По графику динамической характеристики дается краткий анализ динамических качеств автомобиля по передачам. При этом отражается следующее:
- максимальные скорости движения автомобиля при коэффициенте сопротивления качению ƒ = 0,05 на каждой передаче;
- максимальный динамический фактор и критические скорости движения автомобиля на каждой передаче;
максимальный угол подъема, преодолеваемый автомобилем при коэффициенте сопротивления качению ƒ = 0,05 на каждой передаче;
- максимальная и средняя эксплуатационная скорости движения автомобиля на дороге с коэффициентом суммарного сопротивления ψ = 0,12.
Вопросы для контроля
0. Что такое динамический фактор автомобиля и как он определяется для различных условий движения?
1. Как будет изменяться динамический фактор в зависимости от степени загрузки автомобиля при прочих равных условиях и почему?
2. При каком коэффициенте суммарного сопротивления дороги автомобиль может двигаться с максимально возможной скоростью?
3. Определите наибольшие коэффициенты суммарного сопротивления дорог, на которых может двигаться автомобиль на каждой передаче.
4. С какой частотой вращения коленчатого вала работает двигатель при движении автомобиля с максимальной скоростью на той или иной передаче?
5. Задавшись коэффициентом сопротивления качению автомобиля, определите угол подъема дороги, который может преодолеть автомобиль при движении на той или иной передаче с заданной постоянной скоростью.
6. Объясните влияние технического состояния двигателя и трансмиссии на динамическую характеристику автомобиля на данной передаче.
7. Почему и как будет изменяться динамическая характеристика автомобиля при движении с крупногабаритным грузом, выходящим за пределы кабины и бортов его платформы?
8. Можно ли по известной динамической характеристике определить ускорение автомобиля?
9. Можно ли по известной динамической характеристике определить время и путь разгона автомобиля до определенной скорости?
ПРИМЕЧАНИЕ: Письменный ответ на один из контрольных вопросов, соответствующий последней изменяемо цифре зачетной книжки студента, должен быть приведен после анализа динамической характеристики автомобиля.
РАЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛОВ ПРОДОЛЬНОЙ И ПОПЕРЕЧНОЙ СТАТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАКТОРА И АВТОМОБИЛЯ
3.1. Вычертите расчетные схемы для неподвижно стоящих трактора и автомобиля (указанных в задании) на уклоне, подъеме и на косогоре. Укажите силы, реакции, углы и координаты центра масс, как указано на рис. 3.1 и 3.2, и выполните экспликацию к схемам.
Рисунок 3.1 – Продольная статическая устойчивость трактора:
а, б – колесного соответственно на критических углах подъема и спуска;
в, г – гусеничного соответственно на критических углах подъема и спуска
| |
а б
Рисунок 3.2 – Поперечная статическая устойчивость трактора:
а – колесного; б – гусеничного
Обозначения на рисунках 3.1 и 3.2
– эксплуатационная масса трактора,
– база трактора,
– ширина колеи,
h ц.т и α – координаты центра тяжести трактора (соответственно высота центра масс и расстояние по горизонтали от центра масс до осей ведущих колес или ведущих звездочек),
h п – высота подъема гусениц,
a 0 – смещение центра тяжести трактора по горизонтали.
Ширину колеи, базу и координаты центра тяжести взять из технических характеристик машин (см. Приложения Г, Е).
3.2. Определите углы продольной и поперечной статистической устойчивости трактора и автомобиля, а также углы продольного и бокового скольжения, используя расчетные формулы из соответствующих разделов литературных источников по теории трактора и автомобиля (см. рекомендуемый список литературы).
3.3. Сравните полученные углы устойчивости с углами скольжения в продольном и поперечном направлениях и сделайте заключение о предельных углах безопасной работы на данных машинах с точки зрения возможного сползания и опрокидывания (на сухой грунтовой поверхности).
