Сегрегация (разделение) рисков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разделение рисков, как правило, осуществляется за счет разделения активов предприятия.

Суть его заключается в сокращении максимального возможных потерь за одно событие, но при этом одновременно возрастает число случаев риска, которое необходимо контролировать.

Значительным рискострахующим потенциалом обладает метод разделения риска – диверсификация капитала, - в частности, в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ).

Кроме разделения (диверсификации) капитала существует также и диверсификация деятельности.

Не все риски можно уменьшить с помощью диверсификации.

Такие риски как:

- Риск, связанный с ожиданиями кризиса или подъема экономики в целом,

- Риск, связанный с движением банковского процесса,

- Политический риск

И некоторые другие риски нельзя уменьшить методом диверсификации.

 

Объединение (агрегация) риска

Под объединением риска понимается метод снижения риска, при котором возможный риск делится между несколькими субъектами экономики, например, при слиянии двух и более предприятий, т.к. новая фирма будет иметь больше активов, чем первоначальные организации.

Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предприятий, таким образом, могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки.

К агрегации (объединению) риска можно также отнести процесс эволюции оптовика, имеющего свою розничную сеть, в сеть аптек, осуществляющих оптовые закупки для собственных нужд, характерных для фармацевтического рынка России.

В настоящее время появилось направление развития частного сектора на аптечном рынке РФ, связанное с развитием фирменных сетей, принадлежащих дистибьюторам.

 

Факторинг

Методом передачи риска является использование договора факторинга (финансирования под уступку денежного требования).

В данном случае речь идет о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:

- Фактор-посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации.

- Предприятие-поставщик.

- Предприятие-покупатель.

Основной принцип факторинга – покупка фактор-посредником у своего клиента – поставщика требований к его покупателям.

Фактически фактор-посредник покупает дебиторскую задолженность, обычно в течение 2-3 дней оплачивая 70-80 % требований в виде аванса.

Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств на его счета от покупателей.

Факторинг позволяет организации, передающей свои долговые обязательства фактор - посреднику, получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая, таким образом, кредитный риск предприятия.

 

Франчайзинг

В сфере торговли и услуг одно из лидирующих мест среди способов передачи риска занимает контрактная система или франчайзинг.

Франчайзинг – вид договора о совместной деятельности.

Франчайзер – головная организация – продает свою лицензию и право на пользование торговой марки. За это определенный процент прибыли уходит в головную организацию.

Данные взаимоотношению имеют выгодный характер. Предприятие имеет в определенной степени гарантированный доход и может рассчитывать на финансовую помощь крупной фирмы – франчайзера.

Данная система позволяет франчайзеру (роль и значение):

- Установить контроль за сбытовой сетью и свести расходы по реализации товаров и услуг до минимума;

- Служит эффективным механизмом в борьбе с конкурентами;

- Способствует быстрому и четкому реагированию на изменение рыночной конъюнктуры.

Процент убыточности в таких системах гораздо меньше, чем в других формах деятельности.

В рамках данной системы выделяют три вида организаций:

- Работающие только на контрактной системе, которые обязаны продавать лишь торговую продукцию своей головной компании, поддерживая ее торговую марку.

- Организации, которым крупный поставщик определяет стороны их производственной и коммерческой деятельности (например «план продаж»).

- Операторы–предприятия, которые сдаются на условиях аренды мелким предприятиям.

Для защиты своих интересов покупателю франшизы не следует идти на подписание договора, полностью подготовленного франчайзером. В договоре должны быть четко определены права и обязанности франчайзи. Как правило, покупатель франшизы заинтересован в максимально длительном первоначальном сроке действия договора (чтобы получить возможность окупить свои первоначальные издержки, связанные с покупкой франшизы). Франчайзер же, наоборот, заинтересован в его непродолжительности. Часто франчайзер настаивает на включении в договор ограничения для франчайзи прямо или косвенно заниматься иной деятельностью, отличной от той, которая описана в договоре. Такое положение выходит за рамки запрета на конкуренцию.

