страдает от перегрузок. В перевёрнутых асанах, если подходить к ним не корректно, так же можно причинить вред позвоночнику, особенно в шейном отделе.

Нагрузку на позвоночник можно сравнить с пирамидой: шейный отдел несёт вес головы, грудной, плеч, поясничный отдел, грудной клетки. А теперь перевернём пирамиду, и встанем на голову (ширшасана), получается, что на самый хрупкий отдел позвоночника, шейный, теперь давят поясничный и грудной отдел, плюс массивный таз и ноги. Опытные практики избегают эту опасность, разгружая шейный отдел при помощи рук. Начинающим, надо осторожно использовать эту асану, так как тело с недостаточно тренированными мышцами, в таком положении начинает раскачиваться и может привести к смещению позвонков. Перевёрнутые асаны можно практиковать людям, имеющим определённый опыт и подготовленный позвоночник.

 

Теперь рассмотрим безопасные направления движения позвоночника, это наклоны и вытяжки, которые используются в таких асанах, как "Уттанасана", "Пашчимоттанасана" и т.д. Эти асаны полностью симметричны, мышцы в них напрягаются симметрично, и не возникает перекоса позвонков, а значит опасность смещения отсутствует. Наоборот, при симметричном вытяжении позвоночника, смещённые позвонки, имеют тенденцию становится на место.Если посмотреть на асаны, описанные в древних трактатах, то все они симметричны и с ровным позвоночником. Становится очевидным, что те, кто оставил для нас эти трактаты, хорошо понимали структуру и функцию позвоночника и влияние состояния позвоночника на тело и сознания. Исходя из этого практикующий должен помнить золотое правило подхода к позвоночнику, при выполнении асан - плечи и таз должны находится в одной или параллельных плоскостях

Скрутки. Джатхара Паривартанасана, паривритта триконасана

Линия плечевых суставов стремиться в положение перпендикулярно положению тазобедренных суставов.

Безопасностью для П явл. вытяжение позвоночного столба и сохранение устойчивости, не использование рычагов в скрутке.

Разворот головы удлиняет (растягивает) позвоночник и корпус.

Вдох – удлинняет П, Выход - углубляет скрутку.

Прогибы. Уштрасана, Шалабхасана.Сету бандхасана

- равномерный изгиб в пространстве фронтальной плоскости.

Безопасность: вытягивание П , выполнять на вдохе, стабилизация копчика.

Треб контр поза - округление спины, вытяжение , наклон вниз.

Глубина прогиба зависит от растяжения передней поверхности корпуса, грудной клетки, тазобедренных суставов, плечевого пояса .



Прогибы

Прогибы назад также являются потенциально опасным направлением подвижности, хотя и не таким опасным, как повороты. При правильном их выполнении они весьма полезны. И в прогибах, как и в поворотах, необходимо пользоваться, прежде всего, мышцами, которые предназначены для этого природой.

Как только человек делает глубокий прогиб с использованием рычагов, ядро диска смещается и при этом начинает «тянуть» весь межпозвоночный диск, и как следствие — позвонок, создавая вектор усилия, направленный на выталкивание вперед, а если есть смещения или сколиоз — то вперед-в-сторону. Причем позвоночник прогибается неравномерно.

Перевернутые асаны

К опасным относятся и перевернутые асаны.

Например, стойка на голове (ширшасана) для опытного практика является весьма полезной, но для начинающего она совершенно недопустима.

Маха мудра.

