Методы группового активного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы группового активного обучения обладают одной уникальной особенностью –ученики взаимодействуют не только с инструктором, но и между собой и учатся как у инструктора, по учебным материалам, так и друг у друга. За счет этого фактора результаты научения могут существенно улучшаться, но одновременно этот фактор вносит в процесс обучения элемент неопределенности.

Каждая группа учеников отличается от любой другой группы, и невозможно предугадать заранее, что произойдет в конкретной группе в ходе данного учебного занятия. Эффективное обучение в такой ситуации требует от инструктора умения работать как с самим методом, так и с динамикой группы.

Чтобы направлять деятельность группы и обсуждение в русло, соответствующее целям обучения, и при этом сохранять все преимущества спонтанного взаимодействия между членами группы, инструктор должен обладать существенным опытом.

Тренинг (англ. training от train – обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный па развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется в том случае, если важно не только передать новую информацию, но и сформировать навыки и потренироваться в использовании новых знаний на практике.

Считается, что тренинг является один из эффективных методов обучения.

 

31. Индустриальный и клинический подходы к организационному консультированию.

Лестер Тобиас:

Сегодня в психологии менеджмента четко просматриваются два течения: организационно-индустриальное и клинически-консультативное. Первое делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов и широко используется при планировании широкомасштабной кадровой стратегии.

Второе специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих.

Каждое направление имеет свой понятийный аппарат и методологический арсенал. Приверженцы организационно-индустриального подхода cосредоточиваются на изучении групповых процессов, иерархий социальных структур и, как правило, применяют стратегию оценки объекта исследования по многим шкалам. “Клиницисты” больше фокусируются на индивидах, теории личности и оценке индивидуальной характеристики.

Практики индустриально-организационного подхода обнаруживают проблемы в психологическом климате коллектива, обобщают данные статистических исследований, выводят столбцы диаграмм. Клиницисты работают с проблемами руководителей, воспроизводящих в своем стиле лидерства свою семейную историю, или сотрудников любого ранга, не достигающих уровня своих возможностей, а также выясняют соответствие поставленных задач сильным и слабым сторонам конкретного работника.

Оба направления, разумеется, неразрывно связаны и составляют единую науку. Ни один серьезный психолог не станет недооценивать то колоссальное влияние (как позитивное, так и негативное), которое способна оказывать на общий настрой коллектива отдельно взятая личность. В свою очередь самый ярый поклонник индивидуального подхода не может не признать, что правильная организация труда, разумно сочетающая свободу субъекта с необходимостью коллектива, является ключом к созданию здорового психологического климата.

Развиваясь, обе традиции заимствовали друг у друга приемы и навыки и таким образом взаимно обогащались.

Кто же такие психологи-консультанты? В двух словах, это люди, изыскивающие способы помочь работникам трудиться продуктивнее.

В их задачи входит:

- улучшение психологического климата в организации и повышение “боевого духа” ее сотрудников;

- совершенствование практики подбора кадров;

- модернизация организационной структуры;

- оказание поддержки служащим в развитии их способностей;

- сплочение коллектива в единую команду;

- формирование доброжелательной атмосферы на производстве;

- помощь людям в преодолении стрессов;

- достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой;

- устранение конфликтов;

- снижение текучести кадров;

- оценка производственных программ с точки зрения психолога;

- проведение разумной политики поощрения и наказания на фирме;

- консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и т.д.;

- и многое, многое другое.

Психологи-консультанты проводят индивидуальные беседы, читают лекции, устраивают семинары. Они работает в организациях-заказчиках и в своих офисах. Их заключения касаются широкого спектра вопросов: от психологической оценки директоров до отчетов о внедрении различных профессиональных новшеств. Психолог-консультант может выступать в роли советника, эксперта или ученого, но всегда должен оставаться независимым и беспристрастным наблюдателем, соблюдающим полную конфиденциальность.

Его оружие - тесты, психологический анализ, наблюдательность, выдержка, доверительность. Он исследует человеческую личность и стремится сделать ее совершеннее.

Но не следует смешивать специалиста по психологии менеджмента с обычным психологом (по крайней мере, в привычном понимании), хотя между ними действительно много общего. Разграничение между ними проходит там же, где пролегает линия, разделяющая частную жизнь и трудовую деятельность.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.