ЛИТЕРАТУРА
1. Кычев В.Н., Бердов Е.И. Основы теории и анализ конструкций тракторов и автомобилей. Курс лекций. – Челябинск: ООП ЧГАУ, 2004. – 140 с., ил.
2. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.: Колос, 2004. – 504с., ил.
3. Скотников В.А., Мащенский А.А., Солонский А.С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. – М.: Агропромиздат, 1986. – 383 с., ил.
4. Гуськов В.В. Тракторы. Теория. – М.: Машиностроение, 1988. – 376 с., ил.
5. Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. – М.: Колос, 1972. – 384 с., ил.
6. Тракторы и автомобили /Под. ред. В.А. Скотникова. – М.: Агропромиздат, 1986. – 383 с., ил
7. Стандарт предприятия. Проекты (работы) курсовые и дипломные. Общие требования к оформлению. СТП ЧГАУ 2-2003. Челябинск, 2011.
8. Мут А.Ф., Русанов М.А., Васильев И.М. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Тракторы и автомобили». Часть II «Тракторы». Челябинск: ЧГАУ, 2001. – 46с., ил.
9. Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов: Альбом – справочник. М.: Россельхозиздат, 1979.
10. Поливаев О.И. и др. Тракторы и автомобили. Конструкция: учебное пособие. – М.: КРОКУС, 2010. – 256 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Выбор прототипа трактора и двигателя
по номеру зачетной книжки
Две последние изменяемые цифры номера зачетной книжки | Прототип трактора | Прототип Двигателя |
00…04 | Т-25А | Д-120 |
05…09 | Т-40М | Д-144 |
10…14 | МТЗ-80 | Д-240 |
15…19 | МТЗ-82 | Д-240 |
20…24 | МТЗ-100 | Д-240 |
25…29 | МТЗ-102 | Д-245 |
30…34 | МТЗ-142 | Д-260 |
35…39 | ДТ-75В | А-41М |
40…44 | Т-150 | СМД-60 |
45…49 | Т-150К | СМД-62 |
50…54 | К-701 | ЯМЗ-240 |
55…59 | Т-4А | А-01М |
60…64 | Т-170М | Д-160.01 |
65…69 | Т30-69 | Д-120 |
70…74 | ЛТЗ-60А/АБ | Д-144/Д-248 |
75…79 | РТ-М-160 | ЯМЗ-236Д-2 |
80…84 | Беларус-1025 | Д-245 |
85…89 | Беларус-1221 | 260.2С |
90…94 | ХТЗ-17221 | ЯМЗ-236Д-3 |
95…99 | ВТ-150 | Д-442ВИ |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ЗАДАНИЙ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ
Данные по трактору
Предпоследняя изменяемая цифра номера зачетной книжки | Последняя изменяемая цифра номера зачетной книжки | |||||||||
стерня | вспаханное поле | стерня | вспаханное поле | |||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | 6,0 | 5,8 | 5,6 | 5,0 | 4,0 | 5,4 | 5,2 | 5,0 | 9,0 | 8,0 |
2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,0 | 2,8 | 2,2 | 2,4 | 2,7 | 2,1 | 2,8 | |
30 | 25 | 20 | 30 | 20 | 30 | 25 | 20 | 30 | 20 | |
1 | 10 | 9,5 | 9,0 | 9,5 | 8,5 | 8,5 | 14,0 | 15,0 | 9,0 | 10,0 |
2,3 | 2,6 | 2,9 | 2,2 | 2,3 | 2,9 | 2,6 | 2,4 | 3,3 | 3,0 | |
30 | 25 | 20 | 25 | 30 | 25 | 10 | 10 | 11 | 11 | |
2 | 16,0 | 14,5 | 15,5 | 11,0 | 12,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 10,0 | 11,0 |
2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,7 | 2,5 | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 3,0 | 2,7 | |
10 | 9,5 | 9,5 | 11 | 10 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | |
