Окончания существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Латинские существительные имеют следующие окончания в родительном падеже множественного числа:

 


Склонение 1 2 3 4 5
Окончание родительного падежа множественного числа - ārum - ōrum - um, - ium - uum - ērum

 

Например : vena, a е f – venārum;

nervus, i m – nervōrum;


Cornu, us n – cornuum;

facies, ēi f – faciērum.

N.B! Прилагательные 1 группы и прилагательные в превосходной степени склоняются так же, как существительные 1-2 склонений (женский род – по 1-му склонению, мужской и средний род – по 2-му склонению).

Например: longus, a, um – longōrum, ārum, ōrum

maxĭmus, a, um – maximōrum, ārum, ōrum
12.2 Особенности склонения существительных и прилагательных
3-го склонения в родительном падеже множественного числа

Существительные и прилагательные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа заканчиваются на –um либо на –ium:

Окончание -um имеют:

1) неравносложные существительные, основа которых оканчивается на один согласный:

Например: forāmen, ĭnis n – foramĭn-um;

pulmo, ōnis m – pulmōn-um;

pes, pedis m – ped-um.

2) сравнительная степень прилагательных:

Например: anterior, ius – anteriōr-um.

Окончание -ium имеют:

1) неравносложные существительные, основа которых оканчивается на 2 согласных:

Например: dens, dentis m – dent-ium;

pars, partis f – part-ium;

os, ossis n – oss-ium.

2) прилагательные II группы:

 

Например : brevis, e – brev-ium;

frontālis, e – frontal-ium;

simplex, ĭcis – simplic-ium.

Запомните также форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

 

·
rete, is n – ret-ium

·
canālis, is m – canal-ium

·
fauces, ium f (pl) – fauc-ium – зев ( только множ. число)


N.B! Существительное 3-го склонения – vas, vasis n (сосуд) во множественном числе склоняется по 2-му склонению: родительный падеж множественного числа – vas-ōrum.

12.3 Контрольные вопросы

 

1.
Назовите окончания родительного падежа множественного числа
существительных и прилагательных.

2.
Как склоняются прилагательные I-ой группы и прилагательные в превосходной степени?

3.
Каковы особенности склонения существительных и прилагательных
3-его склонения?

 

12.4 Домашнее задание

 

1.
Теоретический материал вы должны выучить по учебному пособию.

2.
Выучите лексический минимум по учебному пособию.

3.
Выполните упражнения № 6 – устно, № 5, 7 – письменно.

 
















Лексический минимум


1. auriculāris, e - ушной
2. fauces, ium f ( мн . ч .) - зев
3. fibulāris, e - малоберцовый
4. flavus, a, um - жёлтый
5. interalveolāris, e - межальвеолярный
6. interradiculāris, e - межкорневой
7. linguālis, e - язычный
8. manus, us f - кисть руки (исключение IV скл.)
9. massa, ae f - масса
10. medulla, ae f - мозговое вещество
11. medulla ossium - костный мозг (ossium – костей, р.п. мн. ч.)
12. nodŭlus, i m - узелок
13. papilla, ae f - сосок, сосочек
14. peronáeus, a, um - малоберцовый
15. retinacŭlum, i n - удерживатель
16. ruber, bra, brum - красный
17. semilunāris, e - полулунный
18. tendo, ǐnis m - сухожилие
19. trigeminālis, e - тройничный
20. trochleāris, e - блоковый


12.6 УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1. Определите склонение существительных, пользуясь таблицей окончаний; назовите словарную форму:

Musculōrum, sinuum, arteriārum, faciērum, gangliōrum, alārum, plexuum, nodōrum, nervōrum, cornuum, valvulārum, ductuum, venārum, glandulārum, septōrum, processuum, sulcōrum, costārum, capsulārum, conchārum, angulōrum, suturārum.
Упражнение 2. Напишите по-латыни в словарной форме, образуйте Gen. plur.:

a) Десна, губа, ганглий, пазуха, железа, борозда, нерв, поверхность, угол, рог, проток, узел, нерв, вена, складка, мышца, отросток, пластинка, преддверие, глаз, палец, перегородка, заслонка, синус.

b) Резцовый, наибольший, подбородочный, жёлтый, альвеолярный, длиннейший, наивысший, грудной, поперечный, каменистый, нёбный, широчайший, язычный, венозный, наименьший.
Упражнение 3. Образуйте Gen. plur., объясните, когда к основе прибавляется -um, а когда -ium:

a) Forāmen, ĭnis n; canālis, is m; cavĭtas, ātis f; impressio, ōnis f; rete, is n; dens, dentis m; paries, ĕtis m; pars, partis f; caput, ĭtis n.

