- вопросно-ответный метод проведения практических занятий
- развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия
- устные ответы с последующим обсуждением
– обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными обучаемыми и до соответствующего занятия прочитанных всей группой:
– дискуссия в форме активного диалога и методом анализа конкретных ситуаций;
– комментированное чтение первоисточников;
– решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
- игровые метод обучения (деловая игра)
1. Вопросно-ответный метод проведения практических занятий
Основу данного метода проведения практических занятий составляют группы вопросов по соответствующей теме занятия.
В общем виде эти вопросы можно отнести к следующим группам:
1. Вопросы по понятийному аппарату темы, н-р, «Дайте определение понятию договора как правоотношения»;
2. Вопросы на проверку ориентирования обучающегося по рекомендованной к изучению литературе, нормативно-правовым документам, н-р, «Назовите основную международную универсальную конвенцию в области договора купли-продажи»;
3. Вопросы на знание проблем и противоречий изучаемой проблемы, н-р, «Назовите основную коллизионную проблему в сфере правового регулирования договорных правоотношений»;
4. Вопросы на понимание существа данных проблем и противоречий, н-р, «Перечислите коллизионные привязки, призванные разрешить проблему выбора применимого права в договорных правоотношениях»;
5. Вопросы, раскрывающие отношение слушателей к этим проблемам и противоречиям, н-р, «Как по Вашему мнению должно определяться применимое право по договору купли-продажи недвижимого имущества?».
Формулировка вопросов должна быть предельно конкретной, точно, с тем, чтобы ответы на них потребовали минимального времени. Таким образом, время, отведенное на вопросно-ответную часть практического занятия, должно занимать не более 10-15 минут. Вопросы адресуются каждому обучающемуся в индивидуальном порядке. За отведенное время преподаватель может задать порядка 10–15 вопросов. Выбор вопросов осуществляется преподавателем самостоятельно и зависит от темы практического занятия.
1. Развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия
Наиболее распространенным видом проведения практических занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку обучающихся по всем вопросам занятия с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; обсуждение этих вопросов, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и теме занятия в целом.
Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум обучающихся, разумеется, при использовании всего арсенала средств их активизации; постановку хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе; умелую концентрацию внимания обучающихся на сильных и слабых сторонах выступлений товарищей; своевременное акцентирование интересов обучающихся на новых моментах, возникающих в процессе обсуждения темы занятия и т. д.
Развернутая беседа на основе подготовки всех обучающихся по каждому пункту плана занятия не исключает возможности заслушивания сообщений отдельных обучающихся, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным дополнительным вопросам. К ним относятся выступления, касающиеся связи данной темы либо с новейшими общественно-политическими событиями внутреннего или международного характера, различными явлениями из жизни данной края, города, института, либо с профилирующими дисциплинами, либо с появившимися по этим вопросам интересными статьями, книгами. Но во всех этих случаях подобные сообщения выступают не в качестве основы для обсуждения, а только дополнением к обсуждению стоящих в плане вопросов.
Проведение занятия методом развернутой беседы обладает рядом преимуществ перед другими формами, поскольку способствует выработке у обучаемых навыков публичного выступления и участия в дебатах.
2. Устные ответы с последующим обсуждением
Данный вид предполагает подготовку обучаемых по всем вопросам занятия с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления обучаемых (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и теме занятия в целом.
Уровень практических занятий у магистрантов требует, чтобы выступление обучаемого носило, как правило, цельный и всесторонний характер и тем самым приближалось как по содержанию, так и по форме к докладу. Остальным участникам обсуждения предоставляется возможность дополнять, корректировать, если в этом возникает необходимость, выступление своего товарища.
Преподавателю следует постановкой дополнительных вопросов добиваться, чтобы обучаемые внимательно следили за ходом обсуждения вопросов, анализировали выступления товарищей и принципиально оценивали их. К примеру, выступающий допустил ошибку, неточность, путаницу в изложении. Преподавателю следует обратиться к группе: «А как думает группа по этому вопросу? Верно ли выступающий освещает данную проблему?». Обучаемые сами поправят своего коллегу, внесут соответствующие уточнения в его выступление. Будет правильнее предложить участникам занятия дополнить содержание выступления.
Целесообразно обращаться к обучаемым и в том случае, когда один из них выступил с интересным, оригинальным суждением, важным предложением. Подобным образом преподаватель активизирует обсуждение вопроса, как бы подчеркивает его значение, заставляет творчески думать всех.
Немалое значение для развития активности группы имеет правильная формулировка основных и дополнительных вопросов. Рекомендуется ставить вопрос перед всеми обучаемыми, чтобы они думали над его содержанием. При этом вопрос должен быть конкретным и понятным. Это еще более активизирует мыслительную деятельность обучаемых. Трудно вести обсуждение общих, чрезмерно широких вопросов, но нельзя ставить и такие, которые требуют слишком простого ответа, не побуждают к творческому мышлению, а приучают к зубрежке, заучиванию учебного материала.
В ходе такого рода занятий могут быть выслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам, а также аннотации новых книг или научных статей, подготовленные по заданию преподавателя.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.