Особенности формирования автоматизированных систем управления предприятием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Кроме бухгалтерского программного обеспечения, на отечественном рынке сегодня в достаточном количестве представлены системы, ориентированные на задачи автоматизации управления.

 

Стоимость их приобретения и внедрения измеряется тысячами, десятками, а иногда и сотнями тысяч долларов. Естественно, что потенциальных покупателей таких дорогих программных продуктов беспокоит закономерный вопрос: "Что дает автоматизация управления и, вообще, нельзя ли обойтись без нее?".

 

 Для этого нужно сначала понять различие программ для автоматизации учета от программ для автоматизации управления производством (автоматизированная система управления производством, а в западной терминологии - системы планирования ресурсов, ERP).

 

 Если считать, что под термином «продукция» рассматривается результат предпринимательской деятельности (товар или услуга), что имеет материальную или нематериальную ценность для некоторого клиента, тогда можно утверждать, что все организации направлены на производство продукции.

 

Клиентом может быть, как просто покупатель, так и партнер или субподрядчик. Совокупность внутренних видов деятельности предприятия, заканчиваются созданием необходимой клиенту продукции, получила название «бизнес-процесс» (или просто «процесс»).

 

Понятие «процесс» даже более естественное для предприятия, чем организационная (функциональная) структура, поскольку четкое распределение функциональных обязанностей может отсутствовать, но сотрудники непременно взаимодействуют друг с другом для выполнения заказа. Процесс всегда имеет начало и конец.

 

Например, продажа начинается с приема заказа и заканчивается поставкой продукции потребителю. Подобные процессы «пронизывают» функциональную структуру предприятия. И если последняя представляет собой, как бы «фотографию» (моментальный снимок) организации, на которой отчетливо наблюдается только распределение ответственности между подразделениями, тогда структура процессов напоминает «фильм», что отражает взаимодействие подразделений при производстве продукции. Управлять можно только тем, что измеряется. Довольно трудно, а порой практически невозможно измерить параметры функциональной структуры. Процессы же имеют четко оцениваемые характеристики, такие как стоимость, продолжительность, качество, степень удовлетворения клиента, и тому подобное.

 

Итак, основное отличие систем для автоматизации учета от систем для автоматизации управления заключается в том, что первые охватывают всего одну функцию учета, тогда как вторые - процесс. Таким образом бизнес процессы и есть предмет управленческой автоматизации.

 

Типы назначения автоматизированных систем управления предприятием.

Автоматизированные системы управления предприятием в первую очередь должны охватить управления и планирования производственного процесса (где торговлю и оказание услуг также рассматривается, как некий вид производства), поэтому в них заложены управленческие технологии, которые уже стали стандартными в международной практике.

 

 (краткое описание некоторых из них можно прочитать в книге М. X. Мескон «Основы менеджмента»)

 К ним относятся такие:

Финансовое управление - разработка бюджета, управление проектами, управление через центры ответственности.

Управление логистикой - цепочки логистики (Supply Chain Management, SCM),

Статистическое управление запасами (Statistical Inventory Control, SIC),

Планирование потребности при распределенных запасах (Distribution Requirements Planning, DRP). Управления и планирования производства - общие методики: объемно-календарное планирование (Master Planning Schedule, MPS),

Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP),

Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Requirements Planning, CRP), Планирование потребности в производственных ресурсах (Manufacturing Resource Planning, MRPII),

Планирование финансовых ресурсов (Finance Requirements Planning, FRP),

Управление проектами (Project Management).

Специальные методики - непрерывное производство (Process management),

Серийное производство (Repetitive manufacturing),

Производство «на заказ» (Make-To-Order, МТО),

Производство «на склад» (Manufacture-To-Stock, MTS).

 

Различные специализированные методики –

Управление маркетингом,

Управление «внешним» / «внутренним» сервисом,

Методики управления качеством, методика «точно вовремя» (Just-In-Time или JIT).

Исходя из этих цифр, в принципе, можно посчитать «инвестиционной привлекательности» проекта.

 

Но на самом деле оценка последствий внедрения гораздо сложнее. Вышеприведенные цифры относятся к организациям, где уже поставлен регулярный менеджмент.

 

 В наших же «особых» условиях результат может быть, как многократно лучшим, так и нулевым или вообще отрицательным. На Западе применяется оценка, основанная на «средних отраслевых результатах». Она определяет допустимый уровень затрат на внедрение автоматизированной системы управления в зависимости от оборота: для компаний с годовым оборотом от 10 до 300 млн. Долл. - Около 1% от годового оборота; а для компаний с большим оборотом - до 3%.

 

Но эта оценка сделана в отношении компаний, которые медленно развиваются, с низким (по отечественным меркам) средним уровнем рентабельности - порядка 10%.

 

При высокой динамике развития предприятия требования к системе существенно растут, а значит, растут и необходимые расходы. Упростить оценку позволяет проведение «целевого внедрения». Это, в частности, применяется в крупных многонациональных западных компаниях. Там учетная политика стандартизирована на уровне методик управления, а не на уровне названий используемых систем.

