Составитель: к.п.н. А. Г. Соломатина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория английского языка

Учебно ― методическое пособие по дисциплине «Основы теории изучаемого языка» для слушателей программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

 

Воронеж 2016

Составитель: к.п.н. А. Г. Соломатина

Рецензенты: канд. филол. наук, доц. И.М. Пиевская

Учено ― методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры иностранных языков (протокол №1 от 6 сентября 2011 г.) и методической комиссии гуманитарно - правового факультета (протокол №1 от 13 сентября 2011 г.)

 

Предназначено для слушателей 2 курса программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» Оно включает в себя основные сведения по истории, лексикологии, лексикографии, стилистике, теоретической грамматике английского языка, а также вопросы и упражнения к семинарским занятиям. Студенты могут использовать данное пособие как для изучения теории, так и для практических и семинарских занятий, а также для самостоятельной работы. Содержание пособия соответствует учебной программе курса «Основы теории изучаемого языка».

Рекомендуется для аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

 

 

Введение

ГРУППА ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Английский язык принадлежит к группе родственных языков общегерманского происхождения, которые входят в состав индоевропейской семьи языков. Этническое и лингвистическое разобщение в рамках германской группы языков привело к нарушению единства и возникновению трех подгрупп германских языков:

1. Восточногерманская подгруппа, включающая такие языки, как

готский, вандальский, бургундский – все эти языки уже давно являются мертвыми;

2. Северогерманская подгруппа, включающая следующие языки:

исландский, норвежский, датский, шведский;

3. Западногерманская подгруппа, в которую входят такие языки, как

английский, немецкий, голландский, фризский, африкаанс.

Германские языки составляют особую группу в индоевропейской

семье языков благодаря их общим чертам, которые прослеживаются в

фонетике, грамматике и лексическом составе.

В истории развития языка за периодами бурных и обширных

изменений могут следовать периоды относительного спокойствия. В процессе развития язык изменяется не только под влиянием языковых законов и перемен, но и благодаря изменениям в общественной жизни языкового сообщества. История английского языка подразделяется на следующие периоды:

I. Древнеанглийский – начинается с завоевания Британии германскими

племенами (5 в. н.э.); заканчивается норманнским завоеванием (1066 г.).

Охватывает период с 5-7 в.в. до конца 11 в. н.э.;

II. Среднеанглийский – начинается с норманнского завоевания и

продолжается до конца 15 в. В 1485 г. завершилась Война Роз, что означало упадок феодализма и возникновение капитализма в Англии; эти события также повлияли на развитие английского языка. В 15 в. Появилось книгопечатание (1475 г.), что стало немаловажным событием в социальном и лингвистическом планах. Среднеанглийский период подразделяется на ранний среднеанглийский (12-13 в.в.) и поздний среднеанглийский (14-15 вв.).

III. Современный английский – начинается примерно в 1500 г. и

продолжается до сих пор. Этот период принято подразделять на ранний

современный английский (1500-1700 г.г.) и собственно современный

английский (с 1700 до наших дней).

 

Раздел 1. Основы лексикологии английского языка

 

A Wonderful Son

This should serve as a warning to all those parents who insist on teaching their children “the value of money”. A woman in York has begun legal proceedings against her son after he refused to share the proceeds from a winning lottery ticket with her. For the last two years, mother and son have each been putting in £20 per month to buy lottery tickets, which the son would pay for and pick up every Saturday before going to work. One particular Saturday evening he rang his mother to say that they had won two million pounds on one of their tickets. The mother was thrilled to hear this and spent the evening deciding on what she was going to do with her share. Imagine her disappointment when, the following morning, her son called to say that he had made a mistake and that the winning ticket had in fact not been one of theirs, but one that he had bought on his own.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Busted by Invitation

Dope smokers the world over seem to be welcoming the tendency of many police forces to turn a blind eye to what the law is beginning to see as a fairly harmless habit. However, even the police can only lighten up so much. Two officers arrived at a house in Massachusetts after someone accidentally dialed 911 and then hung up. After being invited into the house, the officers were surprised to find marijuana being smoked. They were going to let it pass until the lady of the house proudly showed them a huge store of the stuff in the kitchen. The woman and her husband were a little taken aback to find themselves in court on charges of cultivating and supplying marijuana.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Slave Driver

Four school kids from Oklahoma are dragging the entire state’s education system through the courts after they were forced to take part in what their school called a “creative history lesson”. It seems that their teacher wanted them to get a taste of life on a slave ship and to this end had the children tied up with masking tape and beaten by their fellow pupils. Most teachers would have drawn the line at the beating, but this particular teacher was clearly a bit of an adventurous soul because he then ordered that they be “imprisoned” together in a shower stall and smeared with the contents of dirty nappies in order that they get a flavour of what life was really like on the journey from Africa to the New World.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Найдите по одному примеру следующих групп слов: неологизм, термин, сленг, диалектизм, разговорное выражение. Составьте предложения с ними.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Интернациональные слова

Среди заимствований существует группа слов, известных многим языкам с одинаковым или близким значением, которые называются интернациональными (phonetics, biology, democracy, class, music, melody).

 

Вопросы для повторения теоретического материала:

1. Что такое этимология?

2. В чем различие следующих терминов «источник заимствования» и «происхождение»?

3. Какие слои лексики выделяются в английском языке?

4. Дайте определение изолированных слов.

5. Какие заимствования встречаются в английском языке?

6. На какие исторические периоды можно разделить латинские заимствования?

7. Какие исторические события влияют на скандинавские и французские заимствования в английском языке?

 

Практические задания.

 

British dramatists .

