Южный институт менеджмента
Дашин А.В.
История и методология юридической науки
Методические указания
для подготовки к практическим занятиям и лабораторным практикумам для магистрантов, обучающихся по направлению 030900.68 «Юриспруденция»
Краснодар 2013
УДК 340
ББК 67.0
С 37
Рецензенты:
Дашин А.В.
История и методология юридической науки. Методические указания к семинарским занятиям для магистрантов направления подготовки 030900_Юриспруденция, магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право": Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013.–
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "История и методология юридической науки" подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900_Юриспруденция (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010г. №1763 (в ред.31.05.2011г.).
УДК 340
ББК 67.0
С 37
© А.В. Дашин
© Издательство ЮИМ
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Сравнительное правоведение как наука
1.1 Понятие, объект и предмет сравнительного правоведения
1.2 Методология сравнительного правоведения и ее особенности
1.3 Функции сравнительного правоведения
1.4 Сравнительное правоведение как учебная дисциплина
Тема 2. История сравнительного правоведения
2.1. Специфика развития идей сравнительного правоведения в античный период и средние века
2.2. Историко-философское направление развития сравнительного права Германии
2.3. Французская школа сравнительного правоведения
2.4. Особенности сравнительного правоведения в США и Англии
2.5. Сравнительное правоведение в XX веке
Тема 3. Классификация основных правовых систем современности
3.1. Структура и уровни познания правовой системы
3.2. Критерии классификации правовых систем. Понятие правовой семьи.
3.3. Основные теории классификации правовых систем.
3.4. Механизм сближения и взаимовлияния национальных правовых систем.
Тема 4. Российская правовая система
4.1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы
4.2. Источники современного российского права
4.3. Типологические особенности современного российского права
4.4. Тенденции современной российской правовой системы
Тесты для самопроверки
Цель дисциплины состоит в формирование знаний в области исторического развития юриспруденции учения о методах юридической науки.
Задачи дисциплины ознакомить студентов с зарубежной и отечественной историей развития юридической науки; способствовать формированию навыков изучения права посредством общенаучных и специальных методов познания; подготовить к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований.
Место курса среди других дисциплин учебного плана
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла, к дисциплинам направления, устанавливаемым Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования. Она входит в модуль дисциплин «Теория и история права» в связке с дисциплинами «Философия права», «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение» и должна изучаться параллельно с дисциплинами «Философия права», «История политических и правовых учений», предшествовать дисциплине «Сравнительное правоведение».
Дидактические единицы
Науковедческие предпосылки исследования истории и методологии юридической науки, формирование юридических типов научного познания, методология в юридическом познании и деятельности, понятие и принципы методологии юридической науки, методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания, становление научной юриспруденции, господствующий в античном обществе метод познания, его эволюция в средние века, развитие научной юриспруденции и ее методологии в Новое время, классическая и неклассическая научная рациональность. Типы научной рациональности, классическая рациональность и диалектический метод научного познания, философский позитивизм XIX века и юридическая наука, развитие юридической науки в России, юридическая наука в XX веке, становление и развитие советской юридической науки, методологическое разнообразие XX века и современная юриспруденция, современные представления о научном познании, юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
2. Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
3. Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
4. Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- историю зарубежной и отечественной юридической науки;
- место и роль юриспруденции в общем контексте научных знаний;
- взаимосвязь и взаимообусловленность юридической науки и образования;
- тенденции развития современной юриспруденции;
- соотношение юридической доктрины, догмы и правоприменительной практики;
- основные подходы, применяемые в изучении права;
- основные методы исследований, применяемые в юриспруденции (как общенаучные, так и специально-юридические);
- актуальные проблемы правоведения, требующие научной разработки;
- алгоритм проведения правовых исследований
уметь:
- выявлять степень актуальности правового исследования;
- ставить цели и задачи исследования в области права, определять его объект и предмет, теоретическую, нормативную и эмпирическую базу;
- обосновывать степень научной разработанности правовой проблемы;
- выдвигать научные гипотезы в области юриспруденции, осуществлять их проверку, подтверждать или опровергать их в своем исследовании;
- определять и применять методы правового исследования, соответствующие его содержанию, целям и задачам.
владеть:
- юридическими доктринами и догмами;
- основными подходами, применяемыми в современной юриспруденции;
- как общенаучными, так и специально-юридическими методами исследований;
- аналитическими навыками;
- алгоритмами проведения исследования в области права.
