Общество взаимного страхования — это юридическое лицо, созданное на основе членства гражданами и (или) юридическими лицами (членами общества), объединившимися для осуществления взаимного страхования своих имущественных интересов, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющее прибыль между членами общества.
С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования является одновременно и страховщиком и страхователем. Документом, удостоверяющим право на владение капиталом общества, на его доход и страховую защиту, служит полис.
Цель общества взаимного страхования — исключительно страхование рисков самих членов общества и создание членами общества взаимной системы страховой защиты имущественных интересов друг друга по наиболее приемлемой для всех членов общества цене и на наилучших для них условиях.
Таким образом, страховщик — это юридическое лицо, любой организационно-правововой формы, предусматривающей формирование уставного капитала (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО), осуществляющее страховую деятельность и получившее лицензию в установленном порядке.
Страховые компании кэптивного типа - https://www.insurance-liability.ru/straxovye-kompanii-keptivnogo-tipa.html
Самым лучшим страховщиком является тот, который создан специально для покрытия рисков собственных учредителей. Такая форма взаимодействия в бизнесе признается наиболее удачной. Если присмотреться к крупным организациям, то у каждой из них есть свои страховщики, созданные специально для ее обслуживания. Такие организации получили название «кэптивные страховые компании». О том, в чем суть кэптивного страхования, и в чем его преимущество и недостатки, и пойдет речь в нашей статье.
Кэптив в мире страхования
Кэптив в переводе с английского это зависимость от чего-либо. Такое определение очень четко передает суть кэптивного страхования. Ведь это дочерний филиал более крупной организации. Она создается с целью страхования отдельных видов рисков основной организации. Но их основная задача – перераспределение денежных потоков и перестрахование.
Разделяют несколько видов:
- с одним учредителем – работа только со своей организацией;
- с группой учредителей – работа с группой юридических лиц;
- арендованная компания, то есть взятая в аренду у страховщика;
- агентская кэптивная компания, то есть работающая в сфере страхования самостоятельно.
Вариантов образования форм кэптивных страховых компаний много. Это яркий показатель того, что кэптивное страхование уверенно занимает в России свою нишу в сфере страхования, тем самым укрепляя ее изнутри.
На сегодняшний день их доля в сфере страхования мала, но специалисты прогнозируют, что очень скоро их количество будет неизменно расти. Доказательством этого является то, что за последние пять лет количество страховых кэптивов увеличилось в несколько раз и продолжает активно расти.
Такие организации помимо основной задачи выполняют и сопутствующие, такие как:
- страхование собственного имущества;
- страхование от несчастных случаев на производстве;
- узкоспециализированные виды страхования.
Рисунок 16
Чтобы было более наглядно, приведем несколько примеров таких структур:
- «Альфа-страхование» (входит в группу Альфа);
- «Гермес-Полис» (входит в группу Гермес;
- ООО СК «ВТБ Страхование» (входит в группу ВТБ);
- СК «ЖАСО» (входит в состав РЖД);
- СК «Согласие» (входит в состав ОНЭКСИМ).
Важные отличия:
Общеизвестно, что когда одна компания полностью зависит от другой, это больший недостаток в бизнесе.
Основная проблема – это невозможность кэптивной компании самостоятельно определять свои риски и тем самым выбирать пути для наиболее эффективного развития. То есть вся деятельность компании направлена на обслуживание основной материнской организации. А это снижает их конкурентную способность на рынке страхования.
В отличие от независимых страховщиков, у кэптивных процесс взаимоотношений происходит на очень выгодных для материнской компании условиях. Это конечно неоспоримый плюс для компании, но здесь есть и оборотная сторона медали. Кэптивные компании просто не могут в полной мере удовлетворить все потребности одного крупного клиента.
Поэтому есть два варианта:
- или приходится дополнительно финансировать расширение кэптивной компании,
- или все же выходить на общий рынок страхования.
Но если этой проблемы нет, то тогда кэптивные компании выступают в роли мощной стабилизирующей силы.
За счет того, что кэптивные компании обслуживают в первую очередь внутренние риски групп компаний, их деятельность практически не афишируется. Поэтому такие компании не всегда попадают в рейтинги страховщиков, работающих на рынке, и об их деятельности мало кто знает.
Активное развитие этого нового вида страхования приводит к тому, что независимые страховые компании в большей степени переключились на работу с населением. Здесь есть все возможности для успешного развития своего бизнеса.
Плюсы и минусы
Чтобы понимать, в чем преимущества и недостатки такой структуры, разберемся с деталями:
1. Недостатки:
- низкий уровень надежности;
- монополизация рынка;
- применение разных схем ухода от нлогооблажения;
- недостаточный уровень страхового покрытия и защиты компании.
2. Преимущества:
- высокий уровень доходности;
- больше возможности рисковать;
- высокая ликвидность кэптивов;
- разделение рисков и ответственности;
- дополнительный источник прибыли.
Развитие кэптивного направления страхования сказывается негативно на работе независимых страховщиков. Ведь особо крупные клиенты к ним не идут, а создают страховые компании самостоятельно. Это несколько меняет состав рынка страхования. Важно то, что рынок перестрахования в этих условиях остается почти неизменным. А здесь есть, где размахнуться.
Также анализируя рынок страхования можно говорить о том, что начав свою деятельность в форме небольшой кэптивой страховой компании, есть все предпосылки вырасти до размеров полноценного крупного страховщика, который со временем сможет выйти на внешний рынок страхования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.