Реферат - это письменная учебно-исследовательская работа, посвященная какой-либо актуальной теоретической или практической проблеме, анализу и осмыслению событий, имеющих отношение к рассматриваемой теме.
Подготовительный этап.
Преподаватель по своему усмотрению и с учетом пожеланий обучаемых заранее назначает основного докладчика по теме, обозначенной в плане соответствующего занятия, рекомендует ему основную литературу и вопросы, которые необходимо осветить при подготовке реферата. Назначается дата, к которой текст реферата должен быть предоставлен другим обучаемым этой группы для ознакомления. Если тема носит остро дискуссионный характер, по усмотрению преподавателя могут быть назначены оппоненты. При этом остальным обучаемым целесообразно законспектировать основные положения раскрываемого вопроса для участия в его дальнейшем обсуждении.
Основной этап.
Соответствующее занятие, на котором предполагается обсуждение реферата, начинается с заслушивания в течение 5-10 мин. реферата либо основных выводов, если его заслушивание занимает большее количество времени. Полезно затем прослушать оппонентов, если они назначались.
Немаловажным является и то, кому первому предоставить слово по обсуждаемому вопросу или проблеме. Если первым будет выступать сильный студент, то он может дать исчерпывающий ответ и после него выступающих уже не будет. Поэтому правильнее будет предоставить первое слово менее подготовленному студенту. После него наверняка выступят другие с дополнениями, уточнениями, возражениями, а может быть, и с интересными предложениями.
После ответа на вопросы и выступления оппонентов развертывается дискуссия по проблемам, поднятым в работе.
Заключительный этап.
В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата, методику сообщения автора, а также выступления оппонентов и всех участников обсуждения.
При оценке реферата учитывается ряд следующих критериев.
Оценка «зачтено» проставляется студенту, если:
– содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике;
- реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата;
- реферат имеет чёткую композицию и структуру;
- в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала;
- корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата;
- отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;
- реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.
Оценка «не зачтено» выставляется, если:
- содержание реферата не соответствует заявленной в названии тематике или в реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата;
- есть ошибки в техническом оформлении;
- есть нарушения композиции и структуры;
- в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала;
- не в полном объёме представлен список использованной литературы, есть ошибки в его оформлении; отсутствуют или некорректно оформлены и не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата;
- есть многочисленные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;
- реферат не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст реферата представляет собой непереработанный текст другого автора (других авторов).
5. Дискуссия в форме активного диалога и методом анализа конкретных ситуаций
5.1. Дискуссия в форме активного диалога.
Подготовительный этап.
В период подготовки (за 7–10 дней до семинара) во время самостоятельной работы определяются темы дискуссии, докладчик, содокладчик и определяются руководители инициативных групп по каждому вопросу. Каждый руководитель заранее готовит выступление на 5–7 минут, раскрывающее актуальность и значение рассматриваемого вопроса, основные его проблемы. Определяется состав экспертной группы в составе двух человек для учета выступлений и выставления индивидуальных оценок. В этот период назначается также обучаемый, который будет вести семинар.
В его обязанности входит:
– соблюдение регламента времени, отводимого на каждый вопрос;
– руководство обсуждением вопроса (кому предоставить слово для отчета, обеспечение порядка и дисциплины при обсуждении вопроса);
– оказание помощи каждой группе, отвечающей на допросы, и др.
Основной этап.
Проведение семинара начинается вступительным словом преподавателя. После этого желательно заслушать и обсудить доклад, а также заслушать оппонента. Затем преподаватель определяет состав инициативной группы по первому вопросу. После определения состава группы он вместе с ведущим семинара занимает свое место за двумя столами лицом ко всей аудитории.
Ведущий предоставляет слово для 6–7-минутного выступления руководителю группы, а затем вопросы по сути первого вопроса семинара, а инициативная группа отвечает на них.
Эта часть семинара является наиболее важной. Каждый участник не только задает вопросы, но и выдвигает свои гипотезы, спорит, доказывает свою правоту, неоднократно обращается к записям лекций и учебных пособий для уточнения своих знаний и нахождения более убедительных и точных аргументов.
Таким образом, главным и основным требованием к организации работы на таком семинаре является следующее: обучаемые должны как можно чаще решать проблемы, поставленные ими самими.
Говоря о методике постановки вопросов и ответов на них, необходимо отметить, что задающий вопрос может обращаться не ко всем, а к конкретному человеку в инициативной группе. Если этого нет, то ведущий регулирует равномерное распределение вопросов между членами группы.
По истечении времени, отведенного на вопрос, ведущий предоставляет слово преподавателю, который делает заключение по вопросу (раскрывает, что составляет суть данного вопроса, указывает, на что обратить особое внимание, дает ответы на вопросы, не получившие должного освещения, и т. д.).
Затем таким же образом обсуждаются все последующие вопросы семинара.
Заключительный этап:
– подводятся итоги семинара;
– заслушивается выступление экспертной группы и руководителя семинара с оценкой работы каждого обучаемого;
– проводится анкетирование обучаемых;
– ставятся задачи на самостоятельную работу.
5.2. Дискуссия методом анализа конкретных ситуаций
Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:
Подготовительный этап: введение в изучаемую проблему.
Осуществляется посредством чтения лекций на заданную тему и самостоятельной работой студентов (переработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, конспектирование).
Основной этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов.
Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, полученными от преподавателя.
Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания.
Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия.
Заключительный этап: подводится итог коллективной работы над ситуацией.
Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп.
При оценке работы обучаемых используются следующие критерии.
Оценка «зачтено» может быть выставлена, если:
- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов;
- в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;
- знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей;
- ответ изложен литературным языком с использованием современной юридической терминологии;
- могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучаемыми самостоятельно в процессе ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если:
- ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу;
- присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения;
- отсутствует связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины;
- отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения;
- речь обучаемых неграмотная, юридическая терминология не используется, а дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 313.