Практические занятия по дисциплине «История и методология юридической науки»
Вопросы, выносимые на обсуждение
1.1 Понятие, объект и предмет сравнительного правоведения
1.2 Методология сравнительного правоведения и ее особенности
1.3 Функции сравнительного правоведения
1.4 Сравнительное правоведение как учебная дисциплина
На данном семинарском занятии ставятся следующие задачи:
-раскрыть следующие понятия: сравнительное правоведение, цели, объекты и предмет сравнительного правоведения;
- изучить методологию сравнительного правоведения и рассмотреть ее особенности;
- проанализировать функции сравнительного правоведения;
- дать сравнительному правоведению характеристику как учебной дисциплины.
Рассматривая природу сравнительного правоведения, укажем на то, что это юридическая наука, направленная на изучение приёмов и способов анализа права различных государств, их сопоставление и применение полученных результатов.
На занятии используется вопросно-ответный метод проведения семинара. С магистрантами проводится развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия. Магистранты дают устные ответы с последующим обсуждениям с использованием метода анализа конкретных ситуаций и проблемно-ситуационных методов обучения (посредством решения типовых задач).
Подготовить эссе на тему: «Понятие и принципы юридического познания», «Субъект и объект юридического познания», «Многообразие методов познания в современной юридической науке», «Классические методы юридической науки», «Постклассические методы юридической науки», «Основные принципы юридической методологии», «Основные факторы формирования юридических типов научного познания», «Тип правопонимания и методология познания права»
Для подготовки к занятию рекомендуется воспользоваться следующими источниками:
Основная литература:
1. 1. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2012.
2. Философия и социология права. Учебное пособие. Жоль К.К. М.2012. Гриф УМЦ.
3. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. Лейст О.Э.М. 2011.
Дополнительная литература:
4. Дашин А.В. Конспект лекций по дисциплине «История и методология юридической науки»5. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
5. Дашин А.В. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
6. Дашин А.В. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
7. Кашанина Т.В. Структура права: Монография. – Москва: Проспект, 2013
Отечественные журналы
Зарубежны e журналы
Вопросы, выносимые на обсуждение
2.1. Специфика развития идей сравнительного правоведения в античный период и средние века
2.2. Историко-философское направление развития сравнительного права Германии
2.3. Французская школа сравнительного правоведения
2.4. Особенности сравнительного правоведения в США и Англии
2.5. Сравнительное правоведение в XX веке
Приступая к изучению данной темы, прежде всего следует обратить внимание магистранта на то, что как наука сравнительное правоведение появляется в конце XIX в., однако идеи сравнительно-правового исследования развиваются еще в античности. Весьма важным представляется обратить внимание прежде всего на далеко не простой и противоречивый характер истории сравнительного правоведения, обусловленный самыми различными, возникающими на его пути, объективными и субъективными факторами.
При этом необходимо раскрыть следующие понятия: сравнительно-правовой метод в римском законодательстве; право народов; рецепция римского права. При рассмотрении становления и развития идей сравнительного правоведения, следует исходить из длительной традиции изучения правовых систем и национальных законодательств. Следует учитывать, что пути и формы проявления идей сравнительного правоведения в разных странах и у различных народов далеко не одинаковы.
На занятии используется вопросно-ответный метод проведения семинара. С магистрантами проводится развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия. Магистранты дают устные ответы с последующим обсуждениям с использованием метода анализа конкретных ситуаций и проблемно-ситуационных методов обучения (посредством решения типовых задач).
Подготовить рефераты на тему: «Догматический метод познания права», «Сравнительный метод познания права», «Исторический метод познания права», «Социологический метод познания права», «Психологический метод изучения правосознания», «Методологические аспекты изучения процесса правообразования», «Методология права и проблемы юридической квалификации», «Юридическая теория и ее использование для правильного доктринального толкования права»
Для подготовки к занятию рекомендуется воспользоваться следующими источниками:
Основная литература:
1. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2012.
2. Философия и социология права. Учебное пособие. Жоль К.К. М.2012. Гриф УМЦ.
3. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. Лейст О.Э.М. 2011.