3 | 15,5 | 16,5 | 17,0 | 12,0 | 13,0 | 18,0 | 19,0 | 17,5 | 14,0 | 15,0 |
2,4 | 2,2 | 2,5 | 2,9 | 2,7 | 2,4 | 2,3 | 2,5 | 2,5 | 2,3 | |
9 | 9 | 18 | 20 | 20 | 18 | 18 | 18 | 20 | 20 | |
4 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | 13,0 | 14,0 | 18,5 | 19,5 | 20,5 | 15,0 | 16,0 |
2,5 | 2,4 | 2,2 | 2,8 | 2,6 | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 3,3 | 3,0 | |
18 | 18 | 18 | 20 | 20 | 18 | 18 | 18 | 25 | 25 | |
5 | 20,0 | 21,0 | 22,0 | 17,0 | 18,0 | 23,0 | 29,0 | 30,0 | 25,0 | 26,0 |
3,0 | 2,9 | 2,7 | 2,9 | 2,7 | 2,6 | 1,7 | 1,6 | 1,8 | 1,7 | |
23 | 23 | 23 | 25 | 25 | 23 | 10 | 10 | 11 | 11 | |
6 | 31,0 | 32,0 | 34,0 | 27,0 | 25,0 | 5,8 | 6,0 | 6,2 | 7,0 | 7,8 |
1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 3,0 | 2,2 | 2,5 | 2,7 | 2,3 | 2,2 | |
10 | 10 | 10 | 11 | 17 | 15 | 20 | 15 | 17 | 17 | |
7 | 32,0 | 33,0 | 29,0 | 25,0 | 26,0 | 30,0 | 31,0 | 32,0 | 27,0 | 27,5 |
2,6 | 2,6 | 2,9 | 2,8 | 2,7 | 2,8 | 2,7 | 2,6 | 2,6 | 2,5 | |
15 | 15 | 15 | 17 | 17 | 15 | 15 | 15 | 17 | 17 | |
8 | 45 | 47 | 49 | 39 | 42 | 51 | 53 | 55 | 33 | 34 |
3,1 | 3,0 | 2,8 | 3,0 | 2,7 | 2,7 | 2,6 | 2,5 | 2,0 | 1,9 | |
18 | 18 | 18 | 20 | 20 | 18 | 18 | 18 | 11 | 11 | |
9 | 37 | 39 | 41,5 | 35 | 36 | 43 | 60 | 70 | 50 | 55 |
1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,9 | 2,0 | 1,7 | 1,6 | 1,3 | 1,7 | 1,5 | |
10 | 10 | 10 | 11 | 11 | 10 | 10 | 10 | 12 | 12 |
Примечание: В первой строке каждого варианта задания указано значение оптимальной силы тяги на крюке в кН, во второй строке - значение скорости движения трактора в м/с при оптимальной силе тяги, в третьей строке - величина отбора мощности двигателя на ВОМ в процентах от номинальной (максимальной) мощности двигателя.
Данные по автомобилю
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки | Последняя цифра номера зачетной книжки | Марка автомобиля | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
0 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | УАЗ-3303 |
1 | 1,0 | 1,15 | 1,35 | 1,55 | 1,75 | 1,95 | 2,05 | 2,15 | 2,25 | 2,3 | ГАЗ-3307 |
2 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | ЗИЛ-4333 |
3 | 1,0 | 1,05 | 1,25 | 1,45 | 1,55 | 1,65 | 1,85 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | МАЗ-5335 |
4 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | КамАЗ-5320 |
5 | 1,0 | 1,05 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,45 | 1,55 | 1,65 | 1,75 | 1,85 | УАЗ-3303 |
6 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | ГАЗ-3307 |
7 | 1,0 | 1,25 | 1,45 | 1,55 | 1,65 | 1,75 | 1,85 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | ЗИЛ-4333 |
8 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | МАЗ-5335 |
9 | 1,0 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,45 | 1,55 | 1,65 | 1,85 | 2,0 | 2,1 | КамАЗ-5320 |
Примечание: В каждом варианте задания указано значение коэффициента, определяющего отношение полной массы автомобиля к его конструктивной массе.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.