Физкультурные занятия
В детском саду
Методические рекомендации для студентов и преподавателей дошкольного отделения
Дзержинск – 2007
ББК
Физкультурные занятия в детском саду: Методические рекомендации для студентов и преподавателей дошкольного отделения (специальность 050704). Сост.: Л.М.Чернонебова. – Полиграфический участок ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж»: 2007. –
Методическое пособие рекомендовано для использования студентами и преподавателями педагогического колледжа в процессе изучения курса «Методика физического воспитания и развития» и предметов дополнительной квалификации «Воспитатель, руководитель физического воспитания детей дошкольного возраста».
Составитель: Чернонебова Л.М.
Рецензенты: Шадрина Н.Г., преподаватель ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж».
© Чернонебова Л.М., 2007.
© ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж». 2007.
Оглавление
Введение | ........................................2. |
1. Структура, задачи, содержание всего физкультурного занятия и каждой ее части | .........................................4 |
2. Алгоритм оформления конспекта физкультурного занятия традиционного типа | .........................................9 |
3. Способы организации детей на выполнении основных движений на физкультурном занятии | .........................................14 |
4. Типы физкультурных занятий и формы их проведения: | .........................................20 |
4.1. Игровые физкультурные занятия | .........................................21 |
4.2. Тематические занятия | .........................................22 |
4.3. Сюжетные занятия | .........................................25 |
4.4. Физкультурные занятия на воздухе | .........................................28 |
Литература | .........................................32 |
Приложение 1. Вопросы для анализа физкультурного занятия | .........................................33 |
Приложение 2 Примерных конспекты физкультурных занятий разного типа | .........................................35 |
Введение
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которого составляет двигательная деятельность.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. При этом, каждая из форм физического воспитания имеет и свое специфическое назначение. Одной из основных форм организованного систематического обучения являются физкультурные занятия, эффективность которых в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи, знанием структуры физкультурного занятия и содержанием каждой его части в зависимости от типа и формы проведения.
Предлагаемое методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа и может использоваться при изучении курса методики физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также при изучении дисциплин дополнительной квалификации «Воспитатель, руководитель физического воспитания в дошкольных учреждениях».
Профессиональная компетентность будущих специалистов в области физического воспитания предполагает их готовность к многоплановой и творческой работе с детьми, но, в первую очередь, они должны методически грамотно планировать и проводить физкультурные занятия.
Данное пособие знакомит студентов с разнообразными формами физкультурных занятий, их содержанием и требованиями к составлению и оформлению конспектов физкультурных занятий.
В приложении представлены вопросы для анализа физкультурного занятия, графическое изображение физической нагрузки на разнообразных занятиях, содержание подвижных игр для разных частей занятия.
В процессе подготовки к изданию данного пособия были использованы современные идеи методики физического воспитания В.Н.Шебеко, Ю.Н. Ермак, В.А. Шишкиной, уточнены способы организации детей на выполнение основных движений, более подробно раскрыто содержание сюжетного и игрового занятий, разработан алгоритм оформления конспекта физкультурного занятия.
1. Структура, задачи, содержание всего физкультурного занятия и каждой ее части
Физкультурное занятие – основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Физкультурные занятия проводятся, начиная со второго года жизни сначала по подгруппам, а затем со всей возрастной группой детей.
Недельное количество занятий (от 2 до 5) определяется воспитателем или администрацией дошкольного учреждения в зависимости от общей системы оздоровительной работы и составляет 2-3 занятия в неделю. В структуре физкультурного занятия выделяют 3 части: вводно-подготовительная, основная и заключительная. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбирается двигательное содержание.
Рассмотрим задачи и содержание каждой части физкультурного занятия (см. табл. 1).
Таблица 1.
Вводная часть | |
Задачи: | Содержание: |
· Организовать детей; · Собрать и активизировать их внимание; · Вызвать интерес к занятию; · Создать бодрое настроение. | · Строевые упражнения; · Разные виды ходьбы и бега; · Некоторые простые усвоенные движения с целью закрепления (прыжки с продвижением вперед и т.д.) · Подводящие упражнения для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятия; · Упражнения для разминки стопы и предупреждения плоскостопия; · Элементы танцев. |
Основная часть | |
Задачи: | Содержание: |
· Подготовить и разогреть мышцы, связки, суставы к более активной работе; · Повысить функциональные возможности организма; · Обеспечить нервно-психологическую готовность; · Формирование двигательных умений и навыков; · Развитие физических качеств. | · Общеразвивающие упражнения; · Основные движения (прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии); · Спортивные игры; · Спортивные упражнения; · Подвижные игры |
Заключительная часть | |
Задачи: | Содержание: |
· Снизить физическую нагрузку, восстановить пульс и дыхание; · Привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение; · Подвести итог занятия | · Разные виды ходьбы; · Игры малой подвижности; · Игры-хороводы; · Медленный бег; · Общеразвивающие упражнения для мышц рук и плечевого пояса; · Упражнения на расслабление; · Дыхательные упражнения; · Игры на развитие творческого воображения. |
Такой подход к подбору упражнений диктуется необходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.