Дополнительная литература:
Дополнительная литература:
4. Дашин А.В. Конспект лекций по дисциплине «История и методология юридической науки»5. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
5. Дашин А.В. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
6. Дашин А.В. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
7. Кашанина Т.В. Структура права: Монография. – Москва: Проспект, 2013
Отечественные журналы
Зарубежны e журналы
Вопросы, выносимые на обсуждение
3.1. Структура и уровни познания правовой системы
3.2. Критерии классификации правовых систем. Понятие правовой семьи.
3.3. Основные теории классификации правовых систем.
3.4. Механизм сближения и взаимовлияния национальных правовых систем.
Приступая к изучению данной темы, прежде всего следует обратить внимание магистранта на правообразующую деятельность современного государства, которая проявляется в следующем:
- государство обладает суверенитетом в правовой сфере и только оно принимает и применяет нормативные акты;
- государство предопределяет нормативное содержание права, оно выступает в роли арбитра между различными социальными слоями и делает существующие правила обязательными;
- государство строит систему законодательства, устанавливает порядок правотворчества и создаёт идеологическую защиту права;
- государство обеспечивает действие нормативных актов и соблюдение режима законности;
- государство вводит и использует различные правовые режимы, отвечающие интересам общества;
- государство проводит курс на сближение национальных правовых систем.
На данном семинарском занятии используется вопросно-ответный метод проведения семинара. С магистрантами проводится развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия.
Подготовка контрольных работ по темам: «Возникновение юридической науки и этапы ее развития, «Место юриспруденции в системе общественных наук, ее составные части», «Общие и частные учения о праве. Понятие юридической школы и юридической доктрины», «Классификация юридических наук», «Функции юридической науки», «Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и религии», «Глобальные проблемы современности и правоведение», «Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития юридической науки», «Формирование постклассического типа правопонимания и его особенности», «Постнеклассическая юридическая наука и ее особенности», «Общая характеристика и особенности формирования юридической науки в России до буржуазных реформ 2-й половины XIX в», «Общая характеристика и особенности формирования юридического образования в России до буржуазных реформ 2-й половины XIX в», «Вклад отечественных дореволюционных ученых в мировую юриспруденцию (социологическое правопонимание, психологическая теория права, теологическая теория права и т.д.)»
Для подготовки к занятию рекомендуется воспользоваться следующими источниками:
Основная литература:
1. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2012.
2. Философия и социология права. Учебное пособие. Жоль К.К. М.2012. Гриф УМЦ.
3. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. Лейст О.Э.М. 2011.
Дополнительная литература:
4. Дашин А.В. Конспект лекций по дисциплине «История и методология юридической науки»5. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
5. Дашин А.В. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
6. Дашин А.В. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
7. Кашанина Т.В. Структура права: Монография. – Москва: Проспект, 2013
Отечественные журналы
Зарубежны e журналы
Вопросы, выносимые на обсуждение
4.1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы
4.2. Источники современного российского права
4.3. Типологические особенности современного российского права
4.4. Тенденции современной российской правовой системы
Начиная изучать правовую систему России, необходимо обратиться к её формированию в 10-11 вв. До конца 17 века русское право развивалось самобытно, несмотря на некоторые заимствования законодательных актов Византии и Великого княжества Литовского. С начала 18 века начался императорский период истории государства и права России. Резко усилилось вмешательство власти в повседневную жизнь человека. Основными источниками права в этот период стали нормативные акты, изданные государственной властью. Со второй половины 18 века в России начала развиваться теоретическая юриспруденция, так как увеличившаяся правотворческая деятельность государства требовала наличия специалистов-правоведов. Говоря о советском периоде развития отечественного права, следует обратить внимание на то, что преемственность по отношению к предыдущему периоду развития практически отсутствует. Законодательство Российской Империи было отменено, и в течении нескольких лет (1918-1922) его заменяло «революционное правосознание», являвшееся на практике беззаконием и вопиющим произволом. Общий уровень правового развития населения был крайне низким, вследствие чего нельзя было осуществить какие-либо эффективные меры по наведению правопорядка. Говоря о формировании современного российского права, прежде всего следует указать на основные принципы системы источников права.
В ходе занятия следует раскрыть следующие понятия: регламент, манифест, именной указ, кодификация, частное право, публичное право, закон, подзаконный акт, договор, советское право, социалистическая правовая семья,
На данном семинарском занятии используется вопросно-ответный метод проведения семинара. С магистрантами проводится развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия. Магистранты дают устные ответы с последующим обсуждениям с использованием метода анализа конкретных ситуаций и проблемно-ситуационных методов обучения (посредством решения типовых задач).