 

Поэтому, во-первых, для решения управленческих задач используются различные программные продукты, во-вторых, набор этих продуктов для тех же задач может быть разнообразным в разных филиалах компании, что обусловлено именно «местными особенностями» и, соответственно, неодинаковыми требованиями к системам автоматизации.

 

При этом основное требование к ним - хорошая взаимная интеграция друг с другом.

 У нас же предпринимаются попытки использовать один программный комплекс для всех видов деятельности и всех уровней управления. Такие проекты, как правило, не приводят к успеху, так как универсальных систем не бывает. Тем более в области управления производством. Основная особенность отечественных организаций заключается в том, что для них наличие четкой системы управления и, соответственно, мощной и дорогой системы автоматизации является главным условием выживания. Но с другой стороны они сами находятся на грани финансового краха.

И это не может не отражаться на рынке информационных систем.

 

Тема 15: Автоматизированные системы планирования и анализа маркетинговой деятельности.

 

1.1 Организация использования АСПА для маркетинговой деятельности.

1.2 Описание и характеристика комплексов программ АСПА.

1.3 Основные этапы выполнения работ.

1.4 Использование результатов.


Перед тем как внедрять новое производство, следует разработать производственную программу предприятия. Иными словами, распланировать функции предприятия.


Планирования при использовании концепций маркетинга должно быть направлено на обеспечение цели производителя и создание программы использования всех его ресурсов (технических, финансовых, сырьевых, трудовых и т.д.), а также на разработку рациональных методов и средств их применения. Выбор и реализация стратегии предприятия опирается на соответствующую организацию и систему планирования.
Перед тем как разрабатывать производственную программу предприятия, следует провести:

 1) комплексное изучение и прогнозирование рынка,

2) реальная оценка фирмой или предприятием своих производственно-сбытовых, экспортных и других возможностей,

3) разработка долгосрочной стратегии деятельности предприятия с постановкой ее целей, определением ресурсов и механизма производства и практической реализации;

 4) планирование товарной политики, управление ассортиментом товаров и услуг с учетом требований рынка и потенциала предприятия;

 5) формирование спроса к стимулированию сбыта,

 6) управление маркетинговой деятельностью и контроль за ней.

Реализация этих функций создаст условия для успешной сдачи производственной программы предприятия.
Система анализа, прогнозирования, планирования и контроля функционирования производственного предприятия должна формироваться в рамках деятельности, которая включает в себя исследования, планирование и организацию производства и сбыта, продвижение товаров на рынках и т.д.

 

 Стратегия маркетинга является важнейшим элементом предпринимательской деятельности, средством, обеспечивающим деловую активность и, следовательно, повышение эффективности работы предприятия.


Производственная программа предприятия должна включать в себя конкретные пункты действий предприятия на пути:
- Получение, приобретение сырья для производства продукции (оказания услуг);
- Создание условий для изготовления (предоставления) товарного продукта;
- Поддержание связей с предприятиями партнерами;
- Ведение кадровой политики;
- Вопросов стимулирования;
- Дальнейшего расширения производства;
- Захват новых и удержания старых сфер влияния и тому подобное.
В зависимости от хронологических подходов выделяют:
- Краткосрочные производственные программы;
- Среднесрочные производственные программы;
- Долгосрочные.


Однако составление производственной программы отнюдь не отрицает текущее корректировки действий управлении предприятием, кардинальным изменениям ведения хозяйства и тому подобное.


Комплексное изучение внешних и внутренних факторов, которые так или иначе влияют или могут влиять на деятельность предприятия, позволяет построить действенную производственную программу, которая будет иметь большую практическую отдачу.


Разработка и составление производственной программы должно обязательно опираться на цели, которые преследует предприятие на будущее.


Согласно современной экономической теории разработка производственной программы должна соответствовать требованиям: комплексности, согласованности, результативности.

 

Производственное проектирование предусматривает:


- Формирование набора областей хозяйственной деятельности, которые максимизируют достижения целей, исходя из профиля организационных возможностей и состояния внешней среды (практическая стратегия);


- Синтез организационных единиц на основе однородности хозяйственного потенциала;


К методам проектирования производственной программы следует отнести такие, как структуризация целей, аналогий, организационного моделирования, (в том числе имитационного), блочный, экспертно-аналитический, нормативный, параметрический, аналитически расчетный, графоаналитических, математико-статистический.


Предприятиям целесообразно оценивать степень адекватности организационно-экономического механизма управления предприятием в условиях внутренней и внешней среды, а результаты этой оценки использовать при принятии решений по выбору организационных структур.

 

Выбор оптимальной структуры управления предприятием зависит от глубины анализа и оценки динамики хозяйственной ситуации в ходе принятия решений по изменению организационно-экономического механизма его функционирования в максимально возможном реальном масштабе времени в рамках функционирования автоматизированных систем управления н использования экономико-математических методов и моделей.


