Самое травмоопасное движение для позвоночника – сочетание скрутки и прогиба
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поворот — это нормально допустимое направление подвижности, без использования инерции и рычагов. При повороте мы используем локально расположенные мышцы, то есть те, которые природа и предусмотрела для этого.

Скрутка может присутствовать в практиках, но в том виде, в котором она описана в древних трактатах, таких как "Гхеранда- самхита", "Хатха йога- прадипика".

Неправильное выполнение поворотов и асимметричных асан зачастую является причиной перерастяжение связок, вследствие чего появляется «разболтанность» позвоночника. Дальнейшее выполнение скруток в этом состоянии приводит к временному симптоматическому улучшению (так как, скручиваясь, позвонки на время расходятся, освобождая зажатый нерв), но в итоге скрутки приводят к еще большей подвижности позвонков. Получается замкнутый круг.

Прогибы

Прогибы назад также являются потенциально опасным направлением подвижности, хотя и не таким опасным, как повороты. При правильном их выполнении они весьма полезны. И в прогибах, как и в поворотах, необходимо пользоваться, прежде всего, мышцами, которые предназначены для этого природой.

Как только человек делает глубокий прогиб с использованием рычагов, ядро диска смещается и при этом начинает «тянуть» весь межпозвоночный диск, и как следствие — позвонок, создавая вектор усилия, направленный на выталкивание вперед, а если есть смещения или сколиоз — то вперед-в-сторону. Причем позвоночник прогибается неравномерно.

Перевернутые асаны

К опасным относятся и перевернутые асаны.

Например, стойка на голове (ширшасана) для опытного практика является весьма полезной, но для начинающего она совершенно недопустима.

Безопасные направления движения.

Наклон вперед с вытяжением.

Это, прежде всего, вытяжение, которое происходит в таких асанах, как пашчимотанасана и шашанкасана. То есть, это наклоны вперед. При этом мы как бы растягиваем позвоночный столб, расстояние между позвонками слегка увеличивается, межпозвоночные отверстия становятся больше и, если есть небольшое смещение, и, как следствие, ущемление нерва, последний освобождается и начинает пропускать нервные импульсы. Кроме того, если были легкие смещения позвонков — меньше миллиметра, то в подобные асанах позвонки имеют тенденцию становиться на место.

Нужно также учитывать, что эти асаны полностью симметричны. То есть, мышцы напрягаются симметрично, не возникает перекоса позвонков, а, следовательно, опасность смещения отсутствует. Кроме того, симметрия помогает достижению внутреннего равновесия.

Основное правило выполнения асан — плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Это и есть правило корректного подхода к позвоночнику.

Все направления подвижности, которые существуют — имеют право на существование. И словосочетание «опасное направление подвижности» обозначает, что в данном направлении в конечной фазе амплитуды существует точка, после которой дальнейшее развитие подвижности в этом направлении будет представлять угрозу здоровью.

Существуют барьеры в движении суставов (конечностей, позвонков и всех других).

1.Активный (мышечный) - предел при сгибании-разгибании или растягивании-сжатии мышц. В этом диапазоне мышцы активно работают и тренируются.

2.Упругий (эластичный) - предел растягивания-сжатия связок. При резком превышении барьера существует опасность травматизации.

3.Анатомический (жесткий) - при его превышении следует травматизация/разрушение сустава и/или костей.

 

4. Асаны, вопросы по таблице.

Маха мудра.

Махамудра традиционно держалась древними йогами в большом секрете. Эту технику могут делают все серьезные практикующие. Она не имеет противопоказаний и побочных эффектов, является совершенно безопасной. Считается, что Махамудра приносит не только всевозможные полезные эффекты по здоровью (ее называют «молодильной» позой и «позой бессмертия»), но и также пробуждает Кундалини, и дарит сиддхи (сверхспособности) Но самое главное, что Махамудра должна принести каждому среднему практикующему — это реальный опыт настоящей медитации и наполнение новой энергией. Махамудра — продвинутое упражнение йогов, которое включает в себя Асану (позу), Кумбхаку (задержку дыхания), Мудру (энергетическую структуру или «жест») и Бандху (энергетический «замок»), т.е. практически — несложную растяжку на физическом уровне, а также (наиболее важная часть) работу с Удджайи пранаямой и Кхечари мудрой (на уровне энергии), а также осознавание чакр, и в идеале также Унмани мудру — «молчание ума» (самый тонкий — ментальный уровень). Махамудра воздействует на всех этих уровнях, меняя не только тело, но и ум, и привычки — а с ними и судьбу. Махамудра — комбинированное упражнение, и надо учесть, что всю эту для некоторых неожиданно разнообразную «начинку» из разных техник в одном упражнении нужно выполнить слаженно, «без запинки». Так что начинающим следует прежде всего освоить каждый элемент отдельно (освоить позу, бандхи, задержку дыхания, разобраться с местоположением чакр), а уж потом приступать к выполнению Махамудры.

Дальше пойдет, во-первых, наработка концентрации внимания («ротация сознания» по чакрам) — в этом помогут практики медитации (например, Тратак и другие), различные упражнения на повышение тонкой чувствительности,и во-вторых, увеличение времени комфортной задержки — тут на выручку придет регулярная практика классических пранаям (Капалабхати, Бхастрика, Нади Шодхана, Уджайи и т.п.).

1. Сядьте на коврик (можно дополнительно для комфорта подстелить плед), согнув левую ногу в колене, и вытянув прямую правую ногу вперед. Левой пяткой, подвернутой под таз, нужно прижать область промежности у мужчин (или основание вагины у женщин) — точку физичекого расположения Муладхара-чакры.

2. С выдохом (дышим все время только через нос) наклоняемся корпусом вперед и беремся за большой палец правой ноги. Голову вперед не наклоняем. Глаза закрыты. Спина прямая (по возможности). Стараемся расслабиться в этом положении.

3. Выполняем Кхечари-мудру (1-я ступень: прижать кончик языка к верхнему небу, либо 2-я ступень: «протолкнуть» язык как можно глубже по задней стенке глотки). Затем медленно вдыхаем, запрокидывая голову назад, открываем глаза и выполняем Шамбхави-мудру (пристально смотрим в межбровье, «закатывая» глаза вверх и фиксируя взгляд в центре, в основании переносицы: при правильном выполнении мы увидим переносицу как букву V). Выполняем задержку на вдохе (Антар Кумбхака) и Мулабандху («Корневой замок» — сокращаем мышцы промежности у мужчин\шейку матки у женщин).

4. На задержке (она должна быть комфортной!) следует перемещать внимание от горла до основания позвоночника и обратно, мысленно повторяя названия трех чакр: «Аджна, Вишуддхи, Муладхара» во время прохождения внутреннего взора через эти точки, либо повторяя название мудр и бандх: «Шамбхави, Кхечари, Мула», так же «сканируя» эти области. Делаем так несколько раз, пока задержка комфортна — задержку держим столько, сколько можем без усилия. (Здесь мы не работаем через преодоление.)

5. Для выхода из упражнения закрываем глаза, расслабляем Мула-бандху, возвращаем голову в нормальное положение (лицо смотрит вперед) и медленно, контролируемо выдыхаем.

6. Выполняем весь цикл еще два раза (всего надо сделать три подхода). После этого меняем ногу (сгибаем теперь правую, выпрямляем левую), и выполняем три раза на правую ногу. Затем делаем еще три подхода с обеими ногами, выпрямленными вперед (как для Пасчимоттанасаны). Всего получается девять раз. Даже хорошо освоив Махамудру, не следует увеличивать число подходов в каждой позе

7. БИЛЕТ № 23

Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.