Подготовка контрольных работ по темам: «Аналитическая юриспруденция», «Современное состояние отечественной юридической науки», «Основные направления развития российского правоведения», «Концепция детерминизма», «Научные революции и традиции», «Понятие методологии юридической науки», «Проблемы классификации методов», «Классические методологии познания права: общая характеристика», «Постклассические методологии познания права: общая характеристика», «Современные проблемы методологии юридической науки», «Перспективы развития юридической методологии», Классические методы юридической науки», «Постклассические методы юридической науки», «Методологические аспекты изучения процесса правообразования», «Методология права и проблемы юридической квалификации»
Интерактивная форма занятия: дискуссия в форме активного диалога по теме «Проблемы определения правовая семья»
Для подготовки к занятию рекомендуется воспользоваться следующими источниками:
Основная литература:
1. 1. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2012.
2. Философия и социология права. Учебное пособие. Жоль К.К. М.2012. Гриф УМЦ.
3. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. Лейст О.Э.М. 2011.
Дополнительная литература:
4. Дашин А.В. Конспект лекций по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
5. Дашин А.В. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
6. Дашин А.В. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «История и методология юридической науки», Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.
7. Кашанина Т.В. Структура права: Монография. – Москва: Проспект, 2013
Отечественные журналы
Зарубежны e журналы
Тесты для самопроверки
1. Сравнительное правоведение изучает:
а) зарубежное право на уровне правовых систем в целом
б) конкретную правовую проблему
в) сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам
г) правовые явления
д) традиционное «сравнительное законодательство» на уровне и в рамках отраслей права
2. Теоретики политико-правовой мысли, которых можно считать основоположниками сравнительного правоведения:
а) Платон
б) Аристотель
в) Боден
г) Цицерон
д) Монтескье
3. Значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины заключается:
а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права
б) в невозможности историко-хронологического изучения права
в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его
г) в возможности разобраться в о всем множестве правовых систем
д) в возможности определить принципы хорошей системы правления
4. Понятие «правовая система» - это:
а) «национальная правовая система»
б) «правовая надстройка»
в) система права
г) институциональная структура права
д) анализ нормативной основы и систему осуществления права
5. Соответствие основных правовых систем современным государствам:
1. Романо-германская правовая семья [ ]
2. Африканская правовая семья[ ]
3. Смешанные правовые семьи[ ]
4. Правовая семья общего права [ ]
А) Япония
Б) Малагасийская республика
В) Австралия
Г) Куба
Д) Израиль
6. Соответствие критериев группировки правовых систем и их видов:
1. Исторические и юридические особенности правовых систем[ ]
2. Иерархия различных источников права[ ]
3. Тип общества, которое стремятся создать с помощью права[ ]
4. Деление по правовой технике и стилю права[ ]
А) Каноническая
Б) Славянская
В) Социалистическая
Г) Континентальная
Д) Буддистская
7. Правовая доктрина как источник права в период раннего средневековья рассматривалась основным источником права в:
а) англосаксонской правовой системе
б) мусульманской правовой системе
в) романо-германской правовой системе
г) дальневосточной правовой системе
8. Мусульманская правовая доктрина начала складываться с:
а) с VII века
б) с VIII века
в) с IХ века
г) с Х века
9. В период зрелого средневековья национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов в:
а) мусульманской правовой системе
б) англосаксонской правовой системе
в) японо-китайской правовой системе
г) романо-германской правовой системе
10. В период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в:
а) мусульманской правовой системе
в) романо-германской правовой системе
г) дальневосточной правовой системе
д) англосаксонской правовой системе
11. В период нового времени появляется единая схема иерархической системы источников права:
а) мусульманской правовой системе
в) романо-германской правовой системе
г) дальневосточной правовой системе
д) англосаксонской правовой системе
12. В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:
а) мусульманской правовой системе
б) англосаксонской правовой системе
в) японо-китайской правовой системе
г) романо-германской правовой системе
13. Формирование романо- германской правовой системы в отличие от системы общего права состоит в том, что:
а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти
б) была продуктом деятельности христианской церкви
в) была продуктом деятельности судей
г) была продуктом культуры, независимым от политики
14. Соответствие направлений формирования и развития правовой науки и типа правовой системы:
1. Статутное право[ ]
2. Школа естественного права[ ]
3. Сборник Хадисов[ ]
А) Мусульманская система права
Б) Система общего права
В) Дальневосточная правовая система
Г) Романо-германская правовая система
15. Исторической датой в становлении системы общего права считают:
а)ХVIII век
б) ХIХ век
в) IХ век.