In the past 20 years there has been a considerable increase in the number of new playwrights in Britain and this has been encouraged by the growth of new theatre companies. In 1956 the English Stage Company began productions with the object of bringing new writers into the theatre and providing training facilities for young actors, directors, and designers; a large number of new dramatists emerged as a result of the company productions Television has been an important factor in the emergence of other dramatists who write primarily for it; both the BBC and IBA transmit a large number of single plays each year as well as drama series and serials.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Заполните таблицу собственными примерами заимствований в английском языке.

Латинские заимство-вание Греческие заимство-вание Скандинавские заимствования Французские заимство-вания Русские заимство-вания
         
         
         
         
         

Вопросы для повторения теоретического материла.

1. Что такое омонимы?

2. Назовите основные пути образования омонимов.

3. Дайте определение синонимов и назовите основные их виды.

4. Что такое антонимы?

Практические задания.

1. Найдите синоним или антоним к выделенным словам.

 

1. John had to jump to reach the top shelf. Synonym: ________________________

 2. My backpack is very heavy. Antonym: ________________________

3. I am very sad to see that happen. Antonym: ________________________

4. I love to go hiking in the forest. Synonym: ________________________

5. I had an awful time at the party. Antonym: ________________________

6. Everybody is going to the concert tonight. Antonym: ______

2. Подберите антонимы к следующим словам:

after, dim, failure, something right, husband, flexible, exclude, just, conceal, different, somewhere to like, sympathy

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие синонимы соответствуют следующим словам? Назовите их типы .

 cordial, to moan, homeland, city, stool, to begin, the dead, to perspire

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Определите вид омонимов:

can (консервная банка) – can (модальный глагол) _______________________________________________

soul (душа) – sole (единственный) ________________________________________________

cell (клетка) – sell (продавать) ________________________________________________

flat (квартира) – flat (плоский) __________________________________________________

lie (лгать) – lye (щелочь)

__________________________________________________

lead (свинец) – lead (вести) ___________________________________________________

pray (молиться) – prey (жертва) ___________________________________________________

need (нуждаться) – knead (месить тесто) ___________________________________________________

isle (остров) – aisle (проход между рядами) ____________________________________________________

foul (грязный, отвратительный) – fowl (домашняя птица) _____________________________________________________

die (умирать) – dye (краска, окрашивать) ____________________________________________________

 

 

2. Продолжите ряд синонимов к следующим словам:

 

cry______________________________________________________

happy___________________________________________________

brave____________________________________________________

awful____________________________________________________

 

 

Вопросы для повторения теоретического материла

1. Дайте определение имени существительного.

2. Назовите основные категории имени существительного в английском языке.

3. Назовите основные подклассы имени существительного в английском языке.

4. Что такое артикль, какие артикли существуют в английском языке?

5. Какие функции выполняет артикль в английском языке?

 

Практические задания

1. Прочитайте данный текст и выпишите все существительные, найденные в нем:


Jillian and her mother went to an auction in the city. They were hoping to find paintings and other artwork to decorate their home. They looked around at all the things on display. There were vases, furniture, and sculptures. Everywhere they looked there were more beautiful and exotic items to see.

Eager to find the paintings, Jillian walked quickly to the far side of the building. She could hardly believe her eyes when she saw an original painting by Monet. Tiny colored dots combined to make a magnificent picture. She didn’t even want to guess how much it would cost. She knew that she would never have enough money to buy it. She did see several other paintings that she liked. She showed them to her mother, who agreed that they were beautiful.

The auction lasted for hours! Finally, one of the paintings that they liked was on the platform.

Jillian’s mother had the winning bid! By the end of the auction, they had three lovely paintings to take home with them. Jillian also had some great memories of the time she had spent with her mother. She would think of that day, and the painting by Monet that she had seen up close, every time she saw the new paintings hanging in their home. It had been a wonderful day.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


 

2. Прочитайте предложения, проанализируете имена существительные, найденные в них:

1. The boy was devouring cakes, while the anxious-looking aunt tried to convince the Grahams that her sister's only son could do no mischief.

________________________________________________________________________________________________________________

2. He bought another pair of scales.

________________________________________________________________________________________________________________

3. They have got five cows and a bull, two cocks and three dozen hens, a drake and ten ducks. __________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Happiness is not a destination it is a method of life. ________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Перепишите предложения, Вставляя артикль, где необходимо:

A) a    B) the     C) —

 

1. good books have good examples.

________________________________________________________

2. I must go to bank and post office.

________________________________________________________

3. It's as cold as ice.

________________________________________________________

4. Which is longer: Volga or Danube?

________________________________________________________

5. They say sugar is bad for you.

________________________________________________________

6. Would you like to go to theatre with me tonight?

________________________________________________________

7. Is Everest highest mountain in world?

________________________________________________________

8. news that you brought was great shock.

__________________________________________________________

9. It's pity that you can't come.

________________________________________________________

10. weather was fine, and we decided to take walk.

________________________________________________________

 




Вопросы для повторения теоретического материала

1. Дайте определение имени прилагательного в английском языке.

2. На какие подгруппы можно разделить прилагательное в английском языке.

3. Назовите единственную форму словоизменения прилагательных.

4. Дайте определение числительного в английском языке, определите его функцию в предложении.

5. Что обозначают порядковые и количественные числительные?

 

Практические задания.

