Методы проблемного обучения в преподавании истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Проблемное изложение.

Методы:

И. Я. Лернер, Скаткин: выдвижение учителем проблемы, определение способов решения, решение учащимися проблемы при помощи этих способов.

Н. Г. Дайри – изложение является проблемным, если всем своим содержанием и способом раскрытия ставит вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и заставляет учащихся искать самостоятельно. Специфика – отсутствие вывода, который учащиеся должны сформулировать самостоятельно.

Требования:

Ø исключение прямого подсказывания решения сущности проблемы;

Ø необходимость включения фактического материала;

Ø исключение прямого подсказывания решения сущности проблемы;

Ø включение «готовых» знаний, которые непосредственно не относятся к решению проблемы.

Условие – необходимо способствовать распределению внимания между 2 – 3 видами деятельности.

2. Эвристическая беседа.

Эвристическая беседа предполагает работу для координации деятельности учителя и подведения итогов. Она рассматривается как метод обсуждения. В основе поисковая деятельность, которая регулируется самим учителем. Связана с аналитико-синтетическими операциями учащихся.

3. Проблемные задачи.

Способ обучения школьников самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему неизвестны.

Признаки:

Ø мыслительные операции носят продуктивный характер;

Ø временное отсутствие у субъекта средств решения;

Ø в содержании предъявляются знания, которые побуждают к поиску информации, неизвестной в период предъявления задачи.

        Учащиеся приобретают знания, и мотивируется их деятельность на приобретение еще больших знаний.

4. Учебно-исследовательская деятельность (исследовательский метод).

Поиск решения целостной проблемы предусматривает охват всех процедур, характеризующих творческое мышление. Предполагается перенесение ранее усвоенных умений на новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации. Наиболее полная форма – реферат.

Ученический реферат – творческая работа учащегося, в которой на основе краткого письменного изложения и самостоятельной оценки источников происходит самостоятельное исследование определенной темы или проблемы.

Источники для ученических рефератов: мемуары; сборники документов; периодическая печать; фонды музеев.

Возможности реализации: ролевая игра, проект, дебаты и пр.

8. Урок истории и подготовка к нему учителя.

Формальные и сущностные признаки урока истории. Требования к уроку.

Урок – основная форма воспитания.

Организация учебного процесса – система взаимоотношений учителя с учащимися в этом процессе, а также способ структурирования учебного процесса, в т.ч. учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.

Формы учебно-воспитательного процесса:

1) урок;

2) внеурочные формы: экзамен, зачет, факультатив, клуб, экскурсия(20-е гг. XX в.попытка отказаться от классно-урочной системы (трудовая школа)).

Признаки урока:

1) постоянный состав учащихся классов находящихся примерно на одинаковой ступени развития;

2) определенная продолжительность занятий, их твердой расписание;

3) непосредственное руководство учителя;

4) разнообразие методов, приемов на уроке;

5) сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм работы.

Урок как педагогический комплекс:

Ø содержание;

Ø этапы урока;

Ø многочисленные формы учебной деятельности, приемы обучения.

Требования к уроку:

1. Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (место, роль урока в системе воспитательных, образовательных и др. задач).

2. Целостность урока: тематическая и логическая завершенность.

3. Учитель должен давать полноценные исторические знания. Это предполагает научность исторической информации, ее достоверность, реконструкцию прошлого, создание яркого образа знаний.

4. Учитель должен создавать перспективность при изучении истории. Он должен ориентировать учащихся на самостоятельное понимание связей прошлого, настоящего и будущего. Знание и понимание законов общественного развития.

5. Учитель должен иметь научно обоснованную организацию деятельности учащихся (проблема методов, средств обучения).

6. Урок должен быть развивающим.

7. Результативность урока.

Типология уроков истории.

Классификация уроков:

1) дидактические (гл.);

2) методические.

Тип урока определяет исходя из его сущности процесса обучения (дидактическая классификация).

