1.1 Понятие, объект и предмет сравнительного правоведения
1.2 Методология сравнительного правоведения и ее особенности
1.3 Функции сравнительного правоведения
1.4 Сравнительное правоведение как учебная дисциплина
Тема 2. История сравнительного правоведения
2.1. Специфика развития идей сравнительного правоведения в античный период и средние века
2.2. Историко-философское направление развития сравнительного права Германии
2.3. Французская школа сравнительного правоведения
2.4. Особенности сравнительного правоведения в США и Англии
2.5. Сравнительное правоведение в XX веке
Тема 3. Классификация основных правовых систем современности
3.1. Структура и уровни познания правовой системы
3.2. Критерии классификации правовых систем. Понятие правовой семьи.
3.3. Основные теории классификации правовых систем.
3.4. Механизм сближения и взаимовлияния национальных правовых систем.
Тема 4. Российская правовая система
4.1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы
4.2. Источники современного российского права
4.3. Типологические особенности современного российского права
4.4. Тенденции современной российской правовой системы
Тесты для самопроверки
Цель дисциплины состоит в формирование знаний в области исторического развития юриспруденции учения о методах юридической науки.
Задачи дисциплины ознакомить студентов с зарубежной и отечественной историей развития юридической науки; способствовать формированию навыков изучения права посредством общенаучных и специальных методов познания; подготовить к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований.
Место курса среди других дисциплин учебного плана
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла, к дисциплинам направления, устанавливаемым Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования. Она входит в модуль дисциплин «Теория и история права» в связке с дисциплинами «Философия права», «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение» и должна изучаться параллельно с дисциплинами «Философия права», «История политических и правовых учений», предшествовать дисциплине «Сравнительное правоведение».
Дидактические единицы
Науковедческие предпосылки исследования истории и методологии юридической науки, формирование юридических типов научного познания, методология в юридическом познании и деятельности, понятие и принципы методологии юридической науки, методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания, становление научной юриспруденции, господствующий в античном обществе метод познания, его эволюция в средние века, развитие научной юриспруденции и ее методологии в Новое время, классическая и неклассическая научная рациональность. Типы научной рациональности, классическая рациональность и диалектический метод научного познания, философский позитивизм XIX века и юридическая наука, развитие юридической науки в России, юридическая наука в XX веке, становление и развитие советской юридической науки, методологическое разнообразие XX века и современная юриспруденция, современные представления о научном познании, юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
2. Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
3. Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
4. Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- историю зарубежной и отечественной юридической науки;
- место и роль юриспруденции в общем контексте научных знаний;
- взаимосвязь и взаимообусловленность юридической науки и образования;
- тенденции развития современной юриспруденции;
- соотношение юридической доктрины, догмы и правоприменительной практики;
- основные подходы, применяемые в изучении права;
- основные методы исследований, применяемые в юриспруденции (как общенаучные, так и специально-юридические);
- актуальные проблемы правоведения, требующие научной разработки;
- алгоритм проведения правовых исследований
уметь:
- выявлять степень актуальности правового исследования;
- ставить цели и задачи исследования в области права, определять его объект и предмет, теоретическую, нормативную и эмпирическую базу;
- обосновывать степень научной разработанности правовой проблемы;
- выдвигать научные гипотезы в области юриспруденции, осуществлять их проверку, подтверждать или опровергать их в своем исследовании;
- определять и применять методы правового исследования, соответствующие его содержанию, целям и задачам.
владеть:
- юридическими доктринами и догмами;
- основными подходами, применяемыми в современной юриспруденции;
- как общенаучными, так и специально-юридическими методами исследований;
- аналитическими навыками;
- алгоритмами проведения исследования в области права.
Практические занятия по дисциплине «История и методология юридической науки»
Дата: 2019-02-02, просмотров: 261.