Очная форма обучения
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план учебной дисциплины
5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
Часть 1 (2к.,3семестр)
Таблица 5.1
№ |
П/п
Разделы курса, темы
Общая трудоемкость,
Часов
Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекционного и семинарского типа),
Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане
Часов
СРС,
Часов
Текущий
Рубежный контроль
Часть 2 (3к., 5 семестр)
Таблица 5.1.
№ |
П/п
Разделы курса, темы
Общая трудоемкость,
Часов
Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарского типа),
Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане
Часов
СРС,
Часов
Текущий
Рубежный контроль
Часть2 (3к., 6 семестр)
№ |
П/п
Разделы курса, темы
Общая трудоемкость,
Часов
Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),
Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане
Часов
СРС,
Часов
Текущий
Рубежный контроль
Часть3 (4к., 7 семестр)
№ |
П/п
Разделы курса, темы
Общая трудоемкость,
Часов
Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),
Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане
Часов
СРС,
Часов
Текущий
Рубежный контроль
5.2. Виды занятий и их содержание
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Часть 1 (2к.,4семестр)
Лекционное занятие № 1
Тема. Методика обучения русскому языку как наука и учебный предмет
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Методика обучения русскому языку как наука и учебный предмет.
2. История методики. Подходы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского,
Л.П. Федоренко, А.В. Текучева и др.
3. Принципы обучения русскому языку, декларированные новым ФГОС.
4. Задачи преподавания русского языка в школе.
Лекционное занятие № 2
Тема. Программы по русскому языку
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Состав и структура программы по русскому языку.
2. Принципы построения программ (общедидактические и частнометодические) и учебников, их структура.
3. Формируемые компетенции и универсальные учебные действия.
4. Особенности программ и учебников для 5- 7, 8-9, 10-11 классов.
5. Средства наглядности (в том числе ИТК, ТСО) по русскому языку, их классификации, методика использования на уроке.
6. Структура речевой части программы. Межпредметные связи на уроках русского языка.
7. . Планирование по русскому языку. Виды планов.
8. Осуществление педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Лекционное занятие № 3
Тема. Методы обучения русскому языку
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Определение метода и приема, технологий обучения русскому языку.
2.Классификации методов и приемов.
3.Достоинства и недостатки объяснительно-иллюстративного метода.
4. Достоинства и недостатки частично-поискового метода.
5.Исследовательский и проблемный как ведущие методы в современной системе обучения (требования ФГОС).
6.Современные технологии обучения русскому языку
Лекционное занятие № 4
Тема. Современный урок русского языка
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Класссификация современных уроков.
2.Урок открытия нового знания.
3. Урок актуализации знаний и формирования умений: особенности, структура, место в системе уроков по теме.
4. Структура и особенности уроков общеметодологической направленности (повторения и обобщения знаний и умений учащихся).
Лекционное занятие № 5
Тема. Типология, особенности построения моделей современного урока русского языка в свете реализации новых ФГОС
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Традиционная классификация уроков и классификации по ФГОС.
2.Модели современных уроков как опора практического освоения технологий системно-деятельностного подхода.
3. Виды упражнений на уроках русского языка: классификации и реализация.
Лекционное занятие № 6
Тема. Структурные компоненты урока русского языка. Опрос, домашнее задание, рефлексия, мотивация учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Структурные компоненты урока русского языка.
2. Опрос. Виды опроса.
3. Домашнее задание, его виды, способы проверки, дифференциация и индивидуализация. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность , развивать их творческие способности.
4. Рефлексия как способ формирования УУД и способность организовывать со-трудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность.
5. Мотивация учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС.
Лекционное занятие № 7
Тема. Методика изучения фонетики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Задачи, значение, основные принципы изучения фонетики в школе.
2.Содержание и структура курса фонетики.
3.Основные виды упражнений, использование средств наглядности.
4. Фонетический разбор. Методика его проведения.
Лекционное занятие № 8
Тема. Методика изучения лексики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Значение, задачи и основные принципы изучения лексики.
2.Содержание раздела. Этапы изучения и обучения.
3.Методы и приёмы изучения лексики.
4.Виды лексических упражнений.
5.Затруднения учащихся в усвоении основных лексических понятий.
Лекционное занятие № 9
Тема. Методика изучения морфемики и словообразования
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Задачи изучения морфемики и словообразования в школе.
