Технология сварки различных металлов и узлов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Режимы сварки выбирают на основании анализа особенностей данного вида сварки, свойств свариваемых металлов и формы соединяемых деталей.

Выбор режима сварки . При сварке сопротивлением (см. рис. 1.11) для образования качественного соединения основное внимание уделяют получению равномерного нагрева торцов и деталей и деформации металла, в наибольшей степени обеспечивающей разрушение и удаление оксидов. Основными параметрами режима являются сварочный ток I СВ или плотность тока j, время протекания тока t СВ, начальное усилие сжатия F Н и усилие осадки F ОС (соответственно начальное давление рн и давление осадки рос), укорочение деталей при сварке Δсв, установочная длина l0.

Для определения j и t СВ используют эмпирическую формулу

,                                      (3.14)

где k — коэффициент, равный 8…10 для сталей, 20 для алюминия, 27 для меди.

Как t СВ, так и j колеблются в широких пределах. При чрезмерной j возможен выплеск. Уменьшение t СВ приводит к неравномерности нагрева деталей по сечению, а увеличение усиливает окислительные процессы. Малое рн облегчает нагрев деталей, однако может привести к образованию выплесков и усилению окисления торцов. Повышение рос увеличивает пластическую деформацию деталей, активизирует процессы разрушения оксидов и обновления поверхности. Минимальная установочная длина l0 при сварке компактных сечений обычно равна диаметру или трем-четырем толщинам свариваемых деталей. Увеличение l0 может привести к искривлению деталей, потере их устойчивости. При малом значении l0 на зону сварки сильное влияние оказывает отвод теплоты в электроды.

При сварке оплавлением электрические параметры режима зависят от теплопроводности и температуры плавления металла и определяются в основном скоростью оплавления, которая задается также с учетом активности металла к взаимодействию с газами и к процессам испарения легирующих элементов, а также от сечения свариваемых деталей. Усилие осадки и скорость осадки соответственно определяются теплопроводностью металла и его активностью к окислению.

При сварке оплавлением стремятся обеспечить:

1) нагрев деталей для оплавления торцов и проведения деформации с целью удаления оксидов, а также для предупреждения образования неблагоприятных структур в околошовной зоне;

2) локальную интенсивность оплавления перед осадкой для формирования равномерно оплавленного слоя металла, предупреждения окисления и получения благоприятного рельефа поверхности торцов;

3) деформацию деталей с достаточно большой скоростью, предупреждающей преждевременное остывание металла торцов и застревание оксидов в стыке.

Величина деформации должна обеспечивать определенное растекание металла в плоскости стыка и выравнивание рельефа поверхности, необходимое для выдавливания расплавленного металла и оксидов.

Основные параметры режима: скорость оплавления vопл, плотность тока при оплавлении jопл, припуск на оплавление Δопл время оплавления tопл, величина осадки Δос и ее скорость voc, длительность осадки под током toc, величина осадки под током Δос.т, усилие осадки F ОС или давление осадки рос, установочная длина детали l0. Задают также напряжение холостого хода машины U20 и программу его изменения. При сварке импульсным оплавлением указывают также частоту fк и амплитуду Ак колебаний подвижной плиты машины.

При сварке оплавлением с подогревом задают температуру подогрева Тпод, длительность подогрева tпод, число импульсов подогрева и их длительность tимп, припуск на подогрев Δпод.

Скорость оплавления vопл выбирают из условий получения определенного распределения температуры в деталях. Для равномерного нагрева торцов перед осадкой конечную скорость оплавления vопл.к значительно увеличивают. От припуска на оплавление Δопл зависит получение равномерного нагрева по сечению, оптимального распределения температуры вдоль деталей и образование слоя расплавленного металла на торцах. Обычно Δопл составляет 0,7…0,8 общего припуска на сварку. При сварке с подогревом и импульсным оплавлением Δопл сокращается в 2…3 раза.

Плотность тока jопл должна обеспечить процесс устойчивого оплавления. Она увеличивается с увеличением λ металла и vопл снижается при сварке с подогревом, а также при сварке деталей большого сечения. Вначале оплавления jопл наибольшая, по мере нагрева деталей она снижается, однако увеличение скорости оплавления к концу процесса вызывает увеличение jопл.

Припуск на осадку Δос выбирают из условия удаления нагретого металла и оксидов из стыка. Припуск на осадку под током Δос.т составляет обычно 0,5…0,8 Δос.

Давление осадки рос выбирают в зависимости от природы свариваемого металла и степени нагрева деталей.

Скорость осадки voc выбирают с учетом ее влияния на окисление металла во время осадки и удаление оксидов и перегретого металла из стыка; она увеличивается при сварке активных металлов.

Напряжение холостого хода U20 выбирают минимальным, обеспечивающим устойчивое оплавление.