1. Определите качественными или относительными являются следующие прилагательные:

 wooden, long, leathern, central, polite, sunny, golden, English, clever, eastern, big.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных:

Nice    
Farther    
Interesting    
Narrow    
Kind    
Modern    
Little    
Near    
Cold    
Snowy    

 

3. Напишите буквами цифры :

5, 9th, 15, 20, 12th, 19th, 55, 89, 4th, 7th, 2th, 1th, 20th, 32th, 75, 257, 1020.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Переведите данные предложения на русский язык, обращая внимание на прилагательные:

1. Julia, smiling good-naturedly, looked at her with ingenuous eyes. (W. S. Maugham)

________________________________________________________________________________________________________________

2. He was tall and homely, wore horn-rimmed glasses, and spoke in a deep voice. (J. Cheever)

________________________________________________________________________________________________________________

3. She was very fond of him, but he was so elegant, so well-bred, so cultured, she could not think of him as a lover. (W. S. Maugham)

________________________________________________________________________________________________________________

 4. He advanced with unmistakable authority on squat, powerful legs. (D. Brown)

________________________________________________________________________________________________________________

 5. Surely there is not another language that is so slipshod and systemless, and so slippery and elusive to the grasp. (M. Twain)

________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитайте и посчитайте:

In the street I live there are two hotels. In each hotel there are five floors. On each floor there are ten rooms. In each room there is a bathroom. In each bathroom there are two bars of soap. Then one day a thief steals half the soap bars. How many bars of soap are left in the room?_____________

 

Лекция № 8. Местоимение

Местоимения обладают предельно обобщенным значением: они указывают на любые предметы, существа, отвлеченные понятия, не называя их.

Местоимения распадаются на подклассы, различные по их лексическому содержанию, морфологическим формам и синтаксическим функциям. Обычно выделяются следующие подклассы: местоимения личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные, неопределенно-личные.

Личные местоимения далеко не равны по своему месту в языке. Местоимения 1 лица – I, we, также как и местоимения 2

лица – you – ничего не замещают сами; местоимение 3 лица – he, she, it, they, являются заместителями существительного и могут указывать на любой предмет или лицо.

Значение лица и числа у личных местоимений не является морфологическим; они принадлежат лексике. Категория падежа несомненно существует, она выражена двумя падежами: именительный и объектный.

Местоимения my, his, her, its, our, your, their указывают на принадлежность.

В позициях свойственных существительным, притяжательные

местоимения функционируют в особой – «абсолютной» форме (т.е. без употребления существительного после него) - mine, his, hers, ours, yours, theirs.

Whose book is this? – This is mine.

Возвратные местоимения указывают на тождество деятеля и объекта действия: I saw myself in the mirrow.

Указательные местоимения подразделяются на две группы: местоимение this, these указывает на предметы, близкие по времени или расстоянию от говорящего. Местоимение that, those указывает на предметы, удаленные во времени или пространстве от говорящего.

К вопросительные местоимениям  относятся: who, whom, what, which. Whom является формой объектного падежа от who, но в английском языке намечается довольно четкая тенденция к вытеснению формы whom.

Вопросительные местоимения участвуют в вопросительных формах

предложения, создании специального вопроса, занимая первую по счету позицию. Who занимает позицию подлежащего. Whom – позицию дополнения. What, which – как подлежащее или дополнение, или определение.

Относительные местоимения частично совпадают по составу с

вопросительными. Функцией этого разряда считается присоединение зависимых единиц к главным частям в предложении.

Неопределенные местоимения

Неопределённые местоимения этого разряда указывают на некий предмет или лицо, не идентифицируя его. Этот разряд не имеет четкой структуры, однако, ядро его составляют местоимения some, any, no и их производные something, anything, nothing; somebody, anybody, nobody; someone, anyone, no one.

К неопределенным местоимениям причисляются (Г.Поутсма): all, each, every, everything, everybody, everyone, several и ряд др.

Лекция 9. Глагол

Глагол – часть речи, которая выражает грамматическое значение действия, т.е. признака динамического протекающего во времени.

Словоизменительная система глагола богаче, чем у других частей речи.

Она включает в себя не только синтетический способ образования, но и аналитические формы. Глагол – единственная часть речи, имеющая аналитические формы.

Словообразовательная структура глагола бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов. Самые распространенные суффиксы:

германского происхождения – en – to redden, to strengthen; романского – fy – to magnify, to dignify; - ize – to mobilize.

Все английские глаголы делятся на 2 группы на основании определенных морфологических свойств, а именно: по способу образования форм прошедшего времени и причастия второго.

Наиболее многочисленная группа – стандартные глаголы (правильные) образуют указанные формы путем прибавления суффикса, имеющего три фонетических варианта, в зависимости от конечной буквы основы. На письме этот суффикс имеет одну форму – ed.

Вторую группу образуют глаголы нестандартные (неправильные), распадающиеся на множество подгрупп. Они образуют основные формы чередования корневого гласного.

Глаголы знаменательные – это лексические полноценные глаголы, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние.

Глаголы служебные – функция, которая в составе сказуемого является чисто грамматической.

Служебные подразделяются на вспомогательные и связочные.

Вспомогательные участвуют в аналитической форме глагола как чисто грамматический компонент, их лексическая семантика упрощена Грамматическая функция глагольных связок состоит в указании на связь предмета (явления) с каким-нибудь его признаком.

Модальные глаголы передают отношение субъекта/объекта к действию.

Это отношение – возможность, долженствование и т.д – является их грамматическим значением.

Видовый характер глагола – это зависимое грамматическое значение, объединяющее глаголы по отношению обозначаемого или действия к пределу. На этом основании глаголы делятся на: предельные, непредельные и двойственные.

Английский глагол имеет очень развитую систему видо-временных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Это основные глагольные категории. Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют неличные формы –

причастие, герундий, инфинитив – имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

Категория лица и числа – внутрипарадигматические, существующие в любой парадигме личных форм глагола.

В английском языке категории лица и числа выражены слабо.

Грамматическая категория времени (tense) – отношение действия к моменту отсчета, которым является условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время. Прошедшее – отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момента речи. Будущее – отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включает момента речи.

Английская видо-временная система включает 4 парадигматических разряда: основной (Indefinite/Simple), длительный (Progressive/Continious), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect-Continious).

Наклонение – это глагольная категория, выражающая определенную модальность высказывания, т.е. устанавливаемое говорящим отношение высказывания к действительности. Существует 3 наклонения в английском языке: изъявительное, повелительное и сослагательное.