2. Особенности ФГОС при обучении словообразованию.
3.Морфемика как раздел школьной программы: значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения.
4. Основные понятия морфемики, закономерности их усвоения.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема. Программы по русскому языку
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Роль методики как науки и учебного предмета.
2.Цели и задачи преподавания русского языка, их отражение в программах и учебниках.
3.Принципы построения программ (общедидактические и частнометодические) и учебников, их структура.
4. Формируемые компетенции и универсальные учебные действия.
5.Особенности программ и учебников для 5- 8 классов.
6.Средства наглядности (в том числе ИТК, ТСО) по русскому языку, их классификации, методика использования на уроке.
7.Структура речевой части программы. Межпредметные связи на уроках русского языка.
8. Планирование по русскому языку.
9. Виды планов.
10.Реализация образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требо-ваниями образовательных стандартов.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема. Методы обучения русскому языку
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Общее понятие о методах, технологиях и приемах обучения русскому языку.
2. Классификация методов обучения.
3.Методы формирования понятий, выработки умений и навыков по русскому языку.
4. Соотношение метода и приёма обучения.
5. Педагогические технологии обучения русскому языку.
6. Методы развивающего контроля за усвоением программного материала по русскому языку.
7.Формы контроля.
Практическое задание к занятию:
1.Дайте определение терминам «метод», «технология», «прием» обучения и обоснуйте его.
2.Укажите, в чем основные отличия данных терминов.
3.Охарактеризуйте современные технологии обучения русскому языку: ТРКМЧП, КСО, технология дифференцированного обучения и др..
4. Проанализируйте учебник русского языка с точки зрения реализации в нем общедидактических и частнометодических принципов обучения.
5. Сделайте мультимедийную презентацию по данной теме.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема. Современный урок русского языка
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Класссификация современных уроков.
2.Урок открытия нового знания.
3. Урок актуализации знаний и формирования умений: особенности, структура, место в системе уроков по теме.
4. Структура и особенности уроков общеметодологической направленности (повторения и обобщения знаний и умений учащихся).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема: Типология, особенности современного урока русского языка в свете реализации новых ФГОС.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Типология, особенности современного урока русского языка, требования и терминология ФГОС.
2.Сравнительная характеристика традиционной классификации уроков и классификации по ФГОС.
3.Модели современных уроков как опора практического освоения технологий системно-деятельностного подхода.
4.Модель урока открытия нового знания.
5. Модель урока актуализации знаний/закрепления.
6. Модель урока общеметодологической направленности/обобщения и повторения знаний.
7. Интегрированный и метаурок: подходы, классификации, структура.
8. Классификация упражнений, отличие упражнений от познавательных и коммуникативных задач, выбор упражнений на уроке.
9. Место уроков повторения и обобщения в системе изучения различных разделов школьного курса русского языка.
ЛАБОРАТОРное занятие № 6
Тема. Структурные компоненты урока русского языка. Опрос, домашнее задание, рефлексия, мотивация учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Классификация современных уроков русского языка. Структурные компоненты урока русского языка.
2. Опрос. Виды опроса. Организация опроса на уроках разных типов.
3.Домашнее задание, его виды, способы проверки, дифференциация и индивидуализация.
4. Рефлексия как способ формирования УУД обучающихся.
5.Мотивация учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС.
ЛАБОРАТОРное занятие № 7
Тема. Методика изучения фонетики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Задачи, значение, основные принципы изучения фонетики в школе.
2.Содержание и структура курса фонетики.
3.Основные виды упражнений, использование средств наглядности.
4. Фонетический разбор. Методика его проведения.
Практическое задание к занятию:
1.Сделайте фонетический разбор слов: сошьешь, сделать, блинчик, ёлка, ещё.
2. Проанализируйте ошибки, которые могут допустить школьники в этих словах при разборе.
3.Приведите примеры фонетических процессов, происходящих в словах в русском языке.
4. Охарактеризуйте трудности, которые испытывают учащиеся при выполнении фонетического разбора.
ЛАБОРАТОРное занятие № 8
Тема. Методика изучения лексики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Значение, задачи и основные принципы изучения лексики.
2.Содержание раздела. Этапы изучения и обучения.
3.Методы и приёмы изучения лексики.