Установочная длина деталей

2l0 = Δопл + Δос + Δк,

где Δк — конечное расстояние между зажимами.

Обычно при сварке круглых стержней и толстостенных труб
l0 = (0,7 … l) d, где d — диаметр свариваемых деталей. При малой l0 наблюдается большой отвод теплоты в электроды, а зона интенсивного нагрева сужается, что требует увеличения рос. С увеличением l0 увеличивается требуемая электрическая мощность и уменьшается жесткость деталей.

При сварке оплавлением с подогревом температуру подогрева Тпод выбирают в зависимости от сечения свариваемых деталей и их металла. При сварке конструкционных сталей температура подогрева обычно составляет 800…1000 °С и возрастает до 1000…1200 °С при сварке деталей сечением 10 000…20 000 мм2. Температура подогрева деталей из труднодеформируемых аустенитных сталей на 100…150 °С выше. Время подогрева tпод возрастает с увеличением площади сечения деталей от нескольких секунд при сварке деталей сечением 500…1000 мм2 до нескольких минут при сварке деталей сечением 15 000…20 000 мм2. Длительность импульсов подогрева tимп обычно составляет 1…8 с, а припуск на подогрев Δпод изменяется в пределах 1…12 мм в зависимости от сечения деталей и свойств свариваемого металла.

Усилие зажатия деталей Fзаж выбирают из условия предупреждения проскальзывания деталей в губках при осадке: Fзаж = k0×Foc, коэффициент k0 обычно колеблется от 1,5 до 4 и зависит от свойств свариваемого металла, конструкции зажимов, наличия упоров, конфигурации деталей.

После анализа образования соединений, особенностей стыковой сварки свариваемого материала и формы деталей, а также возможностей сварочного оборудования выбирают ориентировочные значения параметров режима, которые затем корректируются при сварке образцов-свидетелей с учетом конкретных технологических условий сварки до получения требуемого качества соединения. Уточненный (оптимальный) режим, обеспечивающий положительные результаты сварки, фиксируется в соответствующей технологической документации; при этом выдается разрешение на сварку изделий.

Технологические особенности процесса стыковой сварки. В процессе сварки нагретый металл контактирует с атмосферными газами, имеет место испарение легирующих элементов, детали длительное время находятся под воздействием высоких температур, происходит пластическая деформация и концентрация растягивающих напряжений на периферии соединения. В результате могут произойти:

- образование на поверхности торцов трудно удаляемых твердых оксидов (например, при сварке алюминиевых сплавов — А12О3 и др.);

- ухудшение механических свойств приконтактных слоев металла в связи с растворением О2, N2 (например, при сварке титановых сплавов и др.), а также с испарением, например, цинка из латуни и др.;

- неблагоприятные изменения свойств металла в зоне термического влияния, характер которых зависит от состава и предшествующей термомеханической обработки металла. Так, например, часто наблюдается рост зерна, в зоне частичного плавления образование усадочных рыхлот и расслоение волокон (вероятность образования которых возрастает с увеличением температурного интервала кристаллизации сплава и наличия строчечной структуры), разупрочнение при растворении упрочняющих фаз (например, при сварке алюминиевых сплавов, упрочняемых термообработкой), а также при нагартовке (например, незакаливающихся сплавов), повышение твердости при перекристаллизации и закалке;

- образование растягивающих напряжений, способствующих развитию продольных горячих трещин.

Однако существующие технологические приемы при сварке данного конкретного изделия позволяют в той или иной мере исключить неблагоприятное влияние рассмотренных особенностей процесса сварки и при правильно выбранном режиме получить качественное соединение. Так, например, за счет осадки частично (при сварке сопротивлением) и полностью (при сварке оплавлением) устраняют дефекты, связанные с взаимодействием нагретого металла с атмосферой. Выбором надлежащей программы нагрева и осадки, а также проведением послесварочной термообработки добиваются минимальных неблагоприятных изменений структуры и свойств сварного соединения.

Режимы сварки различных металлов. На режимы стыковой сварки существенно влияют тепло-физические, механические и металлургические свойства металлов и оксидные пленки. Так, при сварке металлов с низким значением ρ и соответственно с высокими значениями λ и а увеличивают плотность тока j. Аналогично влияет повышение температуры нагрева деталей и скорость оплавления. При увеличении σд металла и плотности оксидных пленок повышают рос. Увеличение температурного интервала кристаллизации сплава, температурного интервала хрупкости и коэффициента линейного расширения α способствует расслоению волокон, образованию горячих трещин и усадочных рыхлот. Для предупреждения этих дефектов ограничивают протяженность зоны пластической деформации (например, за счет увеличения градиента температур нагрева деталей).

Низкоуглеродистые стали отличаются отсутствием элементов, образующих тугоплавкие оксиды, малочувствительны к термомеханическому циклу сварки, имеют некоторые средние значения λ, а, ρ и σд.