Категория залога – выражает отношение глагольного признака к

подлежащему и характеризует реальное значение подлежащего по отношению к глагольному признаку.

В английском языке существует 2 залога: действительный и

страдательный.

 

 

Вопросы для повторения теоретического материала:

1. Что такое глагол?

2. Назовите основные виды глаголов.

3. Какие основные категории присутствуют у глагола?

4. Что такое действительный и страдательный залог?

 

 

Практические задания:

Упражнение 1. В следующих предложениях встречаются глаголы, образованные путем конверсии; определите с какими однокоренными прилагательными или существительными они соотносятся; переведите глагол и исходное слово.

 1. After tea I asked the permission to go and post the letter.

________________________________________________________

2. Two great streets cross and divide the city into four quarters.

________________________________________________________

3. You may remember that I lectured in Newark not long ago for the young gentlemen.

________________________________________________________

4. I’ve told you forty times not to touch jam or I would whip you.

________________________________________________________

5. She might come and room with her.

________________________________________________________

6. This club was housed comfortably on Twelfth street near Fifth Avenue.

________________________________________________________

7. They valued their lives.

________________________________________________________

 

2. Определите время и залог сказуемого в предложениях и переведите на русский язык:

1. Mr. Pickwick found that his three companions had already risen and were waiting for his arrival.

________________________________________________________________________________________________________

2. Don't you think that it is the most dangerous experiment we have ever made?

________________________________________________________________________________________________________________

3. He had already descended from the hill and was advancing on horseback towards me. ________________________________________________________________________________________________________________

4. If we don't work hard we shall not be able to pass the examinations.

________________________________________________________________________________________________________________

5. Dickens's works are read by millions of people and his name is well known to every schoolboy and schoolgirl. ________________________________________________________________________________________________________________

6. Soviet architects and builders are successfully carrying out the Plan for the Reconstruction of Moscow. ________________________________________________________________________________________________________________

7. After he had invited me into the house he asked me to wait for some minutes. ________________________________________________________________________________________________________________

8. The period of this tense class struggle was attended by the appearance of a new literary current—critical realism. ________________________________________________________________________________________________________________

9. How long have you been waiting for me? ________________________________________________________________________________________________________________

10. A book is an invention by means of which thought is recorded, carried about in the world, and handed down from one age to another. ________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите наклонение глаголов в следующих предложениях. Переведите предложения:

1. If I won the first prize, I would be happy.

________________________________________________________

2.  I saw an interesting film yesterday

______________________________________________________

3. If I were you I would do it at once.

______________________________________________________

4. Write it in your notebook.

______________________________________________________

5. She was awakened by the telephone.

______________________________________________________

6. Show me the letter, please.

______________________________________________________

Причастие

В английском языке существуют причастие первое (настоящего времени) и

причастие второе (прошедшего времени). Причастие второе не имеет собственной парадигмы; оно имеет только одну форму, и эта форма, если она не входит в состав аналитической формы глагола – перфекта или пассива.

Причастие второе употребляется в составе именного составного сказуемого, а также в составе обособленных конструкций. Причастие первое и герундий имеют полностью омонимичные морфологические формы. Это обстоятельство заставляет многих лингвистов считать их одной формой, различающейся только функционально. Можно описать герундий и причастие первое как «-ing-форму».

Возможные для них синтаксические позиции определяются именно этим свойством, тогда как глагольные черты - наличие форм вида и залога и возможность принимать дополнение первое – свойственны обеим формам.

Идентичность форм несомненно, но существуют терминологические различения причастия и герундия, хотя и имеются моменты их сходства.

Причастие первое – неличная глагольная форма, близкая по значению прилагательному и наречию. Она передает признак предмета или действия, возникающий в силу производимого или произведенного действия.

Герундий

Герундий близок к существительному и глаголу по значению. Герундий – наиболее своеобразная неличная форма в системе английского глагола. В то время как инфинитив и причастия – формы, свойственные всем современным европейским языкам, герундий имеет параллель только в испанском языке;

германским языкам, кроме английского, эта форма не свойственна. В русском языке герундий отсутствует.

 

Вопросы для повторения теоретического материала:

1. Что такое инфинитив?

2. Какую функцию в предложении занимает инфинитив?

3. Что такое причастие и какие бывают причастия в английском языке?

4. Что такое герундий?

 

Практические задания:

1. Выберите из скобок герундий или инфинитив:

1. I am planning … (to visit/visiting) my granny next week. (Я планирую навестить бабулю на следующей неделе.) ____________________

2. When they finish … (to eat/eating) their lunch, they’ll go to the office. (Когда они закончат обедать, они отправятся в офис.) ____________

3. He suggested … (to buy/buying) some food. (Он предложил купить немного продуктов.) __________________________

4. Does Sally enjoy … (to go/going) to the gym? (Сэлли нравится ходить в тренажерный зал?) ________________________

5. Don’t put off … (to write/writing) a report till the end of the month. (Не откладывай написание доклада до конца месяца.) __________________

6. John refused … (to answer/answering) my question. (Джон отказался отвечать на мой вопрос.) _______________________

7. My brother intends … (to get/getting) married soon. (Мой брат намеревается скоро жениться.) _____________________

8. I think she didn’t mean … (to hurt/hurting) you. (Думаю, она не хотела обидеть тебя.) _______________________

9. Keep … (to beat/beating) the eggs. (Продолжай взбивать яйца.)

_________________________

10. Fred can’t afford … (to travel/travelling) this year. (Фред не может себе позволить в этом году путешествовать.) _______________________