В экономических исследованиях применяются следующие группы экономико-математических методов:

- оптимального программирования для определения оптимальных вариантов хозяйственных решений;

- сетевого планирования и управления для выявления и мобилизации резервов времени и ресурсов при оперативном планировании и управлении.

- корреляционного и регрессионного анализа для определения количественной характеристики связи, зависимости и экономической обусловленности показателей.


В ходе анализа, оценки исходят из того, что совокупность начальных и расчетных данных хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений представляет собой информационное поле (матрицу эффективности).

 

Важной характеристикой обоснования производственной программы является финансовое положение, при котором обеспечивается развитие и других сфер деятельности, роста прибыли и активов при сохранении платежеспособности и кредитоспособности.

 

 При отборе исходных данных для оценки финансового положения нужно учитывать: продолжительность цикла и скорость оборота оборотных средств, соотношение собственных и заемных (арендованных) средств, удельный вес запасов в составе оборотных средств, возможности привлечения для формирования финансовых ресурсов долгосрочных и краткосрочных кредитов банка.

Разработка и обоснование производственной программы предприятия обязательно должна опираться на четкий математический расчет всех финансовых затрат на производство товара или предоставление определенных услуг. Только в случае убедительных положительных показателей возможной деятельности, стоит воплощать эту программу в жизнь.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНЗИЦИЕЙ

Критерии оценки знаний

50-75% (10-15 правильных ответов) - удовлетворительно
76-90% (16-18 правильных ответов) - хорошо
90-100% (19-20 правильных ответов) - отлично

 

1) Каким образом выполняется связь между объектом и органом управления:
а) с помощью информационного контура;
б) при наличии соответствующих целей предприятия;
в) с помощью клиентов компании;
г) связь вообще отсутствует.


2) Какой вид управления реализуется руководителями высшего звена:
а) тактический;
б) стратегический;
в) оперативный;
г) коллаборационных.


3) Какой вид управления реализуется руководителями среднего звена:
а) тактический;
б) оперативный;
в) стратегический;
г) маркетинговый.


4) Дайте определение информации:
а) это любые сведения об объекте;
б) это данные, преобразованные в сприйнятни для обработки компьютером
в) это цели предприятия;
г) это сведения об объекте, уменьшают степень существующей неопределенности.


5) По моментом возникновения информация делится на:
а) входную, выходную;
б) внутреннюю, внешнюю;
в) постоянную, переменную;
г) первичную, производную.


6) Реквизиты делятся на:
а) основы и признаки;
б) показатели и сообщения;
в) бумажные и магнитные;
г) потоки и системы.


7) Какой из элементов не входит в структуру экономической информации:
а) информационный поток;
б) показатель;
в) слово;
г) информационный массив.


8) Структура реквизита состоит из:
а) длины;
б) типа;
в) длины и типа;
г) реквизит вообще не имеет структуры.


9) Над реквизитами-основаниями можно выполнять:
а) операции поиска информации;
б) операции выборки и сравнения;
в) операции сортировки;
г) операции арифметические.


10) Совокупность информации, достаточной для выработки суждения о конкретном процесс, называется:
а) сообщением;
б) показателем;
в) реквизитом;
г) реквизитом-признаку.


11) Сообщения, зафиксированное на материальном носителе в соответствии с правилами и имеет юридическую силу, называется:
а) показателем;
б) документом
в) потоком;
г) массивом.

12) Какая последовательность элементов ЭИ правильная (должна расти от простых к сложным):
а) показатель → массив → сообщение → поток;
б) сообщение → массив → поток → показатель;
в) показатель → сообщение → массив → поток;
г) поток → массив → сообщение → показатель.

13) Что означает такое свойство информации, как полнота:
а) информация должна уменьшать неопределенность;
б) информация не должна искажать сведения об объекте;
в) информация должна соответствовать реальной ситуации;
г) информация должна быть достаточной для принятия решений.

14) Какая из требований, которую должен удовлетворять ЭИ, связанная со старением и потерей ценности информации:
а) точность;
б) достоверность;
в) оперативность;
г) достоверность.

15) Разделение множеств объектов на части по сходству - это:
а) моделирование;
б) кодирования;
в) систематизации;
г) классификация.


16) Функция ИС, с помощью которой обеспечивается передача нужной информации в заданные пункты:
а) коммуникационная;
б) анализаторные;
в) прогнозная;
г) вычислительная.


17) Функция ИС, с помощью которой реализуется быстрый доступ, поиск и выдачу необходимой информации:
а) оптимизационная;
б) информационная;
в) прогнозная;
г) вычислительная.


18) Какой класс задач не входит в классификацию по математической сути:
а) оптимизационные;
б) информационно-поисковые;
в) прямого расчета;
г) имитационные.

19) ИС какого поколения используют общие базы данных и общие базы моделей:
а) и поколения;
б) I и III поколения;
в) III поколения;
г) II и I поколения.

