Предмет Методики преподавания истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет Методики преподавания истории.

Задачи курса, его структура.

Три понятия: методика преподавания (наука о способах преподавания), технология (педагогическое мастерство), дидактика (общая теория обучения).

Как самостоятельная отрасль МПИ оформилась в последней трети XIX в. Сложилась за полтора века. Официально преподавание истории началось в России в эпоху Петра Великого (перв. четверть XVIII в.), Школы, где давались исторические знания, назывались разноязычными (6 языков). История была несамостоятельной дисциплиной, использовалась как грамматика для иностранного языка. В конце XVIII в. складываются два курса: зарубежная история и российская история. Преподавание в течение всего XVIII в. велось эмпирически, накапливался опыт, делались обобщения…

           Цель МПИ – «отыскание, описание и оценка способов которые ведут к наилучшей постановке этой науки» (конец XIX в.). Задача – как преподавать?

Второй этап: меняется взгляд, расширяются представления (60-е, 70-е гг. ХХ в.). Предмет МПИ по А. Вагину: два главных вопроса – что учить и как организовать процесс обучения. Предмет МПИ по П. Горе: процесс обучения истории.

1 задача МПИ: зачем изучать историю (цели исторического образования). А определение целей влияют цели школы, уровень развития исторической науки и уровень развития педагогики.

2 задача МПИ: о содержании исторического образования.

3 задача МПИ должна, с одной стороны, определить уровень познавательных возможностей учащихся, который позволит им усвоить материал; а с другой – определить, как изучение истории должно изменить этот уровень.

4 задача: организация обучения (методы). 

5 задача: изучение результатов обучения. Результаты помогают определить пути совершенствования всех остальных компонентов МПИ.

Если меняются цели, то меняется содержание и организация обучения. Это происходит из-за изменений в обществе.

Преподавание истории и развитие методической мысли России в XVIII – XIX вв.

Школьные программы как методический документ.

После 7-летней учащиеся не имели представления об историческом развитии современности, т.к. курс новейшей истории не был разработан.

Учащиеся 7-летней школы не изучали отечественную историю, конституция СССР могла изучаться лишь формально, курс истории СССР не имел основы.

8 сент. 1959 г. ЦК КПСС принял постановление об изменениях структуры образования.

1958 г. – «об укреплении связи школы с жизнью»

В сельской местности юноши получали специальность механика, девушки – машинистки. В городах – портнихи и рабочие на станкостроительном заводе.

Количество учебных часов содержало часть для производственного обучения.

Роль учебника в учебном процессе. Требования к современному учебнику.

Школьный учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний.

Основное пособие, систематическое изложение исторических знаний, предусмотренных программой и подлежащих обязательному усвоению.

Первый русский учебник – Азбука Ивана Федорова 1574 г.

Первый учебник по истории – «Краткий российский летописец с родословцем» М. В. Ломоносова 1760 г.

Изменение учебных связей с функциями: однофункциональный учебник превращается в многофункциональный.

Функции учебника:

1. В XIX в. единственная функция – информационная (учебник – ведущий источник знаний). Главное содержание авторское изложение систематического знания.

2. Вторая функция учебника – учебник стали использовать для организации обучения.

3. Начало XX в. (1917 – 1934 гг.) появление нетрадиционных пособий. Бригадно-лабораторный метод преподавания диктовал отбор материала – новый тип книг – «рабочие книги по истории».

Введенский, Предтеченский «Рабочая книга по истории». М.-Л., 1928. Одна функция – учебник средство для организации работы учащихся. 2 части, 30 заданий. «Задания» – целевая установка, отдел источников, небольшой обобщающий очерк, вопросы для обсуждения.

К 60-м гг. появились многофункциональные учебники.

1960 – 70-е гг. третье поколение советских учебников.

Основные задачи учебника по истории:

1. Обеспечение учащихся источником учебных знаний.