г) ХV век
16. Правило прецедента сложилось в результате:
а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в.
б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды
в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI века
г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации
17. До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:
а) до середины ХVIII века
б) до второй половины ХIХ века
в) до начала ХIХ века
г) до начала ХХ века
18. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibi jus ibi remedium” (право там, где есть защита)
а) мусульманская правовая система
в) романо-германская правовая система
г) дальневосточная правовая система
д) англосаксонская правовая система
19. Иерархия источников права в романо-германской правовой системе:
а) Закон[ ]
б) Правовой обычай [ ]
в) Правовая доктрина[ ]
г) Судебная практика[ ]
20. Иерархия источников права в англо-саксонской правовой системе:
а) Закон[ ]
б) Правовой обычай [ ]
в) Правовая доктрина[ ]
г) Судебная практика[ ]
21. Иерархия источников права в мусульманской правовой системе:
а) Закон[ ]
б) Правовой обычай [ ]
в) Правовая доктрина[ ]
г) Судебная практика[ ]
22. Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:
а) суды
б) парламент
в) правительство
г) прокуратура
23. Разделение судов по инстанциям относится к правовой системе:
а) мусульманской
в) романо-германской
г) дальневосточной
д) англосаксонской
24. Разделение судов на суды "общего права" и "суды справедливости"относится к правовой системе:
а) мусульманской
в) романо-германской
г) дальневосточной
д) англосаксонской
25. Мусульманская система права основана на:
а) Коране, Евангелии, Ведах
б) Коране, Упанишадах, Законах Ману
в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах
г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен
26. Маджаллы – это:
а) толкование Корана и Сунны имамами
б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское и процессуальное право
в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе единогласного мнения (Иджмы)
г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе умозаключения по аналогии (Кийас)
27. В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным:
а) мусульманской правовой системы
в) романо-германской правовой системы
г) дальневосточной правовой системы
д) англосаксонской правовой системы
28. Правовая система, в которой право выступает прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами:
а) мусульманская правовая система
б) англосаксонская правовая система
в) японо-китайская правовая система
г) романо-германская правовая система
29. Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:
а) мусульманская правовая система
б) англосаксонская правовая система
в) японо-китайская правовая система
г) романо-германская правовая система
30. Правовая система, в которой право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами:
а) мусульманская правовая система
б) англосаксонская правовая система
в) японо-китайская правовая система
г) романо-германская правовая система
Игровые методы обучения
Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.
Подготовительный этап: чтение лекций по заданным темам, самостоятельная работа студента (переработка лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка материалов для инсценируемого судебного процесса,обоснование своих позиций».
Основной этап: моделирование судебного процесса, в ходе которого осуществляется обсуждение ситуации, анализ и оценка работы участников игры. Преподаватель наблюдает за моделированием процесса, отвечает на вопросы, следит за верностью проведения всех этапов судебного разбирательства.
Заключительный этап состоит в анализе деятельности участников и в объявлении лучших игровых групп по оценке всех участников игры.
Учебное издание
Алексей Викторович Дашин
Южный институт менеджмента
Дашин А.В.
История и методология юридической науки
Методические указания
для подготовки к практическим занятиям и лабораторным практикумам для магистрантов, обучающихся по направлению 030900.68 «Юриспруденция»
Краснодар 2013
УДК 340
ББК 67.0
С 37
Рецензенты:
Дашин А.В.
История и методология юридической науки. Методические указания к семинарским занятиям для магистрантов направления подготовки 030900_Юриспруденция, магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право": Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013.–
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "История и методология юридической науки" подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900_Юриспруденция (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010г. №1763 (в ред.31.05.2011г.).
УДК 340
ББК 67.0
С 37
© А.В. Дашин
© Издательство ЮИМ
СОДЕРЖАНИЕ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 393.