20) Информационная технология - это:
а) система сбора и регистрации информации;
б) сочетание процедур, реализующих функции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи данных с помощью технических средств;
в) совокупность организационных и технических средств для хранения и обработки информации с целью обеспечения информационных потребностей пользователей;
г) часть информационной системы, которая не может существовать вне ее.

21) Какие информационные технологии исключают возможность влияния пользователя на обработку информации:
а) пакетные;
б) диалоговые;
в) локальные
г) сетевые.

22) Какие средства предназначены для создания и модификации графических образов:
а) табличные процессоры;
б) мультимедиа;
в) текстовые редакторы;
г) графические процессоры.

23) Моделирование результатов принятия решений можно с помощью:
а) текстовых редакторов;
б) гипертекстовых технологий;
в) табличных процессоров;
г) баз данных.

24) Система графических, текстовых объектов и гипермедиа, соединенных между собой направленными связями - это:
а) база данных;
б) мультимедиа;
в) гипертекст;
г) электронная таблица.


25) ИТ, способны учиться и менять свое поведение в зависимости от поведения внешней среды - это:
а) табличные процессоры;
б) нейросетевые технологии;
в) базы данных;
г) гипертекстовые технологии.

26) Какое утверждение верно:
а) АРМ проблемно-профессионально ориентированные на конкретную предметную область;
б) АРМ содержит любые программное обеспечение независимо от специалиста, для которого оно предназначено;
в) АРМ вообще не содержит программного обеспечения;
г) все вышеперечисленные утверждения неверны.

27) Составляющие АРМ:
а) программное и информационное обеспечение;
б) программное, информационное и техническое обеспечение;
в) только техническое обеспечение;
г) программное и техническое обеспечение.

28) Какие три типичные классы АРМ можно выделить, исходя из характера решаемых задач:
а) руководителя, специалиста, программиста;
б) руководителя, бухгалтера, менеджера;
в) руководителя, специалиста, техперсонала;
г) директора, секретаря, инспектора.

29) АРМ которых работников больше ориентированы на аналитическую работу с документами:
а) АРМ специалиста;
б) АРМ руководителя;
в) АРМ техперсонала;
г) АРМ руководителя и специалиста.


30) Когда создается заказ на материал в MRP-системе:
а) когда полная потребность больше нуля;
б) когда отсутствует страховой запас;
в) по желанию менеджера;
г) когда чистая потребность больше нуля.

31) MRP расшифровывается как:
а) планирование потребностей в материалах;
б) управление производственными ресурсами;
в) планирование ресурсов предприятия;
г) развитая система планирования.


32) ЕRP расшифровывается как:
а) планирование потребностей в материалах;
б) управление производственными ресурсами;
в) планирование ресурсов предприятия;
г) развитая система планирования.


33) На что в основном ориентирована MRP-система:
а) на своевременное поступление материалов, необходимых для производства;
б) на обеспечение сервисного обслуживания клиентов;
в) на прогнозирования продаж товаров;
г) в финансовое управление.


34) Когда оправдана отсутствие страхового запаса в MRP-системе:
а) никогда;
б) когда спрос на товар относительно прогнозируемый и контролируемый;
в) когда остановка производства будет дороже постоянную поддержку страхового запаса;
г) когда производятся товары массового потребления.


35) Что является достаточным условием отнесения программного обеспечения к классу MRPИИ:
а) когда оно выполняет определенный объем опциональных функций;
б) когда оно выполняет определенный объем необходимых и опциональных функций;
в) желание разработчика программного обеспечения;
г) когда оно выполняет определенный объем необходимых функций.


36) Какой вид планирования в иерархии планов MRPИИ занимает высшую ступень:
а) планирование объемов продаж и производства;
б) бизнес-планирования;
в) стратегическое планирование;
г) планирование ресурсов.

37) План производства, наложенный на шкалу времени:
а) бизнес-план;
б) главный график план производства;
в) план ресурсов;
г) план потребностей в материалах.
38) За планирование ресурсов в MRPИИ какие ресурсы учитываются:
а) только ключевые ресурсы;
б) любые, имеющиеся на предприятии;
в) только человеческие ресурсы;
г) ресурсы зданий и оборудования.

 

39) Ключевыми ресурсами для планирования ресурсов предприятия считаются:
а) такие дорогостоящие;
б) имеющие большие сроки доставки;
в) такие, от которых зависят другие ресурсы;
г) все вышеуказанные.
40) Какой модуль MRPИИ системы определяет миссию компании и создает бизнес-план:
а) модуль планирования производства;
б) модуль планирования потребности в материалах;
в) модуль планирования развития бизнеса;
г) модуль планирования производственных мощностей.


41) Укажите правильную последовательность исторического развития АСУП:
а) MRP ® MRPИИ ® ЕRP ® CSRP;
б) ЕRP ® MRP ® MRPИИ ® CSRP;
в) MRP ® MRPИИ ® CSRP ® ЕRP;
г) CSRP ® ЕRP ® MRP ® MRPИИ.