2. Представление материала для упражнений, который позволяет организовать аткивную учебную деятельность школьников.

3. Обеспечение ознакомления школьников с первоисточниками исторических знаний.

4. Помочь учителю в организации мыслительной деятельности учащихся.

Два предложения:

Ø Заменить учебник учебно-методическим комплектом: учебник как источник знаний; хрестоматия, книга для чтения; сборник задач; сборник научно-популярных статей для старшеклассников; исторический журнал для школьников; рабочая тетрадь.

Ø Новосибирский. Троицкий. Учебник – средство для обучения.

Сейчас совершенствуются двух функций учебников и создание комплекта учебно-методической литературы.

Альтернативные учебники. Подвергаются государственной экспертизе.

Система требований к учебнику:

1. Должен содержать минимальный объем систематизированных знаний, которыми следует овладеть ученику.

2. Научность. Учебник должен быть безупречен в научном отношении, т. е. давать точное изложение проверенных наукой фактов, доступных для учащихся, систематизированных фактов на методической основе.

3. Психолого-педагогические требования. Доступность содержания, характеристики, оценки, методического аппарата должно соответствовать возрастной и психолого-педагогической характеристике этого возраста. 

4. Должен обеспечивать правильную организацию процесса познания.

5. Преемственность. Она действует для каждого учебника и системы. Единообразные подходы к освещению исторического материала, решению вопросов взаимосвязи фактов и законов, постепенное возрастание сложности содержания материала и его оформления. 

Модель учебника.

1. методология учебника.

2. методическое содержание.

Методология – основа систематизации материала. Проблема подбора фактов – структурные принципы группировки содержания. Выделяют три основные логические основы систематизации учебников:

Ø экземпляристский (традиционалистский) 

Ø эволюционная теория Виноградова

Ø социологический метод (сравнительно-исторический).

Период советской школы.

Первое поколение советских учебников появилось появился в 40-е гг. В нем использовался формационный подход. Анализ этих учебников выявил ряд недостатков: не учитывалось, что Маркс создал свою теорию на основе стран Европы.

В кон. 80-х гг. в ряде дискуссий выделено несколько подходов: отказ от универсальной доктрины исторического процесса. Наиболее популярны цивилизационные, культурологические антропологические принципы.

Цивилизационный принцип – на первом месте. Авторы следуют экземпляристкому подходу.

В настоящее – многообразие методологических основ, возродился интерес к системе дворянской историографии, используется смешение принципов при создании учебника, а иногда не используется ни один методологический принцип.

Важное место занимал спор о том, какой метод должен преобладать логический стиль при создании учебника: индукция или дедукция.

Индукция – обилие фактов, образность, «толстый учебник».

Дедукция – «тонкий учебник», конспективный стиль изложения, исп. только то количество фактов, которое необходимо для характеристики события, т.е. учебник не должен заменять книгу для чтения, содержать красочные факты.

Но индукция и дедукция не используется в чистом виде.

Система советских учебников базировалась на индуктивной основе, и в настоящее время много сторонников этого метода изложения. Но стоит вопрос о замене инд. О\основы на дедуктивную в связи с развитием исторической науки, обилием ист. фактов.

Попытки внедрения дедуктивного метода были во второй пол. 80-х гг. (учебник по истории средних веков Агибалова).

Важный вопрос о принципах организации материала. Используют несколько принципов:

1) Монографический принцип – история страны изучается от начала до конца.

2) Принцип синхронности – все страны изучаются на одном историческом этапе, т.е происходит неоднократное возвращение к одним хронологическим рамкам. На этом принципе созданы учебники по зарубежной истории. Минусы: нет подробности изучения, нет полного представления о смене каких-либо периодов.

3) Хронологический принцип.

4) Тематический принцип – объединение фактов в однородные по содержанию группы.

5) Проблемно-тематический принцип – комплексы, характеризующие отдельные стороны общественной жизни.

Модель учебника.