Продолжительность. Содержание физических упражнений и их дозировка представлены в таблице 2 (см. на след. странице).
Заключительная часть (продол-ть) | 2 мин. | 2 мин. | 3-4 мин. | не менее 4 мин. | ||
Основная игра | Подвижная игра | продолж-ть | 4 мин. | 4 мин. | 5 мин. | 5-6 мин. |
кол-во | 3 повторения | 3 повторения | 3-4 повторения | 4-5 повторений | ||
Основные движения | продолж-ть | 8 мин. | 8 мин. | 10-12 мин. | 12 мин. | |
кол-во | 2 | 2-3 | 2-4 | 2-4 | ||
Общеразвивающие упражнения | продолж-ть | 4 мин. | 5 мин. | 6 мин. | 6-8 мин. | |
кол-во | 5-6 упр-й, дозировка: 4-6 раз | 6-7 упр., доз.: 4-6 раз | 6-8 упр-й, доз.: 5-8 раз | 8-10 упр-й, доз.: 6-8 раз | ||
Вводная часть | Строевые упражнения | продолж-ть | 2 мин. | 3 мин. | 4 мин. | 4-6 мин. |
кол-во | 3-4 зад. | 4-5 зад. | 5-6 зад. | 7-8 зад. | ||
Длительность занятия | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | 30-35 мин. | ||
Группа | младшая | средняя | старшая | подготов. |
Табл. 2
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, а содержание упражнений меняется в зависимости от этапа обучения, возраста детей, состояния их здоровья, физического развития и подготовленности, времени года и др.
Схема 1. Последовательность подбора упражнений.
2. Алгоритм оформления конспекта
Физкультурного занятия
Традиционного типа
Программные задачи:
I Образовательные задачи:
1. Познакомить..., разучить..., (указывается конкретная задача по технике)
2. Продолжать учить..., закрепить..., (указывается конкретная задача по технике)
3. Совершенствовать..., (указывается конкретная задача по технике)
4. Развивать физические качества... (указывается конкретная задача по технике)
II Воспитательные задачи:
Оборудование: (в конспекте указывается название и количество).
Требования к организации и оформлению конспекта разных частей традиционного физкультурного занятия (см. табл. 3).
Таблица 3.
Программное содержание и части занятия | Время, темп, дозировка | Организационно-методические указания |
I Вводная часть Каждое задание записывается с новой строки. Начинаются задания с обычной ходьбы (продумать целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению темпу, способу выполнения, нагрузке). Последнее задание - перестроение на выполнение общеразвивающих упражнений. | 2-6 мин. | Начало занятия: - дети входят в зал свободно и по распоряжению воспитателя строятся в шеренгу; - дети входят в зал в колонне по одному и по команде перестраиваются в шеренгу. Воспитатель собирает внимание детей и дает целевую установку: - в младших группах с целью вызвать интерес, создать бодрое настроение; - в старших с целью объяснить последовательность заданий, настроить на занятие, собрать внимание. После целевой установки проверить осанку детей и дать команду: «В обход по залу...» К каждому заданию четкие, краткие указания по технике. Продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение). Продумать, каким способом дети будут брать предметы (если нужны) и способ построения. |
II Основная часть а) общеразвивающие упражнения 1. И.п.[1] В.** 1. 2. 3. 4. (Запись под счет, обратить внимание на последовательность подбора упражнений). Заканчивается комплекс прыжками в больших сериях. б) основные движения 1 ... (указать движение. Способ его выполнения, дозировку, расстояние и т.д.) 2 ... 3 ... в) Подвижная игра « (название игры)». Движения: 1... 2... 3... (совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки). Игра – знакомая детям, на другое движение | Дозировка | М (методика): предусмотреть название упражнений, смену и.п. для каждого, разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию, по объяснению и т.д.), различное ритмичное сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе). Т (техника): к каждому упражнению краткие и очные указания по технике. Закончив общеразвивающие упражнения, воспитатель перестраивает детей в шеренгу и всем детям показывает новое или трудное движение. 1. целостный показ, 2. показ с объяснением. Затем показывает движение на закрепление (к показу можно привлечь ребенка, показать перед всеми детьми или в подгруппе после деления). После чего воспитатель делит детей на подгруппы. В конспекте зарисовывается способ организации детей на выполнение основных движений. Особенности проведения в младшей группе: Воспитатель сначала объясняет каждое движение, затем дети фронтально его выполняют. Важно поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного повторения движений, продумать методы обучения, оценку (анализ по технике движения в каждой подгруппе). - назвать игру; - объяснить (с учетом возраста детей, новизны игры); - выделить правила (для старших); - распределить роли (на каждом занятии по-разному); - руководство (добиваться выполнения правил, качественного выполнения движений, регулировать нагрузку); - подвести итог. Использовать всю возможную площадь). |