42) Системы, ориентированные на крупные корпорации с разбросанными территориально ресурсами с использованием финансовой информации:
а) MRP;
б) ЕRP;
в) СRМ;
г) MRPИИ.
43) CRM - это концепция, ориентированная на:
а) пожелания и требования клиента;
б) своевременную доставку материалов;
в) планирование мощностей производства;
г) диагностику состояния предприятия.

 

44) Одна из причин возникновения CRM - систем:
а) нехватка товаров массового потребления;
б) высокая потребность в планировании ресурсов на производстве;
в) высокая конкуренция и множество продуктов со схожими функциями на рынке;
г) желание расширить узкие места производства.

 

45) Какая составляющая не входит в перечень модулей CRM - систем:
а) маркетинг;
б) производство;
в) продаж;
г) сервисное обслуживание.


46) Согласно концепции CRM из ниже перечисленных клиентов должен получить большие привилегии от компании:
а) фирма, которая сделала однократное большой заказ;
б) потенциальный клиент;
в) фирма, давно сотрудничает с компанией;
г) ни один не имеет привилегий.


47) Аутсорсинг - это:
а) возможность удержания системы на стороне;
б) сочетание двух ИС между собой;
в) возможность увеличения пользователей системы в будущем
г) возможность работы с системой на расстоянии с помощью мобильных устройств.


48) Какая из целей использования CRM определяет участие клиента в деятельности фирмы:
а) оперативная;
б) аналитическая;
в) коллаборационных;
г) ни одна из вышеупомянутых.

 

 

49) Какая составляющая неприсущая СППР:
а) база данных;
б) база моделей;
в) СУБД;
г) база знаний.


50) Инструментальные средства бизнес-интеллекта - это:
а) программное обеспечение, что позволяет наблюдать и использовать большие объемы сложных данных;
б) средства взаимодействия пользователя СППР с базой моделей;
в) средства, поддерживающие деятельность по принятию решений;
г) средства, позволяющие имитировать мышление эксперта.

51) Какой класс задач решается с помощью СППР:
а) задачи учета и оформления документов;
б) слабоструктурированные проблемы;
в) хорошо структурированные проблемы;
г) ни одна из вышеназванных.

52) Инструментальные средства, позволяющие наблюдать данные в разных измерениях, направлениях:
а) Query Tools;
б) Data Mining Tools;
в) OLAP;
г) CRM.

53) Критерий, при наличии которого ЕС нельзя применять:
а) логический характер задачи;
б) наличие точных данных и строгих процедур;
в) эвристические методы решения;
г) наличие квалифицированных экспертов.

54) Прогнозные ЕС предназначены для:
а) определение состояния объекта;
б) управление поведением системы;
в) определение сущности данных, наблюдаемых;
г) определение последствий ситуации.

55) Какая из моделей представления знаний представляет собой граф:
а) продукционная;
б) семантическая сеть;
в) фреймовая модель;
г) логическая модель.

56) Для чего предназначен блок логического вывода:
а) для поиска решений путем построения цепочек логических моделей;
б) для хранения знаний эксперта о предметной области;
в) для объяснения действий ЕС;
г) для модификации БЗ.

57) Методы поиска, применяемые при существовании нескольких возможных линий соображений:
а) прямой и обратный;
б) прямой и "в глубину";
в) "в глубину" и "вширь";
г) "вширь", прямой и обратный.
58) Какая составляющая помогает модифицировать базу знаний ЕС:
а) подсистема накопления знаний;
б) подсистема объявлений;
в) сама база знаний;
г) интерфейс.


59) Отследить последовательность шагов достижения экспертной системой определенного решения можно с помощью:
а) подсистемы накопления знаний;
б) блока логического вывода;
в) базы знаний;
г) подсистемы объявлений.

60) Какой блок присущ экономическим ЕС по сравнению с типичными ЕС:
а) блок логических выводов;
б) блок расчетов;
в) база знаний;
г) база моделей.

61) Всегда в ЕЭС присутствует блок ввода и корректировки данных:
а) да, всегда;
б) вообще никогда;
в) если ЕЭС не связана с соответствующими учетными системами;
г) по желанию разработчика.

62) Системы планирования и контроля выполнения работ - это:
а) системы планирования проектами;
б) системы бюджетирования;
в) аналитические системы;
г) аналитические системы, тиражируются.

63) Какой элемент не входит в модель электронной коммерции:
а) платежная система (банки-эмитенты, банки-эквайеры и др.);
б) виртуальные поставщики услуг;
в) телекоммуникационная инфраструктура;
г) независимый эксперт.

64) Какая составляющая не входит в платежную систему:
а) банк-эмитент;
б) владелец карточки;
в) банк-эквайер;
г) банкоматы и торговые терминалы.