Модель учебника – определение компонентов учебника и соотношение с функциями. Модель многофункционального учебника включает в себя текст и внетекстовые компоненты.

Текстовые компоненты(3 типа текста):

1) основной;

2) дополнительный (фрагменты личного отношения автора, научные материалы, документы, отрывки из художественной и научной литературы);

3) пояснительный текст – пояснения отдельных терминов, положений, исторических названий.

Соотношение текстовых компонентов: авторское изложение 84 – 90%, дополнительный текст – 2 – 14%, пояснительный – 0,2 – 3,2%.

Такое разделение снимает нагрузку с основного текста.

Способы изложения:

Ø Повествовательно-описательное изложение;

Ø Объяснительное.

Ø Обобщающее.

Ø Проблемное.

Внетекстовые компоненты:

1) аппарат организации усвоения (АОУ);

2) аппарат ориентировки (АО);

3) иллюстративный материал (ИМ).

Схема 4. Содержание учебного исторического материала.

Каждая из групп методов реализуется через приёмы, адекватные содержанию исторического материала:

1) приёмы создания образных представлений о главных исторических фактах;

2) приёмы формирования необразного знания о второстепенных исторических фактах;

3) приёмы изучения теоретического исторического материала.

5. Словесный метод (метод живого слова).

Схема 6. Содержание материала и его изложение.

 

Рассказ – малая форма, сюжет, в основе конфликт. Рассказ – это сюжетное (образное) повествование исторических событий, о действиях исторических персонажей и народных масс. Сюжет может быть использован для изучения типично-повторных явлений, в этом случае он вымышленный. 2 типа сюжета:

1) реальный (из военно-исторического прошлого);

2) вымышленный. Может быть использован рассказ для изучения типично-повторяющихся событий и явлений.

Факторы успешности рассказа – выведенность композиции и наполненность частей, соразмерность, правильный подбор средств и приёмов конкретизации.

Композиция рассказа:

1) экспозиция – изображение обстановки, действующих лиц до начала действий;

2) завязка – начальный момент в развитии событий;

3) развитие действия;

4) кульминация – высшая напряженность действия;

5) развязка – заключительный момент в развитии действия.

Средства конкретизации:

1. конкретизация моментов, характеризующих место исторического действия (локализация Куликова битва)

2. связь с особенным историческим материалом – конкретизация моментов, характеризующих время действия (в субботу, 5 апреля)

3. краеведческий материал

4. документальный материал

5. статистический материал (статистический материал в соотношении величин ч/з образ)

Приёмы конкретизации:

  1. Приём персонификации – игровой приём образного и сюжетного повествования от первого лица, изображение событий или явлений через показ характера деятельности, через судьбу тех или иных лиц.
  2. Приём драматизации – игровой приём, предполагает введение диалога двух или более лиц.
  3. Введение прямой речи – конкретной и выразительной от действующего лица.
  4. Описание, образная характеристика.

Ведущий вид словесного изложения – рассказ, преобладает повествовательно-описательная функция.

Повествование – повествовательный приём. Повествовательная форма изложения признаков, особенностей, существенных черт исторического объекта. В результате создается образное представление о внешнем виде и об устройстве объекта (картины природы, быта, хозяйственной деятельности, о персонажах исторического прошлого).

Описание:

Ø Картинное;

Ø Аналитическое.

Картинное создает представление через образ, оно связано с внешним обликом людей, арх. ансамблей. Для создания образа географической среды.

Аналитическое – используется элемент анализа, создание образа.

Сообщение – простое перечисление признаков событий, связано с событиями, цифрами, датами и именами; перечисление ряда событий.

Конспективное изложение – лишенное образности изложение, которое передает развитие неглавных событий или явлений во времени и пространстве.

Объяснение – раскрытие связей, зависимости, закономерностей, смысла, сущности, значений исторических событий.

Объяснение – форма логического изложения, в основе которой лежит суждение, истинность которого доказывается логически взаимосвязанными умозаключениями.

