В Германии основным толчком к превращению психологии в науку стали открытия в областифизиологии нервной системы и психофизики. Если Вебер и Гельмгольц интересовались исключительно физиологическими аспектами своих исследований, то уже Густав Теодор Фехнер(1801–1877) первостепенное значение придает именно субъективной составляющей ощущения. Сформулировав свой закон о зависимости между объективной силой раздражителя и субъективной интенсивностью ощущения, он впервые эмпирически преодолел границу между двумя субстанциями, которая до него считалась непреодолимой: душой и телом. В книге «Элементы психофизики» (1860) Фехнер определяет психофизику как науку о всеобщей связи физического и духовного мира. При этом связь между материальным и духовным, психическим и физическим рассматривалась им с позиций параллелизма этих явлений (т.е. их независимости и рядоположенности), между которыми существует лишь функциональная связь. Как считал Фехнер, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их соотношении с внешним и внутренним мирами. Соответственно этому он выделял два вида психофизики: одна, внешняя, должна была решать вопрос о соотношении между психическим и физическим (духовным и материальным), другая, внутренняя, – вопрос о соотношении психического и физиологического (между душой и телом). Фехнер открыл так называемый основной психофизический закон, в соответствии с которым возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост величины ощущения в арифметической прогрессии (или, другими словами, интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражения). Именно в силу этого, равные отношения раздражителей дают равные интервалы ощущений. Несомненной заслугой Фехнера является и то, что он ввел в психологию чувственного познания понятие порога ощущения, позаимствовав само понятие порога у Гербарта (который говорил о пороге сознания), Фехнер применил его к ощущениям.
Фехнер, тем не менее, не стал творцом научной психологии. Автором первого первого проекта научной психологии считается Вильгельм Максимилиан Вундт (1832–1920). В изначальном варианте психология Вундта представляла собой естественную дисциплину (naturwissenschaftlichePsychologie), родственную по своим методам с физиологией. Эта наука, получившая название физиологической психологии, начинается, по словам самого Вундта, «с физиологических процессов и пытается продемонстрировать, каким образом они влияют на сферу внутренних наблюдений» (курсив наш. – А. Ф. ) (Цит. по: [Лихи, 2003. С. 97]). Новая наука должна была строиться на строгих экспериментальных основаниях, а потому с методологической точки зрения термин «физиологическая психология» равнозначен термину «экспериментальная психология». Со временем, однако, Вундт изменил свои взгляды. Начиная с 1875 г., когда его пригласили читать лекции по философии в Лейпциге, он все более сомневается в родстве физиологии и психологии. В рамках лейпцигской системы он стал рассматривать психологию как науку о духе (geisteswissenschaftliche Psychologie), а именно как науку непосредственного опыта, включавшую в себя помимо физиологической (экспериментальной) психологии психологию народов (Volkerpsychlogie) [Вундт, 1912]. Если изначально термин «физиологическая психология» указывал на наличие причинной связи между физиологическими и психическими процессами, то в лейпцигском варианте он означает лишь экспериментальный характер одного из отделов науки о духе.
Вообще, вся совокупность наук делится Вундтом на две отрасли: на науки формальные и реальные. Формальные науки заключают в себе чистую математику во всех ее разветвлениях (арифметику, геометрию и т. д.), а к реальным наукам принадлежит совокупность опытных наук. Для реальных наук чрезвычайно большое значение имеет принцип деления их по объектам, в соответствии с которым их следует разделить на две большие отрасли: естественные науки и науки о духе. Под науками о духе он понимал «совокупность тех отраслей научного знания, которые имеют дело с духовным развитием и продуктами человечества» [Вундт, 2001. C. 67]. Каждая группа реальных наук подразделяется в свою очередь на три категории: науки феноменологические (исследующие процессы по их содержанию), систематические (исследующие предметы) игенетические (исследующие возникновение и развитие продуктов природы и духа). Общая схема наук, предлагаемая В. Вундтом, может быть представлена так (рис. 9).
Рис. 9 . Дуалистическая классификация наук В. Вундта
Психология, с точки зрения Вундта, по отношению к другим областям человеческого знания занимает троякое положение.
1. Как наука о непосредственном опыте, психология является дополнительной наукой по отношению к естествознанию, предметом которого является опосредованное содержание опыта.
2. Как наука об общих формах непосредственного человеческого опыта и его закономерной связи, психология представляет собой основу наук о духе.
3. Результаты психологических исследований представляют особую ценность для философии, в частности, для теории познания и этики, поскольку равномерно учитывают объективные и субъективные условия, определяющие познание и деятельность человека. Поэтому психология является подготовительной наукой по отношению к философии.
Отдельный интерес представляет схема направлений психологии, разработанная Вундтом (рис. 10) [Вундт, 1912. C. 15]. Рис. 10 . Основные направления психологии согласно Вундту
Собственная система Вундта представляет собой психологию как науку непосредственного опыта, которая имеет объяснительный характер и склоняется в сторону волюнтаризма (т. е. полагает, что все психические процессы необходимо рассматривать по аналогии с волевыми).
Что касается подразделения внутри самой психологии, то Вундт, как мы уже писали, выделял две области: физиологическую психологию, задача которой состояла в экспериментальном анализе простейших психических явлений, ипсихологию народов, которая использовала метод анализа продуктов деятельности для изучения сложных психических феноменов.
В 1879 году Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мирепсихологическую лабораторию, в которой проходили обучение такие представители уже научной психологии как Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер,Георгий Иванович Челпанов и другие (всего Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.) Этот год и считается формальной датой рождения научной психологии...
Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.