4.Виды лексических упражнений.
5.Затруднения учащихся в усвоении основных лексических понятий.
Практическое задание к занятию:
1. Охарактеризуйте виды лексических упражнений.
2.Выделите затруднения учащихся в усвоении основных лексических понятий.
3. Подберите слова для лексического разбора.
ЛАБОРАТОРное занятие № 9
Тема: Методика изучения морфемики и словообразования
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Основные понятия морфемики и словообразования.
2. Способы изучения в разных учебных комплексах.
3.Морфемика как раздел школьного курса русского языка, его задачи, содержание и принципы изучения в школе.
4. Словообразование как раздел школьного курса, его задачи, содержание, особенности и принципы изучения в школе.
5. Трудности при изучении.
6. Способы подачи материала в учебных комплексах.
Практическое задание к занятию.
1. Сформулируйте учебные задачи, связанные с обучением морфемике и словообразования.
2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов: сошьешь, полюбил, красивее, посмотрите, сделать, блинчик, рожь, конь, собрание.
3. Проанализируйте ошибки, которые могут допустить школьники в этих словах при морфемном и словообразовательном разборе.
4. Приведите различные варианты обучения морфемике и словообразованию, для этого проанализируйте учебные комплексы, рекомендованные ФГОС.
ЧАСТЬ2 (3К., 5 СЕМЕСТР)
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема. Методика изучения грамматики. Морфология как раздел науки о языке. Методика обучения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Задачи изучения грамматики в школе. Особенности ФГОС при обучении грамматике.
2. Морфология как раздел школьной грамматики.
3. Его значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения. Основные понятия морфологии, закономерности их усвоения.
4. Синтаксис как раздел школьного курса грамматики, его задачи, содержание и принципы изучения в школе.
5.Возможности грамматики как образовательной среды для достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема. Методика изучения орфографии. Составление технологической карты урока.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Значение, задачи и принципы работы над орфографией.
2. Содержание работы по орфографии.
3. Понятие об орфограмме. Типы и виды орфограмм, изучаемых в школе.
4. Виды упражнений по орфографии. Орфографический разбор.
5. Работа над ошибками. Особенности и структура этого урока.
6. Роль орфографической нормы в процессе коммуникации в устной форме речи для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема. Методика изучения пунктуации
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Значение, задачи и принципы работы над пунктуацией.
2.Понятие о пунктограмме, о пунктуационных правилах, их классификация.
3.Виды упражнений по пунктуации. Пунктуационный разбор.
4. Использование систематизированных теоретических и практических знаний о пунктуации для постановки и решения исследовательских задач в области русского языка.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема. Модель урока работы над орфографическими и пунктуационными ошибками
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Способы исправления ошибок. Классификация ошибок.
2. Структура урока работы над ошибками и приемы работы на таком уроке.
3. Дифференцированная работа. Виды упражнений.
4. Использование современных методов и технологий диагностики.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема. Синтаксис как раздел науки о языке. Методика обучения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Задачи изучения синтаксиса в школе. Реализация требований ФГОС при обучении синтаксису..
2. Синтаксис как раздел школьного курса грамматики, содержание и принципы изучения в школе.
3. Основные понятия синтаксиса и пунктуации, закономерности их усвоения.
4.Возможности синтаксиса и пунктуации как образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
Тема. Методика изучения грамматики. Морфология как раздел науки о языке. Методика обучения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Особенности ФГОС при обучении грамматике.
2. Морфология как раздел школьной грамматики.
3. Основные понятия морфологии, закономерности их усвоения.
4. Возможности грамматики как образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
5. Виды грамматического разбора. Способы реализации в учебных комплексах, рекомендованных ФГОС на разных этапах обучения русскому языку.
Практическое задание к занятию:
1. Выполнить все виды грамматического разбора в соответствии со школьными требованиями.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3.
Тема. Методика изучения орфографии.
Методика составления технологической карты урока.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Проблемные вопросы и ситуации при обучении грамматике и орфографии.
2. Система изучения нового орфографического правила, применение графической наглядности в процессе обучения орфографии.
3. Виды упражнений по орфографии.
4. Работа в школе над определениями и правилами.
5. Структура технологической карты урока. Деятельность учащихся и деятельность учителя.
6. УУД и результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные), получаемые при работе над темой.