65) Платежный средство, которое сочетает удобство электронных расчетов с конфиденциальностью наличных денег:
а) чек;
б) кредитная карточка;
в) электронная наличность;
г) деньги.

66) Кто обеспечивает работу торговых точек с пластиковыми карточками:
а) банк-эмитент;
б) банк-эквайер;
в) владелец карточки;
г) банкомат.

67) Основное отличие смарт-карты от обычных пластиковых карт:
а) встроенная микроЭВМ;
б) название;
в) форма и размеры;
г) различия вообще отсутствуют.


68) В2В - это электронная коммерция:
а) между компаниями и потребителями;
б) между компаниями и общественным сектором;
в) между компаниями;
г) между потребителями.


69) В2С - это электронная коммерция:
а) между компаниями и потребителями;
б) между компаниями и общественным сектором;
в) между компаниями;
г) между потребителями.

70) Предоставление услуг в поиске необходимых товаров и услуг в большом количестве электронных магазинов, электронных аукционов выполняют:
а) электронные дилеры;
б) электронные платформы;
в) информационные брокеры;
г) торговые агрегаты.
71) Прародительницей Internet была сеть:
а) ARPA;
б) ARPANET;
в) DARPA;
г) Intranet.

72) Способ установки параметров для передачи и восприятия информации между компьютерами с целью сохранения целостности информации - это:
а) протокол;
б) сервер;
в) документ;
г) пакет.

73) Internet - это:
а) объединение нескольких компьютеров в сеть;
б) локальная сеть предприятия;
в) сочетание многих сетей с обеспечением распространения информации по всему земному шару;
г) мощные компьютеры, постоянно подключенные к сети.

 

74) Сервер - это:
а) любой компьютер, подключенный к Internet;
б) компьютеры, к которым обращаются при просмотре WEB-страниц;
в) поставщик услуг Internet;
г) мощный компьютер, постоянно подключенный к сети, предоставляет услуги другим машинам.

75) Компьютеры, составляют и направляют запросы к серверам - это:
а) клиенты;
б) узлы;
в) мэйнфреймы;
г) провайдеры.

76) On-line и off-line - это:
а) виды услуг провайдеров Internet;
б) режимы информационного обмена в Internet;
в) виды работы серверов;
г) виды протоколов Internet.

77) 215.12.35.22 - это:
а) доменное имя сервера;
б) название протокола;
в) IP-адрес;
г) адрес электронной почты.

78) Для работы простых пользователей в Internet удобнее использовать:
а) IP-адреса;
б) почтовые адреса;
в) названия протоколов
г) доменные имена серверов.


79) Ссылка в гипертекстовой структуре - это:
а) способ осуществления связей;
б) способ отображения звука в WEB-странице;
в) способ поиска информации;
г) адреса электронной почты.

80) Определенная система имен для идентификации ресурсов в Internet - это:
а) HTTP;
б) TCP / IP;
в) URL;
г) HTML.


81) URL может состоять из:
а) любых элементов;
б) всех знаков, кроме тех, которые имеют специальное назначение;
в) только латинских букв;
г) только цифр.


82) Устройство, выполняющее трансляцию сигналов с одной формы в другую:
а) принтер
б) компьютер;
в) модем
г) монитор.

83) Коаксиальный кабель - это:
а) тип канала связи;
б) средство передачи информации с использованием спутнике;
в) кабель из стекловолокна;
г) беспроводная технология передачи данных.


84) Быстрыми из названных каналов связи являются:
а) витая пара;
б) волоконно-оптический кабель;
в) микроволны;
г) коаксиальный кабель.

85) Какое устройство не является процессором передачи данных:
а) контроллер;
б) концентратор;
в) мультиплексор и концентратор;
г) модем.

86) Какой топологии сети не существует:
а) звездообразная;
б) магистральная;
в) треугольная;
г) кольцевая.


87) Какая из топологии сети не основана на центральном компьютере:
а) звездообразная;
б) магистральная;
в) звездообразная и магистральная;
г) магистральная и кольцевая.
88) Процессор передачи данных, транслирует один протокол в другой, соединяя разнородные сети:
а) шлюз;
б) файл-сервер;
в) LAN;
г) WEB.
89) Способ передачи информации (документов, графики и т.д.) с помощью телефонных линий - это:
а) голосовая почта;
б) факсимильная связь;
в) электронная почта;
г) видеоконференция.

90) Какая из топологии сети основана на центральном компьютере:
а) звездообразная;
б) магистральная;
в) звездообразная и магистральная;
г) магистральная и кольцевая.

 

91) По расстоянию, которое охватывает сеть, различают следующие ее виды:
а) шлюзы и файл-серверы;
б) магистральные и кольцевые;
в) локальные и глобальные;
г) локальные и магистральные.

 

92) Политика, процедуры и технические меры, используемые для предотвращения несанкционированного доступа, изменения или повреждения ИС
а) безопасность;
б) антивирусное программное обеспечение;
в) отказоустойчивость;
г) вирус.