Часто договор франчайзинга предусматривает право франчайзера на контроль деятельности покупателя франшизы. В интересах последнего необходимо, чтобы эти правила были сформулированы как можно точнее. Следует предусмотреть частоту проверок франчайзера, предоставление отчетности в разумные сроки, обязанность предварительного уведомления о проведении проверки, а также ограничить время проверки обычными рабочими часами. Договоры франчайзинга довольно часто устанавливают минимальный объем продаж, который покупатель франшизы должен обеспечивать за определенный период времени. В такой ситуации следует приложить усилия для отмены или хотя бы ограничения этого права франчайзера. Можно предусмотреть определенный диапазон, в пределах которого недостижение минимального объема продаж не будет рассматриваться как нарушение франчайзи обязательств по договору.

Аптекам следует обратить особое внимание на то, что при расторжении договора на покупателя франшизы могут накладываться определенные обязанности, количество которых в его интересах необходимо свести до минимума. Определенные требования покупателя франшизы могут быть учтены и внесены в текст договора.

В заключение приведем преимущества и недостатки франшизы.

 

Преимущества Недостатки
Создаваемые предприятия (франчайзи) входят в систему материнской компании и находятся под организационным и функциональным контролем. Относительно более длительный характер развития бизнеса - более длительная проработка всех вопросов, начиная с согласования и разработки бизнес-плана и заканчивая юридическим оформлением франшизы. Однако этот недостаток компенсируется качеством принимаемых решений, их правовой защищенностью, последовательностью наращивания франчайзинговой системы, отдача от которой начинается сразу же.
При покупке аптеки (фарм. бизнеса) любым собственником имеется возможность включить ее в отлаженную логистическую систему, обеспечивая, таким образом, «выживание» бизнеса. Франчайзинг позволяет снизить риск в малом предпринимательстве, способствует более быстрому продвижению современных технологий, повышает мотивацию на нижнем уровне управления. Слабая распространенность этой формы в «чистом виде».
Налоговое законодательство дает возможность снизить налогооблагаемую базу по прибыли. Усложненность правового оформления (система договоров), требующая особой тщательности и даже искусности в составлении документов.
Высокая защищенность вложений материнской компании, в т.ч. по возврату своих вложений. Оборудование, технологии, материалы и т.д. передаются франчайзером франчайзи на условиях договора лизинга и вносится в уставный капитал создаваемого на базе франчайзи совместного предприятия. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга остается в собственности лизингодателя (в данном случае, франчайзера) и находится на его балансе. По окончании срока действия договора лизинга в соответствии с его условиями франчайзи может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на более выгодных условиях или вернуть оборудование франчайзеру. Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, товаров работ, услуг ввиду включения франчайзи в систему предприятий как самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности открываются дополнительные рабочие места и удовлетворяется спрос регионального потребителя.  

 

Франшиза: вместе мы сила!

Крупной аптечной сети, для того чтобы выходить в новые регионы и увеличивать число подконтрольных сети аптек, нужны люди, готовые возглавить открывающиеся аптечные точки, и инвестиции, для того чтобы их открыть.

Небольшой аптеке, возможно, еще только создающейся, нужно решить намного больше задач, поскольку, как правило, она не может похвастаться отработанными схемами работы на рынке, налаженными отношениями с поставщиками или наличием известного бренда (всем тем, что уже есть у преуспевающей аптечной сети). Однако во главе отдельной аптеки и аптечного start-up-проекта обычно стоит предприниматель, мотивированный на работу и ориентированный на успешный результат, знающий свой регион и обладающий определенными финансовыми ресурсами.

В результате, по сути, крупная аптечная сеть и аптечный start-up могли бы прекрасно дополнить друг друга и вместе решать свои проблемы более эффективно, чем по отдельности. Именно для этих целей и был придуман франчайзинг, т.е. такая форма ведения бизнеса, при которой одна компания (франчайзер) может представить другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу.