Этапы процесса обучения и закономерности их последовательности:

1) подготовка усвоения;

2) усвоение знаний – главная задача;

3) закрепление;

4) осмысление.

Из названий следующие типы урока:

1 этап – вводный урок;

2 – изучение нового материала, ученик частичного восприятия материала;

3 – урок закрепления;                

4 – повторительно-обобщающий урок;

5 – комбинированный урок (составной) – в комплексе решает все задачи процесса усвоения.

Методическая классификация – тип урока определяется по ведущему методу, а метод – это дидактическая категория, при проведении урока, метод – исходный принцип.

Подготовка учителя к уроку.

8.3.1.Основные этапы и аспекты подготовки к уроку, выбор типа урока.

Создание модели урока:

2 типа подготовки учителя к уроку:

1. Перспективная подготовка (предварительная) или курсовая подготовка с апреля по август. В апреле учителя уже знают какие курсы будут вести. В конце августа учитель должен предоставить администрации результаты курсовой подготовки. Источники этого этапа неограниченны. Стороны курсовой подготовки:

1.1. содержательный аспект;

1.2. методический;

Первое – разработка содержания материала. Главный этап – структурирование курса на базе программы учебника. Материал группируется по тематическим блокам, выделяются ведущие блоки. В самих блоках выделяются факты и понятия. Понятия указывают на основную идею, выделяются связи этого курса с другими курсами, предметами. Структурирование курса предполагает определение связей.

Определение типа урока: основными фактами являются:

1.2.1. возраст учащихся (4 – 7 классы – основа – комбинированный урок);

1.2.2. Особенности содержания (степень сложности): первичность, вторичность, исход.

Информативность, доступность источника. Результатом работы учителя является подготовка тематического плана (на год или ½ года).

 

2. Поурочная подготовка учителя к уроку:

2.1. разработка содержания отдельных учеников;

2.2. определение форм, методов, приемов работы.

Функции, которые использует учитель при подготовке к уроку:

Ø гностическая – в определении цели ученика;

Ø конструирующая – в определении форм и методов работы;

Ø организационно-расчетное время, насыщенность учебного материала, формы работы учащихся;

Ø информационная разработка содержания и его структуры;

Ø учетно-контрольная;

Ø корректирующая – определение результативности урока, чтобы скорректировать дальнейшую работу.

Цель урока – совокупность образовательно-воспитательных задач (Вагин, Сперанская).

П. В. Гора, Карцев: цель урока это главная мысль ученика, то что на базе изучения учащиеся должны понять и воспринять в качестве основного вывода.

Определение цели урока.

Целевая установка: (компоненты образовательной цели урока)

1. Время и место.

2. Признаки исторического объекта.

3. Краткое определение ведущих причинно-следственных связей..

Для определение цели ученика-прием рассуждения составления логических схем

Требования при постановке цели:

Ø четкость, конкретность в обозначении исторических объектов;

Ø исходит из главного содержания учебника.

8.3.3.Оформление модели урока в плане.

Конспект, его части:

1) вводная часть;

2) модель урока;

3) завершающая.

Вводная начинается конспект с обозначения темы ученика. Ставится цель и задачи урока, тип урока. Основные понятия, оборудование урока.

Вторая оформляется структура урока, этапы, разбивка времени, методы, формы, приемы работы Опрос(12 мин)=>тема опроса => для индивидуальных ответов.

Третья – вывод или обобщение, резюме: переход к изучению нового материала.

План-конспект: отличие – в тезисном оформлении, имеет те же 3 части, что и конспект. Тезисное оформление содержания включает определение форм, методов, приемов работы.

Прибавляется заключительная часть со списком литературы.

План урока: составляется в произвольной форме. Обязательные элементы – тема урока, цель, структура, основные понятия, оборудование, методы, приемы работы, характеристика учебного материала, домашнее задание, литература к уроку.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.