11. We expect … (to leave/leaving) tomorrow. (Мы собираемся уехать завтра.) ______________________________

12. Mary decided … (to fly/flying) to Venice. (Мэри решила полететь в Венецию.) ________________________

13. The sportsmen hope … (to get/getting) the best results. (Спортсмены надеются добиться лучших результатов.)

14. Are you going to give up … (to smoke/smoking)? (Ты собираешься бросать курить?)

15. They don’t want … (to have/having) any more children. (Они больше не хотят иметь детей.)

16. I don’t mind … (to wash up/washing up). (Я не против того, чтобы помыть посуду.)

17. Girls, stop … (to giggle/giggling). (Девочки, перестаньте хихикать.)

18. Ben likes … (to play/playing) chess. (Бен любит играть в шахматы.)

19. Lara goes … (to dance/dancing) every weekend. (Лара ходит на танцы каждые выходные.)

20. Harry can’t stand … (to work/working) on Saturdays. (Гарри не выносит работы по субботам.)

 

2. Определите функцию герундия в следующих предложениях:

1. Drinking tea is good. _______________________

2. I hate making people cry. ______________________

3. Seeing is believing. ________________________

4.Smoking room . _____________________

5.I went on by breathing deeply. ________________

3. Объедините два предложения в одно, используя причастие I.

Ex: He was jumping down the stairs. He broke his leg. – He broke his leg jumping down the stairs. (Он сломал ногу, прыгая вниз по лестнице.)

 

1. Tom was watching the film. He fell asleep.

____________________________________________________

2. The pupils opened their textbooks. They looked for the answer.

____________________________________________________

3. Julia was training to be a designer. She lived in Milan for 3 years.

____________________________________________________

4. They are vegetarians. They don’t eat meat.

____________________________________________________

5. Jane was tidying up her bedroom. She found some old letters.

____________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы:

Translate into Russian.

1 . The buyers want to know our terms of payment.

________________________________________________________
2 . This is for you to decide.

________________________________________________________
3 . The plan of our work will be discussed at the meeting to be held on May 25.

________________________________________________________
4 . To walk in the garden was a pleasure.

________________________________________________________
5 . Jane remembered to have been told a lot about Mr. Smith.

________________________________________________________
6 . I felt him put his hand on my shoulder.

________________________________________________________
7 . This writer is said to have written a new novel.

________________________________________________________
8 . She seems to be having a good time at the seaside.

________________________________________________________
9 . They watched the boy cross the street.

________________________________________________________
10 . To advertise in magazines is very expensive.

________________________________________________________
11 . He proved to be one of the cleverest students at our Institute.

________________________________________________________
12 . He knew himself to be strong enough to take part in the expedition.

________________________________________________________
13 . To see is to believe.

________________________________________________________
14 . He is sure to enjoy himself at the disco.

________________________________________________________
15 . To tell you the truth, this company has a very stable position in the market.

________________________________________________________

 















A) adverbs of manner B) adverbs of degree C) adverbs of place

 

1. abroad 4. somewhat 7. near 10. carefully 13. ashore 16. well 2. badly 5. almost 8. underfoot 11. overseas 14. downstairs   3. fiercely 6. beautifully 9. angrily 12. underneath 15. silently  

 

А ) adverbs of manner ________________________________________________________________________________________________________________

B) adverbs of degree ________________________________________________________

________________________________________________________

 C) adverbs of place ________________________________________________________

________________________________________________________

 

Итоговый тест по разделу

«Теоретическая грамматика английского языка».

1. Примером имени существительного закрытого ряда является…

а) man-men                          б) cup-cups          в) city-cities

2. Объединение двух или более грамматических форм называется…

а) грамматический разряд   б) грамматическая категория

в) грамматическое значение              

3. Части речи, имеющие лексическое значение, называются:

а) служебные                     б) типичные         в) знаменательные

4. Характерным суффиксом имени существительного является …

а) ist                                   b) ful                                в) un  

5. Артикль представляет категорию…

а) рода                       б) числа      в) определенности/неопределенности

6. Основной функцией имени прилагательного является…

а) определение                б) дополнение         в) обстоятельство

7. Отсутствие особых синтаксических функций свойственно для:

а) наречия                       б) местоимения         в) числительного

8. Выделенное слово в словосочетании hundreds of people является…

а) наречием                    б) числительным        в) существительным               

9. Какое из ниже приведенных местоимений имеет категорию числа:

а) who                             б) this                            в) myself

10. Какая категория присутствует у местоимения other:

а) числа                          б) падежа                    в) рода

11. Местоимения all , every , several являются…

а) указательными                 б) возвратными       в) неопределёными

12. Одним из видов служебного глагола является…

а) связочный                   б)  основной                 в) смысловой

13. Какая категория у глагола выражена слабо?

а) времени                        б) наклонения             в) лица

14. Полностью омонимичные морфологические формы имеет…

а) причастие второе и герундий б) инфинитив и герундий

в) причастие первое и герундий

15. Then , far , seldom являются наречиями …

а) качественными           б) количественными     в) обстоятельственными.

16. Частица even является…

а) уточняющей         б) эмоциональной    в) ограничительной

17. Служебная часть речи, передающая грамматическое значение …

а) союз                      б) предлог                   в) наречие

18. Часть речи, выражающая различные эмоции,…

а) союз                      б) предлог                   в) междометие

19. Суффикс fy наиболее распространен у …

а) глагола                   б) наречия                в) прилагательного

20. Наиболее крупная единица морфологии…

а) фонема                   б) окончание           в) слово

 

  а б в   а б в
1       11      
2       12      
3       13      
4       14      
5       15      
6       16      
7       17      
8       18      
9       19      
10       20      

 

Закончите предложения:

1. Назначение служебных частей речи… ________________________________________________________________________________________________________________.