III Заключительная часть - восстановить пульс, дыхание. « (назвать упражнение)» Движения. | Назвать упражнения, объяснить. (Не допустить резкой остановки после бега и др. нагрузочных упражнений, восстановить дыхание. Подвести итог, анализ занятия (отношение детей к занятию). Вопросы: Что нового научились выполнять? Что было трудным? Что особенно понравилось? И т.д. Итог занятия должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить. |
Их проведения
В основе типизации физкультурных занятий лежат дидактические задачи.
Различают следующие типы:
1. – с преимущественно новым программным материалом;
2. – строятся на знакомом материале;
3. – контрольно-учетные занятия. Они также строятся на знакомом материале, но отличаются по характеру двигательной деятельности детей и особенностям методического руководства. Здесь проверяется уровень двигательных навыков детей, степень их обученности.
В зависимости от содержания и методам руководства формы проведения физкультурных занятий разнообразны: традиционные, сюжетно-игровые, тематические, комплексные, на воздухе.
Формулировка программных задач при составлении конспекта должна соответствовать типу занятия и подсказывать педагогу целесообразную стратегию руководства (представлена в таблице 4).
Таблица 4.
Тип занятия | Формулировка задач | Форма проведения |
1 тип | познакомить ..., разучить ..., | традиционные, сюжетные, тематические, на воздухе, комплексные |
2 тип | продолжать учить ..., повторить ..., закрепить ..., упражнять..., совершенствовать ..., | традиционные, сюжетные, игровые, на воздухе, тематические, комплексные |
3 тип | совершенствовать ..., проверить состояние навыков в ..., проконтролировать ..., | традиционные, сюжетные, на воздухе, тематические ... |
Формы проведения занятий педагог выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий.
Тематические занятия
Тематические занятия посвящены одному виду спортивных упражнений (лыжи, коньки, плавание, велосипед) или одному виду спортивной игры (баскетбол, футбол, ручной мяч и т.п.).
Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. при подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главным элементом техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.
4. Само изучаемое действие, выполняемое в замедленном темпе. Это помогает ребенку контролировать свои действия, и он допускает меньше ошибок.
Тематическое занятие, как и занятие традиционное, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной (см. таблицу 6).
Таблица 6.
Задачи: | Содержание: |
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов тематических занятий. Наиболее распространены занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх, где закрепляются и совершенствуются элементы техники спортивных игр и упражнений.
Сюжетные занятия
формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентирующих на выполнение физических упражнений, осуществляется на сюжетных занятиях (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-драматизация), в которых движения детьми осваиваются не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего двигательную импровизацию, двигательное воображение.
Сюжетное занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир.
На таком занятии могут решаться задачи обучения новым движениям, или закрепления и совершенствования знакомых движений, а также сюжетное занятие может быть проведено с целью проверки уровня двигательных навыков у детей. Сюжетное занятие может включать разные задачи по развитию речи и ознакомлению с окружающим, а также по формированию элементарных математических представлений.
Сюжет занятия должен быть интересным и понятным для детей определенной возрастной группы.
Примерные сюжеты представлены в таблице 7.
Таблица 7.
Младшие группы | Старшие группы |
«Прогулка в лес» «В гостях у бабушки» «Кошка с котятами» «Наседка с цыплятами» «Веселая семейка» «Воробушки» «Репка» | «Пожарные» «В зоопарке» «Цирк» «Альпинисты» «Космонавты» «Путешествие по сказкам» «Веселые поросята» «На море» «Необитаемый остров» |
В процессе подготовки к занятию необходимо провести предварительную работу с детьми по содержанию сюжета занятия. Это может быть чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, наблюдение за живым объектом, беседа с детьми на тему сюжета занятия и т.д. на занятии широко используется художественное слово.