2ч: то, что объясняется (суждение)

То, с помощью чего объясняется (система умазаключения)

Виды объяснения:

  1. Генетическое объяснение.
  2. Причинно – следственное, суждение о причинах.
  3. Структурное – раскрывается структура исторического объекта и взаимосвязь частей.
  4. Функциональное – в основе существенные признаки.
  5. Мотивационное объяснение.
  6. Объяснение через закон, в основе конкретное явление, в котором проявляются черты закона.

Рассуждение – последовательное развитие положений документов, подводящих к выводам и умозаключениям;

Своеобразный вариант разъяснения через риторические вопросы.

 

 

Самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся.

Существует два основных подхода в определении самостоятельной работы учащихся. 1) Матвеева и Сасалин понимают под самостоятельной работой работу, которую выполняют учащиеся индивидуально по заданию учителя и в запланированное время. Самостоятельная работа здесь понимается в широком смысле, главный её признак то, что ученик действует, он активен; действия ученика имеют индивидуальный характер. 2) Лернер придаёт большее значение характеру действия ученика. В его понимании самостоятельная работа – это та работа, при которой ученик действует творчески, привносит творчество. Т. о., главный признак самостоятельной деятельности учащегося – творчество.

  1. Исходный признак самостоятельной работы (внешний) – индивидуальная деятельность учащихся без помощи учителя, без посторонней помощи или при небольшой помощи педагога или друг друга.
  2. Цель самостоятельной работы – формирование самостоятельности в широком смысле слова, также выработка характера ученика, что позволяет действовать в нестандартной ситуации, усиление мотивации.
  3. Характер деятельности – творческий.
  4. Сущность самостоятельной работы определяется по Лернеру характером и сущностью задания, которое может носить репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и др. характеры.

Учебно-практическая деятельность может идти и на репродуктивном и на более высоких уровнях.

Деятельность учащихся направлена на овладение приёмами учебной работы и их применение. Учебно-практическая деятельность имеет творческий характер. Учащиеся в результате неё вооружаются знаниями о материале и методах исторического исследования (главный объект – исторический документ).

Второе направление: главное – знание и овладение учебными приёмами.

Схема 7. Учебный прием.

Признак учебного приёма – перечень действий.

Учебный приём может касаться умственной деятельности. В таком случае эти приёмы выступают как умения. Умение – адекватные цели владения важнейшими умственными (мыслительными) действиями.

Умственные действия на механическом уровне – навык. Навык – автоматизированный компонент действия, который носит по преимуществу практический характер. Навыки – частное проявление умственной деятельности.

Сравнение – соотнесение двух объектов друг с другом (составление синхронистических таблиц, составление плана по тексту). 

Создание классификации умений и навыков.

Система умений.

Попытку классификации предприняла Н. И. Запорожец.

1 группа – умения, обеспечивающие соответствующие особенности исторического материала: умение локализовать исторические факты и процессы во времени и пространстве (соотнесение событий друг с другом, соотнесение даты события с веком, определение длительности, последовательности, умение читать карту, пользоваться легендой).

2 группа – умения анализировать исторический материал. Анализ – отделение существенного от несущественного, оценка допущения (признаки, характеризующие феодализм, причины введения НЭПа в 1921 г., определение и критерии централизованного государства).

3 группа – умения синтезировать исторический материал. Синтез – создание целого из компонентов. Обобщение причинно-следственных связей.

4 группа – умения сравнивать и сопоставлять аналогичные и однородные факты. Установление сходства и различия по однородным признакам.

5 группа – умения оценивать, а на базе оценки – формулировать и обосновывать выводы. Оценка – это определение значимости.

Система навыков.

1 группа – речевые навыки, отработанные до автоматизма (беглое и сознательное чтение учебных текстов, пересказ текста, ответы на вопросы).

2 группа – составление планов (простой план, сложный, развёрнутый, план-конспект).