Практическое задание к занятию:
1. Подготовьте карточки с примерами диктантов разных видов (тему и класс определяет студент).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема. Методика изучения пунктуации
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Назначение и основы русской пунктуации.
2. Этапы изучения пунктуации в школе.
3. Основные принципы методики обучения пунктуации.
4. Роль правил при обучении пунктуации.
5. Принципы отбора дидактического материала для пунктуационных упражнений.
6. Виды упражнений по пунктуации.
7. Типы и причины пунктуационных ошибок.
8. Использование современных методов и технологий обучения и диагностики.
Практическое задание к занятию:
1. Подготовьте карточки с примерами упражнений по пунктуации разных видов (тему и класс определяет студент).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема. Модель урока работы над орфографическими и пунктуационными ошибками.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Способы исправления ошибок. Классификация ошибок.
2. Структура урока работы над ошибками и приемы работы на таком уроке.
3. Дифференцированная работа. Виды упражнений.
4. Использование современных методов и технологий диагностики.
Практическое задание к занятию:
1. Изучите статью М.Т. Баранова «Оценка орфографической грамотности письменных работ учащихся». Проанализируйте ошибки в диктанте, приведенном в статье. Составьте их классификацию.
2. На основе изучения рекомендуемой литературы определите возможные варианты схем классификации ошибок. Укажите наиболее приемлемую схему, обоснуйте свой выбор.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема. Синтаксис как раздел науки о языке. Методика обучения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Реализация требований ФГОС при обучении синтаксису..
2. Основные понятия синтаксиса и пунктуации, закономерности их усвоения.
3. Возможности синтаксиса и пунктуации как образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
Практическое задание к занятию:
1.Подготовьте карточки с примерами упражнений по ситаксису (тему и класс определяет студент).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ№8-9.
Тема. Виды разбора на уроках русского языка.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Классификация видов языкового разбора.
2. Фонетический разбор, его место, методика проведения. Особенности фонетического разбора в школе.
3. Сделать фонетический разбор слов: сошьешь, сделать, блинчик. Проанализировать ошибки, которые могут допустить школьники в этих словах при разборе.
4. Орфоэпический разбор. Его место, роль, значение.
5. В чем отличие разбора слова по составу и словообразовательного разбора? Значение этих видов разбора. Порядок морфемного разбора, словообразовательного разбора.
6. Лексический разбор, методика его преподавания.
7. Морфологический разбор. Сделать морфологический разбор слов всех частей речи.
8. Синтаксический разбор простого и сложного предложений (обратить внимание на порядок разбора).
9. Место орфографического, пунктуационного разборов в системе работы по русском языку.
Практическое задание к занятию:
1.Выполнить все виды разборов в соответствии со школьными требованиями
ЧАСТЬ2 (3К., 6 СЕМЕСТР)
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема. Понятия « связная речь», «развитие речи» в методике обучения русскому языку.
Модель урока развития речи.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Связная речь: определения и подходы к изучению.
2. Модель урока развития речи в соответствии с требованиями ФГОС
3. Развитие речи как обязательный компонент урока.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема. Формирование коммуникативных умений на уроках развития речи. Методика работы над ними
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Коммуникативные умения: классификации и подходы
2. Формирование коммуникативных умений на уроках развития речи.
3.Развитие коммуникативных умений на основе блочно-модульного подхода на уроках грамматики.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема. Изложение: виды методика обучения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Изложение как речевое упражнение
3. Виды изложений. Разные классификации изложений.
4. Методика проведения разных видов изложений, специфика работы.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема. Методика работы над сочинением как речевым упражнением.
Система и особенности работы над сочинением -описанием
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Классификация сочинений.
2. Система работы над сочинением -описанием
3.Работа над умением собирать материал к сочинению- описанию
4. Виды описаний.
5.Сочинение по картине.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7
Тема. Система работы над сочинением-повествованием. Понятие, структура повествования, виды, жанры, этапы обучения.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Повествование как тип речи.
2.Виды повествования.
3.Композиция, языковые особенности, коммуникативные умения, формируемые при обучении повествованию.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9
Тема. Система работы над сочинением-рассуждением.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Рассуждение как тип речи.
2. Виды рассуждений.