Для них характерны следующие параметры режима сварки оплавлением: jопл = 8…30 А/мм2; voпл.сп = 0,8…1,5 мм/с, конечная скорость оплавления перед осадкой voпл — 4…5 мм/с; voc = 30 мм/с; рос = 60…80 МПа. Удельная мощность при сварке непрерывным оплавлением составляет 0,2…0,3 кВ×А/мм2, а при сварке с подогревом 0,1…0,2 кВ×А/мм2.

Режим сварки сопротивлением может быть мягким: j = 60…20 А/мм2; tCB = 0,5…10 с; рн = 15…30 МПа; рос = 1,5…2 рн. Иногда применяют более жесткие режимы: tCB = 0,6…1,5 с; j = 200…90 А/мм2.

Среднеуглеродистые и низколегированные стали отличаются от низкоуглеродистых сталей повышенным содержанием углерода (который тормозит окислительные процессы), наличием легирующих элементов, склонностью к закалке и несколько увеличенным значением σд. Эти стали обычно сваривают оплавлением. Для предупреждения окисления легирующих элементов несколько увеличивают voпл (до 5…6 мм/с) и рос (до 75…100 МПа). Пластичность соединения повышают подогревом деталей и замедленным охлаждением или быстрым охлаждением и последующим отпуском.

Высокоуглеродистые стали отличаются повышенным содержанием углерода, большим интервалом кристаллизации, склонностью к закалке и образованию рыхлот. Эти стали обычно также сваривают оплавлением. В связи с этим применяют умеренные значения voпл = 0,6…1,2 мм/с и voc = 25 мм/с. Уменьшают глубину прогрева деталей (для предупреждения образования расслоений и рыхлот) и повышают рос до 100…120 МПа. Пластичность соединений увеличивают замедленным охлаждением, отпуском после охлаждения или изотермическим отпуском сразу после сварки.

Высоколегированные перлитные стали отличаются высоким значением σд, наличием активных легирующих элементов, склонностью к закалке. Эти стали обычно сваривают оплавлением. Режим сварки: рос = 90…100 МПа; voпл = 7…10 мм/с; voc = 80…100 мм/с. После сварки  проводят местную или общую термообработку.

Аустенитные стали отличаются образованием тугоплавких оксидов хрома и высоким значением σд. Стали сваривают оплавлением. Режим сварки: интенсивное оплавление voпл == 5…6 мм/с; скорость осадки voc = 50 мм/с; рос — 150…240 МПа; jопл = 5-4-10 А/мм2.

Титановые сплавы отличаются активным взаимодействием с атмосферными газами, сопровождаемым образованием хрупких структур, резко снижающих пластичность соединений. При стыковой сварке интенсивным непрерывным оплавлением без специальной защиты зоны сварки применяют следующий режим: voпл = 4…10 мм/с; voc = 200 мм/с; рос = 30…100 МПа; jопл = 8…12 А/мм2. При этом удельная мощность составляет около 0,1 кВ×А/мм2. Некоторое уменьшение рос объясняется локализацией деформации на участке деталей, нагретых свыше 1200…1300 °С.

После сварки многие титановые сплавы подвергают термообработке. При сварке в аргоне формирование качественного соединения существенно облегчается.

Алюминиевые сплавы отличаются образованием тугоплавких оксидов алюминия, высокими значениями λ и а, малым ρ, часто имеют широкий интервал кристаллизации.

При сварке оплавлением применяют большие voпл (до 20 мм/с) и voc (более 150 мм/с). Это вызывает необходимость увеличения рос (150…300 МПа), Δос и плотности тока перед осадкой (до 25…45 А/мм2). Для устранения расслоения волокон и образования рыхлот (часто наблюдается при свободной деформации при осадке) применяют формирующие устройства для принудительного деформирования. Принудительное деформирование требует повышения рос иногда до 500 МПа и выше.

Особенности технологии стыковой сварки различных деталей. Способ и режимы стыковой сварки в значительной мере зависят от формы и сечения свариваемых деталей.

Сварка стержней. Стержни из низкоуглеродистой стали диаметром до 15 мм иногда сваривают сопротивлением (tсв = 0,5…0,6 с; j = 90…200 А/мм2).

Стержни диаметром до 60 мм сваривают непрерывным оплавлением; большие сечения сваривают оплавлением с подогревом, с программным регулированием напряжения и импульсным оплавлением. Большое внимание уделяют центрированию торцов; обычно используют полукруглые, призматические и плоские электроды. Для равномерного нагрева по сечению при сварке стержней среднего и большого сечения применяют двусторонний или крестообразный токоподвод.