3 группа – работа со справочным материалом (навык свободного ориентирования в оглавлении учебников, словарях, вопросах и заданиях; определение новых слов и их значимости по словарям; привлечение указателей и каталогов).

4 группа – навыки оформления графических работ (заполнение и составление таблиц, рисование графиков и диаграмм, оформление различных схем).

5 группа – составление тезисов по параграфам, статьям и т. д.

6 группа – навыки рецензирования (устное, письменное).

7 группа – навыки библиографической работы (поиск книг по библиотечным каталогам, составление библиографических карточек).

8 группа – оформление краткой библиографии по широким и узким историческим темам; написание аннотаций.

9 группа – навыки конспектирования.

10 группа – оформление рефератов

Основа общей классификации умений и учебных приёмов.

1 группа – Учебно-организационная:

а) определение задач и целей, целеполагание;

б) планирование деятельности;

в) рациональное выполнение задач;

г) самооценка;

д) режим дня;

е) подготовка средств учебной деятельности.

Неполнота. В перечень вводятся новые основания.

Источник знания – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся, т. е. деятельность, направленная на овладение приёмами учебной работы.

Проблемность.

Причины зарождения проблемного типа обучения. Основные понятия теории проблемного обучения.

Значительно возрастающий объем знаний способствует усложнению исторического материала.

С сер. 60-х гг. – тенденция теоретизации исторического знания. Усложняется понятий аппарат, он становится более научным. Шире становится использование наглядных средств обучения.

Появляются новые формы урока – экскурсия, семинар. Господствующим становится объяснительно – иллюстративный тип урока с элементами проблемного типа обучения.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднение, вызванное столкновением учащихся с противоречием.

Типы проблемных ситуаций – противоречий:

1. несоответствие между уже имеющимися знаниями и новыми требованиями решения какой-либо задачи. В условие задачи вводится новая информация, противоречащая знанию – теория противоречия.

2. перед многообразием выбора из системы имеющихся знаний тех, единственно необходимых, которые могут обеспечить выполнение задания. Практический характер. Вопросы на взаимосвязь. Проблема отбора данных.

3. перед новыми условиями применения знаний. Связь с учебными предметами.

Формальные и сущностные признаки урока истории. Требования к уроку.

Урок – основная форма воспитания.

Организация учебного процесса – система взаимоотношений учителя с учащимися в этом процессе, а также способ структурирования учебного процесса, в т.ч. учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.

Формы учебно-воспитательного процесса:

1) урок;

2) внеурочные формы: экзамен, зачет, факультатив, клуб, экскурсия(20-е гг. XX в.попытка отказаться от классно-урочной системы (трудовая школа)).

Признаки урока:

1) постоянный состав учащихся классов находящихся примерно на одинаковой ступени развития;

2) определенная продолжительность занятий, их твердой расписание;

3) непосредственное руководство учителя;

4) разнообразие методов, приемов на уроке;

5) сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм работы.

Урок как педагогический комплекс:

Ø содержание;

Ø этапы урока;

Ø многочисленные формы учебной деятельности, приемы обучения.

Требования к уроку:

1. Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (место, роль урока в системе воспитательных, образовательных и др. задач).

2. Целостность урока: тематическая и логическая завершенность.

3. Учитель должен давать полноценные исторические знания. Это предполагает научность исторической информации, ее достоверность, реконструкцию прошлого, создание яркого образа знаний.

4. Учитель должен создавать перспективность при изучении истории. Он должен ориентировать учащихся на самостоятельное понимание связей прошлого, настоящего и будущего. Знание и понимание законов общественного развития.

5. Учитель должен иметь научно обоснованную организацию деятельности учащихся (проблема методов, средств обучения).

6. Урок должен быть развивающим.

7. Результативность урока.

Типология уроков истории.

Классификация уроков:

1) дидактические (гл.);

2) методические.

Тип урока определяет исходя из его сущности процесса обучения (дидактическая классификация).