Сразу же хочется отметить, что далеко не все компании, предлагающие франчайзинговые схемы в многочисленных франчайзинговых магазинах, способны предложить действительно стоящую услугу. Причем это определяется не столько размерами франчайзера, сколько его готовностью работать с франчайзи и пониманием франчайзинговых механизмов развития бизнеса.

В частности, в российском аптечном бизнесе провальными проектами по расширению своей сети посредством реализации франшиз могут «похвастаться» не только неизвестные аптечные организации с сомнительной репутацией, но и такие крупные игроки российского аптечного ритейла, как «Ригла», «Первая помощь» или «О3».

В чем причина этих неудач и что отличает жизнеспособную франшизу от потенциального аутсайдера? Попробуем разобраться.

Франчайзинг сегодня: + 30 тысяч франчайзи за 2 года!

Как именно сформировалось современное понятие франшизы (фр. franchise — льгота, привилегия), не совсем понятно.

- Кто-то считает, что впервые понятие франшизы начало формироваться в средневековой Франции и означало особую привилегию (вольность), которую предоставляли французские короли своим вассалам (например, право охотиться в королевских лесах, право торговать какими-то специальными товарами, право владения рынками или ярмарками, право владения паромной переправой, право постройки дорог или пивоваренных заводов и т.д.). Затем оно распространилось по всей Европе, создав коммерческую практику, в рамках которой управляющие чины европейских городов начали выдавать франшизы на исключительное право торговли определенными товарами в пределах того или иного рынка различным рыночным торговцам.

- Кто-то считает, что франшиза впервые была введена около полтысячелетия назад в Великобритании, когда в 1559 г. английский король начал выдавать епископатам права и свободы (franchising) на совершение различных действий, в частности коммерческого характера, и было введено понятие франшизы, под которой понималось некое место на территории города, рынка или ярмарки, предназначенное для реализации свободными людьми своих товаров и услуг.

С тех пор франчайзинг проделал большой путь и развился в одну из крупнейших бизнес-технологий современного рынка, хотя уровень развитости франчайзинговых отношений и понимание этого термина несколько отличается на территории разных стран. В качестве простейшего примера можно привести Великобританию или США, где юридически франчайзинг в современном его понимании (т.е. в виде определенных привилегий, предоставляемых частными фирмами) был закреплен в середине XIX в. и сегодня является высокоразвитой и привычной деловой практикой. И Россию, где с юридической точки зрения понятия франчайзинговых отношений не существует, а договор франшизы рассматривается как частный случай коммерческой концессии (ст. 1028 ГК РФ) и уровень развития франчайзинговых схем не очень высок.

Основная идея реализации франшизы состоит в том, что компании-франчайзеры имеют отработанные и неоднократно проверенные алгоритмы открытия и развития бизнеса, которые обладают универсальными характеристиками и могут успешно применяться при определенных условиях в различных регионах с высокой степенью эффективности. При этом, реализуя франшизу компании-франчайзи, франчайзер получает возможность минимизировать собственные инвестиции в новые проекты и существенно сократить собственный управленческий аппарат, что способ­ствует росту управленческой эффективности.

В свою очередь франшиза (вернее, прилагающаяся к ней технология и возможности крупной успешной компании с сильным брендом) позволяет компании-франчайзи начать новый бизнес или расширить уже существующий, минимизировав ошибки (в частности — ошибки критические, ведущие к разорению бизнеса) и упростив свой путь к успеху, поменяв неизвестность на понятный и конкретный алгоритм «победных» действий.

Таким образом, франчайзинг может создавать условия для минимизации рисков с обеих сторон, и мировая статистика в области банкротств новых бизнес-проектов достаточно четко показывает, что использование франчайзинговых схем позволяет снизить вероятность разорения нового предприятия приблизительно в шесть раз. Такая статистика привлекательна не только для предпринимателей (причем равно, как для франчайзи, так и франчайзера), но и для банковских организаций, что сформировало за рубежом практику предоставления кредитов на развитие бизнеса организациям-участникам франчайзинговых схем на льготных условиях.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 394.