В структуре занятия выделяют вводную, основную и заключительную части. Содержание упражнений соответствует традиционному занятию, но любые физические упражнения органично сочетаются с сюжетом занятия.
Важно подобрать движения для каждой части занятия. При составлении сюжета выделяют главные образы и подбирают движения, характерные для них. Движения вводной, основной части носят имитационный характер. подвижные игры подбираются также с соответствующим сюжетом. Например, на занятии «Медвежата» (средняя группа) в основной части планируются следующие движения:
1. ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони (медвежата идут по тропинке);
2. метание предметов на дальность (медвежата играют шишками);
3. ходьба по скамейке (идут по дереву).
Подвижная игра «У медведя во бору».
На сюжетных занятиях широко используется разнообразное музыкальное сопровождение, что вызывает положительные эмоции. Так, на занятии «Наседка с цыплятами» можно использовать песню «Цыплята» (муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной) и т.д.
С целью развития игрового сюжета, повышения интереса и двигательной активности у детей для занятия необходимо подготовить нестандартное оборудование, атрибуты. Например, для занятия «Зимняя прогулка» можно использовать «снежные комочки» - шарики из ваты, «елочки», «пеньки».; на занятии «В зоопарке» - конусообразные фигурки зверей и др. Все оборудование должно быть легким, устойчивым и эстетично оформленным.
Сюжетные занятия проводятся во всех возрастных группах, но чаще с малышами. Такие занятия требуют серьезной подготовки и могут проводиться один, два раза в месяц.
Содержание и структура занятия
Продолжительность занятия на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятия традиционна: вводная, основная и заключительная части (см. таблицу 7).
Таблица 7.
Содержание | Методические указания |
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Литература
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации (Федеральный закон от 29.04.99 №80 – ФЗ; принят Государственной Думой 13.01.99).
2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой. М., 2005.
4. Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск, 1983.
5. Программа обучения и воспитания в детском саду. М., 2005.
6. Рунова М.А. двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
8. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. М., 2004.
9. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М., 1983.
10. Шебеко В.Н., Вариативные физкультурные занятия в Детском саду. М., 2003.
11. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М., 1998.
12. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. М., 2001.
Приложение 1.
Вопросы для анализа физкультурного занятия
1. Подготовка воспитателя к занятию.
P Есть ли план-конспект?
P Насколько правильно и тщательно он разработан?
P Точно ли сформулированы задачи?
P Соответствует ли содержание занятия поставленным задачам, возрасту детей, условиям проведения?
P Последовательно ли расположены в плане-конспекте упражнения?
P Взаимосвязаны ли части занятия?
P Качественное ли оформление плана-конспекта? (точность указаний, графическое изображение способа организации)
P Соблюдены ли санитарно-гигиенические требования к помещению?
P В какой одежде и обуви занимались дети и воспитатель?
2. Организация занятия
P Вовремя ли началось и закончилось занятие?
P Как распределено время на отдельные части занятия?
P Какие были использованы приемы размещения детей на занятии?
P Рационально ли использовались помещение и инвентарь?
3. Проведение занятия.
P Как были реализованы поставленные задачи?
P Соответствовали методы обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, характеру упражнений, музыкальному сопровождению?
P Умеет ли воспитатель предупреждать и исправлять ошибки у детей, а также обеспечивать страховку при выполнении упражнений?
P Сообщались ли детям теоретические сведения о физическом воспитании?
P Выдерживался ли темп и дозировка упражнений?
P Как регулировалась физическая нагрузка?
P Решались ли задачи привития навыков правильной осанки?
P Оценка общей и моторной плотности занятия?
P Как решались воспитательные задачи?
4. Поведение и состояние детей
P Мера организованности и дисциплинированности группы, взаимоотношения со сверстниками.
P В какой степени проявилось внимание, активность, инициатива, настойчивость?
P Самочувствие и настроение детей.
5. Выполнение требований к воспитателю.
P Качество показа и объяснения упражнений?
P Умение видеть всю группу, контролировать самочувствие и поведение детей.
P Умение владеть голосом , культура речи.
P Умение соблюдать педагогический такт, тон в обращении с детьми.
6. Общая оценка проведения занятия.
7. Предложения к исправлению недостатков методики проведения физкультурных занятий.
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
РАЗНОГО ТИПА
Подготовительной группы
Программные задачи:
1. Упражнять детей в передаче и ловле мяча разными способами, добиваться точности в выполнении
2. Закреплять навык ведения мяча в движении, с силой толкая мяч.
