Самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся.
Существует два основных подхода в определении самостоятельной работы учащихся. 1) Матвеева и Сасалин понимают под самостоятельной работой работу, которую выполняют учащиеся индивидуально по заданию учителя и в запланированное время. Самостоятельная работа здесь понимается в широком смысле, главный её признак то, что ученик действует, он активен; действия ученика имеют индивидуальный характер. 2) Лернер придаёт большее значение характеру действия ученика. В его понимании самостоятельная работа – это та работа, при которой ученик действует творчески, привносит творчество. Т. о., главный признак самостоятельной деятельности учащегося – творчество.
Учебно-практическая деятельность может идти и на репродуктивном и на более высоких уровнях.
Деятельность учащихся направлена на овладение приёмами учебной работы и их применение. Учебно-практическая деятельность имеет творческий характер. Учащиеся в результате неё вооружаются знаниями о материале и методах исторического исследования (главный объект – исторический документ).
Второе направление: главное – знание и овладение учебными приёмами.
Учебные приёмы (умения и навыки учащихся).
Учебный приём – способ, который объективно может быть выражен в виде перечня действий, входящих в состав приёма.
Схема 7. Учебный прием.
Признак учебного приёма – перечень действий.
Учебный приём может касаться умственной деятельности. В таком случае эти приёмы выступают как умения. Умение – адекватные цели владения важнейшими умственными (мыслительными) действиями.
Умственные действия на механическом уровне – навык. Навык – автоматизированный компонент действия, который носит по преимуществу практический характер. Навыки – частное проявление умственной деятельности.
Сравнение – соотнесение двух объектов друг с другом (составление синхронистических таблиц, составление плана по тексту).
Создание классификации умений и навыков.
Система умений.
Попытку классификации предприняла Н. И. Запорожец.
1 группа – умения, обеспечивающие соответствующие особенности исторического материала: умение локализовать исторические факты и процессы во времени и пространстве (соотнесение событий друг с другом, соотнесение даты события с веком, определение длительности, последовательности, умение читать карту, пользоваться легендой).
2 группа – умения анализировать исторический материал. Анализ – отделение существенного от несущественного, оценка допущения (признаки, характеризующие феодализм, причины введения НЭПа в 1921 г., определение и критерии централизованного государства).
3 группа – умения синтезировать исторический материал. Синтез – создание целого из компонентов. Обобщение причинно-следственных связей.
4 группа – умения сравнивать и сопоставлять аналогичные и однородные факты. Установление сходства и различия по однородным признакам.
5 группа – умения оценивать, а на базе оценки – формулировать и обосновывать выводы. Оценка – это определение значимости.
Система навыков.
1 группа – речевые навыки, отработанные до автоматизма (беглое и сознательное чтение учебных текстов, пересказ текста, ответы на вопросы).
2 группа – составление планов (простой план, сложный, развёрнутый, план-конспект).
3 группа – работа со справочным материалом (навык свободного ориентирования в оглавлении учебников, словарях, вопросах и заданиях; определение новых слов и их значимости по словарям; привлечение указателей и каталогов).
4 группа – навыки оформления графических работ (заполнение и составление таблиц, рисование графиков и диаграмм, оформление различных схем).
5 группа – составление тезисов по параграфам, статьям и т. д.
6 группа – навыки рецензирования (устное, письменное).
7 группа – навыки библиографической работы (поиск книг по библиотечным каталогам, составление библиографических карточек).
8 группа – оформление краткой библиографии по широким и узким историческим темам; написание аннотаций.
9 группа – навыки конспектирования.
10 группа – оформление рефератов
Основа общей классификации умений и учебных приёмов.
1 группа – Учебно-организационная:
а) определение задач и целей, целеполагание;
б) планирование деятельности;
в) рациональное выполнение задач;
г) самооценка;
д) режим дня;
е) подготовка средств учебной деятельности.
Неполнота. В перечень вводятся новые основания.
Источник знания – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся, т. е. деятельность, направленная на овладение приёмами учебной работы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.