3. Особенности работы над рассуждением в5-6,7,8-9,10-11 классах.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема. Формирование коммуникативных умений на уроках развития речи. Методика работы над ними
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Коммуникативные умения: классификации и подходы
2. Формирование коммуникативных умений на уроках развития речи.
3.Развитие коммуникативных умений на основе блочно-модульного подхода на уроках грамматики.
Практическое задание к занятию:
1.Подготовить систему упражнений, формирующую 7 коммуникативных умений( тема, класс по выбору).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3.
Тема. Изложение, виды, методика работы над ним
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Место изложения среди продуктивных и репродуктивных методов обучения и в системе развития речи.
2. Различные классификации изложений.
3. Специфика каждого вида изложения.
4. Методика проведения разных видов изложений (полного, сжатого, выборочного, изложения с творческим заданием, с грамматическим заданием).
5. Трудности, возникающие у школьников при написании выборочных и сжатых изложений.
6. Изложение с языковым разбором и методика работы над ним.
Практическое задание к занятию:
1.Составить конспект урока подготовки к полному изложению (класс, тема по выбору).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема. Система работы над сочинением - описанием
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Классификация сочинений.
2.Работа над коммуникативными умениями.
3.Работа над умением собирать материал к сочинениям.
4. Виды описаний.
5.Методика работы над сочинением по картине.
Практическое задание к занятию:
1. Составить конспект урока по теме: «Подготовка к сочинению-описанию картины Герасимова «После дождя».
2. Проанализировать уроки развития речи, описанные в книге Ладыженской T.A., Зельмановой Л.М. «Практическая методика русского языка. 5 кл.». с.200-206 ( любое издание).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема. Система работы над сочинением-повествованием. Понятие, структура повествования, виды, жанры, этапы обучения.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Повествование как тип речи.
2.Виды повествования.
3.Композиция, языковые особенности, коммуникативные умения, формируемые при обучении повествованию.
Практическое задание к занятию:
1. Составить фрейм урока по теме: «Подготовка к сочинению-повествованию…»(тема, класс, жанр по выбору).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7.
Тема. Система работы над сочинением-рассуждением.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Особенности рассуждения как одного из типов речи.
2.Начало работы над рассуждением.
3.Рассуждение на дискуссионные темы.
4.Рассуждения на темы, требующие раскрытия понятий.
Практические задания по теме:
1.Как изучается «рассуждение» в школе? (анализ школьного учебника по выбору).
2.Составьте конспект урока подготовки к сочинению-рассуждению «Кто прав в споре?» (по учебнику Ладыженской Т.А. 6 кл. Тема: «Притяжательные местоимения») или «Почему книгу называют другом?» (Никитина Е.И. Русская речь 6 класс, с. 128).
3.Написать сочинение-рассуждение для этих уроков.
4.Проанализировать уроки подготовки к сочинению-рассуждению, предложенные Ладыженской Т.А. в книге «Практическая методика русского языка. 5 класс». М. Просвещение, 2014.- С. 207-214
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9.
Тема. Классификация и учёт речевых ошибок. Урок работы над ошибка-ми
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Классификация речевых ошибок.
2.Урок работы над ошибками.
3.Учёт речевых ошибок.
4.Критерии оценивания ОГЭ,ЕГЭ.
Практические задания по теме:
1.Проверьте предложенные работы, используя критерии.
Часть 3 (4к, 7 семестр)
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема. Коммуникативная направленность обучения в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ООО, СОО
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Коммуникативная направленность обучения русскому языку: подходы, классификации.
2. Коммуникативная компетенция и коммуникативные УУД.
3.Критерии оценки коммуникативной компетенции.
4. Профессиональный стандарт педагога( учителя русского языка) и ФГОС ООО, СОО.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема. Виды речевой деятельности: классификации, особенности обучения и научения на всех уровнях школьного курса русского языка.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Виды речевой деятельности.
2. Классификации, подходы, определения.
3. Особенности обучения чтению и слушанию.
4. Особенности обучения говорению на всех уровнях школьного изучения русского языка.
5. Особенности обучения письму.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема. Текст как единица обучения речевой деятельности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Текст как единица обучения речевой деятельности.
2. Виды, типы и жанры текстов в устной и письменной речи.
3. Стили текста.
