Философы издревле искали единую основу (первовещество, первоматерию) всего мира. Первоначально такая первооснова отождествлялась с реальным (вода, воздух) или вымышленным («апейрон») веществом. Одной из трактовок материи была атомистическая концепция Демокрита ( V в. до н. э.). Мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц – и пустоты. Эта гениальная гипотеза была подтверждена через две с половиной тысячи лет открытием атомов и их структуры на рубеже XIX – XX веков.
Термин «материя» ввел объективный идеалист Платон ( I V век до н. э.) для обозначения мира вещей, порожденного миром идеальных первообразов этих вещей. Такое (вещное, реистическое – от греческого слова «реус» – вещь) понимание материи существовало в философии на протяжении всего Средневековья, и только в Новое время оно сменилось так называемым атрибутивным: материей является то в мире, та его часть, те области мира, которые обладают общими свойствами макротел: протяженностью, массой покоя, инертностью и др. Получалось, что в мире имеются области материальные, вещественные, телесные: конкретные предметы, планеты и т. п., но параллельно с ними существуют нематериальные области, такие как мировой эфир, пространство, время, энергия и другие «нетелесные» формы. Ограниченность такого определения вызвала кризис в физике на рубеже XIX – XX веков. Этот кризис был преодолен определением материи, которое дал В. И. Ленин (1870 – 1924): материя – это вся объективная реальность, данная нам в ощущения. Это определение предельно широко, оно охватывает все предметы и явления, все формы бытия, раскрывая тем самым простор для бесконечного познания мира человеком. Во-вторых, это определние гносеологично и потому диалектично: оно строится не по правилам формальной логики, требующей подведения определяемого понятия под более широкое, родовое и выведения видовых отличий, а логики диалектической – через противопоставление (как тезиса и антитезиса) двух предельно широких понятий – двух категорий – и производит их диалектический синтез. (См. работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». – Полн. собр. соч. – С. 149).
Философия изучает также атрибуты материи: пространство, время, движение и другие. Различает виды материи: поле, вещество, вакуум и плазму. Изучает уровни организации и законы самоорганизации материи, соотношение живой и неживой материи, происхождение первой из второй и т. д.
В. Пространство и время как формы
Существования материи
Пространство – это совокупность метрических и топологических свойств предметов. Необходимо преодолевать представление о пространстве и времени, которое было характерно для классической науки (концепция Ньютона). Это представление было субстанциалистским: пространство – это отдельная от материи субстанция, имеющая собственные свойства. Пространство – это свойство материальной субстанции иметь метрику и топологию. Пространство характеризуется признаками объективности, абсолютности и относительности. Необходимо также уметь давать критику кантовского понимания пространства как априорной категории рассудка.
Время – объективное свойство природы, заключающееся в обязательном следовании процессов и событий одного после другого. Время одномерно (однонаправленно): движение происходит только от прошлого к будущему. Так же, как и в случае с пространством, необходимо уметь давать критику субстанциалистского понимания времени, допускающего возможность «путешествий во времени».
Современная физика вводит понятие единого пространственно-временного континуума (теория относительности А. Эйнштейна). Подчеркивается зависимость характеристик пространства и времени от движущихся материальных объектов, порождающая так называемый парадокс близнецов. Имеются также и возражения этой теории (исследования недавно умершего профессора СПБГПУ А. А. Денисова).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.