Махамудра традиционно держалась древними йогами в большом секрете. Эту технику могут делают все серьезные практикующие. Она не имеет противопоказаний и побочных эффектов, является совершенно безопасной. Считается, что Махамудра приносит не только всевозможные полезные эффекты по здоровью (ее называют «молодильной» позой и «позой бессмертия»), но и также пробуждает Кундалини, и дарит сиддхи (сверхспособности) Но самое главное, что Махамудра должна принести каждому среднему практикующему — это реальный опыт настоящей медитации и наполнение новой энергией. Махамудра — продвинутое упражнение йогов, которое включает в себя Асану (позу), Кумбхаку (задержку дыхания), Мудру (энергетическую структуру или «жест») и Бандху (энергетический «замок»), т.е. практически — несложную растяжку на физическом уровне, а также (наиболее важная часть) работу с Удджайи пранаямой и Кхечари мудрой (на уровне энергии), а также осознавание чакр, и в идеале также Унмани мудру — «молчание ума» (самый тонкий — ментальный уровень). Махамудра воздействует на всех этих уровнях, меняя не только тело, но и ум, и привычки — а с ними и судьбу. Махамудра — комбинированное упражнение, и надо учесть, что всю эту для некоторых неожиданно разнообразную «начинку» из разных техник в одном упражнении нужно выполнить слаженно, «без запинки». Так что начинающим следует прежде всего освоить каждый элемент отдельно (освоить позу, бандхи, задержку дыхания, разобраться с местоположением чакр), а уж потом приступать к выполнению Махамудры.

Дальше пойдет, во-первых, наработка концентрации внимания («ротация сознания» по чакрам) — в этом помогут практики медитации (например, Тратак и другие), различные упражнения на повышение тонкой чувствительности,и во-вторых, увеличение времени комфортной задержки — тут на выручку придет регулярная практика классических пранаям (Капалабхати, Бхастрика, Нади Шодхана, Уджайи и т.п.).

1. Сядьте на коврик (можно дополнительно для комфорта подстелить плед), согнув левую ногу в колене, и вытянув прямую правую ногу вперед. Левой пяткой, подвернутой под таз, нужно прижать область промежности у мужчин (или основание вагины у женщин) — точку физичекого расположения Муладхара-чакры.

2. С выдохом (дышим все время только через нос) наклоняемся корпусом вперед и беремся за большой палец правой ноги. Голову вперед не наклоняем. Глаза закрыты. Спина прямая (по возможности). Стараемся расслабиться в этом положении.

3. Выполняем Кхечари-мудру (1-я ступень: прижать кончик языка к верхнему небу, либо 2-я ступень: «протолкнуть» язык как можно глубже по задней стенке глотки). Затем медленно вдыхаем, запрокидывая голову назад, открываем глаза и выполняем Шамбхави-мудру (пристально смотрим в межбровье, «закатывая» глаза вверх и фиксируя взгляд в центре, в основании переносицы: при правильном выполнении мы увидим переносицу как букву V). Выполняем задержку на вдохе (Антар Кумбхака) и Мулабандху («Корневой замок» — сокращаем мышцы промежности у мужчин\шейку матки у женщин).

4. На задержке (она должна быть комфортной!) следует перемещать внимание от горла до основания позвоночника и обратно, мысленно повторяя названия трех чакр: «Аджна, Вишуддхи, Муладхара» во время прохождения внутреннего взора через эти точки, либо повторяя название мудр и бандх: «Шамбхави, Кхечари, Мула», так же «сканируя» эти области. Делаем так несколько раз, пока задержка комфортна — задержку держим столько, сколько можем без усилия. (Здесь мы не работаем через преодоление.)

5. Для выхода из упражнения закрываем глаза, расслабляем Мула-бандху, возвращаем голову в нормальное положение (лицо смотрит вперед) и медленно, контролируемо выдыхаем.

6. Выполняем весь цикл еще два раза (всего надо сделать три подхода). После этого меняем ногу (сгибаем теперь правую, выпрямляем левую), и выполняем три раза на правую ногу. Затем делаем еще три подхода с обеими ногами, выпрямленными вперед (как для Пасчимоттанасаны). Всего получается девять раз. Даже хорошо освоив Махамудру, не следует увеличивать число подходов в каждой позе

7. БИЛЕТ № 23

Балансы на руках

В эту категорию входят следующие асаны: Бакасана (Поза Журавля), Аштавакрасана (Асана посвящена мудрецу Аштавакре), Бхуджа Пидасана(Поза давления на плечи), Титибхасана (Поза светлячка), Адхо Мукха Врикшасана (Стойка на руках), Эка Пада Галавасана (Эка” - один, “пада” – нога. Галава - это имя мудреца), Вишвамитрасана (Поза мудреца Вишвамитры) .Основной физический принцип любых балансов на руках заключается в том, что положение тела и фиксация его пространстве поддерживается не за счет силы отдельных мышц, а за счет слаженной работы всего тела. Чтобы освоить простые и сложные балансы, необходимо осознанно и внимательно слушать свое тело и подключать все мышцы и суставы, использовать бандхи и правильное дыхание.