4.Средства связи предложений в тексте.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема. Культура речи: значение, задачи содержание и формы работы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Культура речи: значение, задачи
2. Содержание работы по культуре речи на разных этапах обучения русскому языку.
3. Виды упражнений по культуре речи, особенности работы над ними.
4.Коммуникативные качества речи.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема. Методика изучения стилистики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Взаимосвязь и различие между культурой речи, стилистикой и риторикой.
2.Задачи, место и содержание работы по стилистике.
3.Этапы работы над формированием стилистических умений
4.Виды упражнений по стилистике.
5.Понятие о стилистической ошибке. Методика их предупреждения и исправления.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема. Урок русского языка в старших классах
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Интерактивные формы обучения
2. Средства обучения на современном уроке русского языка в старшей школе.
3. Текстовые технологии обучения, эффективные на уроке.
4. Взаимосвязь понятий «урок с межпредметными связями», «интегрированный урок» и «метаурок».
5. Особенности построения интегрированного урока.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Тема. Современные технологии развития речи учащихся
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №8
Тема. Проектная деятельность при обучении русскому языку
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Виды учебных проектов. Содержание проектов
2. Этапы реализации учебного проекта.
3. Проект на уроке русского языка.
4. Проектирование в самостоятельной работе по русскому языку.
5. Система деятельности учителя и учащихся при подготовке и защите проекта.
6. Проектная деятельность в средних классах.
7. Проектная деятельность в старших классах.
Практическое занятие № 3
Тема. Построение индивидуального маршрута обучающего и пути реализации дифференцированного подхода
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Построение индивидуального маршрута как инновационная форма дифференцированного подхода к обучению.
2. Методика выстраивания индивидуального маршрута и его структура.
3.Формы проверки и оценивания заданий, включенных в индивидуальный маршрут.
4. Модель урока при дифференцированном подходе.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Тема. Актуальные вопросы обучения русскому языку на современном этапе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Модели метаурока в аспекте поликультурного диалога.
2. Метаурок сегодня: от теории к практике.
3. Слово учителя как универсальный метод обучения и воспитания в современном образовательном пространстве.
4.«Я верю в могучую, безграничную силу слов воспитателя» (В.А. Сухомлинский).
5.Слово как жанр речи учителя. Композиция слова.
6.Использование слова учителя на разных этапах урока.
7.Урок риторики.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и кулътуроведческой компетенций при обучении русскому языку.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Языковая компетенция: определение и методика формирования.
2. Лингвистическая компетенция: определение и методика формирования.
3. Речевая и риторическая компетенции: определение и методика формирования.
4. Культуроведческая компетенция: определение и методика формирования.
5. Коммуникативная компетенция: определение и методика формирования при обучении русскому языку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема. Виды речевой деятельности.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Понятие «речевая деятельность».
2. Виды речевой деятельности.
3. Говорение как вид речевой деятельности.
4. Слушание как вид речевой деятельности.
5. Чтение как вид речевой деятельности.
6. Письмо как вид речевой деятельности.
Практическое задание к занятию.
1. Дайте определение понятию «речевая деятельность».
2. Укажите, в чем основные особенности работы над разными видами речевой деятельности.
3. Охарактеризуйте современные технологии обучения разными видами речевой деятельности: ТРКМЧП, КСО, риторизация, технология дифференцированного обучения и др..
4. Проанализируйте учебники русского языка с точки зрения реализации в них данного аспекта обучения.
5. Сделайте мультимедийные презентации по данной теме, дайте методический комментарий к обучению говорению, чтению, слушанию, письму.
6. Напишите эссе на тему: «Работа над видом ( по выбору слушателя) речевой деятельности как мода или необходимость»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема. Текст как единица обучения речевой деятельности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Текст как единица обучения речевой деятельности.
2. Виды, типы и жанры текстов в устной и письменной речи.
3. Стили текста.
4.Средства связи предложений в тексте.
Практическое задание к занятию:
1.Проанализировать школьные учебники для основной школы в рассматриваемом аспекте.
2. Проанализируйте методику обучения текстовым умениям на современном уроке русского языка.
3. Проанализируйте учебник русского языка с точки зрения реализации в нем текстоцентрического подхода.
4. Сделайте мультимедийную презентацию по данной теме ( класс, учебный комплекс, текстовая технология по выбору обучающегося).