2. Традиционно принято различать следующие подклассы существительного ________________________________________________________

 3. Артикль может быть заменен ________________________________________________________

4. Единственная форма словоизменения прилагательных является …

________________________________________________________

5. Количественные числительные обозначают ________________________________________________________

________________________________________________________

6. Возвратные местоимения указывают ________________________________________________________

________________________________________________________

7. Основная функция местоимения ________________________________________________________

________________________________________________________

8. Модальные глаголы передают

________________________________________________________________________________________________________________

9. Наклонение – это ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

10. Союзные слова отличаются от союзов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Раздел 3. Синтаксис.

Лекция 13. Словосочетание.

Словосочетание - является основной единицей синтаксиса как и предложение. Минимальное словосочетание двухкомпонентно, максимальное теоретически может быть сколь угодно велико. Словосочетание является предметом изучения синтаксиса.

      Наблюдается неравенство семантического значения словосочетания – сумме значений его составляющих.

Например: 1) fruit salad – фруктовый салат; a fruit knife – нож

предназначенный для резки фруктов. Отношения компонентов разные.

2) horse shoes – подкова; alligator shoes – обувь из кожи крокодила. В сочетании hourse shoes нет значения обувь из кожи лошади.

Все модели свободных словосочетаний современного английского языка подразделяют на разряды в зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи:

1) Глагольные словосочетания (например, to see smth, to see to smth).

2) Именные словосочетания (например, a newspaper article, an article of clothing).

3) Адъективные словосочетания (например, free from smth,

Основные типы связей: сочинение и подчинение.

Сочинение. Сочинительными считаются те группы, которые состоят из относительно независимых элементов, способных быть объединенными с помощью одного из сочинительных союзов. Как правило, для этой цели используется союз – and -, но возможны и др.

Ex. men and women; my mother and I, red and green.

Подчинение – основано на неравноправии комбинирующихся единиц.

Причем одна из составляющих доминирует над остальными и подчиняет их

себе как в плане формы, так и в плане расположения. Доминирующая единица называется ведущим элементов или ядром подчинительного словосочетания и может быть выражена различными частями речи.

Подчинительные построения различны по своей внутренней структуре и могут иметь как левое расположение зависимых: Ex. an old brownstone house,

так и правое расположение: Ex. a list of names, bad for the heath. Существует подчинение с центральным расположением ядра: Ex. a folded sheet of paper.

Существует аккумулятивная связь. Отношения рассматриваемого типа проявляются не очень отчетливо и группы, связанные с этим видом отношений, могут быть идентифицированы как синтаксические структуры только на фоне элемента, не входящего в рассматриваемое словосочетание, удобно называть этот тип отношений аккумулятивными.

 

Вопросы для повторения теоретического материала:

1. Что такое словосочетание?

2. Назовите основные типы связей слов в словосочетании.

3. Какие виды словосочетаний вы знаете.

 

Практические задания.

1. Определите тип словосочетания и переведите их:

 

1. rent a car ___________________________________________________

2.  once too often ___________________________________________________

3. to learn by heart ___________________________________________________

4. very practical ________________________________________________________5. fall in love ________________________________________________________

6. all these children ________________________________________________________

7. most beautiful ________________________________________________________

8. to take the bull by the horns ________________________________________________________

9. fast car  ________________________________________________________

10. to keep secret ________________________________________________________.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельно составьте по 5 словосочетаний на каждый известный вам тип связи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

A) Why В ) What С ) How D) Where

 

1. are you thinking about? ________________________

2. is the nearest telephone?  _______________________

3. are you doing now?  ____________________

4. don't you wear this sweater?  ______________________

5. do they get to school? ___________________________

6. does your father go on Mondays? __________________

7. didn't you come to school yesterday?  _______________

8. is she wearing?  ________________________

9. do you think of Mike?  __________________

10. often does he go running?  ____________________

11. time do you get back? _____________________

12. don't we go shopping this afternoon? ____________________

13. much are these trousers? _________________________

14. tall is he? _______________________

15. was the party last night?  ______________________

16. many people live there? _______________________

17. are they from? _______________________

18. far is your school from our house? ______________________

19. don't we have a game together some time? ____________________

20. exams have you passed? __________________________

 

Задания для самостоятельной работы.

Закончите предложение.

1. Минимальное словосочетание _________________________________.

2. Важнейшей особенностью предложения является

________________________________________________________________________________________________________________

3. Квази-предложения – это

________________________________________________________________________________________________________________.

4. Каждый из типов предложений характеризуется специфическими особенностями построения:

________________________________________________________________________________________________________________.

5. Подчинительная связь слов в словосочетании построена на

________________________________________________________________________________________________________________

6. Основными типами вопросительных предложений являются

________________________________________________________________________________________________________________

7. Диалог - это ____________________________________________________

________________________________________________________

8. Основными характеристиками текста являются ________________________________________________________

9. Членами предложения называются

________________________________________________________________________________________________________________.

10. Сложность предложения как синтаксической структуры заключается

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Раздел 4. Словообразование.

Лекция 15. Словообразование.

Одним из путей пополнения словарного состава любого языка является

словообразование.

Словообразование - совокупность действующих в языке правил и способов образования новых слов на основе уже имеющихся.

В языкознании обычно выделяются следующие важнейшие способы образования новых слов грамматическим путем: аффиксация, конверсия и словосложение, каждый из которых включает ряд разновидностей.

Для многих языков наиболее характерным является способ аффиксации, с помощью которого новые слова создаются путем присоединения префиксов (префиксальный способ), суффиксов (суффиксальный способ) и одновременно префикса и суффикса (префиксально-суффиксальный способ) к основам различных частей речи.

Аффиксация действует в качестве способа образования новых слов на протяжении всей истории английского языка, о чем свидетельствует огромное количество слов, которое возникает с помощью словообразовательных аффиксов.