3. Продолжать закреплять навык в перебрасывании мяча через сетку.
4. Способствовать развитию координации, быстроты, глазомера.
5. Развивать умения действовать в парах.
Оборудование: мячи
содержание | дозир. | организационно-методические указания |
I Вводная часть 1. Ходьба обычная | 1 круг | Дети в колонне друг за другом входят в зал, перестраиваются в шеренгу. - Дети, что обозначает слово «бол»? Правильно, мяч. Назовите игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол, мотобол, гандбол). Будем учиться играть в игру баскетбол. А чтобы играть в эту игру, нужно научиться хорошо действовать с мячом. Итак, подровнялись, спину выпрямили, в обход по залу – шагом марш! |
2. Ходьба приставным шагом в сторону | 5-6 р. по 10 шаг. | Руки на пояс, идем приставным шагом вправо. Спину выпрямили! Идем влево... |
3. Ходьба обычная | 10 сек. | Берем мячи, несем мяч правой рукой |
4. Бег врассыпную с мячом в руках. Остановка на сигнал | 5 раз. | Бежим врассыпную, мяч держим 2-мя руками, не наталкиваемся друг на друга! Стоп! Принять стойку баскетболиста. |
5. Ходьба обычная | 0,5 кр. | Идем обычным шагом, мяч держим в правой руке |
6. Построение в 2 колонны | Внимание! Строимся в 2 колонны парами. Соблюдаем расстояние! | |
II Основная часть ОРУ (с мячом) | Будем выполнять упражнения с мячами. | |
1. И.П. мяч зажат между ступнями. В. Поднимаясь на носках, руки назад, прогнуться | 6-8 раз | Будем подниматься на носках, прогибаясь назад. Мяч зажали между ступнями, руки опустили. Приготовились! Самостоятельное выполнение. Т.: Прогнули спину, руки дальше назад! |
2. И.П. сидя, скрестив ноги, мяч на полу В. Катить мяч вокруг себя вправо (влево) | 4 раза | Будем катить мяч вокруг себя. Сели на пол, ноги скрестили, мяч справа. Начинаем в правую сторону. Т. Дальше повернулись, спина прямая! |
3. И.П. То же, руки – упор сзади, мяч зажат между ступнями. В.: 1 подняли прямые ноги; 2 опустили | 6-7 раз | Будем поднимать мяч ногами. Иди, Оля, напомни. (Показ ребенка с объяснением воспитателя) Т.: Выше голову, ноги выше! |
4. И.П. Лежа на спине, мяч в руках над головой В.: 1-4 прямые ноги вверх, мяч поднести к ногам. 1-4 – медленно в и.п. | 6-8 раз | Будем ногами доставать мяч. Посмотрите, я вам покажу
|
5. И.П.: лежа на животе, мяч зажат между ступнями ног, руки – упор на локтях В.: сгибать и выпрямлять ноги, не выпуская мяч | 5-6 раз | Будем поднимать мяч ногами. Легли на живот головой ко мне, зажали мяч ступнями ног. Приготовились! Согнули ноги, мяч не выпускаем, выпрямили... Молодцы! |
6. И.П.: о.с., мяч перед грудью. В.: подбросить мяч, пружиня ногами | 10* 4-6 раз | Будем подбрасывать мяч и пружинить ногами. Пятки вместе, носки врозь, мяч перед грудью. Приготовились! Т.: выше мяч, спина прямая |
7. И.П.: ноги слегка расставлены, мяч на полу перед ногами В.: подскоки на правой (левой) ноге вокруг мяча | 15*3 раз | Будем прыгать вокруг мяча на правой и левой ноге. ногу меняем по сигналу. Начали с правой ноги. Т.: выше прыгаем, на носочках! |
8. Повторение 1-го упражнения | Закончив ОРУ, дети поворачиваются друг к другу | |
б) ОД 1. «Лови-бросай, падать не давай! (перебрасывание мячей друг другу разными способами из разных и.п. Перебрасывание из положения стоя на коленях | 5*3 10 раз. | Дети, мы будем учиться перебрасывать мячи друг другу разными способами снизу, от груди, от плеча, из-за головы. Целостный показ. Нужно бросить так, чтобы мяч не упал. Способ меняем по сигналу. Приготовились, начали! Ловим мяч энергично, пальцы широко расставлены. А теперь встали на колени. Воспитатель отмечает детей, у кого мяч не падал. |
2. Игра «Дойди – не урони» Ведение мяча в средней и высокой стойке | 4 раза | Играем в игру «Дойди – не урони». Посмотрите, как нужно вести мяч. Ноги расставить, мяч в руках, пальцы широко расставлены. Толкаем мяч сверху всей ладошкой, рука «идет» от плеча. Показ с объяснением: «Нужно дойти до линии и обратно, передать мяч сзадистоящему». (Дети стоят по боковой линии в 2 шеренги) Приготовились, начали! Сильнее ударяем! Рука идет от плеча! Чья пара быстрее выполнит задание? Воспитатель отмечает лучшую пару. |
3. П. игра «Забросай мячами» - перебрасывание через сетку | 15 сек.*3 раза | Играем в игру «Забросай мячами». Что должны делать игроки в командах? (перебрасывать мячи через сетку). Где останется меньше мячей, та команда побеждает. Свисток: «Закончили!» Считаем мячи. |