5. Проанализируйте типы и виды текстовых ошибок. Критерии проверки письменных работ учащихся в формате ЕГЭ.
6. Выделите затруднения учащихся в усвоении основных текстовых понятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема. Методика изучения стилистики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Задачи, место и содержание работы по стилистике.
2.Этапы работы над формированием стилистических умений
3.Виды упражнений по стилистике.
4.Понятие о стилистической ошибке.
5.Методика их предупреждения и исправления.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема. Урок русского языка в старших классах
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Типология, особенности современного урока русского языка в свете реализации нового ФГОС. Сравнительная характеристика традиционной классификации уроков и классификации по ФГОС
2.Средства обучения на современном уроке русского языка в старшей школе.
3.Текстовые технологии обучения, эффективные на уроке.
4. Виды упражнений.
5. Модели современных уроков как опора практического освоения технологий системно-деятельностного подхода.
6. Интегрированный урок и метаурок.
Практические задания к занятию:
1.Составте конспект урока открытия нового знания / актуализации знаний/общеметодологической направленности в старшей школе.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема. Орфоэпия как раздел школьного курса
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Особенности изучения этого раздела.
2.Основные виды упражнений по орфоэпии.
3. Орфоэпический разбор.
4.Роль словарей в формировании у школьников орфоэпических норм.
5.Соблюдение принципов преемственности, последовательности при изучении орфоэпии в курсе русского языка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Тема. Современные текстовые технологии
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Текстовые технологии обучения, эффективные на уроке.
2. Технология РКМЧП.
3..Технология КСО.
4. Диалоговые технологии обучения.
5.Работа с поликодовым текстом.
6. Технология риторизации.
Практические задания по теме:
1.Приведите примеры современных технологий обучения ТРКМЧП, КСО, риторизация, технология дифференцированного обучения и др..
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
Тема. Проектная деятельность при обучении русскому языку
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Виды учебных проектов. Содержание проектов
2.Этапы реализации учебного проекта.
3.Система деятельности учителя и учащихся при подготовке и защите проекта.
4.Проектная деятельность в средних классах (фрейм проекта)
5 Проектная деятельность в старших классах(фрейм проекта).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Тема. Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку. Нравственное, патриотическое воспитание на уроках русского языка и во внеурочной работе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку.
2.Нравственное, патриотическое воспитание на уроках русского языка и во внеурочной работе: виды и формы проведения.
3. Построение индивидуального маршрута как инновационная форма дифференцированного подхода к обучению.
4. Формы проверки и оценивания заданий, включенных в индивидуальный маршрут.
5. Модель урока при дифференцированном подходе.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и кулътуроведческой компетенций при обучении русскому языку.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Языковая компетенция: определение и методика формирования.
2.Лингвистическая компетенция: определение и методика формирования.
3.Речевая и риторическая компетенции: определение и методика формирования.
4.Культуроведческая компетенция: определение и методика формирования.
5.Коммуникативная компетенция: определение и методика формирования при обучении русскому языку.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема. Виды речевой деятельности: методика обучения на всех уровнях школьного курса русского языка.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Методика обучения чтению и слушанию.
2.Особенности обучения письму.
3..Комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.
Практическое задание к занятию:
1.Проанализировать школьные учебники для старшей школы в рассматриваемом аспекте
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема. Текст как единица обучения речевой деятельности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Текст как лингвистическое понятие.
2.Признаки текста.
3.Типология текстовых упражнений.
4.Работа над текстом в 5, 6, 7, 8, классах на уроках русского языка.
5.Работа над текстом на уроках русского языка и литературы (общее и различие).
Практическое задание по теме:
1.Составьте конспект урока по теме «Текст» ( класс, программа по выбору).
2. Приведите примеры текстовых упражнений для каждого класса.
3.Проанализируйте школьные учебники для старшей школы в рассматриваемом аспекте.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема. Культура речи: значение, задачи содержание и формы работы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Культура речи: значение, задачи
2. Содержание работы по культуре речи на разных этапах обучения русскому языку.
3. Виды упражнений по культуре речи, особенности работы над ними.
4.Коммуникативные качества речи.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема. Методика изучения стилистики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Задачи, место и содержание работы по стилистике.
2.Этапы работы над формированием стилистических умений
3.Виды упражнений по стилистике.