- аффикс - (от лат. affixus - прикрепленный) - морфемы с грамматическим значением, которые не существуют вне слов и служат для словообразования и словоизменения;

- префикс - (от лат. prae - впереди fixus - прикрепленный) называется аффикс, стоящий перед корнем, т.е. приставка;

- постфикс - (от лат. post - после) аффикс, стоящий после корня, т.е. суффикс и флексия (окончание);

- морфема - минимальная значимая часть слова, неделимая со смысловой точки зрения.

Конверсия - способ образования новых слов, при котором внешняя форма не меняется (т.е. к нему не присоединяются и не отбрасываются аффиксы), но слово переходит в другой грамматический разряд, приобретая новые функции и новое значение; таким образом, появляется возможность образовывать новые глаголы от существительных и прилагательных, существительные от глаголов и прилагательных и т.д.

При конверсии меняется не только грамматическое, но и лексическое значение слова, которое приводит к появлению нового слова.

Конверсия является специфическим способом образования новых

слов в английском языке. Например, образование глаголов от

существительных: a telephone - to telephone, fork - to fork разветвляться, word - to word выразить при помощи соответствующих слов.

Образование глаголов от прилагательных: wet - to wet замочить,

увлажнить, brave - to brave храбриться, wrong - несправедливый - to wrong - поступать несправедливо.

Образование существительных от глаголов: to feed - feed еда, to taste - пробовать - taste - проба, to remake - remake переделка.

Словосложение - это образование нового слова путем соединения основ двух или трех слов.

Словосложение как способ словообразования наиболее характерно для немецкого языка, например, встречаются очень редкие в других языках

сложные глаголы: kennlernen - познакомиться (kennen - знать, lernen - учиться), teilnehmen - участвовать (Teil - часть, nehmen - брать).

Различаются языки и по способам создания сложных слов. Для русского языка характерно образование сложных слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов) о, е - снегоход, сталевар, лесостепь, а для английского языка и немецкого - составление слов без соединительных элементов: classroom, teapot, schoolboy.

Сложные слова образуют различные структурные типы, которые относятся к различным частям речи. Сложные существительные в английском языке

обычно состоят из основ различных частей речи, соединенных без каких-либо изменений, причем, если первый компонент может быть выражен любой частью речи, второй - чаще всего представлен основой существительного.

Основные структурные типы:

1) основа сущ + основа сущ: lamp – shade абажур;

2) основа прила + основа сущ: blackcock тетерев;

3) основа герундия +основа сущ: drawing-room гостиная,

4) основа глагола + основа существительного: breakstone щебень;

5) основы двух существительных, соединенные предлогом: man-of-war военный корабль, man-of-letters писатель;

6) основа существительного + соединительный гласный + основа

существительного: speedometer спидометр.

Сложные прилагательные представлены следующими структурными типами:

1) основа прилагательного + основа существительного + суффикс

прилагательного -ed: long-legged длинноногий, grey-haired седой;

2) основа прилагательного + основа существительного ten-year

десятилетний, two-room двухкомнатный (второй компонент не имеет показателя множественного числа -s, который присутствует в свободном сочетании);

3) основа сущ + основа прилаг life-long пожизненный, world-wide мировой,

4) основа существительного + основа причастия II panic-stricken

охваченный паникой, snow-covered покрытый снегом, brick built построенный из кирпича;

5) основа прилагательного + основа прилагательного red-hot раскаленный докрасна, dark-blue темно- синий;

6) основа прилагательного + основа причастия I good-looking красивый.

Для английского языка образование глаголов путем словосложения нехарактерно и сложные глаголы встречаются редко.

1) основа существительного + основа глагола - browbeat запугивать;

2) основа прилагательного + основа глагола - whitewash белить.

У одних слов общее значение равно сумме значений компонентов greyhaired, peace-loving, у других общее значение не может быть выведено из значений компонентов - lady-bird божья коровка, bluebottle василек,

butterfingers растяпа, lady-killer сердцеед. Например,

lady-chair - сиденье, образуемое сплетением четырех рук.

Lady Day - Благовещение 25 марта

lady help - экономка благородного происхождения

lady love - возлюбленная

lady's finger- виноград "дамские пальчики"

love bird - небольшой попугай

love child - дитя любви

Сложные слова могут иметь прямое значение, например, lamp-shade, military-looking и переносное - sleepy head соня, heart-burning чувство зависти, ревности, досады.

 

Вопросы для повторения теоретического материала:

1. Что такое словообразование?

2. Назовите основные способы словообразования в английском языке?

3. Чем отличается словообразование от словоизменения?

 

 

Практические задания :

1. Определите способ словообразования в следующих словах:

1. careful _______________ 6. reader _____________________

2. USSR ______________    7. watchman __________________

3. unable _______________    8. phone ______________________

4. blackmail ______________ 9. to discover __________________

5. to empty _______________ 10. musical ____________________

 

 2. Переведите следующие сложные прилагательные на русский язык:

a) horror-stricken, ordinary-looking, noble-hearted, newly-healed, good-natured, open-faced, dark-eyed;

b) Heart-breaking, military-looking, medium-sized, soft-hearted, world-wide, light-blue, breath-taking, left-handed, cold-blooded, curly-haired.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Образуйте существительные от следующих прилагательных и переведите их:

A) -cy B) -ity C) -ness D) -ence

 

1. punctual 4. fluent 7. special 10. popular 13. present 16. foolish 19. intelligent 22. sad 25. ill 28. silent 2. dark 5. convenient 8. private 11. efficient 14. bitter 17. frequent 20. stupid 23. independent 26. equal   3. vacant 6. weak 9. confident 12. similar 15. kind 18. constant 21. different 24. urgent 27. real  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы :

 

1. Выберите подходящее по смыслу слово, обращая внимание на образование слов, переведите предложения:

 1. true/truthful This play is based on a ________ story. I believe her: I think, she is a __________ person. ________________________________________________________

 2. childish/childlike You can’t have everything you want: don’t be so __________. She has a _____________ quality, a sort of innocence, which I like. ________________________________________________________________________________________________________________

3. young/youthful Our teacher is full of ____________ enthusiasm for her subject. Enjoy yourself while you are still ___________

________________________________________________________________________________________________________________

4. uneatable/inedible This meat is so tough that I find it ______________. Some of the ___________ varieties of fungus are poisonous.

