Риски и проблемы франчайзинга в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так что же, франчайзинг является панацеей для развития любого бизнеса? Ответ на этот вопрос не так уж и прост.

С одной стороны, несомненная способность франчайзинга стать инструментом достижения высокой эффективности и рыночной власти, как для малого, так и для крупного бизнеса привела к тому, что в мире франчайзинг за последние полвека действительно стал одной из ведущих схем построения бизнеса и в объеме розничного товарооборота развитых стран он составляет от 5 до 40 %, в зависимости от страны. С другой стороны, в России существует немало как общих, характерных для всех отраслей факторов, снижающих привлекательность франчайзинга, так и частных — характерных в большей степени для аптечного рынка.

1. К общим проблемам прежде всего относится отсутствие правовой базы и четкого понимания содержания франчайзингового договора. В результате рынок переполнен предложениями о приобретении франшизы сомнительного характера, явно не соответствующими требованиям к построению современного франчайзингового бизнеса, что, в свою очередь, формирует недоверие к институту франчайзинга со стороны потенциальных франчайзи.

2. Еще одна достаточно серьезная проблема российского бизнеса, мешающая развитию франчайзинга, — это желание российских граждан жить одним днем и нежелание выполнять взятые на себя обязательства. Если при заключении договора франшизы предприниматели еще готовы оплачивать услуги франчайзера, то в дальнейшем необходимость оплаты по договору роялти и иных платежей вызывает у них стойкое отвращение.

В России вообще сегодня честное выполнение взятых на себя обязательств «не в чести»: согласно данным Федеральной службы судебных приставов, в нашей стране на принудительное исполнение ежегодно стабильно поступает 40—50 млн исполнительных листов, т.е. это 40-50 млн случаев в год, когда даже после решения суда российские граждане пытаются уклониться от выполнения своих обязательств (невыплата зарплат, алиментов, кредитов и т.д.).

В результате даже McDonald's, который успешно реализовал на российском рынке почти 300 высокодоходных франшиз, оказывает по франшизному договору своим франчайзи постоянную помощь и поддержку и является ведущим франчайзером в мире, еще несколько лет назад озвучил свою позицию по франчайзингу следующим образом: «Компания «Макдоналдс» не осуществляет продажу франшиз на территории РФ. Любые предложения, связанные с продажей франшиз, осуществляются без одобрения компании».

3. В качестве третьей проблемной зоны, характерной в большей степени именно для российского аптечного бизнеса, стоит привести сравнительно низкое качество описания бизнес-процессов и проработки содержания франшизы сетями-франчайзерами. Например, уже упоминавшийся выше «Сбербанк» в свой предварительный перечень утвержденных для кредитования франшиз включил исключительно проекты в сфере услуг для населения, в частности мини-рестораны, салоны красоты, турагентства, центры раннего развития детей и некоторые другие проекты, удовлетворяющие банковским требованиям к качеству описания бизнес-процессов. Однако данных о наличии в этом перечне аптечных франшиз на текущий момент нет.

А. Снижение риска

Данный метод защиты от рисков также достаточно распространен среди организаций различных организационно - правовых форм.

Например, одним из методов снижения некоторых видов риска является отражение условных факторов хозяйственной деятельности, которое позволяет отражать условный убыток по событиям, в отношении последствий которых и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.

Методом снижения риска является лимитирование.

Лимитирование представляет собой установление системы ограниченный как сверху, так и снизу, способствующей снижению степени риска.

В торговой деятельности лимитирование применяется чаще всего:

- при продаже товаров в кредит,

- при предоставлении займов,

- при определении суммы вложения капитала.

В первую очередь это относится к денежным средствам – установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Так, например, ограничение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.

Избежать негативных последствий или снизить их уровень можно, используя прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Это могут быть следующие действия:

- Проверка предполагаемых партнеров по бизнесу.

- Грамотное составление контрактов сделки.

- Планирование и прогнозирование деятельности.

- Тщательный подбор кадров.

- Обладание полной и своевременной информацией о внутреннем положении организации и о ее внешнем окружении.

К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования.

Стратегическое планирование дает эффект в тех случаях, если процесс разработки стратегии пронизывает все сферы деятельности предприятия.

Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут создавать небольшую часть неопределенности. Позволяют предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данной организации, а следовательно, разработать заранее комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

Смотри ниже.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.