Типы физкультурных занятий и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Их проведения

 

В основе типизации физкультурных занятий лежат дидактические задачи.

Различают следующие типы:

1. – с преимущественно новым программным материалом;

2.  – строятся на знакомом материале;

3.  – контрольно-учетные занятия. Они также строятся на знакомом материале, но отличаются по характеру двигательной деятельности детей и особенностям методического руководства. Здесь проверяется уровень двигательных навыков детей, степень их обученности.

 

В зависимости от содержания и методам руководства формы проведения физкультурных занятий разнообразны: традиционные, сюжетно-игровые, тематические, комплексные, на воздухе.

Формулировка программных задач при составлении конспекта должна соответствовать типу занятия и подсказывать педагогу целесообразную стратегию руководства (представлена в таблице 4).

 

Таблица 4.

 

Тип занятия Формулировка задач Форма проведения
1 тип познакомить ..., разучить ..., традиционные, сюжетные, тематические, на воздухе, комплексные
2 тип продолжать учить ..., повторить ..., закрепить ..., упражнять..., совершенствовать ..., традиционные, сюжетные, игровые, на воздухе, тематические, комплексные
3 тип совершенствовать ..., проверить состояние навыков в ..., проконтролировать ..., традиционные, сюжетные, на воздухе, тематические ...

 

Формы проведения занятий педагог выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий.

 

 

Игровые физкультурные занятия

 

На занятиях, организованных на подвижных играх, ребенок совершенствует имеющиеся двигательные навыки. Увлеченность интересной игровой задачей помогает ему овладеть более высокой техникой движения, которая превосходит уровень того же движения в упражнениях. В игровых действиях ребенок учится самостоятельно сочетать приобретенный им двигательный навык с приспособлением к новой, более сложной ситуации.

В игровых занятиях дети упражняются в самых разнообразных движениях: прыжках, лазании, перелезании, бросании и т.д. такие занятия чаще проводятся на свежем воздухе, что усиливает их оздоровительный эффект.

Игровые занятия построены на основе разнообразных по интенсивности и содержанию подвижных игр. Структура занятия традиционна, но в каждую часть занятия вместо физических упражнений подбираются подвижные игры с соответствующими движениями. Игры подбираются знакомые.

Структура занятия представлена в таблице 5.

 

Таблица 5.

 

Части занятия Количество игр Интенсивность игр Двигательное содержание игр
Вводная часть 1 игра средней подвижности ходьба, бег, строевые упражнения, имитационные движения

Основная часть

1 2     3 большой или средней подвижности   большой подвижности прыжки, метание, лазание     бег или на другое движение, чем 1 и 2 игры.

В младших группах вместо 1 и 2 игры можно использовать игровые задания, в старших группах – игры-эстафеты

Заключительная часть 1 игра малой подвижности ходьба, легкий бег, ориентировка в пространстве, имитационные движения

 

Тематические занятия

Тематические занятия посвящены одному виду спортивных упражнений (лыжи, коньки, плавание, велосипед) или одному виду спортивной игры (баскетбол, футбол, ручной мяч и т.п.).

Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.

Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. при подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главным элементом техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются.

Подводящими упражнениями могут служить:

1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.

2. Имитация изучаемых двигательных действий.

3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.

4. Само изучаемое действие, выполняемое в замедленном темпе. Это помогает ребенку контролировать свои действия, и он допускает меньше ошибок.

 

Тематическое занятие, как и занятие традиционное, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной (см. таблицу 6).

 

 

Таблица 6.

 

Задачи: Содержание:

Вводная часть

· Вызвать интерес к занятию; · Подготовить организм к более интенсивной работе. · Разминка; · Подводящие упражнения.

Основная часть

· Обучение спортивным играм и упражнениям; · Развитие физических качеств. · Упражнения, игры; · Эстафеты и т.д. На одном занятии целесообразно планировать действия одного вида спортивных упражнений или игр, интенсивные упражнения сочетаются с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка.

Заключительная часть

Снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. · Игра малой подвижности; · Ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями; · Упражнения на расслабление.

 

В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов тематических занятий. Наиболее распространены занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх, где закрепляются и совершенствуются элементы техники спортивных игр и упражнений.

 

Сюжетные занятия

 

формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентирующих на выполнение физических упражнений, осуществляется на сюжетных занятиях (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-драматизация), в которых движения детьми осваиваются не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего двигательную импровизацию, двигательное воображение.

Сюжетное занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир.

На таком занятии могут решаться задачи обучения новым движениям, или закрепления и совершенствования знакомых движений, а также сюжетное занятие может быть проведено с целью проверки уровня двигательных навыков у детей. Сюжетное занятие может включать разные задачи по развитию речи и ознакомлению с окружающим, а также по формированию элементарных математических представлений.

Сюжет занятия должен быть интересным и понятным для детей определенной возрастной группы.

Примерные сюжеты представлены в таблице 7.

 

 

Таблица 7.

 

Младшие группы Старшие группы
«Прогулка в лес» «В гостях у бабушки» «Кошка с котятами» «Наседка с цыплятами» «Веселая семейка» «Воробушки» «Репка» «Пожарные» «В зоопарке» «Цирк» «Альпинисты» «Космонавты» «Путешествие по сказкам» «Веселые поросята» «На море» «Необитаемый остров»

 

В процессе подготовки к занятию необходимо провести предварительную работу с детьми по содержанию сюжета занятия. Это может быть чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, наблюдение за живым объектом, беседа с детьми на тему сюжета занятия и т.д. на занятии широко используется художественное слово.

В структуре занятия выделяют вводную, основную и заключительную части. Содержание упражнений соответствует традиционному занятию, но любые физические упражнения органично сочетаются с сюжетом занятия.

Важно подобрать движения для каждой части занятия. При составлении сюжета выделяют главные образы и подбирают движения, характерные для них. Движения вводной, основной части носят имитационный характер. подвижные игры подбираются также с соответствующим сюжетом. Например, на занятии «Медвежата» (средняя группа) в основной части планируются следующие движения:

1. ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони (медвежата идут по тропинке);

2. метание предметов на дальность (медвежата играют шишками);

3. ходьба по скамейке (идут по дереву).

Подвижная игра «У медведя во бору».

 

На сюжетных занятиях широко используется разнообразное музыкальное сопровождение, что вызывает положительные эмоции. Так, на занятии «Наседка с цыплятами» можно использовать песню «Цыплята» (муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной) и т.д.

С целью развития игрового сюжета, повышения интереса и двигательной активности у детей для занятия необходимо подготовить нестандартное оборудование, атрибуты. Например, для занятия «Зимняя прогулка» можно использовать «снежные комочки» - шарики из ваты, «елочки», «пеньки».; на занятии «В зоопарке» - конусообразные фигурки зверей и др. Все оборудование должно быть легким, устойчивым и эстетично оформленным.

Сюжетные занятия проводятся во всех возрастных группах, но чаще с малышами. Такие занятия требуют серьезной подготовки и могут проводиться один, два раза в месяц.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 327.