III. Заключительная часть Игра «Стой!» - кружение с мячом, стойка на одной ноге | 2-3 раза | Играем в игру «Стой!». Разбежались врассыпную. Медленно кружимся с мячом. «Стой!» - постояли на одной ноге. Подведение итогов |
[1] И.п. – исходное положение
** В. - выполнение
Физкультурные занятия
В детском саду
Методические рекомендации для студентов и преподавателей дошкольного отделения
Дзержинск – 2007
ББК
Физкультурные занятия в детском саду: Методические рекомендации для студентов и преподавателей дошкольного отделения (специальность 050704). Сост.: Л.М.Чернонебова. – Полиграфический участок ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж»: 2007. –
Методическое пособие рекомендовано для использования студентами и преподавателями педагогического колледжа в процессе изучения курса «Методика физического воспитания и развития» и предметов дополнительной квалификации «Воспитатель, руководитель физического воспитания детей дошкольного возраста».
Составитель: Чернонебова Л.М.
Рецензенты: Шадрина Н.Г., преподаватель ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж».
© Чернонебова Л.М., 2007.
© ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж». 2007.
Оглавление
Введение | ........................................2. |
1. Структура, задачи, содержание всего физкультурного занятия и каждой ее части | .........................................4 |
2. Алгоритм оформления конспекта физкультурного занятия традиционного типа | .........................................9 |
3. Способы организации детей на выполнении основных движений на физкультурном занятии | .........................................14 |
4. Типы физкультурных занятий и формы их проведения: | .........................................20 |
4.1. Игровые физкультурные занятия | .........................................21 |
4.2. Тематические занятия | .........................................22 |
4.3. Сюжетные занятия | .........................................25 |
4.4. Физкультурные занятия на воздухе | .........................................28 |
Литература | .........................................32 |
Приложение 1. Вопросы для анализа физкультурного занятия | .........................................33 |
Приложение 2 Примерных конспекты физкультурных занятий разного типа | .........................................35 |
Введение
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которого составляет двигательная деятельность.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. При этом, каждая из форм физического воспитания имеет и свое специфическое назначение. Одной из основных форм организованного систематического обучения являются физкультурные занятия, эффективность которых в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи, знанием структуры физкультурного занятия и содержанием каждой его части в зависимости от типа и формы проведения.
Предлагаемое методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа и может использоваться при изучении курса методики физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также при изучении дисциплин дополнительной квалификации «Воспитатель, руководитель физического воспитания в дошкольных учреждениях».
Профессиональная компетентность будущих специалистов в области физического воспитания предполагает их готовность к многоплановой и творческой работе с детьми, но, в первую очередь, они должны методически грамотно планировать и проводить физкультурные занятия.
Данное пособие знакомит студентов с разнообразными формами физкультурных занятий, их содержанием и требованиями к составлению и оформлению конспектов физкультурных занятий.
В приложении представлены вопросы для анализа физкультурного занятия, графическое изображение физической нагрузки на разнообразных занятиях, содержание подвижных игр для разных частей занятия.
В процессе подготовки к изданию данного пособия были использованы современные идеи методики физического воспитания В.Н.Шебеко, Ю.Н. Ермак, В.А. Шишкиной, уточнены способы организации детей на выполнение основных движений, более подробно раскрыто содержание сюжетного и игрового занятий, разработан алгоритм оформления конспекта физкультурного занятия.
1. Структура, задачи, содержание всего физкультурного занятия и каждой ее части
Физкультурное занятие – основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Физкультурные занятия проводятся, начиная со второго года жизни сначала по подгруппам, а затем со всей возрастной группой детей.