4.Понятие о стилистической ошибке.
5.Методика их предупреждения и исправления.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема. Урок русского языка в старших классах
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Схема анализа урока:
1. Особенности построения уроков русского языка в старших классах.
2. Эффективные формы уроков, средства обучения.
3. Анализ школьных учебников, для старших классов.
4. Анализ упражнений, их эффективность.
5. Реализация вопросов развития речи.
6. Виды повторения. Место повторения на уроках русского языка в старших классах.
Практическое задание к занятию:
1.Проанализируйте посещенный урок по данной схеме.
Схема методического обоснования урока
1. Задачи и цели урока, постановка мыслительной деятельности.
2. Проверка домашнего задания, упражнения на повторение.
3. Анализ домашнего задания:
а) какие возможны ошибки?
б) как их довести до сознания учащихся?
в) какие примеры будут проверяться на уроке, если будет проверкадомашнего задания?
г) способ (способы) проверки домашнего задания.
д) индивидуальные ошибки опрашиваемых.
4. Объяснение нового материала.
1) Что повторить для установления связи нового материала с уже известным старым? Как фактически ученики знают то, на что надо опираться? Способы повторения.
2) Анализ параграфа:
а) что известно? что новое?
б) что наиболее важно в практическом отношении и для последующих разделов?
в) насколько доступно излагается материал? Что наиболее трудно?
г) как помочь детям преодолеть эти трудности?
д) этапы объяснения (логика параграфа)
е) методы и приемы изложения нового материала
ж) схема рассуждения (учебный алгоритм).
5. Работа над выводом.
6. Закрепление нового материала.
7. Анализ упражнений учебника и методический разбор их.
8. Система упражнений, способствующих формированию навыков. Насколько она последовательна.
9. Ошибки, возможные при выполнении упражнений. Способы их предупреждения.
10. Как осуществляется индивидуальный подход к учащимся во время закрепления материала.
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
12. Комментарий домашнего задания.
13. Выставление отметок.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Тема. Современные текстовые технологии
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Инновационные текстовые технологии обучения языку и речи.
2.Соотношение понятий «технология», «педагогическая технология» и «методика обучения». 3.Потенциал педагогических технологий работы с текстом.
4.Коллективный способ обучения, риторизация, работа с поликодовым текстом как текстовые технологии обучения языку и речи.
5. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на современном этапе обучения.
6.Полифония методических приёмов, реализующих ТРКМЧП.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №8
Тема. Проектная деятельность на уроке русского языка
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Проект на уроке русского языка.
2.Проектирование в самостоятельной работе по русскому языку.
3.Система деятельности учителя и учащихся при подготовке и защите проекта.
4..Проектная деятельность в средних классах.
5. Проектная деятельность в старших классах.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Тема. Внеклассная и внеурочная работа русскому языку. Нравственное, патриотическое воспитание на уроках русского языка и во внеурочной работе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1.Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку.
2.Нравственное, патриотическое воспитание на уроках русского языка и во внеурочной ра-боте: виды и формы проведения.
3. Построение индивидуального маршрута как инновационная форма дифференцированного подхода к обучению.
4. Формы проверки и оценивания заданий, включенных в индивидуальный маршрут.
5. Модель урока при дифференцированном подходе.
5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (предусмотрены учебным планом в 6 семестре)
1. Метапредметный подход к преподаванию русского языка в условиях новых ФГОС в средних классах.
2. Метапредметный подход к преподаванию русского языка по ФГОС в старших классах.
3. Составление и заполнение технологической карты урока в соответствии с ФГОС.
4. Проектная деятельность и ее методическое обоснование в условиях реализации ФГОС.
5. Проектная деятельность в средних классах (в соответствии с новым ФГОС).
6. Проектная деятельность в старших классах (в соответствии с новым ФГОС).
7. Формирование личностных результатов в рамках требований новых ФГОС.
8. Формирование предметных результатов в рамках требований новых ФГОС.
9. Формирование метапредметных умений на уроке русского языка.
10. Групповая и самостоятельная работа учащихся в рамках исследовательской /проектной деятельности.
11. Формирование индивидуального маршрута при изучении русского языка в средних классах.
12. Формирование индивидуального маршрута при изучении русского языка в старших классах.
13. Формирование культурных потребностей различных социальных групп средствами русского языка.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 314.