Тема 1. Сравнительное правоведение как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1 Понятие, объект и предмет сравнительного правоведения

1.2 Методология сравнительного правоведения и ее особенности

1.3 Функции сравнительного правоведения

1.4 Сравнительное правоведение как учебная дисциплина

Тема 2. История сравнительного правоведения

2.1. Специфика развития идей сравнительного правоведения в античный период и средние века

2.2. Историко-философское направление развития сравнительного права Германии

2.3. Французская школа сравнительного правоведения

2.4. Особенности сравнительного правоведения в США и Англии

2.5. Сравнительное правоведение в XX веке

Тема 3. Классификация основных правовых систем современности

3.1. Структура и уровни познания правовой системы

3.2. Критерии классификации правовых систем. Понятие правовой семьи.

3.3. Основные теории классификации правовых систем.

3.4. Механизм сближения и взаимовлияния национальных правовых систем.

Тема 4. Российская правовая система

4.1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы

4.2. Источники современного российского права

4.3. Типологические особенности современного российского права

4.4. Тенденции современной российской правовой системы

Тесты для самопроверки

Цель дисциплины состоит в формирование знаний в области исторического развития юриспруденции учения о методах юридической науки.

Задачи дисциплины ознакомить студентов с зарубежной и отечественной историей развития юридической науки; способствовать формированию навыков изучения права посредством общенаучных и специальных методов познания; подготовить к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований.

Место курса среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла, к дисциплинам направления, устанавливаемым Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования. Она входит в модуль дисциплин «Теория и история права» в связке с дисциплинами «Философия права», «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение» и должна изучаться параллельно с дисциплинами «Философия права», «История политических и правовых учений», предшествовать дисциплине «Сравнительное правоведение».

Дидактические единицы

Науковедческие предпосылки исследования истории и методологии юридической науки, формирование юридических типов научного познания, методология в юридическом познании и деятельности, понятие и принципы методологии юридической науки, методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания, становление научной юриспруденции, господствующий в античном обществе метод познания, его эволюция в средние века, развитие научной юриспруденции и ее методологии в Новое время, классическая и неклассическая научная рациональность. Типы научной рациональности, классическая рациональность и диалектический метод научного познания, философский позитивизм XIX века и юридическая наука, развитие юридической науки в России, юридическая наука в XX веке, становление и развитие советской юридической науки, методологическое разнообразие XX века и современная юриспруденция, современные представления о научном познании, юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания.

 

  Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

2. Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

3. Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

4. Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- историю зарубежной и отечественной юридической науки;

- место и роль юриспруденции в общем контексте научных знаний;

- взаимосвязь и взаимообусловленность юридической науки и образования;

- тенденции развития современной юриспруденции;

- соотношение юридической доктрины, догмы и правоприменительной практики;

- основные подходы, применяемые в изучении права; 

- основные методы исследований, применяемые в юриспруденции (как общенаучные, так и специально-юридические);

- актуальные проблемы правоведения, требующие научной разработки;

- алгоритм проведения правовых исследований

 

уметь:

- выявлять степень актуальности правового исследования;

- ставить цели и задачи исследования в области права, определять его объект и предмет, теоретическую, нормативную и эмпирическую базу;

- обосновывать степень научной разработанности правовой проблемы;

- выдвигать научные гипотезы в области юриспруденции, осуществлять их проверку, подтверждать или опровергать их в своем исследовании;

- определять и применять методы правового исследования, соответствующие его содержанию, целям и задачам.

 

владеть:

- юридическими доктринами и догмами;

- основными подходами, применяемыми в современной юриспруденции;

- как общенаучными, так и специально-юридическими методами исследований;

- аналитическими навыками;

- алгоритмами проведения исследования в области права.


Практические занятия по дисциплине «История и методология юридической науки»


Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.