Недельное количество занятий (от 2 до 5) определяется воспитателем или администрацией дошкольного учреждения в зависимости от общей системы оздоровительной работы и составляет 2-3 занятия в неделю. В структуре физкультурного занятия выделяют 3 части: вводно-подготовительная, основная и заключительная. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбирается двигательное содержание.
Рассмотрим задачи и содержание каждой части физкультурного занятия (см. табл. 1).
Таблица 1.
Вводная часть | |
Задачи: | Содержание: |
· Организовать детей; · Собрать и активизировать их внимание; · Вызвать интерес к занятию; · Создать бодрое настроение. | · Строевые упражнения; · Разные виды ходьбы и бега; · Некоторые простые усвоенные движения с целью закрепления (прыжки с продвижением вперед и т.д.) · Подводящие упражнения для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятия; · Упражнения для разминки стопы и предупреждения плоскостопия; · Элементы танцев. |
Основная часть | |
Задачи: | Содержание: |
· Подготовить и разогреть мышцы, связки, суставы к более активной работе; · Повысить функциональные возможности организма; · Обеспечить нервно-психологическую готовность; · Формирование двигательных умений и навыков; · Развитие физических качеств. | · Общеразвивающие упражнения; · Основные движения (прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии); · Спортивные игры; · Спортивные упражнения; · Подвижные игры |
Заключительная часть | |
Задачи: | Содержание: |
· Снизить физическую нагрузку, восстановить пульс и дыхание; · Привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение; · Подвести итог занятия | · Разные виды ходьбы; · Игры малой подвижности; · Игры-хороводы; · Медленный бег; · Общеразвивающие упражнения для мышц рук и плечевого пояса; · Упражнения на расслабление; · Дыхательные упражнения; · Игры на развитие творческого воображения. |
Такой подход к подбору упражнений диктуется необходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.
Продолжительность. Содержание физических упражнений и их дозировка представлены в таблице 2 (см. на след. странице).
Заключительная часть (продол-ть) | 2 мин. | 2 мин. | 3-4 мин. | не менее 4 мин. | ||
Основная игра | Подвижная игра | продолж-ть | 4 мин. | 4 мин. | 5 мин. | 5-6 мин. |
кол-во | 3 повторения | 3 повторения | 3-4 повторения | 4-5 повторений | ||
Основные движения | продолж-ть | 8 мин. | 8 мин. | 10-12 мин. | 12 мин. | |
кол-во | 2 | 2-3 | 2-4 | 2-4 | ||
Общеразвивающие упражнения | продолж-ть | 4 мин. | 5 мин. | 6 мин. | 6-8 мин. | |
кол-во | 5-6 упр-й, дозировка: 4-6 раз | 6-7 упр., доз.: 4-6 раз | 6-8 упр-й, доз.: 5-8 раз | 8-10 упр-й, доз.: 6-8 раз | ||
Вводная часть | Строевые упражнения | продолж-ть | 2 мин. | 3 мин. | 4 мин. | 4-6 мин. |
кол-во | 3-4 зад. | 4-5 зад. | 5-6 зад. | 7-8 зад. | ||
Длительность занятия | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | 30-35 мин. | ||
Группа | младшая | средняя | старшая | подготов. |
Табл. 2
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, а содержание упражнений меняется в зависимости от этапа обучения, возраста детей, состояния их здоровья, физического развития и подготовленности, времени года и др.
Схема 1. Последовательность подбора упражнений.
2. Алгоритм оформления конспекта
Физкультурного занятия
Традиционного типа
Программные задачи:
I Образовательные задачи:
1. Познакомить..., разучить..., (указывается конкретная задача по технике)
2. Продолжать учить..., закрепить..., (указывается конкретная задача по технике)
3. Совершенствовать..., (указывается конкретная задача по технике)
4. Развивать физические качества... (указывается конкретная задача по технике)
II Воспитательные задачи:
Оборудование: (в конспекте указывается название и количество).
Требования к организации и оформлению конспекта разных частей традиционного физкультурного занятия (см. табл. 3).
Таблица 3.