Важно постепенное введение балансов на руках в свою практику и тщательная предварительная подготовка – разогревающие комплексы и укрепление мышц рук, спины и брюшной полости статическими асанами (идеальный вариант - Чатуранга дандасана) и динамическими виньясами.

Матси Асана.

1Сесть в Падмасану,опираясь на локти, вытягивая позвоночник от копчика к макушке, отклонить спину назад, положив затылок на пол.

2Взяться руками за кончики стоп (или за большие пальцы стоп) и, сжимая руки в локтях, прогнуть спину, поднимая грудную клетку как можно выше, поставить макушку на пол.

3Оставаться в позе 30—60 секунд (со временем увеличивая продолжительность выполнения), затем выпрямить спину, осторожно поднять корпус, сменить перекрестье ног и повторить упражнение.

НЕПРАВИЛЬНО

Не открывайте рот.

КАК ОБЛЕГЧИТЬ

  • Если не освоена поза Лотоса, выполняйте Матсиасану, сидя на коленях и пятках (Ваджрасана), держа колени вместе и прижимая их к полу, или со скрещенными ногами (сукхасана).
  • Если, сидя в Падмасане, не удается сделать прогиб в спине, ложитесь на спину, вытяните прямые руки за головой, удлиняя позвоночник.

КАК УГЛУБИТЬ

  • Выполнить полный вариант Матсиасаны, вытянуть руки за головой параллельно полу (ладони развернуты внутрь), потянуться за ними, расширяя грудную клетку и подтягивая ее вверх, а затем сплести локти и положить их на пол за головой.
  • Выполнить этот же вариант упражнения, но не опираясь на локти при входе и выходе из асаны.

ЭФФЕКТ

Матсиасана относится к позам йоги, активизирующим щитовидную и паращитовидные железы и всю эндокринную систему. Также она благотворно влияет на почки и надпочечники. Матсиасана раскрепощает бёдра, расслабляет мышцы брюшной полости, грудной клетки и гортани, укрепляет мышцы верхней части спины, шеи и плеч, увеличивает полезный объем легких. Распределяет энергию по передней поверхности тела, активизируя пупочный, сердечный и горловой энергетические центры (чакты: Манипура, Анахата и Вишуддха).

ПОКАЗАНИЯ

Нарушения осанки, астма, воспаление легких, туберкулез, бронхит и его последствия, заболевания верхних дыхательных путей. Заболевания органов брюшной полости, нарушения пищеварения. При запоре следует выполнять Матсиасану, предварительно выпив три стакана воды.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Гиперфункция щитовидной железы, заболевания и травмы позвоночника (особенно шейного отдела), травмы коленей, высокое и низкое кровяное давление, мигрень, бессонница.

БИЛЕТ № 24

1. Сурья Намаскар: определение, значение, основные виды.

Комплекс упражнений «Сурья намаскар» (приветствие солнцу) является одной из самых популярных и основных техник. В тоже время этот комплекс упражнений достаточно простой и при этом чрезвычайно эффективный. «Сурья намаскар» содержит в себе «полную» садхану (практика йоги): асаны (упражнения), пранаяму (работа с праной через дыхание) и медитацию, как необходимое состояние при выполнении комплекса.

Сурья намаскар растягивает, массирует, стимулирует и тонизирует все самые главные мышцы и органы тела. Помимо прочего, эта техника является самодостаточной духовной практикой при условии ее медитативного созерцательного выполнения.

Техника представляет собой серию из 12 асан, в которых совершаются поочередные наклоны вперед и назад, сгибающие и вытягивающие позвоночник и другие части тела. Если Вы находите свое тело недостаточно гибким, мускулы слишком напряженными и жесткими, то Вам следует начать выполнение комплекса в медленном неторопливом ритме, с максимально возможным расслаблением в каждом новом положении тела. Данный комплекс, также, является одним из самых эффективных методов повышения гибкости тела.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 359.