b) Minor, us; laterālis, e; frontālis, e; anterior, ius; ethmoidālis, e; inferior, ius; sphenoidālis, e; occipitālis, e; major, jus; posterior, ius; linguālis, e; superior, ius.
Упражнение 4. Поставьте термины в Gen. plur.:

Muscŭlus faciālis, paries superior et inferior, arcus dentālis, ala major et minor, ligamentum profundum, glandŭla linguālis posterior, forāmen ovāle, nodus lymphatĭcus, cartilāgo nasālis accessoria, vertebra lumbālis, nervus craniālis, canālis palatīnus, sinus petrōsus, rete venōsum, tuber parietāle, massa laterālis.

 

Упражнение 5. Переведите, образуйте Nom. plur. и Gen.plur.:

Подбородочный бугорок, большой и малый рог, резец, альвеолярное отверстие, решётчатая борозда, шейный позвонок, клиновидная пазуха, задняя связка, нёбная борозда, суставная поверхность, зубная альвеола, носовая раковина, крыльный хрящ, большой нёбный канал, лобный бугор, полулунная заслонка, малоберцовая мышца, полая вена, желудочная складка.


Упражнение 6. Прочтите, переведите; назовите словарную форму слов, стоящих в Gen.plur:

Retinacǔlum inferius musculōrum extensōrum, bursae musculōrum glutaeōrum, foramĭna venārum minimārum, tubercǔlum posterius anterius vertebrārum cervicalium, vagīna fibrōsa digitōrum pedis, retinacŭlum musculōrum flexōrum, septum sinuum frontalium, vagīna tendĭnum muscŭli flexōris longi digitōrum pedis, plexus cavernōsus conchārum, tunĭca corpŏrum cavernosōrum, regiōnes digitōrum palmāres et dorsāles, facies anterior et posterior dentium, muscŭlus extensor digitōrum longus, plexus nervōrum spinalium, medulla ossium rubra flava, retinacŭlum musculōrum fibularium inferius, vagīna commūnis musculōrum flexōrum digitōrum, muscǔli levatōres costārum, processus accessorius vertebrārum lumbalium.


Упражнение 7. Переведите на латинский язык:

Альвеолы лёгких; перегородка пещеристых тел; сосуды сосудов; мышцы нёба и зева; вены костей; кости швов; венозные сплетения раковин; сосуды нервов; каналы нервов; язычная поверхность резцов; ганглии сплетений; связки сухожилий; мышцы, поднимающие рёбра; глубокий сгибатель пальцев; нервы сосудов; влагалище сухожилий мышцы; кости пальцев стопы; узелки заслонок аорты; медиальная пластинки отростков; ядра черепных нервов; перегородка клиновидных синусов; синус полых вен.

 


Знаете ли Вы, что…
Arbor, oris f – дерево; arbor vitae – «древо жизни (мозжечка)». Универсальным удлиняющим жизнь средством считался бальзам, изготовленный из туи (Thuia occidentalis), которую потому и называли arbor vitae.


Подготовка к итоговой контрольной работе по анатомическому циклу Занятие 13

 


ПЛАН

подготовки к контрольной работе

 

1.
Повторение теоретического материала по учебному пособию.

2.
Повторение лексического материала

3.
Выполнение упражнений по переводу терминов с русского языка на латинский и с латинского языка на русский без словаря.

4.
Домашнее задание.

 


13.1 Повторение теоретического материала по учебному пособию

Следует повторить следующий теоретический материал:

 

1.
Имя существительное:

·
словарная форма;

·
определение основы;

·
окончания существительных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа (занятие 4 – таблица 1, занятие 11 – таблица 1 и занятие 12 – таблица 1).


N.B! Особое внимание при повторении обратите на особенности существительных 3-его склонения.

 

2.
Имя прилагательное:

·
две группы прилагательных, их словарная форма (занятие 5-6);

·
сравнительная и превосходная степени прилагательных, их словарная форма (занятие 7);

·
определение основы прилагательных.


N.B! Вспомните особенности прилагательных типа dexter, tra, trum и simplex, ĭcis.

 

·
окончания прилагательных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа (занятия 5, 6, 7, 11, 12).

 


13.2 Повторение лексического материала

Повторите лексический материал по данному учебному пособию (раздел «Лексический минимум» каждого занятия).

 






























Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.