Программное содержание и части занятия | Время, темп, дозировка | Организационно-методические указания |
I Вводная часть Каждое задание записывается с новой строки. Начинаются задания с обычной ходьбы (продумать целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению темпу, способу выполнения, нагрузке). Последнее задание - перестроение на выполнение общеразвивающих упражнений. | 2-6 мин. | Начало занятия: - дети входят в зал свободно и по распоряжению воспитателя строятся в шеренгу; - дети входят в зал в колонне по одному и по команде перестраиваются в шеренгу. Воспитатель собирает внимание детей и дает целевую установку: - в младших группах с целью вызвать интерес, создать бодрое настроение; - в старших с целью объяснить последовательность заданий, настроить на занятие, собрать внимание. После целевой установки проверить осанку детей и дать команду: «В обход по залу...» К каждому заданию четкие, краткие указания по технике. Продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение). Продумать, каким способом дети будут брать предметы (если нужны) и способ построения. |
II Основная часть а) общеразвивающие упражнения 1. И.п.[1] В.** 1. 2. 3. 4. (Запись под счет, обратить внимание на последовательность подбора упражнений). Заканчивается комплекс прыжками в больших сериях. б) основные движения 1 ... (указать движение. Способ его выполнения, дозировку, расстояние и т.д.) 2 ... 3 ... в) Подвижная игра « (название игры)». Движения: 1... 2... 3... (совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки). Игра – знакомая детям, на другое движение | Дозировка | М (методика): предусмотреть название упражнений, смену и.п. для каждого, разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию, по объяснению и т.д.), различное ритмичное сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе). Т (техника): к каждому упражнению краткие и очные указания по технике. Закончив общеразвивающие упражнения, воспитатель перестраивает детей в шеренгу и всем детям показывает новое или трудное движение. 1. целостный показ, 2. показ с объяснением. Затем показывает движение на закрепление (к показу можно привлечь ребенка, показать перед всеми детьми или в подгруппе после деления). После чего воспитатель делит детей на подгруппы. В конспекте зарисовывается способ организации детей на выполнение основных движений. Особенности проведения в младшей группе: Воспитатель сначала объясняет каждое движение, затем дети фронтально его выполняют. Важно поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного повторения движений, продумать методы обучения, оценку (анализ по технике движения в каждой подгруппе). - назвать игру; - объяснить (с учетом возраста детей, новизны игры); - выделить правила (для старших); - распределить роли (на каждом занятии по-разному); - руководство (добиваться выполнения правил, качественного выполнения движений, регулировать нагрузку); - подвести итог. Использовать всю возможную площадь). |
III Заключительная часть - восстановить пульс, дыхание. « (назвать упражнение)» Движения. | Назвать упражнения, объяснить. (Не допустить резкой остановки после бега и др. нагрузочных упражнений, восстановить дыхание. Подвести итог, анализ занятия (отношение детей к занятию). Вопросы: Что нового научились выполнять? Что было трудным? Что особенно понравилось? И т.д. Итог занятия должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить. |
Способы организации детей на выполнение основных движений на физкультурном занятии
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.
На физкультурных занятиях используются следующие способы организации: индивидуальный способ, поточный способ, фронтальный, посменный, групповой способ.
Педагог использует разные способы организации детей в зависимости от задач занятия, возраста детей, размеров помещения, наличия оборудования и пр.
Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие - посменно (подлезание, упражнения в равновесии и т.д.).
В младших группах дети сначала выполняют первое движение – фронтально, затем второе движение фронтально.
Если движения фронтальным способом выполнять нельзя, то детей делят на две подгруппы, но в подгруппах дети выполняют одинаковые движения поточным способом.
Движения:
1. Катание мячей друг другу из положения сидя на полу (расстояние).
2. Ползание на четвереньках в прямом равновесии.
Условные обозначения:
Рис. 1
|
|
Движения:
1. Ходьба по гимнастической скамейке.
2. Подлезание под воротики (высота 50 см).
Рис. 2
ИЛИ
Рис. 3
Со средней группы детей делят на две подгруппы, но в подгруппах дети выполняют разные движения, затем меняются местами.
Движения (средняя группа):
1. Метание предмета в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) (новое).
2. Прыжки через линию поочередно (через 4-5 линий, расстояние между ними 40 см).
3. Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20 см от пола.
Рис. 4
І ІІ
ИЛИ
І ІІ
Движения (старшая группа):
1. Бросание мяча вверх и ловля его с хлопками.
2. Пролезание в обруч разными способами.
3. Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая кубики.
Рис. 5
І ІІ
В старших группах, где решаются задачи закрепления и совершенствования движений или на занятиях контрольно-учетного типа используется поточно-круговое выполнение движений.
Движения (подготовительная группа):
1. ходьба по наклонной доске вверх и вниз.
2. прыжки в длину с места.
3. бег с препятствиями.
4. ползание на четвереньках с подлезанием под дугу (высота 55 см).
Рис. 6
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1230.