Физкультурные занятия на воздухе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Исследования В.Г.Фролова и Г.Г.Юрко (Москва) показывают высокий оздоровительный эффект физкультурных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе.

При проведении занятий на воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы зависимости от грунта (ходьба по песку, по траве, по снегу, по скользкой поверхности). Однако эти занятия исключают выполнение физических упражнений из положения сидя, лежа. Они не имеют возможности использовать ползание, которое очень полезно для развития брюшного пресса и позвоночного столба. В зимнее время нет условий для выполнения сложных прыжков, лазания, подбрасывания и ловли мяча и т.д. в этом случае подбор упражнений регламентируется временем года, а не систематичностью в решении педагогических задач.

Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, успешно решаются оздоровительные задачи - совершенствование функций систем и закаливания организма ребенка, воспитание общей выносливости, чрезвычайно эффективно повышаются защитные функции организма.

Содержание занятий на воздухе строится на программном материале, но проводится при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового способов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (ходьба, перестроение, метание, упражнения в равновесии).

 

Содержание и структура занятия

Продолжительность занятия на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятия традиционна: вводная, основная и заключительная части (см. таблицу 7).

 

Таблица 7.

 

Содержание Методические указания

Вводная часть

· построение; · ходьба, во время которой проводится 3-5 дыхательных упражнений; · медленный бег (в течение 2-4 минут), заканчивается ходьбой. Могут выполняться прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. · перестроение на выполнение общеразвивающих упражнений ( в круг, в 2-3 колонны, в рассыпную). Проводится на площадке, в холодное время не проводится. Вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. В этой части занятия осуществляется подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучению в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, в рассыпную и т.п.)

Основная часть

· комплекс общеразвивающих упражнений     · Бег со средней скоростью (от 40 сек. до 2 мин.)     · Основные движения: 1-е новое или трудное · Бег со средней скоростью · 2-е знакомое движение · Медленный бег · Подвижная игра, или игра-эстафета. Каждый комплекс повторяется на 4-х занятиях, что позволяет сократить время на объяснение. В комплексе отсутствуют упражнения из положения сидя и лежа. При проведении отсутствуют паузы и остановки: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению. При холодной погоде упражнения для ног включаются чаще.   Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнений в основных движениях.   На каждом занятии дети упражняются в нескольких движениях (прыжки, лазание, метание, упражнения в равновесии). При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений. Большое мест в них занимает бег. Игра должна быть знакомой. Игра повторяется 4-5 раз, паузы между повторениями короткие.

Заключительная часть

· Медленный бег (не более 1-1,5 мин.) Медленный бег переходит в ходьбу, вовремя которой выполняются 6-8 дыхательных упражнений. Дети уходят в группу.

Литература

 

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации (Федеральный закон от 29.04.99 №80 – ФЗ; принят Государственной Думой 13.01.99).

2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой. М., 2005.

4. Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск, 1983.

5. Программа обучения и воспитания в детском саду. М., 2005.

6. Рунова М.А. двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.

7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

8. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. М., 2004.

9. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М., 1983.

10. Шебеко В.Н., Вариативные физкультурные занятия в Детском саду. М., 2003.

11. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М., 1998.

12. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. М., 2001.

Приложение 1.

Вопросы для анализа физкультурного занятия

 

1. Подготовка воспитателя к занятию.

P Есть ли план-конспект?

P Насколько правильно и тщательно он разработан?

P Точно ли сформулированы задачи?

P Соответствует ли содержание занятия поставленным задачам, возрасту детей, условиям проведения?

P Последовательно ли расположены в плане-конспекте упражнения?

P Взаимосвязаны ли части занятия?

P Качественное ли оформление плана-конспекта? (точность указаний, графическое изображение способа организации)

P Соблюдены ли санитарно-гигиенические требования к помещению?

P В какой одежде и обуви занимались дети и воспитатель?

 

2. Организация занятия

P Вовремя ли началось и закончилось занятие?

P Как распределено время на отдельные части занятия?

P Какие были использованы приемы размещения детей на занятии?

P Рационально ли использовались помещение и инвентарь?

 

3. Проведение занятия.

P Как были реализованы поставленные задачи?

P Соответствовали методы обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, характеру упражнений, музыкальному сопровождению?

P Умеет ли воспитатель предупреждать и исправлять ошибки у детей, а также обеспечивать страховку при выполнении упражнений?

P Сообщались ли детям теоретические сведения о физическом воспитании?

P Выдерживался ли темп и дозировка упражнений?

P Как регулировалась физическая нагрузка?

P Решались ли задачи привития навыков правильной осанки?

P Оценка общей и моторной плотности занятия?

P Как решались воспитательные задачи?

 

4. Поведение и состояние детей

P Мера организованности и дисциплинированности группы, взаимоотношения со сверстниками.

P В какой степени проявилось внимание, активность, инициатива, настойчивость?

P Самочувствие и настроение детей.

 

5. Выполнение требований к воспитателю.

P Качество показа и объяснения упражнений?

P Умение видеть всю группу, контролировать самочувствие и поведение детей.

P Умение владеть голосом , культура речи.

P Умение соблюдать педагогический такт, тон в обращении с детьми.

6. Общая оценка проведения занятия.

7. Предложения к исправлению недостатков методики проведения физкультурных занятий.

 

Приложение 2

 

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗНОГО ТИПА

Дата: 2019-02-02, просмотров: 290.