Сварка рельсов. Нормальные железнодорожные рельсы имеют сечение 5000…8000 мм2 и прокатываются из стали, содержащей до 0,9 % С. Рельсы сваривают на стационарных или в полевых условиях на передвижных машинах. При сварке рельсы зажимаются плоскими электродами на длине 150…200 мм с двусторонним подводом тока.

Сложность сварки рельсов обусловлена их конфигурацией, что затрудняет равномерный нагрев торцов и деформацию металла. Качество сварки повышают за счет интенсификации оплавления перед осадкой. Для этого обычно увеличивают voпл до 0,9…1,2 мм/с. Для сварки рельсов (сечением 6000 мм2) рекомендуют следующие параметры режима:

1) при сварке оплавлением с подогревом: U20 — 9 В; tпод = 240 с; tимп = 5,5 с; Δопл = 20 мм; voпл ср = 1 мм/с; рос = 40…50 МПа; voc = 15 мм/с; Δос = 10 мм; tсв = 120 с;

2) при сварке оплавлением с программным изменением напряжения: U2maх — 7 В; U2mln = 4 В; U20кон = 5 В; voпл ср = 0,9 мм/с; Δопл = 30 мм; jопл = 2,8 А/мм (перед осадкой); Δос = 10 мм; tсв = 120 с;

3) при сварке импульсным оплавлением (жесткий режим): U20 = = 6,3 В; Δопл = 7 мм; voпл = 0,9 мм/с; fк = 25 Гц; Ак = 0,4 мм; Δос = 6 мм; tсв = 35 с (удельная мощность 0,03 кВ×А/мм2).

Для улучшения свойств сварных соединений после сварки проводят нормализацию или отпуск.

Сварка труб. Стыковую сварку труб применяют в котлостроении, при изготовлении нефтяного оборудования, при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов и т. д. При сварке труб требуется точное совпадение свариваемых кромок, как правило, обеспечение проходного отверстия не менее 80…90 % внутреннего диаметра трубы и равномерный подвод тока по периметру.

Трубы диаметром до 60…100 мм сваривают непрерывным оплавлением или оплавлением с подогревом. В зависимости от жесткости трубы применяют электроды с цилиндрической и призматической поверхностью. При сварке непрерывным оплавлением труб из низкоуглеродистой и легированной стали процесс начинают при малой скорости оплавления и заканчивают при voпл = 6…10 мм/с (обычно подвижная плита перемещается по закону sп = k × t2 или sп = k × t3/2). Для сварки стальной трубы (60×3 мм) сечением 550 мм2 рекомендуется следующий режим: U20 = 6,5…7 В; 2l 0 = 70 мм; Δопл = 15 мм; voпл ср = 1…1,15 мм/с; Δос = 4,5 мм; Δост — 3 мм.

Толстостенные трубы большого диаметра со стенками 12…50 мм сечением 4000…32 000 мм2 сваривают оплавлением с подогревом. Для сварки трубы из низкоуглеродистой стали диаметром 200 мм, сечением 20 000 мм2 применяют следующий режим сварки: 2l 0 = = 420 мм; U20 = 9,3 В; tпод = 540 с; tимп = 6 c; Δопл = 23 мм; voпл ср  = 0,6 мм/с; Δос = 15 мм; Δост = 12 мм. Иногда для защиты от окисления внутрь трубы помещают вещества, выделяющие при нагреве водород и углекислый газ (например, шлаковые тампоны, смоченные бензином, и др.).

Магистральные трубопроводы больших диаметров 700…1450 мм сваривают непрерывным оплавлением с программным изменением напряжения и скорости сближения торцов. Для сварки применяют установки, оснащенные кольцевыми или блочными трансформаторами, обеспечивающими равномерный подвод тока по периметру трубы. При этом резко снижается сопротивление сварочного контура (до 12…15 мкОм), и устойчивое оплавление идет при малой удельной мощности (0,015…0,025 кВ×А/мм2). Давление осадки обычно составляет 50 МПа, voпл ср — 1 мм/с. Для облегчения возбуждения оплавления кромки труб скашиваются под небольшим углом.

Сварка заготовок инструмента. Для экономии качественных инструментальных сталей из нее делают рабочую часть инструмента, а хвостовую часть — из дешевой углеродистой стали. Сварку выполняют оплавлением или оплавлением с подогревом. Технология сварки определяется в основном свойствами этих сталей. Низкие теплопроводность и электропроводимость инструментальной стали компенсируются при сварке большей (на 30…50 %) установочной длиной заготовки из углеродистой стали; склонность к образованию трещин из-за способности стали интенсивно закаливаться снижают применением замедленного охлаждения после сварки и последующего отжига; чувствительность стали к перегреву с образованием участков хрупкой структуры предупреждается удалением перегретого металла путем повышения давления осадки.

Параметры режима сварки и последующей термообработки уточняют в зависимости от свойств используемой инструментальной стали.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.