 

93) Общие средства контроля - это:
а) уникальные для каждого компьютеризированного приложении;
б) все методы, политики и процедуры, гарантирующие защиту активов организации;
в) такие, что устанавливают структуру контроля проекта, безопасности и использования компьютерных систем по всей организацией;
г) ни одно из определений не подходит.


94) Системы контроля подразделяются на:
а) количественные и качественные;
б) общие и прикладные;
в) общие и реализации;
г) программного обеспечения и реализации.

 

95) Какие средства контроля относятся к общим средств:
а) ввода, обработки и программного обеспечения;
б) вывода, безопасности данных и компьютерных операций;
в) вывода, обработки и ввода;
г) программного обеспечения, безопасности данных и компьютерных операций.

 

96) Какие средства контроля относятся к прикладным средствам:
а) ввода, обработки и программного обеспечения;
б) вывода, безопасности данных и компьютерных операций;
в) вывода, обработки и ввода;
г) программного обеспечения, безопасности данных и компьютерных операций.

 

97) Авторизация относится к:
а) средствам контроля ввода;
б) средствам контроля программного обеспечения;
в) средствам контроля обработки;
г) средствам контроля компьютерных операций.

 

98) Для какой из информационных систем характерен период внедрения около года?
а) локальные системы
б) малые интегрированные системы
в) средние интегрированные системы
г) крупные интегрированные системы

99) Для какой информационной системы столь характерное соотношение расходов: лицензия / внедрение / оборудование 1/2/1?
а) средние интегрированные системы
б) крупные интегрированные системы
в) локальные системы
г) малые интегрированные системы

100) R3 является продуктом создания какой фирмы?
а) SAP
б) Oracle
в) BAAN
г) PeopleSoft

 

 

 

ГЛОССАРИЙ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНЗИЦИЕЙ

 

Задача информационных систем - это производство информации, необходимой организации для обеспечения эффективного управления всеми своими ресурсами, создание информационной и технической среды с целью управления организацией.

 

Информационная технология - это способ преобразования информации, который реализуется в рамках информационной системы, где могут использоваться множество таких же технологий. Однако она шире информационной системы и может существовать вне ее.

Организационная интеграция заключается в организации рационального взаимодействия персонала управления на разных уровнях иерархии ИАСУ и различных локальных ее подсистем, что приводит к согласованию действий персонала в направлении достижения поставленных целей и согласованность управленческих решений.

 

 Информационная интеграция предусматривает единый комплексный подход к созданию и ведению информационной базы всей системы и ее компонентов на основе одного технологического процесса сбора, хранения, передачи и обработки информации, который обеспечивает согласованные информационных взаимодействий всех локальных АСУ и подсистем ИАСУ.

 

Программная интеграция содержится в использовании согласованного и взаимосвязанного комплекса моделей, алгоритмов и программ для обеспечения совместного функционирования всех компонентов ИАСУ.


Техническая интеграция - это использование единого комплекса совместных вычислительных средств, автоматизированных рабочих мест специалистов и локальных сетей ЭВМ, объединенных в одну распределенную вычислительную систему, которая обеспечивает автоматизированную реализацию всех компонентов ИАСУ.


Экономическая интеграция является обобщающим комплексным показателем интеграции системы и заключается в обеспечении целенаправленного и согласованного функционирования всех компонентов ИАСУ для достижения наибольшей эффективности функционирования всей системы.

СППР - это интерактивная компьютерная система, которая предназначена для поддержки различных видов деятельности при принятии решений по слабоструктурированных или неструктурированных проблем.


СППР первого типа - системы индивидуального пользования, базы знаний которых формируются непосредственно пользователем. В них используются многокритериальная оценка альтернатив.

 СППР второго типа - системы индивидуального пользования, базы знаний которых адаптируются к опыту пользователя.

СППР третьего типа используют даже тогда, когда СППР первых двух типов невозможно применить из-за отсутствия единых критериев для оценки каждой альтернативы. Они имеют большие функциональные возможности, предназначенные для использования в органах государственного управления высшего уровня) и в крупных бизнес-структурах.

 

Искусственный интеллект - это искусственные системы, созданные человеком на базе ЭВМ, имитирующие решения человеком складных творческих задач. Созданию интеллектуальных информационных систем способствовала разработка в теории искусственного интеллекта логико-лингвистических моделей.

Компьютерная сеть - это система распределенной обработки информации между компьютерами с помощью средств связи. Компьютерная сеть представляет собой совокупность территориально разнесенных компьютеров, способных обмениваться между собой сообщениями через среду передачи данных. Передача информации между компьютерами происходит с помощью электрических сигналов, которые бывают цифровыми и аналоговыми. В компьютере используются цифровые сигналы в двоичном виде, а при передаче информации по сети - аналоговые (волновые).

Частота аналогового сигнала - это количество возникновений волны в заданную единицу времени. Аналоговые сигналы также используются модемы, которые двоичный ноль превращают в сигнал низкой частоты, а единицу - высокой частоты.