Этапы процесса обучения и закономерности их последовательности:

1) подготовка усвоения;

2) усвоение знаний – главная задача;

3) закрепление;

4) осмысление.

Из названий следующие типы урока:

1 этап – вводный урок;

2 – изучение нового материала, ученик частичного восприятия материала;

3 – урок закрепления;                

4 – повторительно-обобщающий урок;

5 – комбинированный урок (составной) – в комплексе решает все задачи процесса усвоения.

Методическая классификация – тип урока определяется по ведущему методу, а метод – это дидактическая категория, при проведении урока, метод – исходный принцип.

Подготовка учителя к уроку.

8.3.1.Основные этапы и аспекты подготовки к уроку, выбор типа урока.

Создание модели урока:

2 типа подготовки учителя к уроку:

1. Перспективная подготовка (предварительная) или курсовая подготовка с апреля по август. В апреле учителя уже знают какие курсы будут вести. В конце августа учитель должен предоставить администрации результаты курсовой подготовки. Источники этого этапа неограниченны. Стороны курсовой подготовки:

1.1. содержательный аспект;

1.2. методический;

Первое – разработка содержания материала. Главный этап – структурирование курса на базе программы учебника. Материал группируется по тематическим блокам, выделяются ведущие блоки. В самих блоках выделяются факты и понятия. Понятия указывают на основную идею, выделяются связи этого курса с другими курсами, предметами. Структурирование курса предполагает определение связей.

Определение типа урока: основными фактами являются:

1.2.1. возраст учащихся (4 – 7 классы – основа – комбинированный урок);

1.2.2. Особенности содержания (степень сложности): первичность, вторичность, исход.

Информативность, доступность источника. Результатом работы учителя является подготовка тематического плана (на год или ½ года).

 

2. Поурочная подготовка учителя к уроку:

2.1. разработка содержания отдельных учеников;

2.2. определение форм, методов, приемов работы.

Функции, которые использует учитель при подготовке к уроку:

Ø гностическая – в определении цели ученика;

Ø конструирующая – в определении форм и методов работы;

Ø организационно-расчетное время, насыщенность учебного материала, формы работы учащихся;

Ø информационная разработка содержания и его структуры;

Ø учетно-контрольная;

Ø корректирующая – определение результативности урока, чтобы скорректировать дальнейшую работу.

Цель урока – совокупность образовательно-воспитательных задач (Вагин, Сперанская).

П. В. Гора, Карцев: цель урока это главная мысль ученика, то что на базе изучения учащиеся должны понять и воспринять в качестве основного вывода.

Определение цели урока.

Целевая установка: (компоненты образовательной цели урока)

1. Время и место.

2. Признаки исторического объекта.

3. Краткое определение ведущих причинно-следственных связей..

Для определение цели ученика-прием рассуждения составления логических схем

Требования при постановке цели:

Ø четкость, конкретность в обозначении исторических объектов;

Ø исходит из главного содержания учебника.

8.3.3.Оформление модели урока в плане.

Конспект, его части:

1) вводная часть;

2) модель урока;

3) завершающая.

Вводная начинается конспект с обозначения темы ученика. Ставится цель и задачи урока, тип урока. Основные понятия, оборудование урока.

Вторая оформляется структура урока, этапы, разбивка времени, методы, формы, приемы работы Опрос(12 мин)=>тема опроса => для индивидуальных ответов.

Третья – вывод или обобщение, резюме: переход к изучению нового материала.

План-конспект: отличие – в тезисном оформлении, имеет те же 3 части, что и конспект. Тезисное оформление содержания включает определение форм, методов, приемов работы.

Прибавляется заключительная часть со списком литературы.

План урока: составляется в произвольной форме. Обязательные элементы – тема урока, цель, структура, основные понятия, оборудование, методы, приемы работы, характеристика учебного материала, домашнее задание, литература к уроку.

Предмет Методики преподавания истории.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.