________________________________________________________________________________________________________________

5. unreadable/illegible The inscription was ____________, but I recognized it as Latin. War and Peace may be a good novel, but I find it ______________.  ________________________________________________________________________________________________________________

6. historic/historical “Ladies and gentlemen, this is a ______________ monument. The library contains a copy of Magna Carta and other __________documents.

________________________________________________________________________________________________________________

 

Закончите предложения.

1. Связь словообразования с лексикой заключается

________________________________________________________________________________________________________________.

2. Способ нулевой аффиксации – это

________________________________________________________________________________________________________________

3. Конверсия – это

________________________________________________________________________________________________________________.

4. Словоизменение отличается от словообразования

________________________________________________________________________________________________________________.

5. Самым характерным способ словообразования является

________________________________________________________________________________________________________________.

Раздел 4. Стилистика

Optical engineering

Optical engineering is the field of study that focuses on applications of optics. Optical engineers design components of optical instruments such as lenses, microscopes, telescopes, and other equipment that utilize the properties of light. Other devices include optical sensors and measurement systems, lasers, fiber optic communication systems, optical disc systems (e.g. CD, DVD), etc. Because optical engineers want to design and build devices that make light do something useful, they must understand and apply the science of optics in substantial detail, in order to know what is physically possible to achieve (physics and chemistry). However, they also must know what is practical in terms of available technology, materials, costs, design methods, etc. As with other fields of engineering, computers are important to many (perhaps most) optical engineers. They are used with instruments, for simulation, in design, and for many other applications. 47 Engineers often use general computer tools such as spreadsheets1 and programming languages, and they make frequent use of specialized optical software designed specifically for their field. Optical engineering metrology uses optical methods to measure micro-vibrations with instruments like the laser speckle interferometer.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

WORLD NEWS WORLD IN BRIEF

Cyber Café fire kills at least 24 students CHINA: At least 24 students were killed and 13 injured when a fire swept through an internet café in a university district of Beijing yesterday. The disaster drew a swift response from government leaders. The mayor, Lie Qi, ordered the immediate closure of all internet cafes in the city and the fire inspections for all buildings in the next three months. Web surfers in the Lanjisu café in northwest Beijiung were trapped behind a locked door and windows blacked by iron bars. Many cyber cafes operate without a licence because of government controls over information.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-  Allie. Wow! You look great. Nice dress!
 
- I bought you a little present.
It was really nice of you.
.Listen, did you call a taxi to go to the restaurant?
No, I have my car outside.
Come on, it’s time to go.
I book the table for eight…
…and I’m not sure exactly where the restaurant is.
Hey, Allie, relax. This isn’t work.
This is a night out.
Sorry. I’m a bit stressed today.
OK. Let’s go.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень вопросов к зачету

1. Алфавиты германских языков.

2. Общая характеристика строя современного английского языка

3. Лексическое значение слова.

4. Микрокомпоненты лексического значения.

5. Слово как лингвистический знак.

6. Типы лексического значения

7. Пласты лексики в словарном составе.

8. Разговорная лексика английского языка.

9. Официальная лексика английского языка.

10. Морфологическая структура слова

11. Словообразование: суффиксация

12. Словообразование: префиксация

13. Словообразование: конверсия

14. Словообразование: словосложение

15. Семантическая классификация английского языка: синонимы

16. Семантическая классификация английского языка: антонимы

17. Семантическая классификация английского языка: омонимы

18.  Этимология как подраздел лингвистики.

19. Заимствования в английском языке.

20. Фразеология: идиомы, фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания 

21. Общая характеристика морфологического строя английского языка.

22. Теория классификации частей речи. Знаменательные и служебные части речи.

23. Грамматическое значение имени существительного. Словообразование существительного. Проблема грамматической категории рода.

24. Категория числа. Соотношение форм единственного и множественного числа. Категория падежа.

25. Грамматическое значение прилагательного. Словообразовательные признаки прилагательного.

26. Степени сравнения прилагательного.

27. Грамматическое значение местоимения.

28. Виды местоимений.

29. Грамматическое значение глагола. Словообразовательная структура глагола.

30. Морфологическая классификация глаголов. Функциональная классификация глаголов.

31. Грамматические категории глагола. Категории числа и лица. Система видовременных форм.

32.  Наклонение английского глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение. Категория залога. Действительный залог. Страдательный залог.

33.  Соотношение форм страдательного залога и составного сказуемого.

34.  Наречие. Модальные слова. Служебные части речи служебные слова. Английские предлоги.

35. Союзы в английском языке. Частицы в английском языке.

36. Система членов предложения.

37. Определение сложного предложения. Классификация сложных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

38. Аспекты синтаксической семантики. Семантика членов предложения.

39. Темарематическая организация предложения. Текст.

40. Прагматический синтаксис. Прагматические типы предложений.

41. Текст как предмет изучения стилистики.

42. Выразительные средства языка и стилистические приемы.

43. Стилистическая классификация словарного состава языка.

44. Классификация функциональных стилей.

45. Стиль научной прозы.

46. Газетный стиль.

47. Стиль официальных документов.

48.  Стиль публицистики.

 

Теория английского языка

Учебно ― методическое пособие по дисциплине «Основы теории изучаемого языка» для слушателей программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

 

Воронеж 2016

Составитель: к.п.н. А. Г. Соломатина

Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.