 

Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

 

Угроза - целенаправленное действие, что повышает уязвимость накапливаемой, хранимой и обрабатываемой системной информации и приводит к ее случайному или преднамеренному изменению, или уничтожению.

 

Несанкционированный доступ (НСД) - наиболее распространенный вид компьютерных нарушений. Он заключается в получении пользователем доступа к объекту, на который у него нет разрешения в соответствии с принятой в организации политикой безопасности.

 

Вредоносное программное обеспечение - это любая программа, написанная с целью нанесения вреда или для использования ресурсов атакованного компьютера

Вирусы - старейшее вредоносное ПО, существует уже более 20 лет. Подробная классификация вирусов и их характеристика данные в курсе «Экономическая информатика»

 

Побочный эффект спама - удаление в общей массе мусора «нужных» писем. Но методы рассылки спама заслуживают внимания, так как в этот процесс может быть невольно вовлечен компьютер пользователя . Если ранее спамеры осуществляли рассылку писем из своих компьютеров и самостоятельно формировали списки рассылки, то теперь для этого используется вредоносное ПО. В качестве примера приведем схему работы спам-бота.

 

Спам-бот - это троянская программа, осуществляющая рассылку спама с зараженного компьютера. Для распространения спам-ботов применяются почтовые и сетевые черви. После своего внедрения спам-бот подключается к одной из заранее ему известных серверов, принадлежащих спамеру, и получает информацию об адресах серверов, с которых он должен запрашивать данные для рассылки.

Маскировка - метод защиты информации путем ее криптографического закрытия (криптографические коды информации);


Регламентация - метод защиты информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводятся к минимуму (организационные - использование паролей, ключей правила разграничения доступа и т.п.);


Принуждение - материальная, административная или уголовная ответственность;


Побуждение - такой метод защиты формируется за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных.)

Системный подход - это совокупность методологических принципов и положений, которые позволяют рассматривать систему как единое целое с согласованной деятельностью всех ее элементов или частей, которые называются иногда подсистемами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Информационные системы и технологии в управлении организацией»
В УСЛОВИЯХ ECTS

Основная литература:

 

1. Лодон Дж.. Лодон К. Управление информационными системами.7-е изд. / Пер. с анг. – СПб, Питер, 2005. – 912с

2. Информационные технологии в бизнесе. Энциклопедия. / Под. ред. Желены М. – СПб.: Питер, 2002. – 1120с

3. Остин Д.. Нолан Л., О’Доннелл Приключения ИТ-лидера. М.: Аквамариновая книга, 2010.-320с.

4. Готтшальк П., Соли-Сетер Ханс ИТ-аутсорсинг:построение взаимовыгодного сотрудничества. / Пер. с англ. - М.:«Альпина Бизнес Букс», 2008. – 390с.

5. Демистификация ИТ: Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу. / М.Арутюнян, Н.Ермошкин, С.Карминский и др.; Под общ ред. Н.Ермошкина. – М.: ООО «Альпина Бизнес Букс», 2006.- 296с.

6. Уайт Терри Чего хочет бизнес от IT: стратегия эффективного сотрудничествоа руководителей бизнеса и IT – директоров. / Пер. с анг. Минск.:Гревцов Паблишинг, 2007. - 256с

14. Дополнительная:

 

7. Журнал «Директор информационной службы». www. cio.ru

8. Frédéric Georgel IT governance. Dunod, Paris, 2006

9. Jim Gavis Information Revolution. Using the Information Evolution Model to Grow Your Business. Wiley, 2006

10. Броадбент М.. Китцис Э. CIO – новый лидер. Постановка задач и достижение целей. / Пер. с анг. М.: Академия АйТи; LVR Пресс, 2006. –288с.

11. Мошелла Дэвид Бизнес-перспективы информационных технологий:как заказчик определяет контуры технологического роста. / Пер. с анг. М.: МПБ «Деловая литература», Альпина Бизнес Букс. – 2004. – 252с.

12. Риминий Дэн Как стать успешным IT- консультантом. / Пер. с анг.М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 192с.

13. Спарроу Элизабет Успешный IT –аутсорсинг. / Пер. с анг. М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. – 288с.

14. Эванс Филипп, Вустер Томас С. Вдребезги: новая информационная экономика и трансформация бизнес-стратегий. / Пер. с анг. М.: Издательский дом «Секрет фирмы», 2005. – 208с.

 

Базы данных, информационно-поисковые системы:

 

1. EВSCO – Универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. http://search.epnet.com

2. "Emerald Management Extra 111" (EMX111)- база данных по экономическим наукам, включает 111 полнотекстовых журналов издательства Emerald по менеджменту и смежным дисциплинам. www.emeraldinsight.com/ft

3. ProQuest: ABI /Inform Global - полнотекстовая база данных по бизнесу, менеджменту и экономике. http://proquest.umi.com/login

 

 

 






































































































































































































































































































































































































































































































Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.